87952

Этнолингвистическая характеристика наров Юга России

Доклад

География, геология и геодезия

Статус русского языка как государственного и языка межнационального общения в Российской Федерации. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. международным Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия билингвизма; Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка создание условий для его изучения и развития.

Русский

2015-04-25

47.95 KB

6 чел.

Этнолингвистическая характеристика наров Юга России

  1.  Язык как духовное богатство народа, генофонд этнокультуры.
  2.  Языки народов Юга России: языковые семьи, группы и подгруппы.
  3.  Этнологический смысл языковой классификации.
  4.  Билингвизм и многоязычье.
  5.  Статус русского языка как государственного и языка межнационального общения в Российской Федерации.
  6.   Языковая политика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Язык - основной транслятор национальной культуры, через который передаются из поколения в поколение традиции, обычаи, этнические ценности. Через него передаются произведения устного народного творчества (сказки, легенды, мифы) на нем основана национальная литература. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что из всех средств воспитания наиболее значимым является родное слово. «Язык - духовное богатство народа». По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры.

Классификация этнических общностей по критерию их языковой принадлежности называется этнолингвистической классификацией.

I. Индоевропейская языковая семья 

1) Славянская группа (восточнославянская): русские, белорусы, украинцы

2) Армянская группа: армяне .

3) Греческая группа: греки

4) Иранская группа: осетины, таты, талыши

П. Северокавказская языковая семья (как часть иберийско-кавказской яз. семьи)

1)Адыго-абхазская группа: адыгская (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги); абхазская (абазины, абхазы)

2) Нахско-дагестанская: нахская (чеченцы, ингуши, чеченцы-аккинцы, кисты, бацбийцы)

дагестанская ( а) аваро-андо-цезская б) Даргинская в) Лакская – лакцы г) Лезгинская

III. Алтайская языковая семья:

  1.  Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)
  2.  Монгольская языковая группа (калмыки)

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социальной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индивидуальное» и «национальное» многоязычие, последнее служит объектом социолингвистического изучения. В наибольших масштабах многоязычие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях многоязычия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутригруппового общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разноплемённых сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык административной (или национальной) области, 4) язык многонационального региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для многоязычия (билингвизма) имеет существенное значение функциональный статус употребляемых языков и степень их близости — генетическая или типологическая. На почве многоязычия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке». Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык», направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

Северный Кавказ — очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. — и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53319. Хліб – осколок сонця на землі 326 KB
  Мета: розвивати допитливість кмітливість спостережливість уважність; розвиток логічного мислення; виховувати повагу до землі людей праці; шанобливе ставлення до хліба. Обладнання: хлібні вироби пшеничні колоски у вазі мультимедійний проектор презентація Хліб на нашому столі диск із записом ліричної музики. Методи і прийоми навчання: розповідь учителя елемент бесіди виразне читання віршів; інтерв’ю розгляд ілюстрацій обговорення прислів’їв про хліб.
53320. Хліб – святість рідної землі 162 KB
  Виховувати бережливе ставлення до хліба повагу до праці хліборобів до рідної землі. Хід заходу 1й ведучий Добрий день дорогі наші гості 2й ведучий Запрошуємо Вас до нашої господи на хліб та сіль на слово наше щире на бесіду мудру 1й ведучий Кожен з нас знає що головний злак землі пшениця. Мабуть звідси і пішло: Хліб усьому голова 2 ведучий Довгий і нелегкий шлях від пшеничного колоска до смачного...
53321. Нумо, хлопці! 50.5 KB
  Ви – сильна половина нашого суспільства, майбутні воїни, захисники нашої держави. На вас наші надії і сподівання. Тож вітаємо вас і для вас сьогодні вірші, пісні, конкурси.
53322. Національно-визвольна війна українського народу під проводом Б. Хмельницького (Тематичне оцінювання) 41.5 KB
  Мета: систематизувати і закріпити знання учнів з теми; домогтися розуміння учнями практичнонаслідкових звязків в основних явищах і процесах періоду Національновизвольної війни; зясувати який навчальний матеріал учні засвоїли гірше і ще раз попрацювати з ним; продовжувати виробляти в учнів вміння давати письмові відповіді на питання; здійснювати диференційований підбір у перевірці знань учнів; працювати над виробленням в учнів розуміння ролі видатних діячів у боротьбі за незалежність України; виховувати...
53323. Б.ХМЕЛЬНИЦЬКИЙ: ПОЛІТИК, ДИПЛОМАТ, ПОЛКОВОДЕЦЬ 69.5 KB
  Богдан Хмельницький одна з яскравих постатей української історії. За словами відомого українського історика Крип’якевича Хмельницький поклав печать свого духа на подальший розвиток Україниâ€. Хмельницького в історії України†Богдан Хмельницький гетьман України народився у 1595р. Хмельницький з дитинства вбирав у себе вільне повітря покозаченої України тим більше що матийого була козачкою з Переяслава.
53324. Національно-визвольна війна українського народу середини ХVII ст. під проводом Б.Хмельницького 151 KB
  Навчати давати характеристику історичній постаті на прикладі Богдана Хмельницького. Зважаючи на те що до сьогодні збереглося понад півсотні портретів Хмельницького інколи важко зрозуміти якою ж насправді була зовнішність гетьмана. Однак можна стверджувати що найточніше її відтворив на своїй гравюрі гданський майстер Гондіус адже створив він її за життя Богдана Хмельницького. Запитання для учнів: Скажіть будь ласка як на вашу думку така постать могла очолити Національну –визвольну війну відповідь учнів Зараз ми з вами послухаємо...
53325. Хобі. Плани на тиждень 329.5 KB
  My name is Dasha. I am 10. My hobby is drawing. It is an indoor activity. I go the art studio. I attend the art studio three times a week. I think my hobby is interesting. I can draw animals, people, trees. I am going to be an artist. I like my hobby because it is very exciting.
53326. HOBBIES 46.5 KB
  Let`s split into two groups, according to your birthdays (spring-summer, autumn-winter).The pupils whose birthdays are in spring-summer will show different hobbies to those who were born in autumn-winter. Be attentive! You are to give the names of different kinds of activities in turn. (Hobbies are written on the cards: reading, drawing, singing, dancing, cooking, knitting, fishing, writing stories, taking photographs, playing the piano).
53327. Хобі: Дозвілля 45.5 KB
  I like to read about sports and sportsmen. I am reading an interesting story about hockey now. My father likes to read about football. He has got a lot of books about that game. My sister is fond of animals. She likes to read about them. She has got books with funny stories and fables about animals. I gave her a present yesterday: a very big and interesting book about animals at the zoo. There are a lot of funny stories in it. My mother is interested in history. So she spends her free time with a book on history. So I can say reading is my familys hobby.