87967

Геоэкономическое положение ЮФО

Доклад

География, геология и геодезия

Геоэкономика-направления гуманитарно-соц наук, сформированные в 90-е годы на стыке экономики и политологии и производное геополитики. Это наука о существовании страны в масштабах глобализации.

Русский

2015-04-25

48.45 KB

3 чел.

Геоэкономическое положение ЮФО.

  1.  Понятие геоэкономики и ее отличие от геополитики.
  2.  Основные геоэкономические характеристики Юга России.
  3.  ВЭД регионов Юга России 1-го, 2-го и 3-го радиусов (внутренние связи, связи ближнего и дальнего Зарубежья).
  4.  Количественная характеристика связей.
  5.  Проблемы геоэкономической ситуации. Влияние политических решений на экономику.

Геоэкономика-направления гуманитарно-соц наук, сформированные в 90-е годы на стыке экономики и политологии и производное геополитики. Это наука о существовании страны в масштабах глобализации. Она подразумевает наличие таких законов как факторная роль пространства, трактовка НЭ как субъекта мировых отношений(крупнейшей фирмы), о существовании воспроизводственного ядра, наличие мягкой силы гос-ва, позволяющей ему реализовывать свои национальные интересы с учетом своего влияния., способность страны вести геоэкономические войны.

Войны делятся на горячие и холодные. Холодная война соседствует с холодным миром. Существует опасность большой войны. Она обостряется в 21 веке борьбой за ресурсы, за воду. Стало необязательным соблюдение послевоенных границ.

1. Геоэкономика возникла в конце 20 века, как новое течение в русле геополитики. Геоэкономика рассматривает экономическую реальность в ее отношении к пространству. Эта дисциплина изучает взаимодействие между homo economicus и пространством: влияние пространственных факторов на сферу производства и распределения товаров, использование пространства для развертывания экономической деятельности. Геоэкономика излагает экономическую реальность такой, какой она может и должна быть в соответствии с особенностями пространства и какими методами это достичь.
Если геополитика рассматривает соседние страны как возможных врагов, то геоэкономика рассматривает их как возможных партнеров. Если геополитика работает на проблемы национальной безопасности, то геоэкономика – на проблемы развития. Термин "геоэкономика" впервые был введён в научный оборот в США в конце 1980-х гг. Геоэкономика предполагает сочетание географии, истории и экономики. Геоэкономика - отрасль науки, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, формирующая его экономическую стратегию и тактику на международной арене.

Геоэкономика тесно связана с геополитикой, изучающей процессы и принципы развития государств, регионов и мира в целом с учётом влияния политических, географических, экономических, военных, экологических и др. факторов. Геоэкономика, анализируя сочетание этих факторов в конкретных условиях, отдаёт приоритет экономическим факторам, к которым относятся уровень жизни народа, производственный потенциал страны, стратегические запасы, экономические связи с другими государствами и т. п.

Предмет геоэкономики включает также демографические и экологические факторы (плотность и состав населения, темпы его роста, демографическое давление на ограниченные ресурсы планеты, истощение сырьевых запасов и др.). Действие всех этих факторов рассматривается в связи с географическим положением страны, её природными ресурсами и климатическими условиями.

Геоэкономисты считают что национальные рамки тесны для экономики и в мире существуют «ядра» которые представлены различными транснациональными компаниями (белоусов диктовал)

2. Южный федеральный округ занимает особое место в стратегии территориального развития страны, поскольку является 1) этноконтактной зоной, «буферной зоной» между исламской и европейской цивилизациями, 2) ареной глобального геополитического соперничества, 3) очагом сепаратизма и этнополитических конфликтов в РФ, 4) узловым элементом геостратегических интересов РФ в Средиземноморье, на Ближнем и Среднем Востоке. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство укрепления экономики России в целом, ликвидации очагов политической напряжённости.

Природно-ресурсный потенциал, выгодное географическое положение определили основные отрасли специализации ЮФО: транспортный, топливно-энергетический, агропромышленный, туристско-рекреационный комплексы, отдельные отрасли промышленности (пищевая, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая).

Исследование основных социально-экономических показателей развития позволяет вычленить в пределах Юга России три относительно самостоятельных территориальных образования с присущей им спецификой:

•Азово-Черноморский регион, объединяющий в своем составе Краснодарский и Ставропольский края и Ростовскую область. На его долю приходится почти половина всего населения Юга, 53% стоимости его основных фондов, 58% производства сельскохозяйственной и 54% промышленной продукции. В пределах региона локализованы рекреационные комплексы общенационального значения (Сочи, Кавказские Минеральные Воды и др.) и важнейшие объекты трансрегиональной транспортной инфраструктуры.

•Северо-Кавказский регион. Этот регион можно разделить на две самостоятельные структуры. 1)Восточная часть (объединяющая республики Дагестан, Ингушетию и Чечню), которая характеризуется по всем основным социально-экономическим параметрам как сильно депрессивная,. 2) Западная часть: (Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, РСО-А) также высокопроблемная («горячие точки», глубокий спад в базовых отраслях хозяйства, дефицит инвестиций, беженцы и др.)

• Нижневолжский регион. Обособление в его составе Астраханской и Волгоградской областей а также Республики Калмыкия. Он отличается наивысшей урбанизированностью, развитой промышленностью (за искл. Калмыкии).

3. Внешняя торговля представляет собой совокупность операций по импорту и экспорту товаров и услуг и осуществляется как государством и коммерческими фирмами, так и отдельными гражданами.

Юг России располагает широкими возможностями развития внешнеэкономических связей, в т. ч. обеспечения транзита. Ведущими регионами-экспортерами при этом выступают Астраханская, Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край. Юг России отличается сбалансированным внешнеторговым балансом. Основные экспортные позиции - это нефть и продукты ее переработки, лом цветных металлов, продовольственные товары. Это все что смогла сделать по внешнеэкономической деятельности, в плане вопрос звучит так - ВЭД регионов Юга России 1-го, 2-го и 3-го радиусов (внутренние связи, связи ближнего и дальнего Зарубежья). - может кто-то спросит у баженовой

4. Формирование стратегии развития Российской Федерации в начале 21 в. исходит из её геополитических и геоэкономических интересов, состоящих в обеспечении национальной безопасности, в создании условий для выхода экономики из кризиса и подъёма её на новый уровень, отвечающий критериям постиндустриального общества, в повышении международного престижа страны. Первостепенную роль в решении геоэкономических проблем призвана сыграть более тесная экономическая интеграция со странами ближнего зарубежья. Большое значение будут иметь дальнейшее развитие внешнеэкономических и внешнеторговых связей как со странами Европы, так и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Примером геоэкономических противоречий, которые России предстоит разрешить, может служить "каспийский нефтяной узел", где её интересы столкнулись с интересами ряда стран: Азербайджана, Казахстана, Ирана, США, Турции. Существует такое понятие как моремары, это территория где море стыкуется с сушей, они представлены в основном портовыми городами, нефтепроводниками и торговыми путями,здесь мы наблюдаем угрозы со стороны Турции украины (общее черное море), ирана (каспийское море) (белоусов диктовал)

5. Экономическая обстановка в стране напрямую зависит от действий регулирующих органов – правительства и центральных банков. Так их политика (налогово-бюджетная, и кредитно-денежная) влияет на деловую активность внутри страны, что непосредственно отражается на таких экономических показателях как ВВП, инфляция, уровень безработицы. А это, в свою очередь, влияет на экономическую и инвестиционную привлекательность страны и, соответственно, на курс валюты.

Цели и стратегические задачи долгосрочного развития Южного федерального округа:

Стратегической целью является превращение Южного федерального округа в прогнозном периоде в одного из российских лидеров инновационного развития

создание главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса

реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;

развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;

инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.

Одновременная реализация этих взаимосвязанных направлений стратегического развития Южного федерального округа обеспечит:

социально-экономическую и транспортную интеграцию азово-черноморской и волжско-каспийской частей федерального округа;

растушую социальную, рекреационную и инвестиционную привлекательность, а тем самым высокую занятость населения округа, рост уровня и качества жизни;

эффективное встраивание округа в систему российской и мировой экономики и мирового рынка, что существенно повысит его социальную и геополитическую роль в масштабе Евразии.

существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития.

формирование эффективной экономики и комфортной социальной сферы на южных рубежах России, сопоставимых по важнейшим индикаторам с ближайшими соседями в Средиземноморье и с Турцией.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52864. Guidelines to training students for Independent Assessment 35.5 KB
  In terms of requirements to Independent Assessment in English we offer strategies on completing tests in reading and writing with comments on the order of their fulfilling which enables students to minimize time and increase efficiency.
52865. Креативне письмо на уроці іноземної мови 67.5 KB
  Мета даної статті – проаналізувати навчальний потенціал креативного письма в вивченні іноземної мови, дослідити переваги роботи з креативним письмом на уроці іноземної мови, визначити цінність написання креативного тексту для розвитку учня як особистості.
52867. Конкурсна програма «Who knows English better» 517.5 KB
  Мета: формувати мовну й мовленнєву компетенції в рамках вивчених тем, удосконалювати вміння учнів з аудіювання, читання та усного мовлення; розвивати вміння переносити знання та навички в нову ситуацію; формувати здатність працювати в парі, групі; виховувати любов до навчання.
52868. Свято англійської мови для 1-4 класів 172 KB
  Storyteller: Dear children! Hope you like fairy-tales very much! You know an old story about the wolf and 7 little kids, don’t you? Now the play begins! Once upon a time there lived Mother Goat and her 7 little kids. ( Mother Goat has a milk can in her hand. She wants to go to the market. Her kids are around her.)
52869. Розвиток комунікативних здібностей школярів на уроках англійської мови 188.5 KB
  Наприклад якщо учні познайомилися один з одним на початку нового шкільного року в них ніколи потім не виникає потреби знову це робити. Учні в класі як правило не мають потреби ставити запитання про те як пройти чи проїхати кудись у певному напрямку але вони мусять знати як це робити в реальних життєвих ситуаціях. Наприклад спочатку учні відпрацьовують команди напрямку.
52870. План-конспект уроку для 4 класу за темою „Christmas” 161 KB
  Тhis day people usually visit their friends. There is a lot of dancing and eating. People bring a piece of coal for good luck. People decorate trees with toys, send greeting cards and find presents in their stockings. People send cards to people they love. They don`t write their names.
52871. СТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ ЕЛЕКТРОННОГО СУПРОВОДУ УРОКІВ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 319.5 KB
  Важливого значення з огляду на це набуває питання використання у педагогічному процесі мультимедійних засобів навчання МЗН. Іноземна мова – це навчальний предмет який в силу своєї специфічності створення для учнів штучного мовного середовища передбачає найбільш гнучке і широке використання різних технічних засобів навчання. Головною метою навчання іноземних мов у загальноосвітніх навчальних закладах є надбання учнями вмінь та навичок грамотного використання іноземної мови у реальних життєвих ситуаціях не тільки повсякденного але й...