87968

Геоэкономическое положение ЮФО

Реферат

География, геология и геодезия

Геополитика анализирует влияние пространственных факторов на политические решения и на отношения в области политики, а также воздействие политической ситуации на организацию пространства и контроль над ним.

Русский

2015-04-25

47.97 KB

0 чел.

Геоэкономическое положение ЮФО.

План:

1. Понятие геоэкономики и ее отличие от геополитики.

2. Основные геоэкономические характеристики ЮФО.

3. ВЭД Юга России и её количественная характеристика.

4. Проблемы геоэкономической ситуации.

5. Влияние политических решений на экономику.

1. Понятие геоэкономики и ее отличие от геополитики.

Геополитика анализирует влияние пространственных факторов на политические решения и на отношения в области политики, а также воздействие политической ситуации на организацию пространства и контроль над ним.

В конце XX века в русле геополитики возникло новое течение – геоэкономика. Данная дисциплина изучает влияние пространственных факторов на сферу производства и распределения товаров, использование пространства для развертывания экономической деятельности. Геоэкономика предполагает сочетание географии, истории и экономики.

2. Основные геоэкономические характеристики Юга России:

Юг занимает особое место в стратегии территориального развития страны. Это обусловлено, прежде всего, его геополитическим положением, историей освоения, экономическим потенциалом.

Такое положение обуславливается рядом фактов:

  1.  Регион обладает стратегически важными сухопутными и морскими границами. Имеет доступ к внешнеполитическому и внешнеэкономическому пространству.
  2.  Занимает исключительно выгодное транспортно-географическое положение, связывая центральную Россию с Закавказьем, Ближнего Востока и Юго-Западной Азии.
  3.  Регион входит в число приоритетных в РФ по возможностям развития (промышленность, сельское хозяйство, ТЭК, курортно-рекреационный комплекс, транспортно-дорожный комплекс развиты достаточно хорошо. Необходимо увеличение объёма инвестиций).
  4.  Регион занимает 3 место среди округов РФ по уровню развития научного потенциала. (Наибольшим потенциалом обладает Ростовская область).
  5.  В регионе на сегодняшний день прослеживается положительная динамика привлечения инвестиций в регион (преимущественно за счёт Краснодарского края).
  6.  Регион обладает рядом природных ресурсов, но основными из них являются: водные, лесные, земельные, минеральные и рекреационные. Наибольшим количеством данных ресурсов обладает Краснодарский край, наименьшим – Калмыкия.
  7.  Хозяйственная специализация – агропромышленная (разведение КРС, зерновое хозяйство, бахчеводство, виноградарство), пищевая, транспортная, топливно-энергетическая, рекреационная, машиностроительная.
  8.  Основные социально-экономические и экологические проблемы: бедность, проблема беженцев. Загрязнение окружающей среды. Рост численности заболеваний.

Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство укрепления экономики России в целом.

Необходимо отметить, что ресурсный потенциал предопределил универсальные для всех субъектов Юга основные макроэкономические функции:

  1.  производство и переработка сельскохозяйственной продукции (так, на долю Юга России приходится 100% коньяка, 100% виноградных вин, 65% национального производства семян подсолнечника, 42% плодов и ягод, 28% зерна, 19% овощей, а также локализовано более 35% общероссийского коечного фонда санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха)
  2.  транспортный транзит через сеть портовых терминалов (Новороссийска, Туапсе, Махачкалы и др.) концентрирует до 50% всего грузооборота морских портов страны.

Благодаря этим функциям сохраняется геоэкономическая целостность региона, базирующаяся на уникальных (в масштабе РФ) природно-экологических условиях и ресурсах (агро-климатических, рекреационных), и способности региона выполнять функции важнейшего коммуникационного «коридора», обеспечивающего связи со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.

Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно-географическое положение Юга России предопределяют с учётом особенностей его социально-экономического развития следующие основные направления дальнейшего развития региона:

  1.  Рекреация. Развитие рекреации позволит улучшить здоровье и демографические показатели населения, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, явится важным фактором обеспечения занятости населения.
  2.  Развитие транспортного комплекса региона. Что позволит укрепить экономику посредством организации транзитного пропуска международных транспортных потоков.
  3.  Энергоресурсы. Важнейшим для Южного федерального округа является близость региона к крупным месторождениям углеводородов, расположенных на шельфе Каспийского моря. Через территорию Северного Кавказа могут быть проложены наиболее короткие маршруты транспортировки нефти и газа на европейские рынки.
  4.  Производство сельскохозяйственной продукции.

3. ВЭД ЮФО и её количественная характеристика.

Основными направлениями международной деятельности являются:

  1.  Укрепление экономических и гуманитарных связей в рамках приграничного сотрудничества и расширение партнерских отношений со странами СНГ.
  2.  Сотрудничество со странами дальнего зарубежья.
  3.  Расширение связей с дипломатическими представительствами, осуществляющими свою деятельность на территории РФ, работа с международными финансовыми и общественными организациями.
  4.  Внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику округа.

По радиусам:

1 радиус (внутренние связи) – поставка с\х продукции по всей России.

2 радиус (ближнее зарубежье) – Украина, Белоруссия, Азербайжан, Казахстан.

3 радиус (дальнее зарубежье) – Италия, Турция, Китай, Германия, Израиль, Корея. Торговые отношения Юга России установлены более чем со 150 странами мира. Географическое расположение и развитый транспортно-дорожный комплекс обеспечили тесную коммуникацию региона с азиатскими и европейскими государствами. В пятерке ведущих наших торговых партнеров Турция (14% внешнеторгового оборота региона), Украина (13%), Италия (8%), Китай (5%), Германия (4%).

Внешнеторговый оборот Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в январе-сентябре 2010 года увеличился на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил $19,8 млрд.

Объем грузооборота сократился на 24% и составил 47,4 млн тонн. Объем экспорта за отчетный период составил $9,9 млрд, что на 21,1% больше, чем за 9 месяцев 2009 года, импорта – также $9,9 млрд (рост на 43%).

 В структуре экспорта лидирующие позиции занимают минеральные продукты (35,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (29,3%).

 В основе импорта - оборудование (15%), черные металлы (10%), фрукты (6,8%), сахар (6,4%), овощи (5,4%), изделия из черных металлов (5,3%), электрооборудование (4,9%), суммарная доля которых покрывает более половины стоимостных объемов импорта.

Основные стоимостные объемы оформляемых грузов обеспечили Новороссийская (24,5%), Краснодарская (21,1%), Ростовская (20,8%), Волгоградская (11,8%), Таганрогская (7,5%) и Астраханская (6,1%) таможни

Основными факторами, обусловившими прирост абсолютных показателей, явились активизация деятельности участников ВЭД ЮФО и СКФО, расширение импортных поставок из большинства стран-контрагентов и особенно из Китая, а также рост цен на преобладающее большинство товарных позиций.

 

4. Проблемы геоэкономической ситуации.

Юг России характеризуется низкой степенью вовлеченности в международные экономические связи. Показатели по объему внешнеторгового оборота и иностранных инвестиций на душу населения значительно уступают среднероссийскому показателю (соответственно в 3,8 и 4,3 раза). Структура экспорта предприятий Юга России представлена преимущественно сырьевыми товарами, а также товарами с низкой добавленной стоимостью. В связи с этим, необходимо принятие мер, направленных на существенное преобразование структуры экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий с высокой степенью переработки, а также расширения спектра предоставляемых услуг.

Основными отраслями-реципиентами привлеченного иностранного капитала в Южном федеральном округе выступают топливно-энергетический комплекс, торговля и общественное питание, связь и ряд других отраслей.

Неэффективно используется выгодное географическое положение Юга России в интенсификации международного сотрудничества. Перечисленные особенности Юга детерминированы недостаточным стимулированием развития ВЭС органами государственного управления, что создает объективную необходимость формирования и реализации региональной стратегии.

Такая стратегия должна базироваться на следующих основных принципах: 

  1.  оптимальное распределение ресурсов макрорегиона на основе выбора приоритетных видов деятельности, интеграция которых позволит достичь синергетического эффекта;
  2.  всестороннее использование естественных и создание новых конкурентных преимуществ макрорегиона;
  3.  инвестиционно-воспроизводственный характер внешнеэкономического сотрудничества, который должен стать отправной точкой в оптимизации экспортно-импортных операций, развитии прогрессивных форм МЭО;
  4.  активное подключение к развитию ВЭС научно-образовательного комплекса регионов, входящих в федеральный округ, и создание условий для широкого развития научно-кооперационных связей, взаимовыгодного обмена научно-технической информацией;

5. Влияние политических решений на экономику.

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

- организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудно разрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен. Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24319. Понятие маркетинговых исследований. Предмет, объект и направления маркетингового исследования 24.5 KB
  Предмет объект и направления маркетингового исследования. Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуации их сбор анализ и отчет о результатах. Главная цель исследования – уменьшение неопределенности которая всегда сопутствует принятию маркетинговых решений. Сам процесс маркетингового исследования включает три основных этапа.
24320. Создание Swing GUI в IDE Net Beans 736 KB
  В этом занятии приведено пошаговое описание процесса создания графического интерфейса пользователя для приложения с именем ContactEditor с помощью конструктора графического интерфейса пользователя IDE NetBeans. Целью является проектирование программы интерфейса пользователя, позволяющей просматривать и редактировать записи базы данных
24322. Поведение покупателей. Модели поведения индивидуальных покупателей и покупателей-организаций 36.5 KB
  Поведение потребителей определяется как действия непосредственно связанные с получением потреблением и распоряжением товарами и услугами включая процессы принятия решения которые предшествуют и следуют за этими действиями Э. Потребительское поведение – распределение дохода между товарами и услугами которые он собирается приобрести Т. Поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером самих потребностей.
24323. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 30.5 KB
  Сегментация рынка отбор целевых критериев рынка. Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого...
24324. Исследование классов в Java 772.5 KB
  На занятии рассматривается порядок объявления и применения классов и их членов при разработке приложений для Java SE в IDE NetBeans. Для выполнения заданий этого занятия требуются программное обеспечение и ресурсы
24325. Позиционирование товара на рынке. Способы и этапы выбора позиции 35 KB
  Позиционирование товара на рынке. Позиционирование по мнению специалистов это деятельность по выбору целевых сегментов задающих области конкуренции и выбор отличительных преимуществ определяющих методы конкурентной борьбы. Всегда ли уместно позиционирование Не рекомендуется тратить время и деньги если целевой сегмент малорентабелен слишком мал сам по себе качество и характеристики предлагаемого товара и товаров конкурентов малозначимы для реальных покупателей издержки позиционирования превышают прибыль от него. Вместе с тем...
24326. Исследование циклических конструкций Java 183 KB
  Оператор цикла for(цикл со счетчиком). Оператор цикла while (цикл с предусловием). Оператор цикла do...while (цикл с постусловием). Конструкции перехода (прерывания)
24327. Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы 46 KB
  Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы. комплексность с другими элементами маркетингамикс скоординированность сочетание решений в сфере сбыта ценообразования коммуникаций сервиса и др. системность рассмотрение сбыта и остальных инструментов как элементов вызывающих синергетический эффект от их совместного применения гибкость готовность к пересмотру своих позиций в случае необходимости. Задача сбытовой политики – управление конкурентоспособностью товара путем управлением каналами сбыта планирование длины ширины и...