87947

Региональное развитие

Доклад

География, геология и геодезия

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного,

Русский

2015-04-25

45.29 KB

5 чел.

Региональное развитие

  1.  Понятие регионального развития.
  2.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.
  3.  Системная оценка регионального развития.
  4.  Структура стратегии регионального развития.
  5.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

  1.  Понятие регионального развития:

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала региона.

  1.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.

Устойчивость регионального развития предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала региона (его социальной, ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих).

Сбалансированность регионального развития это создание и поддержание рациональных пропорций вышеперечисленных составляющих регионального потенциала.

Социальная ориентация - это оценка вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения. Это наиболее очевидный, но наименее учитываемый признак.

  1.  Системная оценка регионального развития.

Предполагает рассмотрение регионального развития как сбалансированной системы различных составляющих (элементов): природно-ресурсной, экологической, социальной. Система индикаторов региональной динамики включает в себя экономическое, социальное, политическое и духовно-культурное измерения.

Среди экономических индикаторов наиболее важны:

  1.  валовой и душевой региональный продукт;
  2.  объем производства продукции;
  3.   размеры регионального бюджета и удельный вес федеральных трансфертов в доходной части бюджетов регионов;
  4.  соотношение доходов и прожиточного минимума надушу населения; объем и структура внешней торговли;
  5.  степень вовлеченности региона в международные экономические связи и т.д.

Социальные индикаторы таковы:

  1.   численность и половозрастной состав населения;
  2.   уровень и коэффициент рождаемости и смертности;
  3.   уровень миграции; этнический и конфессиональный состав;
  4.   классовый и профессиональный состав населения;
  5.   уровень образования;
  6.   плотность и поселенческая структура населения.

Политические индикаторы включают в себя:

  1.  состав элит и электората;
  2.  уровень поддержки политических сил по итогам социологических опросов и выборов;
  3.  названные выше количественные параметры территории региона.
  4.  Индикаторы духовной культуры как фактора региональных процессов:
  5.  степень развития региональной идентичности и ее характер (конфликтный либо консенсусный);
  6.  исторические традиции регионального сообщества;
  7.  региональный дискурс политических текстов (выступлений политиков, текстов СМИ, устной речи).

  1.  Структура стратегии регионального развития.

Проблемы регионализма и регионального развития имеют огромное значение для России, что обусловлено рядом факторов: ее федеративным устройством, многонациональным составом населения, различием регионов по природным и социально-экономическим показателям и т.д.

Государственная региональная стратегия- это комплексная долговременная и вписанная в общую государственную стратегию развития России политика.

Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

  1.  миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
  2.  стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
  3.  стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

 

Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона.

Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

 

Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:

  1.  анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
  2.  оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
  3.  анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
  4.  определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
  5.  формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
  6.  формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
  7.  детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.

  1.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач.

Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.

Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.

Анализ проблем: выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов; анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций; выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории; и т.д.

Формулирование целей и стратегий: на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития; производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;

Оценка возможных последствий: на данном этапе производится анализ стратегий с позиции: достижения ранее сформулированных целей; изменения состояния решаемых проблем территории; возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

Выбор оптимальной стратегии: производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих: эффективность использования ресурсов; универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде; комплексность развития; реализуемость основных функций данного уровня.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33609. Регулирование инновационной деятельности 83 KB
  Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности организационное экономическое финансовое нормативноправовое. Высшая форма регулятивной деятельности это выработка и проведение инновационной политики управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития.
33610. Область применения PR. Маркетинг, реклама и PR. Социальная реклама 44 KB
  Маркетинг реклама и PR. Социальная реклама Основным назначением пиара является достижение высокой общественной репутации фирмы или иной организации либо частного лица нуждающегося в PRуслугах. Следует отличать пиар от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций однако реклама рассказывает о товаре а пиар – о фирмепроизводителе. Паблисити реклама и PR Различать данные феномены также трудно как и маркетинг с PR.
33611. Городская инфраструктура: понятие, основные элементы. Зонирование территории города 44.5 KB
  Зонирование территории города Понятие инфраструктуры. Подходы к организации планировки и застройки территории города. Критерии зонирования территории города по трем основным факторам критериям: функциональному правовому и экономическому или ценовому. В состав; градообслуживающей сферы входят : жилищнокоммунальный комплекс ЖКК; транспортный комплекс; строительный комплекс жилищногражданское строительство и строительная индустрия местного значения; комплекс потребительского рынка торговля общественноепитание бытовое...
33612. Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность 39 KB
  Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность Три функциональноцелевых блока социальной инфраструктуры: общественнополитическая и интеллектуальнокультурная деятельность восстановление и сохранение физического здоровья коммунальнобытовое обслуживание. Целевые функции социальной инфраструктуры. Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры. Прогнозирование развития социальной инфраструктуры.
33613. Социальная инфраструктура муниципального образования как многоотраслевой комплекс 58.5 KB
  Целесообразное разделение функций по управлению ими между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы улучшением условий жизни населения. На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории.
33614. Транспортная инфраструктура муниципальных образований 49.5 KB
  Классификация транспорта муниципального образования. Понятие транспорта. Виды городского транспорта. Особенности и недостатки городского транспорта.
33615. Жилищная инфраструктура муниципальных образований 39 KB
  Функции жилищной политики. Процесс реформирования жилищной сферы в России сталкивается с целым рядом проблем которые проявляются ярко и болезненно особенно в крупных городах в частности в г. Жилищная сфера содержит в себе огромный социально экономический потенциал исходя из этого социально экономическая роль жилья предопределяет необходимость глубокого исследования и теоретического переосмысления преобразований происходящих в жилищной сфере. Главная цель жилищной политики состоит в удовлетворении жилищных и эстетических потребностей...
33616. Понятие земельных ресурсов и собственность на землю. Категории земель 42.5 KB
  Категории земель Понятие земли и земельных ресурсов. Принципы управления земельными ресурсами установленные Земельным Кодексом РФ: 1Приоритет охраны земли перед использованием земли как недвижимого имущества. 2 Приоритет охраны жизни и здоровья человека который должен быть обеспечен при использовании земли даже если это требует больших затрат. 5 Сохранение особо ценных земель и охраняемых территорий изменение статуса которых не допускается или ограничивается к особо ценным землям и охраняемым территориям относятся ценные земли с х...
33617. Концепция национальной безопасности 49 KB
  безопасности РФ 2009 г. политики в области обеспечения безопасности личности общества и государства защищенности страны от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод в обеспечении личной безопасности в повышении качества и уровня жизни в физическом духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.