87959

Этнотатизм и этнократии на Юге России

Доклад

География, геология и геодезия

Этноэтатизм идеология этнической мобилизации на Юге России.Стратегии перехода от этнократий к современным административнополитическим элитам на Юге России. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира.

Русский

2015-04-25

46.58 KB

3 чел.

Этнотатизм и этнократии на Юге России.

1.Понятие этноэтатизма и этнократии.

2.Типы этнократии.

3.Этноэтатизм – идеология этнической мобилизации на Юге России.

4.Особенности этнократических режимов в республиках региона. 5.Проблемы взаимоотношений этнократий и федеральной элиты.

6.Стратегии перехода от этнократий к современным административно-политическим элитам на Юге России.

1. Этноэтатизм - система идеологических ориентаций, при которой этнос стремится к самоопределению, созданию независимого национального государства. Идеология этноэтатизма свойственна для многих правящих этнических групп в регионе, выражающих с ее помощью собственные этнократические устремления.

Этнократия – форма политической власти, при которой управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других этносов.

2. Существует следующая классификация типов этнократии:

1) человеконенавистнические:

– расизм – доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представления, что человеческий род не является единым, состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически подчиненных;

– фашизм – применение крайних форм насилия для подавления инакомыслия; антикоммунизм, расизм, шовинизм; широкое использование государственно-монополистических методов управления экономикой; максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни; идея военной экспансии;

– шовинизм – идея о превосходстве нации или государства;

2) превращенные:

– национализм – официальная этническая идеология и этнополитика государства; этнически окрашенное мировоззрение определенных классов и общественных организаций;

– фундаментализм – крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность к право-консерватиным идейно-политическим взглядам;

– этноэтатизм – стремление части политической элиты отделиться от власти центра, т.е. требование права сецессии;

3) латентные:

– этнизм – частичная форма «закамуфлированной» политики, проводящаяся официальными государственными структурами по отношению к другим этническим группам;

– этнонигилизм – отвержение опыта, совместной практики жизнедеятельности народов;

– «национальный спазм» – неурегулированность отношений с этническим меньшинством;

– этноизоляционизм – политика дистанцирования от другого народа.

3. Функция мобилизации означает приведение этнической группы в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения определенных целей, а также готовность группы к определенным действиям и сами действия. Функцию этнической мобилизации выполняет такой тип этнической идеологии, как этноэтатизм, при котором этнос стремится к самоопределению и созданию собственной государственности.

На сегодняшний день регион Северного Кавказа характеризуется наиболее высоким уровнем развития этноэтатизма относительно остальной территории РФ. Это связано не только с тем, что на практике была осуществлена попытка вооруженной сецессии (Чеченская республика), но и с тем, что именно в данном регионе в наиболее полном и законченном виде сформировались как системные, так и внесистемные факторы, способствующие развитию сепаратистских тенденций.

Социально-экономические факторы, среди которых: формирование устойчивой мотивации экономического поведения; качественная деградация рабочей силы; формирование у населения национальных республик региона иждивенческих установок по отношению к органам государственной власти, которая ассоциируется, прежде всего, с федеральным центром.

Политические факторы этноэтатизма: проблема асимметричности статуса субъектов РФ; неравнозначное положение национальных республик и административно-территориальных образований по отношению к фед.центру; практически бесконтрольная свобода «правотворчества» в республиках, которая дает возможность правящим региональным элитам нормативными средствами обеспечивать свое доминирование, что существенно дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в республиках.

Значительное влияние на развитие этноэтатизма на Северном Кавказе принадлежит также конфессиональным факторам – политизации ислама и его конкуренции с различными направлениями за влияние в обществе. Особую роль в процессе роста популярности сепаратистских идеологий приобретает исторический фактор, согласно которому выход новообразованного национального государства на международную арену при апелляции к мировому сообществу позволит «восстановить историческую справедливость.

4. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии.  Одним из факторов усиления этнократических тенденций на Юге России стала этнизация политического управления, связанная с так называемой ее «коренизацией», т. е. превращением всего управленческого корпуса, в первую очередь, государственного, в представительство кадров титульной национальности. Исследователи обращают внимание еще на одну особенность этнизации политического управления, которая нередко упускается из виду при анализе этнократических тенденций. Речь идет о силовых структурах, которые обеспечивают сохранение власти в руках тех или иных этнополитических групп. Другим фактором усиления этнократических тенденций на Юге России является «этнизация экономики», которая выступает формой экономического национализма. Основу экономического национализма составляет экономическая политика и хозяйственная практика, которые отстаивают интересы не всех народов, населяющих определенную территорию, а только интересы той этнической группы, которую обычно называют «титульной», и ориентируются на создание привилегий и преференций только для представителей этой группы.   Ко всему перечисленному следует добавить еще одну важную характеристику, которая заключается в том, что получившая в условиях многонационального государственного образования власть этнократия, представляющая интересы не всей, а лишь части титульной нации, неизбежно начинает бороться за создание «этнически чистого» государства, т. е. при решении национального вопроса принимает такие законы и опирается на такую идеологию, которые игнорируют права национальных меньшинств и ведут к их принудительной ассимиляции. Именно с этой точки зрения, этнократия - это антипод демократии, и ее политика неизбежно ведет к обострению межнациональных конфликтов.

5. Региональная этнократия представляет собой правящую верхушку российских национальных республик, которая, с одной стороны, делает интересы «титульного этноса» приоритетными, а с другой, используя возможности своего положения, лоббирует интересы республики в центральных структурах власти продвигает в эти структуры своих представителей. Таким образом, образуются сильные этнократические группы, имеющие вертикальную структуру по всей территории страны. Пользуясь поддержкой национально-земляческих групп и республиканской этнократии, представители 10-15 небольших этносов, продвигаются в федеральные органы Центра, в аналогичные структуры в крупных городах. Тем самым Этнократия приобретает существенное влияние и продвигает интересы на всех уровнях. Значительно большее внимание уделяет лидерам региональной этнократии федеральная власть. Так, например, бывший президент В.В. Путин за период своей президентской деятельности почти 30 % встреч с губернаторами отвел этнократическим лидерам. Введение структуры федеральных округов несколько уравняло возможности этнократических и обычных региональных элит. Однако полностью асимметрия возможностей неснивелирована.

6. На наш взгляд, необходимыми условиями преодоления этноэтатизма и трансформации этнократий в современные региональные элиты являются:

- Артикуляция центральной властью интегрирующей национальной идеологии и национальной стратегии на основе общенациональной дискуссии; - Выработка их региональных инвариантов; - Стимулирование внутрироссийской социальной мобильности в интересах развития регионов;     - Реализация крупных инвестиционных проектов на Юге России, модернизирующих социальный процесс, по инициативе и при гарантиях федерального центра;  - Стимулирование (а не обычная бюрократическая боязнь) территориальной самоорганизации граждан на решение местных проблем в контексте общенациональных (общероссийских) интересов.

В этих условиях этноклановые властные клики объективно будут вынуждены модернизироваться и становиться более открытыми, т.к. личная преданность сородичей, земляков и друзей должна будет подкрепляться достигательными факторами или отходить на второй план.


Определение

Структура

Сравнить

Прогноз

1контекст конкретная сумма знаний, посвященная вопросу. Вписать рег в конт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28970. Реформы и контрреформы Александра III 26.5 KB
  Реформы и контрреформы Александра III 1. Александр III правил с 1881 по 1894 гг. После убийства отца Александр III выдвинул программу своего царствования: подавление оппозиции революционного движения; укрепление основ российской жизни самодержавия православия народности. Александру III было известно что перед смертью его отец одобрил проект либеральных реформ М.
28971. Характер и особенности социально-экономического развития России во второй половине XIX в. 55 KB
  Характер и особенности социальноэкономического развития России во второй половине XIX в. Промышленный переворот в России начался в конце 30х годов XIX века он имел 2 стороны: техническую переход от мануфактуры к фабрике замена ручного труда машинным; социальную формирование промышленного рабочего класса и класса буржуазии. К 80м годам сформировались основные промышленные районы России: Московский; Петербургский; Прибалтийский; Уральский; Южный Донбасс и Криворожье; Бакинский....
28972. Внешняя политика России во второй половине XIX в. 34 KB
  Внешняя политика России во второй половине XIX в. Кроме того ввиду усиления позиций Англии Франции Германии и Японии в Китае важной задачей стало укрепление позиций России в этом регионе. По договорам с Японией было закреплено право России на Курильские острова. Его фраза: Россия не сердится она сосредотачивается образно выражала принципы внешней политики России того времени.
28973. Россия в начале XX века. Обострение социально- экономических и политических противоречий в стране 29 KB
  Россия в начале XX века. Геостратегическое положение было очень уязвимым и следовательно Россия была вынуждена содержать самую большую армию. Россия была многонациональным государством однако крупных конфликтов на национальной почве не было. По длине железных дорог Россия занимала 2 место в мире уступая только США однако качество было очень низким.
28974. Первая российская революция 1905-1907гг.: причины, характер, итоги 18.41 KB
  Причины: Нерешенность аграрного вопроса Противоречие между трудом и капиталом ухудшение положения рабочих Отсутствие политических свобод Кризис системы отношений между центром и провинцией национальными районами Поражение в русскояпонской войне Характер: Первая русская революция была буржуазнодемократической. Революционные выступления стачка рабочих в Иваново Вознесенске. Возникновение Совета уполномоченных депутатов нового органа власти рабочих. Консервативномонархические круги создают в ноябре Союз русского народа...
28975. Консерваторы, либералы и революционные радикалы в политической жизни России в начале XX века 26.5 KB
  Их программа включала требование установления парламентского демократического строя в форме конституционной монархии всеобщего избирательного права введения широких политических свобод 8часового рабочего дня права на стачки и профсоюзы. Программа предусматривала установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью царя и законодательной Думой сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Финляндии. В 1903 на съезде в Лондоне были приняты устав и программа РСДРП. Первый программаминимум реализация...
28976. Выход из революционного кризиса. Столыпинская модернизация России 48 KB
  Столыпинская модернизация России 3 июня 1907 правительство осуществило государственный переворот и 2 Дума февральиюнь 1907 была распущена. Столыпин то она получила названия Столыпинской. Столыпиным предельно четко: Нам нужна Великая Россия . Значительная часть столыпинских законопроектов была направлена на улучшение труда и быта различных категорий служащих торговых железнодорожных почтовых телеграфных ремесленников учителей начальной и средней школы преподавателей высшей школы членовкорреспондентов академиков...
28977. Россия в условиях 1-й мировой войны и общенационального кризиса 38.5 KB
  Россия в условиях 1й мировой войны и общенационального кризиса. Боевые дествия Поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство сербскими националистами в боснийском городе Сараево 15 июня 1914 г. вручил правительству ноту с объявлением войны. Принятые Россией накануне войны программы развития армии и флота предполагалось выполнить примерно к 1917 г.
28978. Демократическая революция 1917г в России и ее итоги 31.5 KB
  В городах появились очереди стояние в которых было психологическим надломом для сотен тысяч рабочих и работниц. Начало первым беспорядкам положила забастовка рабочих Путиловского завода 17 февраля. Рабочие завода требовали увеличения расценок на 50 и приёма на работу уволенных рабочих. К толпам рабочих присоединялись тысячи случайных людей: подростков студентов мелких служащих интеллигентов.