87959

Этнотатизм и этнократии на Юге России

Доклад

География, геология и геодезия

Этноэтатизм – идеология этнической мобилизации на Юге России.Стратегии перехода от этнократий к современным административнополитическим элитам на Юге России. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира.

Русский

2015-04-25

46.58 KB

2 чел.

Этнотатизм и этнократии на Юге России.

1.Понятие этноэтатизма и этнократии.

2.Типы этнократии.

3.Этноэтатизм – идеология этнической мобилизации на Юге России.

4.Особенности этнократических режимов в республиках региона. 5.Проблемы взаимоотношений этнократий и федеральной элиты.

6.Стратегии перехода от этнократий к современным административно-политическим элитам на Юге России.

1. Этноэтатизм - система идеологических ориентаций, при которой этнос стремится к самоопределению, созданию независимого национального государства. Идеология этноэтатизма свойственна для многих правящих этнических групп в регионе, выражающих с ее помощью собственные этнократические устремления.

Этнократия – форма политической власти, при которой управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других этносов.

2. Существует следующая классификация типов этнократии:

1) человеконенавистнические:

– расизм – доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представления, что человеческий род не является единым, состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически подчиненных;

– фашизм – применение крайних форм насилия для подавления инакомыслия; антикоммунизм, расизм, шовинизм; широкое использование государственно-монополистических методов управления экономикой; максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни; идея военной экспансии;

– шовинизм – идея о превосходстве нации или государства;

2) превращенные:

– национализм – официальная этническая идеология и этнополитика государства; этнически окрашенное мировоззрение определенных классов и общественных организаций;

– фундаментализм – крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность к право-консерватиным идейно-политическим взглядам;

– этноэтатизм – стремление части политической элиты отделиться от власти центра, т.е. требование права сецессии;

3) латентные:

– этнизм – частичная форма «закамуфлированной» политики, проводящаяся официальными государственными структурами по отношению к другим этническим группам;

– этнонигилизм – отвержение опыта, совместной практики жизнедеятельности народов;

– «национальный спазм» – неурегулированность отношений с этническим меньшинством;

– этноизоляционизм – политика дистанцирования от другого народа.

3. Функция мобилизации означает приведение этнической группы в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения определенных целей, а также готовность группы к определенным действиям и сами действия. Функцию этнической мобилизации выполняет такой тип этнической идеологии, как этноэтатизм, при котором этнос стремится к самоопределению и созданию собственной государственности.

На сегодняшний день регион Северного Кавказа характеризуется наиболее высоким уровнем развития этноэтатизма относительно остальной территории РФ. Это связано не только с тем, что на практике была осуществлена попытка вооруженной сецессии (Чеченская республика), но и с тем, что именно в данном регионе в наиболее полном и законченном виде сформировались как системные, так и внесистемные факторы, способствующие развитию сепаратистских тенденций.

Социально-экономические факторы, среди которых: формирование устойчивой мотивации экономического поведения; качественная деградация рабочей силы; формирование у населения национальных республик региона иждивенческих установок по отношению к органам государственной власти, которая ассоциируется, прежде всего, с федеральным центром.

Политические факторы этноэтатизма: проблема асимметричности статуса субъектов РФ; неравнозначное положение национальных республик и административно-территориальных образований по отношению к фед.центру; практически бесконтрольная свобода «правотворчества» в республиках, которая дает возможность правящим региональным элитам нормативными средствами обеспечивать свое доминирование, что существенно дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в республиках.

Значительное влияние на развитие этноэтатизма на Северном Кавказе принадлежит также конфессиональным факторам – политизации ислама и его конкуренции с различными направлениями за влияние в обществе. Особую роль в процессе роста популярности сепаратистских идеологий приобретает исторический фактор, согласно которому выход новообразованного национального государства на международную арену при апелляции к мировому сообществу позволит «восстановить историческую справедливость.

4. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии.  Одним из факторов усиления этнократических тенденций на Юге России стала этнизация политического управления, связанная с так называемой ее «коренизацией», т. е. превращением всего управленческого корпуса, в первую очередь, государственного, в представительство кадров титульной национальности. Исследователи обращают внимание еще на одну особенность этнизации политического управления, которая нередко упускается из виду при анализе этнократических тенденций. Речь идет о силовых структурах, которые обеспечивают сохранение власти в руках тех или иных этнополитических групп. Другим фактором усиления этнократических тенденций на Юге России является «этнизация экономики», которая выступает формой экономического национализма. Основу экономического национализма составляет экономическая политика и хозяйственная практика, которые отстаивают интересы не всех народов, населяющих определенную территорию, а только интересы той этнической группы, которую обычно называют «титульной», и ориентируются на создание привилегий и преференций только для представителей этой группы.   Ко всему перечисленному следует добавить еще одну важную характеристику, которая заключается в том, что получившая в условиях многонационального государственного образования власть этнократия, представляющая интересы не всей, а лишь части титульной нации, неизбежно начинает бороться за создание «этнически чистого» государства, т. е. при решении национального вопроса принимает такие законы и опирается на такую идеологию, которые игнорируют права национальных меньшинств и ведут к их принудительной ассимиляции. Именно с этой точки зрения, этнократия - это антипод демократии, и ее политика неизбежно ведет к обострению межнациональных конфликтов.

5. Региональная этнократия представляет собой правящую верхушку российских национальных республик, которая, с одной стороны, делает интересы «титульного этноса» приоритетными, а с другой, используя возможности своего положения, лоббирует интересы республики в центральных структурах власти продвигает в эти структуры своих представителей. Таким образом, образуются сильные этнократические группы, имеющие вертикальную структуру по всей территории страны. Пользуясь поддержкой национально-земляческих групп и республиканской этнократии, представители 10-15 небольших этносов, продвигаются в федеральные органы Центра, в аналогичные структуры в крупных городах. Тем самым Этнократия приобретает существенное влияние и продвигает интересы на всех уровнях. Значительно большее внимание уделяет лидерам региональной этнократии федеральная власть. Так, например, бывший президент В.В. Путин за период своей президентской деятельности почти 30 % встреч с губернаторами отвел этнократическим лидерам. Введение структуры федеральных округов несколько уравняло возможности этнократических и обычных региональных элит. Однако полностью асимметрия возможностей неснивелирована.

6. На наш взгляд, необходимыми условиями преодоления этноэтатизма и трансформации этнократий в современные региональные элиты являются:

- Артикуляция центральной властью интегрирующей национальной идеологии и национальной стратегии на основе общенациональной дискуссии; - Выработка их региональных инвариантов; - Стимулирование внутрироссийской социальной мобильности в интересах развития регионов;     - Реализация крупных инвестиционных проектов на Юге России, модернизирующих социальный процесс, по инициативе и при гарантиях федерального центра;  - Стимулирование (а не обычная бюрократическая боязнь) территориальной самоорганизации граждан на решение местных проблем в контексте общенациональных (общероссийских) интересов.

В этих условиях этноклановые властные клики объективно будут вынуждены модернизироваться и становиться более открытыми, т.к. личная преданность сородичей, земляков и друзей должна будет подкрепляться достигательными факторами или отходить на второй план.


Определение

Структура

Сравнить

Прогноз

1контекст конкретная сумма знаний, посвященная вопросу. Вписать рег в конт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6395. Мировоззрение и его исторические типы 72.5 KB
  Мировоззрение и его исторические типы Менталитет и мировоззрение Мировоззрение в современную эпоху Исторические типы мировоззрения Мифология как исторически первый тип мировоззрения Религия как тип мировоззрения Ме...
6396. Философия как тип мировоззрения 62.5 KB
  Философия как тип мировоззрения Философия и другие типы мировоззрения Структура философии Различные типы философствования Философия и другие типы мировоззрения Любое мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В ми...
6397. История философии и ее связь с историческим процессом 99 KB
  История философии и ее связь с историческим процессом Происхождение философии Основные этапы развития европейской философии Особенности развития русской философии Происхождение философии. Философия возникла одновременно в древнейших...
6398. Материя как предмет философского осмысления 66.5 KB
  Материя как предмет философского осмысления Онтология и проблема бытия Проблема материи в истории философии Атрибуты материи Онтология и проблема бытия Одним из центральных разделов философии является онтология - уче...
6399. Сознание как проблема философии 58 KB
  Сознание как проблема философии Основные философские позиции по проблеме сознания Теория отражения. Основные философские позиции по проблеме сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное п...
6400. Диалектика как теоретическая система и метод познания 98.5 KB
  Диалектика как теоретическая система и метод познания Исторические типы метафизики и диалектики Системность Детерминизм Развитие Исторические типы метафизики и диалектики Еще с древности люди заметили, что всем предметам и явлениям ми...
6401. Проблема человека в философии 71 KB
  Проблема человека в философии Проблема человека в истории философии Проблема антропосоциогенеза Природа человека Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, о...
6402. Человеческая деятельность и ее содержание 116 KB
  Человеческая деятельность и ее содержание Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Основные способы освоения мира человеком. Познание. Практически-духовное освоение мира Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Центральной проблемой...