87947

Региональное развитие

Доклад

География, геология и геодезия

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного,

Русский

2015-04-25

45.29 KB

6 чел.

Региональное развитие

  1.  Понятие регионального развития.
  2.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.
  3.  Системная оценка регионального развития.
  4.  Структура стратегии регионального развития.
  5.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

  1.  Понятие регионального развития:

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала региона.

  1.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.

Устойчивость регионального развития предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала региона (его социальной, ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих).

Сбалансированность регионального развития это создание и поддержание рациональных пропорций вышеперечисленных составляющих регионального потенциала.

Социальная ориентация - это оценка вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения. Это наиболее очевидный, но наименее учитываемый признак.

  1.  Системная оценка регионального развития.

Предполагает рассмотрение регионального развития как сбалансированной системы различных составляющих (элементов): природно-ресурсной, экологической, социальной. Система индикаторов региональной динамики включает в себя экономическое, социальное, политическое и духовно-культурное измерения.

Среди экономических индикаторов наиболее важны:

  1.  валовой и душевой региональный продукт;
  2.  объем производства продукции;
  3.   размеры регионального бюджета и удельный вес федеральных трансфертов в доходной части бюджетов регионов;
  4.  соотношение доходов и прожиточного минимума надушу населения; объем и структура внешней торговли;
  5.  степень вовлеченности региона в международные экономические связи и т.д.

Социальные индикаторы таковы:

  1.   численность и половозрастной состав населения;
  2.   уровень и коэффициент рождаемости и смертности;
  3.   уровень миграции; этнический и конфессиональный состав;
  4.   классовый и профессиональный состав населения;
  5.   уровень образования;
  6.   плотность и поселенческая структура населения.

Политические индикаторы включают в себя:

  1.  состав элит и электората;
  2.  уровень поддержки политических сил по итогам социологических опросов и выборов;
  3.  названные выше количественные параметры территории региона.
  4.  Индикаторы духовной культуры как фактора региональных процессов:
  5.  степень развития региональной идентичности и ее характер (конфликтный либо консенсусный);
  6.  исторические традиции регионального сообщества;
  7.  региональный дискурс политических текстов (выступлений политиков, текстов СМИ, устной речи).

  1.  Структура стратегии регионального развития.

Проблемы регионализма и регионального развития имеют огромное значение для России, что обусловлено рядом факторов: ее федеративным устройством, многонациональным составом населения, различием регионов по природным и социально-экономическим показателям и т.д.

Государственная региональная стратегия- это комплексная долговременная и вписанная в общую государственную стратегию развития России политика.

Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

  1.  миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
  2.  стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
  3.  стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

 

Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона.

Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

 

Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:

  1.  анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
  2.  оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
  3.  анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
  4.  определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
  5.  формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
  6.  формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
  7.  детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.

  1.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач.

Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.

Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.

Анализ проблем: выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов; анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций; выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории; и т.д.

Формулирование целей и стратегий: на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития; производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;

Оценка возможных последствий: на данном этапе производится анализ стратегий с позиции: достижения ранее сформулированных целей; изменения состояния решаемых проблем территории; возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

Выбор оптимальной стратегии: производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих: эффективность использования ресурсов; универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде; комплексность развития; реализуемость основных функций данного уровня.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85378. Мониторинг воздействия на окружающую среду 67 KB
  Мониторинг воздействия на окружающую среду. Методы мониторинга воздействия на окружающую среду. Мониторинг воздействия на окружающую среду часть экологического мониторинга многоцелевая информационная система в задачи которой входит описание наблюдение оценка и прогноз источников воздействия на окружающую среду и отходов сбросы выбросы размещение и удаление отходов использование ресурсов и готовой продукции. Источник воздействия на окружающую среду ограниченная в пространстве область к которой могут быть отнесены все...
85379. Нормирование и лимитирование воздействия на окружающую среду 46.5 KB
  Нормативы воздействия на окружающую среду предельные характеристики источников воздействия на окружающую среду и условия размещения и удаления отходов соблюдение которых в любом случае не может привести к нарушению установленных критериев качества окружающей среды. Лимитирование воздействия на окружающую среду временное установление определенных характеристик источников воздействия на окружающую среду и отходов для соблюдения и контроля которых имеются необходимые возможности и средства. Лимиты воздействия на окружающую среду ...
85380. Распространение загрязняющих веществ 64 KB
  Если выбрасываемые в воздух примеси состоят из крупных частиц то распространяясь в атмосфере они под действием силы тяжести начинают спускаться с определенной постоянной скоростью в соответствии с законом Стокса. Естественно что почти все примеси в конечном итоге осаждаются на поверхности земли причем тяжелые осаждаются в основном под действием гравитационного поля а легкие в результате диффузионного процесса. Поскольку наиболее опасны для окружающей среды примеси газообразного вида типа окислов то именно таким легким соединениям...
85381. Нормирование качества воздуха, воды, почвы 67.5 KB
  Совершенно недопустимо сравнивать уровни загрязнения селитебной зоны с установленными ПДКрз а также говорить о ПДК в воздухе вообще не уточняя о каком нормативе идет речь. Уровень загрязнения атмосферы обычно описывается набором статических характеристик для ряда измеряемых вредных веществ. Для оценки степени загрязнения атмосферы средние максимальные концентрации веществ нормируются на величину средней максимальной концентрации для большого региона или на санитарногигиснический норматив ПДК. Нормированные характеристики загрязнения...
85382. Организация экоаналитического контроля 53 KB
  Контролируемые объекты и компоненты в экоаналитическом контроле Организация и обеспечение ЭАК требуют решения комплекса взаимосвязанных проблем которые образуют приведенную ниже единую систему: Нормативнотехническое обеспечение и правовая регламентация Контролируемые объекты и компоненты Методическое обеспечение Аппаратурное обеспечение Метрологическое обеспечение Обеспечение качества химической информации Кадровое обеспечение Нормативнотехническое обеспечение и правовая регламентация системы ЭАК С точки зрения природоохранительного...
85383. Требования к средствам измерения и классификация экоаналитических средств 35.5 KB
  Требования к средствам измерений Различными нормативными документами в области обеспечения единства измерений предъявляется достаточно жесткие требования к средствам измерений СИ применяемым при экоаналитических работах. Прежде всего СИ должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений. После получения положительного результата испытаний такие средства измерений включаются в установленном порядке в Государственный реестр средств измерений При эксплуатации СИ необходимо соблюдать установленную в техническом паспорте СИ...
85384. Система наблюдения и контроля атмосферного воздуха ОГСНКа 34 KB
  В России существует сеть станций которая ведет наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в атмосфере. Обычно на каждом посту измеряется до 8 загрязняющих веществ но учитывая что каждый промышленный центр имеет свою экологическую специфику и набор 3В возможно измерение до 80 компонентов. Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Помимо наблюдений в городах ведутся наблюдения за пределами урбанизированных...
85385. Средства контроля воздушных и других газообразных сред 81 KB
  Отбор проб воздуха. Средства контроля подразделяют на: системы комплексы приборы другие технические средства контроля загрязнения ТСКЗ воздушного бассейна с группировкой их по особенностям анализируемой воздушной среды следующим образом: ТСКЗ атмосферы ТСКЗ воздуха населенных мест и жилых помещений ТСКЗ воздуха рабочей зоны и производственных помещений ТСКЗ выбросов и паро воздушных смесей поступающих в атмосферу. Они могут быть сгруппированы следующим образом: промышленные газоанализаторы более 60 40 анализаторы...
85386. Экологический мониторинг поверхностных водных объектов 78.5 KB
  Программа ГСМОС Вода включает 7 основных пунктов: создание всемирной сети станций мониторинга; разработка единой методики отбора и анализа проб воды; осуществление контроля за точностью данных; использование современных систем хранения и распространения информации; организация повышения квалификации для специалистов; подготовка методических справочников; обеспечение необходимым оборудованием в отдельных случаях. Основные задачи систематических наблюдений за качеством поверхностных вод в системе ОГСНК можно сформулировать следующим образом:...