87957

Этносоциальная стратификация в России

Доклад

География, геология и геодезия

неравенства которая соответствует цивилизованному уровню развития политически доминирующего этноса. В полиэтничных обществах этничность становясь основой социальной стратификации воспроизводит ту систему социального неравенства которая соответствует цивилизационному уровню развития политически доминирующего этноса. Один из современных исследователей предлагает для определения позиций этноса целый веер характеристик выделяя при этом экологический социальноэкономический культурный демографический социальнополитический правовой...

Русский

2015-04-25

45.54 KB

14 чел.

Этносоциальная стратификация в России

  1.  Этничность как основа социальной стратификации.
  2.  Титульные этносы.
  3.  Этногрупповое единство и межгрупповые различия как элемент иерархической организации социального пространства.
  4.  Индикаторы статусных позиций этносов на Юге России.
  5.  Этнические миграции: причины и виды на Юге России.
  6.  Понятие диаспоры

Социальная стратификация - система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальная структура общества; отрасль социологии.

Этничность - категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация).

Этносоциальная стратификация – иерархическая организация этнических групп, обладающих неравными статусными позициями, при которой этнические границы совпадают с профессиональными; тем самым, этническое неравенство усиливается социально-экономическим. В полиэтничных обществах этничность, становясь основой соц.стратификации, воспроизводит ту систему соц.неравенства, которая соответствует цивилизованному уровню развития политически доминирующего этноса.

В полиэтничных обществах этничность, становясь основой социальной стратификации, воспроизводит ту систему социального неравенства, которая соответствует цивилизационному уровню развития политически доминирующего этноса.

Одной из важнейших объективных предпосылок формирования этнической стратификации является территориальное размещение этносов в экономически различных районах - на равнинах и в горах.

Титульные этносы - нации (этносы), давшие названия государству. Националистические лидеры нередко заявляют об особых правах Т. н. на территорию и ее ресурсы, на преимущественное политическое представительство, на преимущественный статус ее языка и других культурных институтов.

Этногрупповое единство и межгрупповые различия выступают в качестве важнейшего элемента иерархической организации социального пространства, но также и как следствие его существовании. На Кавказе, такие позиции как, высокий уровень внутренней консолидированности, который объясняется суровыми условиями жизни в горах, природной изолированностью поселений и традиционно-общинным этапом развития общества, объясняют также и специфику этнокультурных черт. Поселенческая локализация определяла возможности межкультурного взаимодействия, способствуя формированию и воспроизводству открытости или замкнутости (закрытости) этнокультур.

Определяя объективные условия, воспроизводящие социальное пространство Северного Кавказа как этносоциальное и стратифицированное, мы обращаем внимание на территориальность и аграрно-традиционный тип хозяйствования. Эти характеристики в значительной степени определяют позиции (статус) этнической общности в социальном пространстве региона. Социальное пространство многомерно, и поэтому статус этногрупп и дистанция между ними определяются по их позициям в доминирующих полях. В современном обществе статусные позиции формируются на пересечении ряда социальных подпространств (полей), каждое из которых, по мнению известного французского социолога П.Бурдье, образует разные измерения статуса, а само социальное пространство "может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующих одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях".

Один из современных исследователей предлагает для определения позиций этноса целый веер характеристик, выделяя при этом экологический, социально-экономический, культурный, демографический, социально-политический, правовой статусы. Позицию этноса в каждой из перечисленных сфер жизни можно определить по особой метрической шкале.

Социально-экономическая составляющая статуса этноса определяется несколькими позициями. Во-первых, такой обобщенный показатель, как размер валового национального дохода, приходящегося на одного представителя этноса, принято называть уровнем качества жизни. Во-вторых, важной характеристикой является полнота социально-профессиональной структуры этноса. Она определяется представительством данного этноса в социально-классовых группах и слоях общества (или локального полиэтничного социума) и может соответствовать или не соответствовать удельному весу этноса в населении страны. В-третьих, не менее важной чертой является место в профессионально-отраслевой структуре, иными словами, в этническом разделении труда (профессиональный статус может отличаться престижностью, т.е. занятостью достаточно большого числа представителей этногруппы в прибыльных отраслях деятельности или во властных структурах). 4) социокультурный статус

5)политический стптус

Этностратификационная система населения Северного Кавказа при доминирующем положении русского элемента воспроизводит систему неравенств, характерную индустриальным обществам (основанную на достигательных характеристиках), с вплетением этнического фактора в процесс формирования управленческого слоя.

Этнические миграции — совокупность, миграционных потоков в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой.

В современный период на Юге России активная миграция этнических групп привела к тому, что сложилось региональное общество с большим этническим и культурным разнообразием. При этом этнические мигранты сохраняют приверженность традиционным формам своей донорской культуры. Отношения между мигрантами и принимающей стороной — это отношения между разными социокультурными образованиями. В ходе межкультурного взаимодействия мигранты и представители принимающего общества сталкиваются с проблемой адекватного взаимопонимания. Барьеры межкультурного общения могут быть преодолены на основе формирования межкультурной компетентности участников диалога. Отсюда возрастает роль общественных и религиозных организаций, образовательных учреждений, которые должны выработать воспитательные и образовательные стратегии, направленные на формирование межкультурной компетентности.

Диаспора — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53458. Інтернет: за і проти! 119.5 KB
  Обладнання: плакат Основні правила спілкування плакат №1 із зображенням компютера плакат №2 із зображенням компютера підключеного до мережі Інтернет; запис на дошці; малюнки учнів; памятки картки зображення Золотої рибки ілюстрація мікрофон тощо. За часів сьогодення коли особливого значення набуває інформація вже ніхто не заперечує що компютер увійшов до різних сфер сучасного життя і...
53459. The Internet and Social Networking Sites 115.5 KB
  A social network is a social structure made up of individuals (organizations) called “nodes”, which are tied (connected) by one or more specific types of interdependency, such as friendship, kinship, common interest, financial exchange, dislike, sexual relationships, or relationships of beliefs, knowledge or prestige.
53460. У Інтернет–клубі 97.5 KB
  Мета: повторити і поглибити знання учнів про дієслово як частину мови, його(ЇЇ) граматичні ознаки; виробляти вміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, мислення; вчити учнів працювати з прикладними програмами; виховувати інформаційну культуру, любов до рідної мови.
53461. Винаходи. Досягнення науковців 33 KB
  Good morning, boys and girls! Today we’ll continue to work with the topic “Inventions and gadgets”. You have already done exercises and spoken about it with your teacher and now you’ll show your abilities. At this lesson we’ll revise all the vocabulary on the topic; we shall practice listening, reading, speaking and writing skills. Of course, we’ll make predictions using Future Indefinite and “to be going to…”.
53462. Оптимизация процедуры Heap_sort, особенности 19.42 KB
  ирамидальная сортировка (англ. Heapsort, «Сортировка кучей») — алгоритм сортировки, работающий в худшем, в среднем и в лучшем случае (то есть гарантированно) за Θ(n log n) операций при сортировке n элементов
53463. Оптимизация процедуры Shell_sort, особенности 26.29 KB
  Сортировка Шелла — алгоритм сортировки, являющийся усовершенствованным вариантом сортировки вставками. Идея метода Шелла состоит в сравнении элементов, стоящих не только рядом, но и на определённом расстоянии друг от друга.
53464. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ 30.23 KB
  Использование интерактивной доски один из самых перспективных и востребованных. Также с помощью различных программ учитель может создать компьютерную модель урока с которой затем можно работать с помощью интерактивной доски. Из практики обучения я могу предложить следующие формы работы с интерактивной доской PenBord: Активные презентации.
53465. Разработка конспекта обобщающего урока математики в 4 классе по теме Дроби 91.5 KB
  Познавательная деятельность учащихся через использование мультимедийных технологий. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности внимания речи мышления учащихся. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых строго отобранных соответствующим образом организованных знаний но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся. задействованы все каналы восприятия учащихся ...