87951

Казачество Юга России

Доклад

География, геология и геодезия

Основные отряды российского казачества. Формирование казачества на Юге России: основные проблемы историографии. Борьба казачества против самодержавия.

Русский

2015-04-25

49.32 KB

3 чел.

Казачество Юга России

  1.  Феномен казачества. 
  2.  Основные отряды российского казачества.
  3.  Формирование казачества на Юге России: основные проблемы историографии.
  4.  Этапы развития. Вольное казачество. Борьба казачества против самодержавия. Казачество на службе Российской Империи. Казачество в годы революции и Гражданской войны. Казачество и Советская власть. Возрождение казачества.
  5.  Политика федеральной и региональных властей в отношении казачества. Реестровое казачество

Существует несколько подходов к определению такого феномена как казачество. В дореволюционный период казачество - это военное сословие, в котором числилось население ряда местностей России в 18-19 вв. Этимологически «казак» - удалец, вольный человек. В настоящее время большинство исследователей рассматривают казаков как субэтнос русского народа.

Вопрос о происхождении казачества не решен. Можно выделить несколько базовых теорий:

  1.  Казаки - потомки различных кочевых племен (от скифов до половцев), проживавших на современных южнороссийских территориях и ассимилировавших с русскими;
  2.  Казаки - потомки славянского населения Тмутараканского княжества и населения Золотой Орды;

3.Казаки - потомки бежавших от феодальных зависимостей крестьян, ассимилировавших с кочевыми народами.

Таким образом, проблема происхождения казачества является на сегодняшний момент наиболее интересной в историографической науке о казачестве. Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что сейчас казачество – это скорее социокультурное сообщество.

1. • Донское казачество - самая крупная территориальная группа в составе казачества.

Первые данные о донском казачестве относятся к 40-м годам 16 в. В это время на Донской земле стали известны первые казачьи поселения, возникшие в приграничных с Турцией и её вассалами районах. В 1548 году в районе Волго-Донской переволоки существовала «острога» атамана Михаила Черкашенина, , в 1549 г. – несколько городков атамана Сары Азмана. К 1549 г. относится и первое упоминание о донских казаках.

• Кубанское казачество - территориальная группа в составе казачества. По мирному договору, подписанному с Турцией в 1774г., граница России и Турции устанавливалась по реке Кубань. Сразу после окончания военных действий началось сооружение укрепленных линий на Кубани, заселение ее правобережье казаками.

• Терское казачество – одна из древнейших территориальных групп в составе казачества. В 1520г. после присоединения Рязанского княжества к Русскому государству часть рязанских городовых казаков спустились по Волге в Каспийское море и высадились в устье Терека.

2. Этапы развития казачества.

Вольное казачество. Формирование первых казачьих групп историки относят к 12-13 вв. Сначала это были разрозненные группы, жившие набегами и грабежами. Постепенно они начали объединяться в более крупные союзы, стали развиваться принципы единоначалия. Высшим органом управления был «казачий круг» (собрание всех казаков-мужчин), который выбирал атаманов и решал наиболее важные проблемы. В 16-17 вв. казаки начали служить московским царям, но сохраняли автономность и не входили в состав государства, а находились в ведении Посольского приказа, занимавшегося вопросами внешней политики..

Борьба казачества против самодержавия. В середине 17 в. потоки беглых крестьян на Дон резко увеличились из-за принятия Уложения 1649 г., полностью закрепощавшего крестьян. Такие массовые потоки беглецов нарушили сложившуюся социальную структуру казаков, состаявшую в основном из зажиточных семей. Появился большой слой маргинальных казаков. Социальное напряжение внутри казачества и ситуация во внутренних уездах России создали предпосылки для зарождения на Дону масштабного казачьего движения, принявшего форму восстания во главе со Степаном Разиным в 1669-1671 гг. На борьбу с ним были брошены войска стрельцов, но казакам и присоединявшимся к ним крестьянам удалось захватить ряд крупных городов, в том числе и Астрахань. После ряда удачных выступлений, казаки все же были развиты, а руководители бунта казнены в Москве.

На службе Российской Империи. Разгром царскими войсками казачьих восстаний фактически поставило крест на полной самостоятельности казаков. С начала 18 в. происходит оформление казачества в военное сословие. С 1723 г. Петр I заменил выборных атаманов наказными. C этого времени казаки активно участвовали во всех войнах России с Турцией.

В годы Революции 1917 г. и Гражданской войны. После Октябрьской Революции 1917 г. территории Дона и Кубани, где исконно проживали казаки, становятся центром белого движения. Подавляющее большинство казаков отказалось признавать советскую власть. Во главе белого казачьего движения встали генерал А. Деникин (главком Вооруженных Сил Юга России) и генерал П. Краснов (атаман Войска Донского). К середине 1919 г. войска Деникина захватили Северный Кавказ, Юг России, Украину, перешли через Волгу и заняли Царицын (ныне Волгоград). Осенью 1919 г. Деникин начинает полномасштабное наступление на Москву, но уже в октябре войска были остановлены у Тулы, расчленены на две группировки и разгромлены. В начале 1920 г. деникинская армия оставляет Царицын, затем Ростов, Новороссийск и отступает в Крым. Последние остатки белых казачьих объединений под командованием генерала Врангеля капитулировали в Крыму, большая часть офицеров и их семей эмигрировали за границу.

В советский период. В ответ на отказ казачества признать советскую власть и участие в белом движении советское правительство приняло в отношении населения Дона и Кубани политику расказачивания (процесс уничтожения казачества как особой социальной группы). Только в середине 30-х гг. начался процесс реабилитации казаков, когда были созданы кавалерийские казачьи части в составе регулярной Красной Армии. Процесс реабилитации растянулся до середины 50-х гг.

В постсоветский период. В 1992 г. был издан Указ президента РФ «О реабилитации репрессированных народов», а чуть позже специальное постановление Верховного Совета РФ о реабилитации казачества. Началась политика «государственной поддержки и развития казачества», но в первую очередь в культурном отношении. Сейчас казачество Юга России оформлено в три казачьих войска: Кубанское, Донское и Терское.

  1.  Под «системой возрождения казачества» понимается базовая совокупность государственных и общественных формирований, которые целенаправленно взаимодействуют в процессе осуществления государственной политики по воссозданию в социально-политической структуре современного российского общества особой корпорации — российского казачества.

3 июля 2008 года Президентом РФ Д.Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти.

5. Реестровое казачество.

Казачество – это этносоциальная группа. Реестровое казачество закон 2005г. «закон пон. Реестров. Казачества, в перечень казачьих организаций. Реестр – превращение казака в государственного служащего.

В середине 1990-х гг. согласно соответствующим положениям Указа Президента РФ проводилась большая работа по созданию реестра казачьих обществ. В условиях сложной политической обстановки (шла первая чеченская кампания) предполагалось доверить новоиспеченным реестровым казакам несение государственной службы.

Новый толчок в деле создания реестровых казачьих обществ произошел спустя 10 лет – в 2005 г. был принят Федеральный Закон №154 «О государственной службе российского казачества». В законах и федеральных актах указывается, что основным видом деятельности казаков является государственная служба членов казачьих обществ по защите государственной границы, охране общественного порядка, взаимодействие с МЧС и другими федеральными структурами. Для прохождения военной службы казаков вновь приступили к решению вопроса создания казачьих частей и соединений.

В настоящее время все казачество подразделяется на две больших группы: реестровое и общественное.

На начало 2010 года «согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых „нереестровых“ общественных казачьих организаций — более 600.

Численность казаков по субъектам Юга РФ (перепись 2002 года) в % от общей численности населения

РО – 2% (140 000 чел)

ВО – 0,7 %

КЧР – 0,5 %

КК – 0,3 %

СтК – 0,14%

РСО-А – 0,1 %

КБР – 0,03 %

(РД, РИ,

ЧР = 0)

Основные законы:

Федеральный закон от 5 декабря 2005г. N154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

Постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. N 3321-I "О реабилитации казачества"

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов"



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52525. Година спілкування 9 клас. Україна – наш спільний дім 512.5 KB
  Ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України вивчення основних засад демократичного та суспільного ладу України її досягнень за останні роки. Узагальнити і систематизувати знання дітей про державні символи нашої Вітчизни: герб прапор гімн Основний Закон України Конституцію. 1 Удосконалювати вміння добирати прикметники до іменника Україна утворювати множину іменників – назв мешканців міст України. Вдосконалювати в учнів навички виразного читання поезій про державні прапор...
52526. Природа - нам як рідний дім 45 KB
  Привітання: Усміхнемось сонечку: Здрастуй золоте Усміхнемось квітоньці: Хай вона росте Усміхнемось дощику: Лийся мов з відра Гостям усміхнемося: Зичим їм добра Вихователь. Андрію бажаю тобі Вихователь. Вихователь.
52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
  I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?
52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
  Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
  T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.
52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)