87962

Хозяйственный комплекс регионов Юга России в системе национального хозяйства страны

Доклад

География, геология и геодезия

Хозяйственный комплекс регионов Юга России его характеристика территориально-отраслевая структура. Пофакторное определение места ранга Юга России и его регионов в национальном хозяйстве по населению территории инвестициям продуктивности отраслей развитию инфраструктуры. Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.

Русский

2015-04-25

45.87 KB

2 чел.

Хозяйственный комплекс регионов Юга России в системе национального хозяйства страны.

  1.  Понятие национального хозяйства, его оценка, структура.
  2.  Хозяйственный комплекс регионов Юга России, его характеристика, территориально-отраслевая структура.
  3.  Пофакторное определение места (ранга) Юга России и его регионов в национальном хозяйстве (по населению, территории, инвестициям, продуктивности отраслей, развитию инфраструктуры).
  4.  Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.

1.Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.

2.Хозяйственная комплекс регионов Юга России (его характериситка, территориально-отраслевая структура) представляет собой взаимодействующие локальные производительные силы и экономико-институциональные отношения, специфика кот. Заключ.в самобытности территории.

К характерным особенностям экономико-институциональной системы Ю.Р. относятся:

  1.  многоукладность его социально-экономической структуры, когда в кач-ве фрагментов хозяйства выступают и традиционные (доиндустриальные), и индустриальные, и постиндустриальные формы;
  2.  мозаичность этноэкономики, что воспроизводит патриархальные формы хозяйствования, быта, образа жизни, психологии;
  3.  существенные различия в интенсивности рыночных преобразований в АПК. Если в среднем по региону доля предприятий, базирующихся на новых организационных формах собственности, составляет 61,4%, то в республике СО-А - только 6,5%, в то время как в Кр. крае - 73,7%. Эта же тенденция проявляется и в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, в той же республике СО-А их доля от общего числа в Южном регионе составляет только 1,3%, а в Кр. крае - 28,0%, в Ст. крае - 27,4%, в Рост. Обл. - 20,7%;
  4.  невостребованность значительной частью местного социума индустриальных форм хозяйствования из-за глубокой асимметричности экономики региона, возникшей вследствие того, что Ю.Р. в XX в. развивался в качестве региона, обслуживающего весь народнохозяйственный комплекс;
  5.  существенная социально-экономическая дифференциация населения. Так, если доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в республике Даг. была наибольшей и составляла 53,8% от общей численности населения этого субъекта РФ, то в Рост. обл. - только 19,8%.

3. Пофакторное определение места (ранга) Юга России и его регионов в национальном хозяйстве (по населению, территории, инвестициям, продуктивности отраслей, развитию инфраструктуры)

Эконом, потенциал Ю.Р. характеризуется в контексте производительных сил следующими количественными и качественными показателями:

  1.  по численности населения он занимает 3 место в РФ, составлял 17,8 млн.чел. и 12,1% от общей численности населения РФ. При этом доля трудоспособного населения у различных субъектов Ю.Р. колеблется в пределах 55,1-60% (Калм., Ингуш., Кр. и Ст. края, Рост., Волг, и Астр. области) и 50,1-55% (Адыгея, Дагестан, Чечня,КБ,КЧ,СО-А);
  2.  его доля в промышленном производстве РФ приближается к 6,0%;
  3.  разведанные запасы минеральных ресурсов в общем объеме РФ составляют: угля - 3,3% (6,6 млрд. т), газа - 6,4% (565 млрд. мЗ), нефти - 3,8% (195 млн. т);
  4.  Ю.Р. в структуре валового продукта РФ производит 21,0% зерновых и зернобобовых, 26,0% пшеницы, кукурузы на зерно - 73,0%, сахарной свеклы (фабричной) - 31,0%, семян подсолнечника - 54,0%, плодов и ягод - 32,0%, винограда - 99,9%;
  5.  на долю транспортно-дорожного комплекса Ю.Р. от общего объема РФ приходится 7,9% объема грузов и 5,2% пассажиров, отправленных железнодорожным транспортом, 10,7% перевозок и 12,6% грузооборота автотранспорта;
  6.  в регионе расположены все южные морские и устьевые речные порты России, концентрирующие до половины грузооборота страны;
  7.  на Ю.Р. создан мощный рег. науч. комплекс, представляющий разветвленную систему с широким фронтом теоретических и прикладных разработок. Общая численность научных работников составляет 40 тыс. чел., в том числе свыше 15 тыс. кандидатов и около 1600 докторов наук. Наиболее мощными по кадровому потенциалу (13,0%), объему НИР (около 50,0%), масштабам финансирования (более 60,0%) были Ростовский, Кубанский и Дагестанский ун-ты, а также Юж-Рос. гос. технический ун-т (НПИ). Ю.Р., в контексте социально-экономических отношений, явл. своеобразной локальной экономико-институциональной системой, в рамках к-рой и посредством к-рой действуют хозяйственные субъекты, реализуется рег. интерес как способ удовлетворения потребностей данной территориальной общности людей, обеспечивается прогрессивное развитие рег. эконом, потенциала (природно-ресурсного, трудового, научно-технического и т.д.).

4.Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.

Произошли перемены, существенным образом отразившиеся на роли и месте Юга Р. в нац. хоз-ве России. Выделяют 2 напр-я этих измен-й:

1.Изменение геопол-ой ситуации•Юг Р. был объявлен зоной интересов многих стран: США, Англ., Фр., Герм., Иран.•Юг Р. - это самый конфликтогенный рег-н Р., что оказывает возд-е на соц.-эк. ситуацию: массовая миграция нас-я, напряж-ть на рынке труда, жилья, соц.-эк. напряж-ть в связи с восстан-ем хоз-ва РЧ. В существующей системе территориального деления Южный федеральный округ - самый малый по площади (3,4 %) и, одновременно, один из наиболее плотнозаселённых (уступающий лишь Центральному) в России. Юг России- это регион с наивысшей в РФ концентрацией субъектных административно-территориальных образований, населенный многими десятками разных народов и народностей, высокой плотностью населения, наличием в пределах его границ опасных очагов общественно-политической нестабильности

2.Изменение геоэк-ой ситуации:

• на Юге Р. оказ-сь сосредоточены практич-и все курортные рес-сы Р. -Черном, побережье, Касп. побережье, Кавминводы, Приазовье.

•С отделением Укр. и Казахстана суб-ты ЮФО остаются осн. производителями зерновых и зернобобовых кул-р.

• Юг Р. превращ-ся в важнейший внешнеторговый центр и трансп. узел. Юг Р. Имеет выход к 3-м морям, трансп.пути между Евр. и Азией, обеспечивает внешнеэк. торговые связи с г-вами Зак-я. Разветвленная сеть комм-й позволяет обеспечивать 20% грузооборота внешнеэк. связей Р. с зарубежьем.Т.о., развитую рын. инф-ру имеют Ростов, Кр К и Волгоград

Вывод.Для преодоления пространственной неоднородности развития эк-ки на Ю.Р. необходимо созд-е Единого рег-ого хоз-ого комплекса.3.индустриализация эк-ки традиционалистской части северокавк-ого о-ва (основа - небольшие, работающие на местном сырье, материалоемкие, с макс-но простыми техн-ми, пр-ва, макс-но приближенные к жилью работников.).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80629. Квіти. Музика П.І. Чайковського «Вальс квітів» 46.5 KB
  Удосконалювати техніку читання прозових творів насичених діалогами; продовжувати навчати учнів сприймати на слух, вчити голосом, інтонацією передавати настрій дійових осіб; визначати головного герою, спостерігати за його вчинками. Розширювати коло морально-етичних понять про добро, людяність, красу.
80630. Андрій М’ястківський. Казка про яблуню 89.5 KB
  Мета. Удосконалювати навички усвідомленого, виразного читання художніх творів; формувати вміння знаходити за допомогою вибіркового читання уривки тексту, що характеризують дійових осіб; виховувати працелюбність, бажання вивчати і допомагати природі.
80631. Гори України. Карпати. Рослини і тварини Карпат 49 KB
  Продовжити формувати поняття гори розкрити залежність природи гір від їхньої висоти; ознайомити учнів з характерними особливостями Карпатських гір географічним положенням кліматом рослинним і тваринним світом корисними копалинам; розвивати спостережливість...
80632. Урок розвитку зв’язного мовлення. Письмовий переказ тексту за складеним планом 28 KB
  Мета: Вчити учнів письмово передавати зміст тексту за складеним планом. Розвивати мовлення, збагачувати словниковий запас. Розвивати увагу, пам’ять, мислення. Виховувати любов до природи, бажання допомагати пташкам взимку.
80633. Загальне поняття про дієслово як частину мови 71.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про граматичні ознаки дієслова; формувати уміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; вчити доцільно і правильно вживати дієслова у мовленні; розвивати творчу уяву, виховувати любов до рідної землі.
80634. Рослини – обереги, символи 36.5 KB
  Обладнання: виставка українських оберегів; обереги-рослини. Діти батьківська хата мамина пісня бабусина вишиванка - усе це непересічні символиобереги нашого народу. А як виглядає вишиванка відповіді дітей А чи однаково розшиті чоловічі та жіночі сорочки відповіді дітей...
80635. Урок-конкурс знавців української мови у 3 – 4 класах 36 KB
  Мета: Виховувати любов до рідної мови, рідного краю, його традицій, почуття поваги до всього свого, українського, вдосконалювати мовну культуру учнів, збагачувати їхній словниковий запас, бажання розмовляти рідною мовою.
80636. Будівельні споруди. Виготовлення композиції «Казковий будиночок для улюбленого героя казки» 42.5 KB
  Мета: удосконалювати навички роботи з пластилі ном, природним матеріалом; закріпити знання учнів про рельєф, уміння створювати композицію; форму вати уявлення про мистецтво архітектури, професією будівельника; ознайомити з термінами – черепиця, карниз, фундамент; розвивати спостережливість, уяву...