87950

Кавказская Война и ее последствия: влияние на современные этнополитические процессы

Доклад

География, геология и геодезия

В широком смысле это понятие охватывает все конфликты в Кавказском регионе 18-19вв с участием России. В узком смысле КВ. - это события на сев. Кавказе, связанные с утверждением в крае российской администрации путем военного подавления сопротивления городских народов.

Русский

2015-04-25

47.69 KB

4 чел.

Кавказская Война и ее последствия : влияние на современные этнополитические процессы

  1.  Историография Кавказской войны в контексте политико-идеологических процессов.
  2.  Причины и характер войны.
  3.  Основные этапы и события Кавказской войны.
  4.  Завершающий этап военных действий на Западном Кавказе.
  5.  Итоги, последствия и значение Кавказской войны.
  6.  Историческая память о Кавказской войне в этническом самосознании, ее влияние на этнополитогенез.

1. Кавказская Война - чрезвычайно сложное, многоплановое явление.

В широком смысле это понятие охватывает все конфликты в Кавказском регионе 18-19вв с участием России. В узком смысле КВ. - это события на сев. Кавказе, связанные с утверждением в крае российской администрации путем военного подавления сопротивления городских народов.

Историография кавказской войны в контексте политико-идеологических процессов. Кавказская война - это понятие, которое в широком смысле охватывает все конфликты в Кавказском регионе XIX в. с участием России. В узком смысле - это события, связанные с утверждением на Кавказе Российской администрации.

Россия, исходя из своих национальных интересов, стремилась любыми путями утвердиться в предгорьях Кавказского хребта, а горцы Дагестана, Чечни и Черкесии, отстаивая, отстаивая свое многовековое место обитания и привычные жизненные ценности, всячески противилась этому натиску. Точка зрения официальной России, в основном разделявшаяся общественным мнением страны: Россия несла с собой цивилизацию, прогресс, православную веру, которые, как подразумевалось само собой, должны были вытеснить «первобытные» нравы и обычаи «необузданных туземцев». Мало кто считал их культуру уникальной. Кавказская война виделась как борьба России против «варварских» горских племен, погрязших в языческих и басурманских пороках, междоусобицах, беззаконии, разбоях.

2. Причинами войны можно считать следующие:

  1.  Геоп-ское положение северокавказских территорий. Христианские народы Кавказа (грузины, армяне, осетины) искали защиты у России от турецких притязаний. Территории Сев. Кавказа располагались между Россией и Закавказьем и поэтому должны были быть присоединены к России.
  2.  Эк- - постоянные набеги горцев на соседние российские территории ставили задачу перед российским правительством об административном освоении северокавказских (неспокойных) горных районов иначе перспектива всей кавказской политики империи выглядела весьма проблематично.
  3.  Соц-структура сопротивляющихся горцев включала в основном средние и низшие слои населения. Их основная масса были свободные крестьяне, воодушевленные идеями равенства и восстановления патриархальной справедливости. Большинство этноэлит и высшего духовенства скорее шли на союз с российскими властями.

3. В ходе КВ. выделяют следующие основные этапы:

1.1818-1823 - стихийные разрозненные выступления горцев в ответ на действия российской администрации

  1.  1824-1829 - становление идеологии борьбы, появляются первые идеологи и лидеры сопротивления, призывающие горцев к сплочению в борьбе с российской экспансией.
  2.  1829-1834 - приобретение массовости, характер сопротивления становится системным на основе единоначалия (во главе сопротивления - имам (духовный лидер) Гази-Магомед, затем Гамзат).
  3.  1834-1859 - борьба России с имаматом Шамиля, центром сопротивления становится Дагестан и Чечня. Российское правительство учреждает Кавказское полистничество
  4.  1859-1864 - завершение Кавказской войны, Шамиль был пленен (1859) и сопротивление были разрознены и подавлялись правительственными войсками.

Объединяющим горцев идеологическим фактором стал кавказский мюридизм - политическое воплощение некоторых исл школ, проповедующих идеи социальной справедливости, равенства и братства мусульман.

4. Итоги Кавказской Войны

  1.  вхождение Сев. Кавказа в состав Российской Империи
  2.  прекращение междоусобиц, работоторговли, набегов в регионе, ускорение экономического и культурного развития горских народов
  3.  переселение значительной части коренного населения Сев. Кавказа, не смирившегося с утратой свободы в Турцию и страны Бл Востока (т.н. мухаджирство)
  4.  хозяйственное освоение края, расширение российской колонизации - разрушение остатков традиционной хозяйственной культуры, перемены в экологии.
  5.   значительное изменение этнической структуры Сев. Кавказа.

Значение КВ. была самой длительной и изнурительной войной в истории России, ослабила могущество империи, истощила экономические ресурсы, стала одним из факторов проведения реформ 60-70-х гг. 18в.. события до сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов региона, существенно влияют на межнациональные отношения.

Историческая память о Кавказской войне в этническом самосознании, ее влияние на этнополитогинез.

Кавказская война XIX столетия сегодня ассоциируется с Чеченской войной конца XX века. Поэтому российское общество еще не скоро избавится от пристрастного восприятия этой исторической проблемы. Трудно рассчитывать и на полную непредвзятость профессиональных исследователей, которые смотрят в бурное прошлое из не менее суматошного настоящего, подвергаясь мощному воздействию эмоций своей эпохи.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60861. Построение трехмерной сцены 94.5 KB
  Более светлые и тонкие линии сетки называются главными mjor lines а самые светлые и тонкие вспомогательными minor lines как показано на рис. По умолчанию главной является каждая десятая линия сетки. Под шагом линий сетки понимается расстояние между вспомогательными линиями вы раженное в текущих единицах измерения. По умолчанию шаг сетки равен 10 системным единицам то есть 10 дюймам.
60862. Використання технології програми „Intel Навчання для майбутнього” для створення сучасних навчальних інформаційних ресурсів на уроках технології 995 KB
  Змінюються цілі і завдання що постали перед сучасною освітою в інформаційному суспільстві особистісноорієнтована система навчання поступово приходить на зміну традиційній. Традиційні методи навчання замінюються інноваційними що передбачають зміну акцентів в навчальній діяльності спрямованій на інтелектуальний розвиток учнів за рахунок зменшення долі репродуктивної діяльності використання завдань для перевірки різних видів діяльності учнів збільшення завдань для пояснення навколишнього світу тощо. Програма IntelНавчання для...
60863. ГОТУЄМОСЬ ДО ДПА 50.5 KB
  Атестаційні контрольні роботи з української мови містять сім завдань серед яких: три тестових завдання закритого типу що передбачають вибір однієї правильної відповіді з трьох запропонованих варіантів...
60864. Сохранение энергии. Интегрированный урок (английский язык и страноведение) в теме: «Наука и технический прогресс» 117 KB
  Развитие навыков чтения с извлечением информации и общего понимания текста Понимание аудио и видео роликов по теме эффективность энергии. Для этого предлагается просмотреть видео эпизод...
60867. Україна – наш спільний дім. Моя Батьківщина 2.3 MB
  Україна золотий чарівний край наша рідна країна. Так сподобалася Богові та місцина що Він став часто сюди навідуватися зі словами: Рушаймо у край Кажуть що з того і пішла назва нашої держави Україна.