87961

Национальная экономика России: федерально-региональная организация

Доклад

География, геология и геодезия

Национальная экономика (НЭ) — это целостная экономическая система, исторически сформировавшаяся у отдельных наций в рамках государственных границ, имеющая специфические хозяйственные, предпринимательские и трудовые традиции.

Русский

2015-04-25

53.77 KB

10 чел.

Национальная экономика России: федерально-региональная организация.

1. Понятие национальной экономики, её характеристика.

2. Принципы организации национальной экономики как федерально-региональной общности.

3. Сравнительный анализ национальных экономик других федеративных государств (Канада, ФРГ и др.).

4. Проблемы и прогноз развития национальной экономики России.

1. Понятие национальной экономики, её характеристика.

Национальная экономика (НЭ) — это целостная экономическая система, исторически сформировавшаяся у отдельных наций в рамках государственных границ, имеющая специфические хозяйственные, предпринимательские и трудовые традиции. Национальная экономика обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из природно-ресурсного, производственного, научно-технического, инвестиционного, рекреационного, трудового и внешнеэкономического потенциала. Развитие национальной экономики привело к возникновению национального рынка, состоящего из отдельных сегментов, активно взаимодействующих друг с другом: рынка недвижимости, рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка труда, фондового рынка, финансового и кредитного рынков и др, Национальная экономика - хозяйственная многоуровневая система, где общенациональный, региональный, отраслевой и другие уровни связаны между собой в рамках общего экономического пространства. Все уровни экономики, сегменты национального рынка и потенциалы объединены системой правовых, экономических, технологических и социальных взаимосвязей.  Национальная экономика — динамично развивающаяся хозяйственная система, в которой постоянно происходят организационные, структурные и другие изменения, имеющие как регулируемый, так и стихийный характер. Деятельность всех субъектов, расположенных в едином экономическом пространстве, имеет определенную цель и направлена на получение конечного продукта, совокупность которых определяет размеры накопления и потребления в стране. Все экономичные процессы сводятся к четырем основным видам деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими

признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой

денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с

общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который

выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности,

справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов

макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через

налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением

через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления

заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование

обменного курса).

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и

конкурентоспособной экономики. Как система национальная экономика имеет определенные показатели, характеризующие уровень ее развития основными являются валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и национальное богатство. Для окончательного определения экономического потенциала необходимо его сравнение с аналогичными показателями других стран.

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (паритет покупательной способности) (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 8-е место. Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,053 трлн, ВВП по ППС — $2,511 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2011 год занимает 46-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 52-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.

2. Принципы организации национальной экономики как федерально-региональной общности.

1. Целостность. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение: стабильного роста национального объема производства; высокого и стабильного уровня занятости; стабильного уровня цен; поддержание равновесного внешнего баланса. 2.Взаимообусловленность функционирования частей государства как системы. Элементы системы взаимосвязаны таким образом, что функционирование одних регионов зависит от функционирования других. Прекращение или недостаточность действия любого элемента системы отрицательным образом сказываются на действии других элементов, порождают снижение качества функционирования всей Федерации, либо полный паралич экономической и социальной составляющей деятельности системы. 3.Адаптивность. Способность приспособления к изменению условий в окружающей среде или иных условий функционирования посредством изменения структуры, функций отдельных элементов, а также вовлечения в действие резервных частей и ресурсов, взаимозаменяемых элементов. Четкое выделение и определение неиспользуемых ресурсов дает новое представление о возможных функциях и роли региона в будущем. Изменение структуры экономики как системы возможно только через изменения, вносимые в экономику каждого отдельного региона. 4.Способность к развитию. Наличие потенциала развития государства, как определяемого набором потенциалов регионов, позволяющего улучшать структуру, изменять нужным образом функции, совершенствовать Федерацию в целом.

4. Проблемы и прогноз развития национальной экономики России:

Неэффективная организация труда Неэффективная практика управления проектами и закупочной деятельностью приводит к тому, что стоимость капитального строительства в России выше, чем в других странах. Например, расходы на строительство угольной электростанции могут быть на 25–40% выше, чем в Соединенных Штатах и Европе, и в три с лишним раза выше, чем в Китае. Непрозрачное и избыточное регулирование Административные процедуры в России зачастую чрезмерно усложнены и требуют много времени, а их результаты непредсказуемы. Это ведет к коррупции и снижает эффективность бизнеса, а в ряде отраслей создает неравные условия конкуренции.

 Устаревшие мощности и методы производства Вследствие недостаточного инвестирования многие российские производственные мощности серьезно устарели, из-за чего страдала производительность. Все это верно и сегодня. Возраст почти 40% российских тепловых электростанций превышает 40 лет, в то время как в Соединенных Штатах таких электростанций 28%, в Японии — 12%, а в Китае — всего 3%.

Дефицит профессиональных навыков Россия отличается высоким уровнем грамотности и хорошим качеством технического образования, что создает условия для развития качественных трудовых ресурсов. Тем не менее, дефицит квалифицированных специалистов некоторых профессий все еще сохраняется. Сильнее всего ощущается недостаток навыков в сфере управления проектами. Во многом это связано с тем, что в течение последних 20 лет было реализовано крайне мало крупных проектов. Неразвитость финансовой системы С 2000 по 2011 год инвестиции в основные фонды в России составляли лишь 19% ВВП, что меньше, чем в большинстве развитых и развивающихся стран. До кризиса соотношение финансовых активов и ВВП в России быстро росло, но все еще отставало от уровня развитых стран и крупных лидеров развивающихся рынков. Отставание особенно заметно на рынках заемного капитала, где практически отсутствуют долгосрочные активы. Вложения в российскую экономику и, в частности, в ее банковскую систему инвесторы относят к самым рискованным. Что же касается сверхдоходов бюджета и создания стабилизационного фонда, то, хотя эти средства и повысили объем сбережений, большая их часть не попала в российскую финансовую систему.

Основные сценарии развития России до 2020г

 Показатели

 Инерционный

 Энерго-сырьевой

 Инновационный

Результаты

снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий

частичная модернизация высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавлено стоимостью

конкурентоспособный человеческий капитал и создание новых региональных центров развития

ВВП:

не превышает 4%/год

5-6% в год

6,5% в год

темп роста 2020 к 2012г

1,8 раза

2,1 раза

2,3 раза

на душу населения, тыс. долл

20

26

30

доля в мировом ВВП

3,0%

3,5%

4,3%

Инвестиции (2020 к 2012)

2,4 раза

3,6 раза

4 раза

норма накоплений, % ВВП

25%

30-31%

31-32%

доля инвестиций в высокотехнологичный сектор к 2020 году

14%

15

16%

Доля нефтегазового сектора к 2020г.

13,2%

12,7%

11,1%

Доля сектора экономики высоких технологий к 2020г.

13,3%

16,9%

17,2%

Реальные доходы населения (2020 к 2012году)

2,1 раза

2,4 раза

2,6 раза

Бедность к 2020 году

7,9%

6,7%

6,2%

Среди целевых приоритетов развития можно выделить следующие:

  1.  достижение высоких стандартов благосостояния человека;
  2.  перестройка экономики в сторону экономики инноваций;
  3.  достижение высокого уровня безопасности граждан и общества;
  4.  региональное развитие: реализация потенциала каждого региона;
  5.  Повышение национальной конкурентоспособности и привлекательности отраслей экономики.

5. Юг России очень перспективная в экономическом отношении территорий России, обладающая значительным и разнообразным природно-сырьевым потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами, многообразием отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, весьма развитой транспортной и социальной инфраструктурой.    Площадь Юга России составляет 589,2 тыс. кв. км. или 3,5% от территории России. Численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2009 г. составила 22,9 млн. человек (16 процентов численности населения России), в том числе Южного федерального округа - 13,7 млн. человек, Северо-Кавказского федерального округа - 9,2 млн. человек. По доле сельского населения ЮГ занимает лидирующую позицию в России. Территория Южного и Северо-Кавказского федеральных округов имеет выход к Азовскому, Черному и Каспийскому морям. На территории региона размещены 15 портов, протекают две крупнейшие реки России - Дон и Волга, объединенные в единую гидросистему Цимлянским водохранилищем и Волго-Донским судоходным каналом На Юг России приходится 2 % запасов российской нефти и 7% газа. Из прочих природных ресурсов можно отметить наличие запасов угля (3,5% от общероссийских), меди (3%), цинка (2%), золота (2%), серебра (2%), свинца (2%), йода, брома, титаноциркониевых песков.   Валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, в 2011 году составил 1690,6 млрд. рублей или 7,4 процента валового внутреннего продукта. Вклад субъектов Российской Федерации в формирование валового регионального продукта и его отраслевая структура крайне неоднородны. Это обусловлено неравномерным размещением производительных сил, различной площадью и численностью населения по регионам. Почти 84 процента валового регионального продукта приходится на долю 5 субъектов Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области). Темп роста производства продукции сельского хозяйства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах имеет положительную динамику и составил в 2012 году 101,7 процента (в Российской Федерации - 102,8 процента), Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в 2011 году темп роста инвестиций в основной капитал превысил среднероссийский показатель и составил 114,8 процента (по Российской Федерации - 113,7 процента). Уровень безработицы по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам является самым высоким в Российской Федерации. Особенно остро этот вопрос стоит в республиках Северного Кавказа. По ситуации, сложившейся на рынке труда, самыми неблагополучными являются Республика Ингушетия (общая численность безработных составляет 56,3 процента общей численности экономически активного населения), Республика Дагестан (22,6 процента), Кабардино-Балкарская Республика (23,2 процента), Республика Калмыкия (13,5 процента), Карачаево-Черкесская Республика (21,8 процента), Республика Адыгея (11,1 процента).   Основные направления развития Экономики Юга России включают:  1) создание и развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов;      2) развитие туристско-рекреационного комплекса.   3) развитие социальной и инженерной инфраструктур.  В перспективе юг должен сохранить свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда. Он будет по-прежнему выделяться многоотраслевым сельским хозяйством, транспортным и энергетическим машиностроением, пищевой, химической и легкой промышленностью, уникальным курортно-рекреационным комплексом. Принципиальным условием качественного совершенствования развития производительных сил является использование преимуществ округа природного и социально-экономического характера и на этой основе приоритетное развитие тех отраслей и производств, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах или развитие которых там менее эффективно. Особенно должно возрасти значение АПК и курортно-рекреационного комплекса (Сочи 2014).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85197. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х годах 28.42 KB
  Сталин обещал улучшить жизнь втрое поднять уровень пром. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. Развитие промышленности планировалосьза счёт с х и снижения общего уровня жизни населения. Уже в 49г промыш.
85198. Общественно-политическая жизнь БССР (1945 - 1985 гг.) 27.61 KB
  Хрущевская оттепель ХХ съезд КПСС 1956 с его разобличения культа личности вызвали глубокие изменения в общественнополитического сознания. После ХХ съезд КПСС в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. Октябрьский 1964 пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем партии Л. пленума ЦК КПСС который избрал Ю.
85199. Политика политической и экономической модернизации СССР и БССР в годы перестройки (вторая половина 1980-х гг.) 26.41 KB
  Требовалось реформирование политикоэкономической системы которая в основе своей сформировалась в СССР в 2030е гг. В июне 1987 Верховный Совет СССР принял Закон СССР О государственном предприятии а потом Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной экономической реформе.
85200. Духовная жизнь и культура Беларуси в 1945-1990 гг 27.2 KB
  Так же в первое послевоенное десятилетие были открыты новее вузы Бел. Значительные сдвиги произошли в развитии бел. Была издана История БССР в 5ти томах и Бел советская Энциклопедия в 12 томах.
85201. Изменения в социально-экономической и политической картине мира в конце XX - начале XXI в. Распад Восточного блока 27.13 KB
  Положив в основу общественного прогресса прежде всего эк. фактор и поставив человека в положение лишь средства для достижения своих целей, Советское гос-во все более отставало от передовых стран мира в научно-технолог. плане, в повышении производит-ти труда. В рез-те общество оказалось скованным жесткими предрассудками...
85202. Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь 32.92 KB
  Собственностью республики объявлялись предприятия организации и учреждения союзного подчинения размещенные на ее территории. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в ldquo;Республику Беларусьrdquo; или ldquo;Беларусьrdquo;. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии.
85203. Государственные программы развития Республики Беларусь 27.14 KB
  Геополитическое положение Республики Беларусь 1990е 2012 г. Республика Беларусь независимое государство. Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом.
85204. Духовная и культурная жизнь белорусского народа (вторая половина 1980-х - 2012 г.) 27.56 KB
  В соответствии с законом правительство приняло программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях.
85205. Основные итоги и уроки исторического пути Беларуси 27.38 KB
  Бел. народ получил возможность с оптимизмом смотреть в будущее и самостоятельно писать свою историю. В своем историческом развитии белорусский народ должен надеяться только на собственные силы. Самым большим богатством Беларуси являются люди трудолюбивые мудрые талантливые рассудительные 3.