87950

Кавказская Война и ее последствия: влияние на современные этнополитические процессы

Доклад

География, геология и геодезия

В широком смысле это понятие охватывает все конфликты в Кавказском регионе 18-19вв с участием России. В узком смысле КВ. - это события на сев. Кавказе, связанные с утверждением в крае российской администрации путем военного подавления сопротивления городских народов.

Русский

2015-04-25

47.69 KB

2 чел.

Кавказская Война и ее последствия : влияние на современные этнополитические процессы

  1.  Историография Кавказской войны в контексте политико-идеологических процессов.
  2.  Причины и характер войны.
  3.  Основные этапы и события Кавказской войны.
  4.  Завершающий этап военных действий на Западном Кавказе.
  5.  Итоги, последствия и значение Кавказской войны.
  6.  Историческая память о Кавказской войне в этническом самосознании, ее влияние на этнополитогенез.

1. Кавказская Война - чрезвычайно сложное, многоплановое явление.

В широком смысле это понятие охватывает все конфликты в Кавказском регионе 18-19вв с участием России. В узком смысле КВ. - это события на сев. Кавказе, связанные с утверждением в крае российской администрации путем военного подавления сопротивления городских народов.

Историография кавказской войны в контексте политико-идеологических процессов. Кавказская война - это понятие, которое в широком смысле охватывает все конфликты в Кавказском регионе XIX в. с участием России. В узком смысле - это события, связанные с утверждением на Кавказе Российской администрации.

Россия, исходя из своих национальных интересов, стремилась любыми путями утвердиться в предгорьях Кавказского хребта, а горцы Дагестана, Чечни и Черкесии, отстаивая, отстаивая свое многовековое место обитания и привычные жизненные ценности, всячески противилась этому натиску. Точка зрения официальной России, в основном разделявшаяся общественным мнением страны: Россия несла с собой цивилизацию, прогресс, православную веру, которые, как подразумевалось само собой, должны были вытеснить «первобытные» нравы и обычаи «необузданных туземцев». Мало кто считал их культуру уникальной. Кавказская война виделась как борьба России против «варварских» горских племен, погрязших в языческих и басурманских пороках, междоусобицах, беззаконии, разбоях.

2. Причинами войны можно считать следующие:

  1.  Геоп-ское положение северокавказских территорий. Христианские народы Кавказа (грузины, армяне, осетины) искали защиты у России от турецких притязаний. Территории Сев. Кавказа располагались между Россией и Закавказьем и поэтому должны были быть присоединены к России.
  2.  Эк- - постоянные набеги горцев на соседние российские территории ставили задачу перед российским правительством об административном освоении северокавказских (неспокойных) горных районов иначе перспектива всей кавказской политики империи выглядела весьма проблематично.
  3.  Соц-структура сопротивляющихся горцев включала в основном средние и низшие слои населения. Их основная масса были свободные крестьяне, воодушевленные идеями равенства и восстановления патриархальной справедливости. Большинство этноэлит и высшего духовенства скорее шли на союз с российскими властями.

3. В ходе КВ. выделяют следующие основные этапы:

1.1818-1823 - стихийные разрозненные выступления горцев в ответ на действия российской администрации

  1.  1824-1829 - становление идеологии борьбы, появляются первые идеологи и лидеры сопротивления, призывающие горцев к сплочению в борьбе с российской экспансией.
  2.  1829-1834 - приобретение массовости, характер сопротивления становится системным на основе единоначалия (во главе сопротивления - имам (духовный лидер) Гази-Магомед, затем Гамзат).
  3.  1834-1859 - борьба России с имаматом Шамиля, центром сопротивления становится Дагестан и Чечня. Российское правительство учреждает Кавказское полистничество
  4.  1859-1864 - завершение Кавказской войны, Шамиль был пленен (1859) и сопротивление были разрознены и подавлялись правительственными войсками.

Объединяющим горцев идеологическим фактором стал кавказский мюридизм - политическое воплощение некоторых исл школ, проповедующих идеи социальной справедливости, равенства и братства мусульман.

4. Итоги Кавказской Войны

  1.  вхождение Сев. Кавказа в состав Российской Империи
  2.  прекращение междоусобиц, работоторговли, набегов в регионе, ускорение экономического и культурного развития горских народов
  3.  переселение значительной части коренного населения Сев. Кавказа, не смирившегося с утратой свободы в Турцию и страны Бл Востока (т.н. мухаджирство)
  4.  хозяйственное освоение края, расширение российской колонизации - разрушение остатков традиционной хозяйственной культуры, перемены в экологии.
  5.   значительное изменение этнической структуры Сев. Кавказа.

Значение КВ. была самой длительной и изнурительной войной в истории России, ослабила могущество империи, истощила экономические ресурсы, стала одним из факторов проведения реформ 60-70-х гг. 18в.. события до сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов региона, существенно влияют на межнациональные отношения.

Историческая память о Кавказской войне в этническом самосознании, ее влияние на этнополитогинез.

Кавказская война XIX столетия сегодня ассоциируется с Чеченской войной конца XX века. Поэтому российское общество еще не скоро избавится от пристрастного восприятия этой исторической проблемы. Трудно рассчитывать и на полную непредвзятость профессиональных исследователей, которые смотрят в бурное прошлое из не менее суматошного настоящего, подвергаясь мощному воздействию эмоций своей эпохи.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62197. Сложение векторов. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение двух векторов 76.56 KB
  Сложение векторов. Тип урока: Закрепления знаний. Ход урока: Организационный момент; Актуализация знаний; Решение задач; д з. Этапы урока Деятельность учителя Психологический анализ Организационный момент Все ли получилось в домашней работе.
62199. Психологічний аналіз уроку 18.77 KB
  Вчителька розповідає учням новий матеріал показує практичне значення матеріалу. Вчителька пояснює суть нового матеріалу. На певних етапах увага учнів розсіювалася і вчителька старалась привернути їх увагу використовуючи різні таблиці. Вчителька вміло переключала учнів з одної уваги на іншу.
62200. Психологічний аналіз уроку. Практичне заняття 18.63 KB
  Мета: ознайомити з гігієнічними вимогами до проведення уроку опрацювати схему психологічного аналізу уроку. План Гігієнічні вимогами до проведення уроку. Схема психологічного аналізу уроку.