87955

Современный этап модернизации культур народов Юга России

Доклад

География, геология и геодезия

Тенденции в современном развитии культуры сближение интеграция интернационализация и автономизация. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур. Традиция и инновация в этнокультурном развитии.

Русский

2015-04-25

52.51 KB

0 чел.

Современный этап модернизации культур народов Юга России.

  1.  Понятие модернизации. 
  2.  Тенденции в современном развитии культуры (сближение, интеграция, интернационализация и автономизация).
  3.  Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.
  4.  Традиция и инновация в этнокультурном развитии. 90-е гг. – региональный процесс возрождения традиционной культуры.
  5.  Современная литература народов Юга России.
  6.  Наука и образование на Юге России.
  7.  Выдающиеся деятели культуры народов Юга России.
  8.  Спорт в культуре народов Юга России

Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он полагался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию. Этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует уточнить.

Под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность» — комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующее влияние капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, утверждение разума и науки. Модернизация подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который предстоит пройти трад. обществам. Две тенденции в совр. развитии культуры ЮР: 1. Сближение, в основе которой лежат общие соц-экономические и политико-правовые процессы развития всех народов в рамках государства. Формируются схожие нормы и формы жизнедеят-ти, общие законодательно-правовые установки, появл. система делового этикета, общезначимые праздники. Взаимопроникновение культурных достижений набл. во многих сферах: в языке, политике (создание адм-правовых институтов), эк (внедрение новых производственных навыков), искусстве, семье (межкульт браки). В этом же аспекте происходит интернационализация культур - усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе национальных культур. Особенно сильно данный процесс прослеживается в центральных городах субъектов Юга России. Происходит взаимовлияние культурных установок как северокавказских народов, так и русских.. культурная интеграция- состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. 2. Автономизация. В 90е гг XX в. в связи с возрождением самобытных этнокультурных традиций и с потребностью этнич групп в сохранении этнокульт. идентичности, на ЮР проявились тенденции этноцентризма. Российская культура сегментировалась, на первый план стали выдвигаться этнич. ценности и элементы традиционной культуры. Народы ЮР, их совр. культура формировались на стыках между христ, исламс и языческим мирами, модернизационными процессами, что привело к неопределенности культурных ареалов.

2. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.

Взаимодействие разнородных, типологически различающихся культур означает, что их носителями являются, с одной стороны, коренные народы С.К. и, с другой, - некоренные, в основном «русскоязычные».

Такое взаимодействие означает: во-первых, культурный контакт, «соприкосновение культур; во-вторых, результаты этого контакта: либо взаимное отторжение взаимодействующих культур; либо частичную или полную интеграцию, взаимное «прорастание» культур друг в друга; либо поглощение одной культуры другой.

Поэтому необходимо проанализировать оппозицию культур, выявить условия и факторы «культурного согласия» («консенсуса») и «культурного несогласия» («конфликта»).

Культурные отличия можно оценить как определенные предпосылки социальной конфликтности. В случае если иная культура насаждается (или воспринимается как насаждаемая), то это может привести и к конфликту. Но, при определенных обстоятельствах контактирующие культуры «открываются друг для друга. Таким образом, при благоприятных обстоятельствах в этом случае может установиться культурный консенсус как основополагающий фактор социальной стабильности и залог развития.

Фактором, способствующим нарастанию конфликтности культур, взаимного неприятия и отчуждения, служит нарушение баланса культур. Оно может проявляться как явное насаждение одних культурных образцов в ущерб другим, а также как резкая (скачкообразная) утрата статуса и авторитета одной (или нескольких) из взаимодействующих культур.

На Северном Кавказе в разные времена культурный баланс также во время колонизации и советизации. Определенное насаждение достаточно далеких от жизни горцев образцов поведения и мышления началось в годы войны горцев с царской Россией (1817-1864). Этот процесс активизировался в годы Советской власти, когда часть кавказцев стала элементом того целого, что было принято называть «советским народом». Однако определенные заслуги Советской власти перед северокавказскими народами следует отметить. Дело в том, что именно на годы социализма приходится «культурная революция» - массовое общее образование и вполне доступное -высшее. На эти же годы выпадает колоссальное расширение возможностей для самореализации личности, которая стала возможной вследствие индустриализации.

3. Традиция и инновация в этнокультурном развитии. Актуализация возрождения национальных культур, тесно связанных с традиционными культурами, сокрыты в истории взаимоотношений Северного Кавказа и России. В ней выделяются два ключевых этапа: 1) колонизация Северного Кавказа (особенно война 1817-1864 гг.); 2) советизация Северного Кавказа. И колонизация, и советизация Кавказа влекли за собой оттеснение традиций на периферию общественной жизни.

Период социализма в целом нанесли традиционной культуре Северного Кавказа наибольший урон, вытеснив ее в основном в бытовые сферы. Нa период социализма приходится и бурное развитие средств массовых коммуникаций, главным языком которых был русский. Распространение на Северном Кавказе «русскоязычного» массового образования, при всех его плюсах, также не всегда учитывало северокавказскую ментальность, а иногда и сознательно противостояло ей. Приток на Северный Кавказ «мигрантов», т.е. жителей центральных, северных и восточных районов России, слабо или вовсе не знакомых с обычаями и традициями народов, проживающих здесь, также нарушал сложившиеся веками устои традиционной жизни. Традиционность на С.К. была сильно потеснена.

Поэтому стремление многих современных кавказцев к «возрождению» традиционной культуры - это реакция на «культурно-идеологический вакуум, когда старые социалистические ценности «отменили», а новые еще не были усвоены. Т.о., характер возрождения трад-ой культуры проявляется не в поисках «первородства» тех или иных традиций, а в придании современному культурному процессу трад-ой окраски Возрождение элементов традиционности выступает как форма развития региональной культуры.

В 90-е годы почти на исходе XX века в научной литературе по культурологии стали уделять должное внимание роли стереотипов в межкультурном общении в производстве и воспроизводстве культуры этносов, особенностям этнических процессов и развитию национального самосознания. Это объясняется тем, что формирование национального сознания и этнокультурные проблемы тесно взаимосвязаны. Практика показала, что народы Северного Кавказа нуждаются в мире и культурном сотрудничестве, они устали от заблуждений местных политиков и конфронтаций. Острые конфликты в этнополитических процессах на Северном Кавказе привлекли внимание ученых, которые стали подчеркивать пагубность принципа классового подхода и игнорирование многих национальных и этнокультурных факторов, непосредственно связанных со специфическими особенностями того или иного этноса. «Этнические особенности поведения и мышления людей - важная отрасль знаний о человеке. К сожалению, длительное время в советском обществоведении господствовало отношение к этим проблемам как второстепенным, как своего рода музейным экспонатам на этнографических выставках. Лишь в последние годы, когда со всей полнотой была оценена значимость этнической стороны жизни, наука стала выдвигать эти проблемы в качестве приоритетных. Начинает развиваться отечественная этнопсихология, возрождается этнопедагогика

4.Современная литература. Литературно-художественные ценности, созданные представителями Юга России, получили не только общероссийское, но и мировое признание (творчество М. Шолохова, Р. Гамзатова, А. Кешокова, Т. Керашева, Д. Кугультинова, К. Кулиева, И. Машбаша, К. Хетагурова, А. Шогенцукова, Р. Ахматовой и др.).

5.Наука и образование. Фестиваль науки Юга России проходил уже во второй раз(2010 и 2011гг). В нём приняли участие все подразделения ЮФУ, более 20 вузов ЮФО и СКФО. Кроме того, наряду с учебными заведениями Фестиваль поддержали музеи Ростова и Ростовской области. В течение двух дней Второго Фестиваля науки своё видение науки на базе музейной практики представят 14 учреждений, работающих в этой области. В Доме правительства Адыгеи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году по направлению "Поддержка талантливой молодежи" состоялось традиционное чествование талантливой молодежи и награждение лучших школьников денежными премиями РФ и РА.

ФЦПРО будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями ФЦПРО

будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в

себя ряд новых взаимоувязанных направлений, которые будут реализованы

субъектами Российской Федерации, образовательными и иными организациями и

организациями при федеральной поддержке с участием профессионального

педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели

для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их

результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных

организаций, регионов и социально-экономических условий.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом

этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере

образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут

сформированы новые модели управления образованием в условиях

широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных

технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной

целевой программы развития образования на следующий период. Объем финансового обеспечения Подпрограммы 5 в 2013-2020 годах составляет 16,1 млрд. рублей

6.Выдающиеся деятели культуры народов ЮР. 

Особо следует отметить уникальность культуры и искусства Северной Осетии. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати, Васо Абаев - патриарх иранистики и лингвистики и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.В Чечне известны такие деятели как : поэтесса Р. Ахматова, Саид-Бей Арсанов(писатель), М. Мамакаев - поэт, прозаик, публицист, литературный критик .

20 марта 2013г. Президент В.Путин подписал распоряжение «о присуждении грантов президента РФ для поддержки творческих проектов общенац. Значения о области культуры и искусства» .Директор Республиканского дома народного творчества Калмыкии Джиргал Тачиева получила грант на осуществление проекта по созданию электронного фонда храния образцов устного народного творчества.

Спорт.На Северном Кавказе будет создана структура, которая займется решением вопросов развития спорта, как профессионального, так и массового. Все предложения этой структуры войдут в программу социального развития Северного Кавказа. ФГУП «ЮГ СПОРТ» - это крупнейший на юге Российской Федерации спорткомплекс подготовки сборных и клубных команд России, а также место проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Он расположен в городе Сочи

В Чечню в рамках акции "Спорт - посол мира на Кавказе" завозятся грузы спортивного оборудования, а также проводятся встречи со спортсменами.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74999. Українська народна іграшка. Лялька-мотанка 41.5 KB
  Мета. Ознайомлення учнів з історією виникнення ляльки, різновидами матеріалів, з яких виготовляли, сформувати уявлення про способи виготовлення, стимулювати розвиток ініціативності, самостійності, сприяння розвитку творчої активності, навичок самоосвітньої діяльності...
75000. У дзеркалі слова. На все впливає мови чистота… 81.5 KB
  Олеся: Є слова що білібілі Як конвалії квітки Лагідні як усміх ранку Ніжносяйні як зірки. Є слова як жар пекучі І отруйні наче чад. Про які слова мовить поет у перших 4х рядках Якими словами ви можете замінити означення білібілі лагідні ніжносяйні Чи знаєте ви такі слова покаже гра.
75001. Мова - коштовний скарб народу 55.5 KB
  Мова коштовний скарб народу Мета: виховувати любов до рідного слова вчити бачити красу рідної мови познайомити з найголовнішими етапами розвитку рідної мови розвивати виразність декламування поезії збагачувати й активізува ти словниковий запас учнів...
75002. Наше диво, калинове, кохана українська мово. Літературн-омузичне свято до Дня української мови й й писемності 71 KB
  Мова кожного народу – Неповторна і своя В ній гримлять громи в негоду В тиші трелі соловя. Берегти її плекати Буду всюди й повсякчас Бо ж єдина такяк мати Мова в кожного із нас В. Ведуча Скарбе мій єдиний Ведучий Це сьогодні на твою честь ми проводимо свято НАШЕ ДИВО КАЛИНОВЕ КОХАНА УКРАЇНСЬКА МОВО Виконання...
75003. Сценарій свята до Дня української писемності та мови 88 KB
  Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота жива схованка живого духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподівання розум досвід почування. Українська мова в багатстві витонченості й гнучкості не поступається ані жодній із сучасних літературних мов слов’янства. З епохи Київської Русі можна говорити й про українську літературну мову та жива розмовна мова українського народу набагато давніша.
75004. Мова моя українська. Методична розробка виховного заходу для старшокласників 85.5 KB
  Мова це великий дар природи. І серед них – ніби запашна квітка в чудовому букеті – українська мова. У рідному домі завжди звучить найближча найзрозуміліша рідна мова бо бринить вона із ласкавих бабусиних вуст із дідусевої говірки із маминої пісні із батьківського слова часом суворого а часом жартівливого. Наша мова – українська тому що наша земля – Україна.
75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислів’ями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...
75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова – міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов солов’ї наша мова співуча. Вірте – не вірте Твердо я знаю: Мова – це вірність рідному краю...