87947

Региональное развитие

Доклад

География, геология и геодезия

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного,

Русский

2015-04-25

45.29 KB

8 чел.

Региональное развитие

  1.  Понятие регионального развития.
  2.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.
  3.  Системная оценка регионального развития.
  4.  Структура стратегии регионального развития.
  5.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

  1.  Понятие регионального развития:

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала региона.

  1.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.

Устойчивость регионального развития предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала региона (его социальной, ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих).

Сбалансированность регионального развития это создание и поддержание рациональных пропорций вышеперечисленных составляющих регионального потенциала.

Социальная ориентация - это оценка вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения. Это наиболее очевидный, но наименее учитываемый признак.

  1.  Системная оценка регионального развития.

Предполагает рассмотрение регионального развития как сбалансированной системы различных составляющих (элементов): природно-ресурсной, экологической, социальной. Система индикаторов региональной динамики включает в себя экономическое, социальное, политическое и духовно-культурное измерения.

Среди экономических индикаторов наиболее важны:

  1.  валовой и душевой региональный продукт;
  2.  объем производства продукции;
  3.   размеры регионального бюджета и удельный вес федеральных трансфертов в доходной части бюджетов регионов;
  4.  соотношение доходов и прожиточного минимума надушу населения; объем и структура внешней торговли;
  5.  степень вовлеченности региона в международные экономические связи и т.д.

Социальные индикаторы таковы:

  1.   численность и половозрастной состав населения;
  2.   уровень и коэффициент рождаемости и смертности;
  3.   уровень миграции; этнический и конфессиональный состав;
  4.   классовый и профессиональный состав населения;
  5.   уровень образования;
  6.   плотность и поселенческая структура населения.

Политические индикаторы включают в себя:

  1.  состав элит и электората;
  2.  уровень поддержки политических сил по итогам социологических опросов и выборов;
  3.  названные выше количественные параметры территории региона.
  4.  Индикаторы духовной культуры как фактора региональных процессов:
  5.  степень развития региональной идентичности и ее характер (конфликтный либо консенсусный);
  6.  исторические традиции регионального сообщества;
  7.  региональный дискурс политических текстов (выступлений политиков, текстов СМИ, устной речи).

  1.  Структура стратегии регионального развития.

Проблемы регионализма и регионального развития имеют огромное значение для России, что обусловлено рядом факторов: ее федеративным устройством, многонациональным составом населения, различием регионов по природным и социально-экономическим показателям и т.д.

Государственная региональная стратегия- это комплексная долговременная и вписанная в общую государственную стратегию развития России политика.

Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

  1.  миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
  2.  стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
  3.  стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

 

Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона.

Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

 

Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:

  1.  анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
  2.  оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
  3.  анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
  4.  определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
  5.  формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
  6.  формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
  7.  детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.

  1.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач.

Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.

Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.

Анализ проблем: выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов; анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций; выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории; и т.д.

Формулирование целей и стратегий: на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития; производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;

Оценка возможных последствий: на данном этапе производится анализ стратегий с позиции: достижения ранее сформулированных целей; изменения состояния решаемых проблем территории; возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

Выбор оптимальной стратегии: производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих: эффективность использования ресурсов; универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде; комплексность развития; реализуемость основных функций данного уровня.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39171. Основные положения по нормоконтролю и предварительной защите дипломных работ 729 KB
  Общие требования кафедры к содержанию и структуре дипломной работы 10 4.Общие требования кафедры к оформлению дипломной работы 11 5.Образцы оформления и требования к оформлению отдельных фрагментов дипломной работы: 13 титульный лист образец 1 14 реферат...
39172. ДЕРЖАВНЕ ПРАВО ЗАРУБІЖНИХ КРАЇН 3.29 MB
  Тимченко ДЕРЖАВНЕ ПРАВО ЗАРУБІЖНИХ КРАЇН Рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальний посібник для студентів КИЇВ2005 вищих навчальних закладів УДК342187075. Б 86 Державне право зарубіжних країн: Навчальний посібник. 504 с ISBN 9663640545 Навчальний посібник являє собою комплекс навчальнометодичних матеріалів до курсу Державне конституційне право зарубіжних країн який є обов'язковим для викладання у вищих юридичних закладах IIIIV рівня акредитації. 2005 Центр навчальної літератури 2005...
39173. Аудит финансовых результатов предприятий торговли ООО «Рассвет» 513.5 KB
  Прибыль конечный финансовый результат слагается из финансового результата от реализации продукции работ услуг основных средств и иного имущества предприятия и доходов от прочих операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Они более полно чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. В результатах деятельности предприятия заинтересованы учредители предприятия которые получают дивиденды инвесторы...
39174. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 408 KB
  Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей решение проблем экономического а порой и физического выживания усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебновоспитательный процесс во внеурочную досуговую деятельность сотрудничество с детьми и педагогами. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей где родители употребляют спиртные напитки и...
39175. Мектептерде музыка пәні арқылы халықтың тәрбие берудің мән-мағынасы 463.5 KB
  3 Музыка мен әдебиеттің байланысы 2 Тәжірибелік жұмыстағы әдістер 2.1 Музыкалық тәрбие берудің маңызы мен міндеттері 2.1 Музыкалық білім мен тәрбие берудің қалыптасуы мен дамуы 3.2 Музыка мектебінде білім мен тәрбие беру 3.
39176. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ ООО «СИСТОКСЕВИС» 7.52 MB
  Виды доставок и технологические схемы перевозки Особенности транспортно-логистических систем различных видов транспорта и их взаимодействие Логистическая информация как стратегический ресурс транспортного потока. Транспортные компании ищут пути повышения доходов от своей деятельности что особенно актуально в условиях острой конкуренции на транспортном рынке и не...
39177. Разработка автоматизированной системы планирования закупок 2.59 MB
  Подсистема сбыта позволяет работать с потребителями позволяет учитывать продажи товаров. При этом многообразие его параметров технологических и объемнопланировочных решений конструкций оборудования и характеристик перерабатываемой номенклатуры товаров относит склад к сложным системам. Технологический процесс на складах основу которого составляют материальные потоки должен отвечать оптимальным параметрам по скорости процесса обеспечивать сохранность товаров и экономичность затрат. Нормативная оборачиваемость товаров зависит от задач...
39178. ТЕОРІЯ ПРОГРАМНИХ АЛГЕБР КОМПОЗИЦІЙНОГО ТИПУ ТА ЇЇ ЗАСТОСУВАННЯ 3.84 MB
  Перераховані стилі виділяють певний (звичайно, дуже важливий, але один з багатьох) аспект та уточнюють саме його. Так, у структурному програмуванні це каталогізація методів побудови програм, у функціональному – опис програм системами функціональних рівнянь, у логічному – визначення програм специфікаціями певних формальних мов, як правило, першого порядку, в об‘єктно-орієнтованому (модульному) – трактування розмаїтості даних
39179. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 1.06 MB
  Другой проблемой на сегодняшний день является тот факт, что большинство педагогов российских школ сами имеют достаточно низкий уровень информационной компетентности. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ и тех мест, где внедрение современных телекоммуникационных и информационных технологий только началось. Нередки ситуации, когда в школе уже появилась современная вычислительная техника, но используются она только в качестве печатной машинки с расширенными возможностями, так как учителя не обладают достаточными навыками и умениями для того, чтобы использовать эту технику в образовательном процессе.