87952

Этнолингвистическая характеристика наров Юга России

Доклад

География, геология и геодезия

Статус русского языка как государственного и языка межнационального общения в Российской Федерации. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. международным Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия билингвизма; Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка создание условий для его изучения и развития.

Русский

2015-04-25

47.95 KB

7 чел.

Этнолингвистическая характеристика наров Юга России

  1.  Язык как духовное богатство народа, генофонд этнокультуры.
  2.  Языки народов Юга России: языковые семьи, группы и подгруппы.
  3.  Этнологический смысл языковой классификации.
  4.  Билингвизм и многоязычье.
  5.  Статус русского языка как государственного и языка межнационального общения в Российской Федерации.
  6.   Языковая политика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Язык - основной транслятор национальной культуры, через который передаются из поколения в поколение традиции, обычаи, этнические ценности. Через него передаются произведения устного народного творчества (сказки, легенды, мифы) на нем основана национальная литература. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что из всех средств воспитания наиболее значимым является родное слово. «Язык - духовное богатство народа». По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры.

Классификация этнических общностей по критерию их языковой принадлежности называется этнолингвистической классификацией.

I. Индоевропейская языковая семья 

1) Славянская группа (восточнославянская): русские, белорусы, украинцы

2) Армянская группа: армяне .

3) Греческая группа: греки

4) Иранская группа: осетины, таты, талыши

П. Северокавказская языковая семья (как часть иберийско-кавказской яз. семьи)

1)Адыго-абхазская группа: адыгская (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги); абхазская (абазины, абхазы)

2) Нахско-дагестанская: нахская (чеченцы, ингуши, чеченцы-аккинцы, кисты, бацбийцы)

дагестанская ( а) аваро-андо-цезская б) Даргинская в) Лакская – лакцы г) Лезгинская

III. Алтайская языковая семья:

  1.  Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)
  2.  Монгольская языковая группа (калмыки)

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социальной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индивидуальное» и «национальное» многоязычие, последнее служит объектом социолингвистического изучения. В наибольших масштабах многоязычие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях многоязычия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутригруппового общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разноплемённых сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык административной (или национальной) области, 4) язык многонационального региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для многоязычия (билингвизма) имеет существенное значение функциональный статус употребляемых языков и степень их близости — генетическая или типологическая. На почве многоязычия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке». Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык», направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

Северный Кавказ — очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. — и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45254. Выставка как форма ПР-акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 30.5 KB
  Выставки позволяют наглядно показать каких достижений добилась организация показать фирму с наиболее выгодной стороны и заинтересовать потенциальных потребителей. Функции: организация выставки вызывает у общественности мнение что фирма обладает положительными качествами: солидность успешность компетентность авторитетность. создание благоприятного общественного мнения о фирме в рамках выставки. Для чего проводятся мероприятия: освещение выставки в СМИ интервью доклады выступления с сообщением о деятельности фирмы качествах...
45255. Участие в выставке как В ПР акция: этапы организации, содержание информационной поддержки 31 KB
  Выбор конкретной выставки. стадия работы выставки работа в ходе функционирования выставки 5. Завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки. Предоставление необходимой информации о самой фирме и ее продуктах формирование у потребителей знаний о конкретном товаре или услуге; формирование положительного имиджа фирмы доброжелательного отношения к ней поддержание репутации строительной фирмы на определенном этапе; поиск новых партнеров или агентов; формирование потребностей и стимулирование сбыта продукта; позиционирование...
45256. Выставочный стенд как форма ПР-коммуникаций: маркетинговые задачи, предметный формат, содержательное оформление 26 KB
  Маркетинговые задачи: Стенд это образ фирмы-экспонента в миниатюре воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Отразить лицо фирмы.Иметь свое лицо название фирмы эмблема графическое изображение цвета что помогает идентификации фирмы и создает предпосылки для ее узнавания в будущем. Структура стенда: руководитель стенда документальное обеспечение представительские контакты с выставочным комитетом представление фирмы перед СМИ несколько стендистов рядовая публика привлечение к стенду и менеджер по продажам работа с...
45257. Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации 28 KB
  Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Реагирование на кризис: выявление сути проблемы идентификация источника выявление ключевых аудиторий расчет издержек информирование публичное заявление для СМИ...
45258. СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы 28 KB
  СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Необходимо работать со СМИ они склонны искать и транслировать сенсации конфликты неоднозначные оценки слухи и т. Для СМИ важно кто первый обнародует сенсационный...
45259. Спонсоринг как разновидность PR-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы 29 KB
  В содержании программы должны быть представлены: Проблема вызывающая необходимость разработки программы. Цели конкретное представление о желаемом результате программы. Бюджет программы с конкретными статьями расходов.
45260. Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия, функции, этапы организации, приоритеты деятельности 30.5 KB
  Попечительский совет как PR ресурс фирмы: миссия функции этапы организации приоритеты деятельности. Но существуют некоторые общие функции которые присущи попечительскому совету любой организации: 1. создание положительного образа организации ПР; 3. лоббирование интересов организации на различных уровнях; 4 контроль за финансовой деятельностью организации; 5.
45261. Партнерские отношения как PR-ресурс организации: алгоритм работы со спонсором, содержание спонсорского пакета 29 KB
  Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору так и инициатору проекта. описание проекта и его идеи с акцентом на деталях наиболее важных для спонсора дается оценка значения проекта для города региона и нужных спонсору социальных групп. программу с информацией о месте и времени события сценарий графики перечисление авторов и участников проекта. указание о поддержке проекта государственными структурами авторитетными учреждениями культуры известными и уважаемыми людьми копии официальных решений рекомендательных писем обращений...
45262. Имидж фирмы: структура, этапы формирования и реализации 27 KB
  Имидж фирмы: структура этапы формирования и реализации. Имидж фирмы целостное восприятие фирмы различными группами общественности формирующееся на основе известной им информации о различных сторонах деятельности фирмы. Структура: структуру имиджа фирмы составляют представления людей относительно фирмы которые условно можно разделить на группы: имидж товара или услуги представления людей относительно уникальных характеристик которыми он обладает его отличительных свойств. внутренний имидж фирмы представление сотрудников о фирме...