87949

Российское присутствие на Кавказе и его влияние на этнодемографическую ситуацию

Доклад

География, геология и геодезия

Процессы капиталистической модернизация на Юге России во 2й пол. Установление Советской власти и социалистическая модернизация на Юге России. Постсоветский период на Юге России: взаимодействие традиционализма и модернизации. Результатом этого стало принятие Кабарды наиболее развитого в регионе в государственном и военнополитическом отношении образования под покровительство России.

Русский

2015-04-25

57.48 KB

7 чел.

Российское присутствие на Кавказе и его влияние на этнодемографическую ситуацию.

  1.  Соперничество Ирана, Османской империи и Российской империи на Северном Кавказе, их влияние на развитие региона. 
  2.  Интеграция народов Кавказа в состав Российской империи.
  3.  Процессы капиталистической модернизация на Юге России во 2-й пол. XIX – нач. ХХ века.
  4.  Установление Советской власти и социалистическая модернизация на Юге России.
  5.  Репрессии народов в 1943-1944 гг. и процесс реабилитации.
  6.  Постсоветский период на Юге России: взаимодействие традиционализма и модернизации.

  1.  Соперничество Ирана, Османской империи и Российской империи на Северном Кавказе, их влияние на развитие региона.

К периоду правления Ивана Грозного (первым осознал значение Кавказа в обеспечении военной безопасности) следует отнести начало российского присутствия в регионе. Историческое значение в этом плане имел брак Ивана Грозного с дочерью кабардинского князя Темрюка в 1561 г. Результатом этого стало принятие Кабарды (наиболее развитого в регионе в государственном и военно-политическом отношении образования) под покровительство России. Породнившись с влиятельным кабардинским родом Темрюковичей, московский царь приобрел союзника в борьбе с доминировавшими в тот период в регионе Турцией и Персией. Русское государство фактически заявило о своей позиции в кавказских вопросах.

В XVI-XVII вв. Северо-Восточный Кавказ стал предметом борьбы между Османской империей и Ираном. Эпоха иранских завоеваний в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе связана с деятельностью иранских шахов из династии Сефевидов. Их походы на Северный Кавказ проходили под лозунгом распространения шиизма (направление в исламе, выступавшее в защиту прав приемников Мухаммада Али и его потомков). В свою очередь, турецкие султаны вели завоевания на Кавказе под предлогом обращения в ислам еще не ставших мусульманами горцев Кабарды, Чечни и Северо-Западного Дагестана, а также борьбы с шиитской «ересью». Они использовали войска крымских ханов из династии Гиреев.

Правители и «вольные общества» Северо-Восточного Кавказа вынуждены были лавировать между двумя державами. Но со временем местные властители все чаще стали посылать посольства в Москву за посредничеством и поддержкой в случае военных столкновений и споров с соседями. В XVII в. многие государственные объединения региона не раз вступали в союз или вассальную зависимость от православных правителей России, видя в ней противовес частым нашествиям на Дагестан турок и персов.

В целом отличительной чертой русско-кавказских политических отношений в данный период являлась их фрагментарность и эпизодичность, а также то, что они, как правило, строились не под эгидой государства, а на региональном или приграничном уровне. Основной акцент во внешнеполитической деятельности России на кавказском направлении делался на противодействие военно-политической экспансии Турции, посредством установления и развития торгово-экономических и военно-политических отношений с народами и государственными образованиями региона, а также установления военно-политического "союза" с Персией, для которой господство в регионе Османской империи было столь же опасно, что и для России.

Цели Турции, например, заключались в установлении своего протектората над всем Закавказьем и Дагестаном; находящихся в вассальной зависимости Персии, а также перехода под ее контроль транзита шелка и других товаров из Персии и Индии в Европу. К России выдвигались требования восстановить Астраханское ханство и не вмешиваться в кавказские дела. Поэтому российско-персидский альянс был взаимовыгоден.

Таким образом, основные цели экспансии Российского государства на Кавказ в XVI-XVII вв. определялись его потребностью обеспечения военной безопасности, что представляло собой задачу стратегического характера. Эта цель реализовывалась посредством установления дипломатических и иных контактов с рядом кавказских государственных образований и развития торгово-экономического союза с Персией с тем, чтобы уравновесить военно-политического мощь Османской империи в регионе. Все вышеперечисленные акции русского правительства на Кавказе знаменовали собой лишь поиск подходов к решению основного вопроса - ее полноценному утверждению в регионе. В силу же отсутствия достаточных сил и средств, собственной уязвимости на данном направлении они носили не последовательный и эпизодический характер.

*Восточный вопрос - обозначение международных противоречий в 18 — начале 20 вв., связанных с наметившимся распадом Османской империи (султанской Турции), ширившимся национально-освободительным движением населявших империю народов и борьбой европейских великих держав (Австро-Венгрии, Великобритании, Пруссии, России, Франции и Турции) за раздел её владений.

* Кавказский вопрос – часть восточного вопроса, включающий в себя борьбу за Кавказ в ХІХ в. между Ираном, Османской и Российской империей.

  1.  Интеграция народов Кавказа в состав Российской империи.

XVIII – XIX вв. - исторический период южнороссийского региона, доминирующей чертой которого являлась вхождение Кавказа в Российскую Империю. Этому в значительной степени способствовали военные успехи России. Начало было положено Петром I еще в конце XVII века. Два азовских похода (1695 и 1696 гг.), предпринятые Петром I в ходе русско-турецкой войны 1686-1699 гг. на турецкую крепость Азов – важный шаг в реализации южного направления внешней политики России, хотя первый поход(1695 г.) Петра был неудачным. В ходе второго похода Азов сдался русской армии. Успешное взятие Азова способствовало заключению выгодного для России Константинопольского мира 1700 г. Однако неудачный Прусский поход против Турции 1711 г. закрыл для Петра южное направление на 10 лет. Петр I стремился к завоеванию стратегических позиций на Восточном Кавказе. В 1722-1723 гг. был предпринят Персидский поход, в результате которого прибрежные районы Дагестана и Азербайджана были присоединены к Российской империи.

С 20-х гг. XVIII в. начинается интеграция Северного Кавказа в состав Российской империи. В связи с этим на Северный Кавказ переселяют казаков с Дона и Волги и проводят ряд административных преобразований. В 30-е гг. была создана новая казачья структура - Терское Кизлярское войско, основу которого составили представители северокавказских этносов. Во второй половине XVIII в. Россия пытается форсировать присоединение Северного Кавказа, активно используя при этом казачество. Начинается создание кавказских линий, которые заселялись терско-гребенскими казаками, а также переселенцами с Дона, Волги, Днепра. В 1787 г. из переселенных запорожцев было создано Черноморское казачье войско, которой вместе с казаками правой части Кавказской линии составили кубанское казачество (1860).

Переход к преимущественно военным методам присоединения Северного Кавказа обострил отношения местных народов с казаками, что вылилось в обоюдные набеги и нападения. Обострение отношений Российской империи с большей частью народов Северного Кавказа в конце XVIII - первой половине XIX в. вылилось в Кавказскую войну (1818-1864). В первой половине XIX в., в разгар Кавказской войны ускорилось заселение степного Предкавказья русскими и украинскими переселенцами, включая казачество. Несмотря на непривычный климат, моровые болезни, военные действия и трудности переселения, численность переселенцев стабильно росла. Формировавшаяся государственная взаимосвязанность русского и коренного начал способствовала установлению геополитического и цивилизационного равновесия в северокавказском регионе. Достигалось это из-за его особенностей не всегда мирными средствами, однако общая линия солидаризации при всех обстоятельствах оставалась неизменной. Укрепление на Северном Кавказе русского присутствия способствовало преодолению разобщения и многовековой вражды этнических сообществ, их консолидации и объединению в пределах единого государства.

  1.   Процессы капиталистической модернизация на Юге России во 2-й пол. XIX - нач. XX века.

Вторая половина XIX – нач. XX вв. – период модернизации России, которая с рядом особенностей развивалась и на ЮР. Были созданы новые управленческие структуры, развивалась экономика. Вслед за проведением буржуазных реформ в Центральной России правительство провело их на окраинах империи. Крестьянская реформа (1861г.) в национальных районах Северного Кавказа проходила по двум направлениям: размежевание земель и определение их юридического статуса, и освобождение крестьян от личной зависимости и ликвидация рабства. На Дону земля закреплялась за казачьими общинами: станицами и хуторами. Каждый казак получал из общинной земли «пай», в среднем 30 десятин. Таким образом, в казачьих областях: Донской, Кубанской, Терской, казаки обладали монопольным правом на землю. Земская реформа также имела особенности: положение о земствах не распространялось на казачьи области и национальные районы.

Судебная реформа, например, у в Дагестане отличалась тем, что разбирательство велось на основе кодифицированных адатов и шариата. В ходе военной реформы военным уставом 1874 г. устанавливалась всеобщая воинская повинность и 20-летний срок службы для казаков. Для горцев служба была необязательна и заменялась налогом.

Отмена крепостного права и другие реформы 60-70-х гг. открыло простор капитализма развитию на ЮР. Особенность ситуации на ЮР была в том, что в дореформенный период в горских обществах отсутствовал капиталистический уклад, и горский феодализм, как способ жизнедеятельности казачьих регионов, поэтому капиталистическая модернизация диктовалась прежде всего, интересами российского капитализма.

В связи с развитием мелкотоварного хозяйства и предпринимательства, ростом городов, складывались новые классы и слои общества, соц. культура населения стала сближаться с той, которая формировалась в других районах. Сооружение железных дорог, индустриализация и урбанизация стимулировали развитие культуры нового типа, отличной от культурных традиций местного населения. В целом развитие капитализма на ЮР протекало интенсивно, однако регион все еще оставался аграрным.

Падение царского самодержавия и Октябрьская революция 1917г. ознаменовала начало нового этапа исторического развития России и ее южного региона.

  1.  Установление Советской власти и социалистическая модернизация на Юге России.

После Октябрьской революции Юг России был охвачен Гражданской войной. С ноября 1917 г. в Новочеркасске начинается формирование Добровольческой армии. Создаются местные правительства - казачьи и горских народов. Попытки их объединения и создания Юго-Восточного Союза казачьих войск и горцев Кавказа не увенчались успехом в силу внутренних противоречий и противодействия со стороны советской власти. Три советские республики, созданные в 1918 г. (Донская, Кубано-Черноморская, Терская), просуществовали непродолжительное время. Активные боевые действия в крае в период Гражданской войны завершаются в 1920 г. Борьба с отдельными группами повстанцев и разоружение горных районов продолжались до 1925 г.

К концу 20-х гг. в СССР НЭП уступил место политике форсированного строительства социализма. Одной из задач была определена задача коллективизации сельского хозяйства. Юг России относился к районам первоочередного проведения сплошной коллективизации. В 1924 г. здесь были созданы Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (ККОВы). Они создавали постоянные и временные объединения, кредитовали их, перераспределяли среди их членов государственную финансовую помощь.

В 1926-1927 гг, в Дагестане, Чечне и Ингушетии были конфискованы мечетные земли и движимое имущество (вакф), а также средства, собираемые за счет религиозных пожертвований (закят). Это имущество было передано кресткомам и составило экономическую базу для сплошной коллективизации.

В 1928-1929 гг., несмотря на сопротивление крестьянства, началось обобществление частных участков и скота.

Ошибки советской власти, использование силовых методов в ходе коллективизации и постоянное повышение плана хлебозаготовок привели к ряду восстаний, падению в 1932 г. производства зерновых и голоду 1932-33 гг. на Юге России.

  1.  Репрессии народов в 1943-1944 гг. и процесс реабилитации.

Насильственная коллективизация, борьба с религией, с традиционным укладом, обычаями вызвали сопротивления населения, принимавшего индивидуальный и групповой характер. Все эти причины и их проявления дали развитие не только уголовного, но и политического бандитизма на Северном Кавказе и Калмыкии.

В годы Великой Отечественной войны по обвинению в пособничестве гитлеровской Германии были депортированы карачаевцы (октябрь 1943 г.), калмыки (конец 1943 – начало 1944 г.), чеченцы и ингуши (февраль 1944 г.), балкарцы (апрель 1944 г.). Сотни тысяч представителей депортированных народов были переселены как спецпоселенцы на Урал, в Амурскую область, Красноярский, Хабаровский, Приморский края, Башкирскую и Якутскую АССР. Наибольшее число - в Киргизскую, Казахскую, а также в Узбекскую, Таджикскую ССР, Иркутскую область.

12 октября 1943 г. была ликвидирована Карачаевская автономная область. Часть ее территории была передана Грузинской ССР во вновь образованный Клухорскии район.

В марте 1944 г., когда из Кабардино-Балкарской автономной республики были высланы балкарцы, республика была переименована в Кабардинскую автономную республику, а южные районы бывшей Кабардино-Балкарской АССР вблизи главных Кавказских перевалов перешли к Грузии.

7 марта 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, часть ее земель передана Северной Осетии и Грузии, а на другой части образована Грозненская область.

Участвовавшие в боевых действиях на фронте бойцы - чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы — отзывались и отправлялись вслед своим соплеменникам. Депортация принесла огромный ущерб экономике страны, обернулась разрушением государственных институтов народов Северного Кавказа, нарушила межнациональные связи в многонациональном государстве, вызвала изменения в национальном сознании, внесла негативный фактор в отношения между народами и властью.

Восстановление законности в отношении репрессированных народов началось после XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), когда Верховный Совет СССР принял постановление «О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей». 8 января 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была в основном восстановлена в своих прежних границах.

Дагестан же получил в 1957 г. из Ставрополья Кизлярский, Ногайский, Тарумовский и Крайновский районы.

9 января 1957 г. Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область с присоединением к ней территории бывшей Карачаевской области. Была восстановлена прежняя граница Грузии со Ставропольским краем, в который входила Карачаево-Черкесская автономная область.

Однако процесс реабилитации депортированных народов в 50-е гг. не был завершен и был продолжен в период перестройки. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию о признании незаконными всех репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению. 7 марта 1991 г. было принято постановление об отмене законодательных актов против данных народов, а 26 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов». Однако несовершенство законодательства, отсутствие четкого механизма претворения закона в жизнь и неумение довести дело до конца повлекли шлейф нерешенных проблем, имевших негативные последствия.

  1.  Постсоветский период на Юге России: взаимодействие традиционализма и модернизации.

Современные политические процессы на Юге России, особенно на Северном Кавказе, имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной истории региона, его полиэтническом характере. Общество здесь еще в большой степени сохраняет родовую структуру, а власть и бизнес – клановую. Социальная трансформация и ломка традиционного общества, через которые прошла Россия при советской власти, повлияли на народы Северного Кавказа в несравненно меньшей степени, чем где бы то ни было еще на территории бывшей РСФСР.

Т.к. в населении региона присутствует разнородность, механизмами организации в нем также разными. Механизмом организации русской (русскоязычной) части населения выступает государственность; северокавказские народы сохранили формы традиционной самоорганизации. Распад вертикали власти привел к тому, что на первый план вышли традиционные структуры самоорганизации. На этой основе стали действовать национальные движения и организации.

Из-за ухода русских с Северного Кавказа и продолжающегося ослабления их социальных позиций ведет к нарастанию деструктивных тенденций в северокавказском обществе. Для Юга страны особенно характерна тема коррупции и клановости, с его традиционной родоплеменной структурой общества и опорой на родственные связи. «Вмешательство административного ресурса в разных сферах жизни чрезмерно раздуто, местные рынки монополизированы и фактически закрыты для какой-либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции, а проще говоря, коррумпируются.

Так же рассматривая взаимодействие традиционализма и модернизации на Юге России, необходимо отметить, что оно проявляется во всем:

  1.  преимущественно сельскохозяйственную деятельность региона заменяет промышленность;
  2.  горские поселения сменяются большими городами;
  3.  создается новая система управления регионами, т.к. чрезмерное количество управляемых элементов не позволяло эффективно контролировать исполнение решений.

В 2000 г. создается семь федеральных округов. 19 января 2010 года по указу президента России Д. А. Медведева из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24636. Амортизація необоротних активів. Методи нарахування та облік амортизації 30.5 KB
  Амортизація це систематичний розподіл вартості яка амортизується протягом строку їх корисного використання. Зменшення залишкової вартості виходить з того що корисність і продуктивність необ. Норма амортизації застосовується не до вартості що амортизується а до балансової залишкової вартості обєкта на кінець попереднього періоду. Прискореного зменшення залишкової вартості складається у визначенні річної суми амортизації обєкту основних засобів виходячи з основної вартості такого обєкту на початок звітного року.
24637. Аналіз власного оборотного капіталу 35 KB
  Аналіз власного оборотного капіталу. Фінансовий стан підприємства залежить від того наскільки раціонально сформовані джерела фінансування поточних активів оборотного капіталу. Поточні активи створюються як за рахунок власного капіталу так і за рахунок короткострокових позикових коштів. Бажано щоб наполовину вони були сформовані за рахунок власного а наполовину за рахунок позикового капіталу.
24638. Аналіз фінансової стійкості підприємства 25.5 KB
  Аналіз фінансової стійкості підприємства. Аналіз фінансової стійкості підприємства здійснюється шляхом розрахунків таких показників: 1.коефіцієнт автономії Кавт відношення власного капіталу підприємства до підсумку балансу підприємства.Характеризує залежність підприємства від залучених засобів: Кф = ф1 р430 р480 р620 р630 ф1 р380 Нормативне значення Кф = 1 3.
24639. Аналіз платоспроможності і ліквідності підприємства 37 KB
  Аналіз платоспроможності і ліквідності підприємства. В умовах ринкових відносин платоспроиожність підприємства вважається найважливійшою умовою їх господарської діяльності. Платоспроможність підприємства характеризується можливостями його здійснювати чергові платежі та грошові зобовязання за рахунок наявних грошей і тих грошових засобів і активів які легко мобілізуються. Відповідно на три групи поділяються і платіжні зобовязання підприємства:1.
24640. Аналіз оборотності оборотних коштів підприємства 27.5 KB
  Аналіз оборотності оборотних коштів підприємства. Величина обігових коштів їхні структура і достатність характеризують кількісний бік обігових коштів проте є і якісний пов'язаний зі швидкістю їх обороту оборотністю. Між сумою обігових коштів та показниками оборотності існують тісні зворотні взаємозвязки. Прискорення оборотності цих коштів сприяє вирішенню фінансових проблем найбільш зручним способом за рахунок використання існуючих внутрішніх резервів підприємства.
24641. Оцінка витрат на оплату праці 29 KB
  Оцінка витрат на оплату праці. У більшості галузей промисловості витрати на оплату праці мають значно меншу частку в собівартості продукції ніж матеріальні витрати. Проте загальновідомо що одним з найважливіших джерел зниження собівартості продукції є більш швидке зростання продуктивності праці порівняно із середньою оплатою праці. Тому аналізові витрат на оплату праці слід завжди приділяти першочергову увагу.
24642. Організація, зміст і методика проведення перспективного аналізу 28.5 KB
  Організація зміст і методика проведення перспективного аналізу Перспективний аналіз здійснюється у перспективній або довгостроковій системі управління. За допомогою перспективного аналізу визначаються можливі у перспективі економічні та соціальні результати розвитку науки і техніки розробляються науково обгрунтовані програми соціального економічного і технічного розвитку галузей народного господарства оптимальні управлінські рішення які забезпечують досягнення стратегічних цілей. Аналіз фактичних результатів діяльності за довготерміновий...
24643. Організація і методика поточного аналізу господарської діяльності 28.5 KB
  Організація і методика поточного аналізу господарської діяльності. Метою цього аналізу є виявлення та усунення негативних причин характерних для даної системи використання поточних резервів які сприяють досягненню поставленої мети. Поточний аналіз найбільш повний вид економічного аналізу що вбирає в себе результати оперативного аналізу і слугує базою для перспективного аналізу.
24644. Аналіз кредитоспроможності позичальника 59.5 KB
  Аналіз кредитоспроможності позичальника. До укладання кредитної угоди фахівець банку повинен ретельно проаналізувати кредитоспроможність потенційного позичальника тобто його здатність своєчасно повернути позичку вивчити фактори які можуть спровокувати її неповернення. Тому оцінка якості потенційного позичальника є одним із важливих етапів процесу кредитування. Одним з елементів оцінки кредитоспроможності є зясування персональних якостей потенційного позичальника.