87959

Этнотатизм и этнократии на Юге России

Доклад

География, геология и геодезия

Этноэтатизм – идеология этнической мобилизации на Юге России.Стратегии перехода от этнократий к современным административнополитическим элитам на Юге России. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира.

Русский

2015-04-25

46.58 KB

2 чел.

Этнотатизм и этнократии на Юге России.

1.Понятие этноэтатизма и этнократии.

2.Типы этнократии.

3.Этноэтатизм – идеология этнической мобилизации на Юге России.

4.Особенности этнократических режимов в республиках региона. 5.Проблемы взаимоотношений этнократий и федеральной элиты.

6.Стратегии перехода от этнократий к современным административно-политическим элитам на Юге России.

1. Этноэтатизм - система идеологических ориентаций, при которой этнос стремится к самоопределению, созданию независимого национального государства. Идеология этноэтатизма свойственна для многих правящих этнических групп в регионе, выражающих с ее помощью собственные этнократические устремления.

Этнократия – форма политической власти, при которой управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других этносов.

2. Существует следующая классификация типов этнократии:

1) человеконенавистнические:

– расизм – доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представления, что человеческий род не является единым, состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически подчиненных;

– фашизм – применение крайних форм насилия для подавления инакомыслия; антикоммунизм, расизм, шовинизм; широкое использование государственно-монополистических методов управления экономикой; максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни; идея военной экспансии;

– шовинизм – идея о превосходстве нации или государства;

2) превращенные:

– национализм – официальная этническая идеология и этнополитика государства; этнически окрашенное мировоззрение определенных классов и общественных организаций;

– фундаментализм – крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность к право-консерватиным идейно-политическим взглядам;

– этноэтатизм – стремление части политической элиты отделиться от власти центра, т.е. требование права сецессии;

3) латентные:

– этнизм – частичная форма «закамуфлированной» политики, проводящаяся официальными государственными структурами по отношению к другим этническим группам;

– этнонигилизм – отвержение опыта, совместной практики жизнедеятельности народов;

– «национальный спазм» – неурегулированность отношений с этническим меньшинством;

– этноизоляционизм – политика дистанцирования от другого народа.

3. Функция мобилизации означает приведение этнической группы в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения определенных целей, а также готовность группы к определенным действиям и сами действия. Функцию этнической мобилизации выполняет такой тип этнической идеологии, как этноэтатизм, при котором этнос стремится к самоопределению и созданию собственной государственности.

На сегодняшний день регион Северного Кавказа характеризуется наиболее высоким уровнем развития этноэтатизма относительно остальной территории РФ. Это связано не только с тем, что на практике была осуществлена попытка вооруженной сецессии (Чеченская республика), но и с тем, что именно в данном регионе в наиболее полном и законченном виде сформировались как системные, так и внесистемные факторы, способствующие развитию сепаратистских тенденций.

Социально-экономические факторы, среди которых: формирование устойчивой мотивации экономического поведения; качественная деградация рабочей силы; формирование у населения национальных республик региона иждивенческих установок по отношению к органам государственной власти, которая ассоциируется, прежде всего, с федеральным центром.

Политические факторы этноэтатизма: проблема асимметричности статуса субъектов РФ; неравнозначное положение национальных республик и административно-территориальных образований по отношению к фед.центру; практически бесконтрольная свобода «правотворчества» в республиках, которая дает возможность правящим региональным элитам нормативными средствами обеспечивать свое доминирование, что существенно дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в республиках.

Значительное влияние на развитие этноэтатизма на Северном Кавказе принадлежит также конфессиональным факторам – политизации ислама и его конкуренции с различными направлениями за влияние в обществе. Особую роль в процессе роста популярности сепаратистских идеологий приобретает исторический фактор, согласно которому выход новообразованного национального государства на международную арену при апелляции к мировому сообществу позволит «восстановить историческую справедливость.

4. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии.  Одним из факторов усиления этнократических тенденций на Юге России стала этнизация политического управления, связанная с так называемой ее «коренизацией», т. е. превращением всего управленческого корпуса, в первую очередь, государственного, в представительство кадров титульной национальности. Исследователи обращают внимание еще на одну особенность этнизации политического управления, которая нередко упускается из виду при анализе этнократических тенденций. Речь идет о силовых структурах, которые обеспечивают сохранение власти в руках тех или иных этнополитических групп. Другим фактором усиления этнократических тенденций на Юге России является «этнизация экономики», которая выступает формой экономического национализма. Основу экономического национализма составляет экономическая политика и хозяйственная практика, которые отстаивают интересы не всех народов, населяющих определенную территорию, а только интересы той этнической группы, которую обычно называют «титульной», и ориентируются на создание привилегий и преференций только для представителей этой группы.   Ко всему перечисленному следует добавить еще одну важную характеристику, которая заключается в том, что получившая в условиях многонационального государственного образования власть этнократия, представляющая интересы не всей, а лишь части титульной нации, неизбежно начинает бороться за создание «этнически чистого» государства, т. е. при решении национального вопроса принимает такие законы и опирается на такую идеологию, которые игнорируют права национальных меньшинств и ведут к их принудительной ассимиляции. Именно с этой точки зрения, этнократия - это антипод демократии, и ее политика неизбежно ведет к обострению межнациональных конфликтов.

5. Региональная этнократия представляет собой правящую верхушку российских национальных республик, которая, с одной стороны, делает интересы «титульного этноса» приоритетными, а с другой, используя возможности своего положения, лоббирует интересы республики в центральных структурах власти продвигает в эти структуры своих представителей. Таким образом, образуются сильные этнократические группы, имеющие вертикальную структуру по всей территории страны. Пользуясь поддержкой национально-земляческих групп и республиканской этнократии, представители 10-15 небольших этносов, продвигаются в федеральные органы Центра, в аналогичные структуры в крупных городах. Тем самым Этнократия приобретает существенное влияние и продвигает интересы на всех уровнях. Значительно большее внимание уделяет лидерам региональной этнократии федеральная власть. Так, например, бывший президент В.В. Путин за период своей президентской деятельности почти 30 % встреч с губернаторами отвел этнократическим лидерам. Введение структуры федеральных округов несколько уравняло возможности этнократических и обычных региональных элит. Однако полностью асимметрия возможностей неснивелирована.

6. На наш взгляд, необходимыми условиями преодоления этноэтатизма и трансформации этнократий в современные региональные элиты являются:

- Артикуляция центральной властью интегрирующей национальной идеологии и национальной стратегии на основе общенациональной дискуссии; - Выработка их региональных инвариантов; - Стимулирование внутрироссийской социальной мобильности в интересах развития регионов;     - Реализация крупных инвестиционных проектов на Юге России, модернизирующих социальный процесс, по инициативе и при гарантиях федерального центра;  - Стимулирование (а не обычная бюрократическая боязнь) территориальной самоорганизации граждан на решение местных проблем в контексте общенациональных (общероссийских) интересов.

В этих условиях этноклановые властные клики объективно будут вынуждены модернизироваться и становиться более открытыми, т.к. личная преданность сородичей, земляков и друзей должна будет подкрепляться достигательными факторами или отходить на второй план.


Определение

Структура

Сравнить

Прогноз

1контекст конкретная сумма знаний, посвященная вопросу. Вписать рег в конт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34772. Истина, ложь, заблуждение. Конкретность истины. Ложь «во спасение». Проблема врачебных ошибок 41.5 KB
  Конкретность истины.В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью по его самостоятельной противоречивости непротиворечивости а также в рамках разведения полезности и бесполезности эффективности и неэффективности. категория истины обладает двойственной характеристикой. уклонение от истины принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих...
34773. Практика как критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины 43 KB
  Абсолютность и относительность практики как критерия истины К сожалению фактически все попытки решить проблему критерия истины не увенчались успехом. следует выделить две особенности практики как критерия истины: 1. Это достигается в процессе материального воплощения мышления в человеческой практики. С его помощью невозможно доказать немедленно непосредственно истинность или ложность тех или иных научных теорий которые выходят за пределы возможностей самой практики обусловленной историческим отрезком времени.
34774. Практика как специфический способ отношения человека к миру. Формы практической деятельности. Специфика медицинской практики 34 KB
  Формы практической деятельности. Интегративные функции практики по отношению к другим формам жизнедеятельности В сфере реального отношения людей к миру к природе к обществу к другим людям формируются исходные стимулы развитии всех форм человеческой культуры. Создаваемые в культуре и в материальном производстве и в регуляции отношений между людьми в обществе и наконец в сфере науки искусства философии способы деятельности возникают но сути своей как ответ па определенные проблемы и задачи связанные с воспроизводством...
34775. Глобальные проблемы современности. Философский анализ и решение. Альтернативы будущего 42.5 KB
  Остановим внимание на названных и в первую очередь на экологической проблеме в силу тех причин что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него протекает и в природе. Геосфера поверхность Земли как необитаемая так и пригодная для жизни человека. Ноосфера ноо разум область разумной деятельности человека онрделяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации. С целью их разгадки все сферы взаимоотношений природы и человека были условно разделены на...
34776. Философия медицины. Антропоцентризм. Духовность и медицина. Проблема человека 42.5 KB
  Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни или смерти. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. Понимание основ духовной жизни пациента часто включает в себя и знание его духовного развития.
34777. Этический рационализм Сократа. Учение о душе и добродетели. Переоценка ценностей. Особенности метода субъективной диалектики 30 KB
  Сократ около 470 399 до н. Универсальное основание мироздания по Сократу выступает как его всеобщая объективная родовая сущность которая может быть рациональнологически выражена в определенных закономерностях происходящего. Нравственный лучший тот кто знает что именно есть добродетель ибо по Сократу знающий благо поступает в соответствии с этим знанием.
34778. Принцип системности. Система, элемент, структура. Часть и целое, принцип целостности 45 KB
  Органичные системы проходят в процессе их развитии последовательные этапы усложнения и дифференциации. В зависимости от характера отношений со средой различают такие типы поведения систем как реактивное определяемое преимущественно средой адаптивное определяемое средой и функцией саморегуляции присущей самой системе активное в котором существенную роль играют собствен тле цели системы преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы адаптирующиеся и...
34779. Предмет философии и его особенности. Место и роль философии в системе культуры 36.5 KB
  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды поселений работы; постановка воспитания; экономика; военное дело; политическое и государственное устройство; наука; техника; искусство; религия; все формы проявления объективного духа. Слово культура как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения со второй половины XVII в. В эпоху...
34780. Структура и основные функции философии. Мировоззренческая и методологическая функция 29.5 KB
  Мировоззренческая и методологическая функция ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным ценностям. историю философии.