87947

Региональное развитие

Доклад

География, геология и геодезия

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного,

Русский

2015-04-25

45.29 KB

10 чел.

Региональное развитие

  1.  Понятие регионального развития.
  2.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.
  3.  Системная оценка регионального развития.
  4.  Структура стратегии регионального развития.
  5.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

  1.  Понятие регионального развития:

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала региона.

  1.  Социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность регионального развития.

Устойчивость регионального развития предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала региона (его социальной, ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих).

Сбалансированность регионального развития это создание и поддержание рациональных пропорций вышеперечисленных составляющих регионального потенциала.

Социальная ориентация - это оценка вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения. Это наиболее очевидный, но наименее учитываемый признак.

  1.  Системная оценка регионального развития.

Предполагает рассмотрение регионального развития как сбалансированной системы различных составляющих (элементов): природно-ресурсной, экологической, социальной. Система индикаторов региональной динамики включает в себя экономическое, социальное, политическое и духовно-культурное измерения.

Среди экономических индикаторов наиболее важны:

  1.  валовой и душевой региональный продукт;
  2.  объем производства продукции;
  3.   размеры регионального бюджета и удельный вес федеральных трансфертов в доходной части бюджетов регионов;
  4.  соотношение доходов и прожиточного минимума надушу населения; объем и структура внешней торговли;
  5.  степень вовлеченности региона в международные экономические связи и т.д.

Социальные индикаторы таковы:

  1.   численность и половозрастной состав населения;
  2.   уровень и коэффициент рождаемости и смертности;
  3.   уровень миграции; этнический и конфессиональный состав;
  4.   классовый и профессиональный состав населения;
  5.   уровень образования;
  6.   плотность и поселенческая структура населения.

Политические индикаторы включают в себя:

  1.  состав элит и электората;
  2.  уровень поддержки политических сил по итогам социологических опросов и выборов;
  3.  названные выше количественные параметры территории региона.
  4.  Индикаторы духовной культуры как фактора региональных процессов:
  5.  степень развития региональной идентичности и ее характер (конфликтный либо консенсусный);
  6.  исторические традиции регионального сообщества;
  7.  региональный дискурс политических текстов (выступлений политиков, текстов СМИ, устной речи).

  1.  Структура стратегии регионального развития.

Проблемы регионализма и регионального развития имеют огромное значение для России, что обусловлено рядом факторов: ее федеративным устройством, многонациональным составом населения, различием регионов по природным и социально-экономическим показателям и т.д.

Государственная региональная стратегия- это комплексная долговременная и вписанная в общую государственную стратегию развития России политика.

Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

  1.  миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
  2.  стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
  3.  стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

 

Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона.

Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

 

Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:

  1.  анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
  2.  оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
  3.  анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
  4.  определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
  5.  формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
  6.  формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
  7.  детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.

  1.  Концепция регионального развития, цель и этапы формирования.

Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач.

Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.

Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.

Анализ проблем: выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов; анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций; выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории; и т.д.

Формулирование целей и стратегий: на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития; производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;

Оценка возможных последствий: на данном этапе производится анализ стратегий с позиции: достижения ранее сформулированных целей; изменения состояния решаемых проблем территории; возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

Выбор оптимальной стратегии: производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих: эффективность использования ресурсов; универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде; комплексность развития; реализуемость основных функций данного уровня.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3196. Формирования и распределение прибыли предприятия 3.1 MB
  Изучение понятия категории «прибыль», рассмотрение факторов, влияющих на величину прибыли, рассмотрение прибыли, как показатель деятельности предприятия, а также методов планирования прибыли, анализ формирования и использования прибыли, рассмотрение действующей системы использования прибыли на объекте исследования.
3197. Анализ управления и разработка рекомендаций для повышения управления ООО Зебра 711 KB
  В настоящее время, проблема управления персоналом в условиях сокращения численности и неполного финансирования весьма актуальна для ситуации, в которой оказалась экономика – для периода мирового экономического кризиса Реформирование ро...
3198. Применение сенсоров и мультисенсорных систем в анализе ароматобразующих веществ в процессе переработки подсырной сыворотки 1.27 MB
  К отличительным особенностям питания населения России, относится высокая энергоемкость пищевого рациона. С учетом снижения физических нагрузок населения, увеличивается тенденция к малоподвижному образу жизни, а также росту доли умственного...
3199. Автоматизация процесса обработки заявок Горячей Линии в компании ОАО РОСНО 2.34 MB
  Не для кого не секрет, что одним из обязательных условий развития бизнеса является постоянная оптимизация бизнес процессов. В сфере ИТ особенно популярно внедрять разного рода информационные системы для полной автоматизации деятельности как...
3200. Анализ состава, наличия и эффективности использования материальных ресурсов на примере ЗАО Мензелинский хлебозавод 409.5 KB
  Необходимым условием выполнения плана по производству продукции, снижению себестоимости, росту прибыли и рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и количества. Про...
3201. Деление понятий в логике 102.69 KB
  Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных. Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их...
3202. Требования предъявляемые буровым растворам 129.99 KB
  Введение Процесс промывки при современных глубинах и достигнутом уровне техники и технологии бурения является одним из важнейших в общем цикле строительства скважин. Технология промывки и качество буровых растворов оказывают существенное, порой и ре...
3203. Подробное рассмотрение брендинга и перспективы его развития в России 56.28 KB
  Основным фактором успеха большинства предприятий является верность потребителей, другими словами их лояльность. Для того, чтобы потребитель был верен определенному товару или услуге, нужно создать некое впечатление о товаре (услуге)...
3204. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии 570.94 KB
  Предлагаемое учебное пособие представляет собой сборник статей, опубликованных в начале 90-х годов (за исключением статьи “Этнос, религия, личность”). Несмотря на то что со времени написания некоторых из них прошло более десяти лет, нель...