87969

Современное геополитическое положение Юга России

Реферат

География, геология и геодезия

Приоритеты политики России в отношениях с другими странами. Военнополитические процессы на Юге России. Ю́жный федера́льный о́круг административное формирование на юге европейской части России.

Русский

2015-04-25

52.06 KB

3 чел.

Современное геополитическое положение Юга России

  1.  Территориально-пространственные особенности Юга России.
  2.  Геополитика в регионе. США, НАТО, Европейский союз, Турция, Иран, СНГ.
  3.  Приоритеты политики России в отношениях с другими странами.
  4.  Военно-политические процессы на Юге России.

1. Под геополитикой следует понимать определенный подход к обоснованию политики, вытекающий из территориально-пространственного положения государств.

Первым, кто употребил термин “геополитика” был шведский профессор истории и политических наук Р. Челлен. Он полагал, что “это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве”.

в отличие от национальной экономики геополитическая экономика анализирует распределение мирового дохода в пользу тех или иных государств (это белоусов диктовал)

Геополитика – политическая концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений в связи с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом.

геополитика представляет собой вид внешней политики, определяемый территориальными интересами народов и стран.

 Ю́жный федера́льный о́круг — административное формирование на юге европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.Указом Д. А. Медведева от 19 января 2010 из его состава выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск. полпред в этом округе губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край. Астраханская область. Волгоградская область, Ростовская область. Полпред-Устинов. Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская, Ставропольский край.

В существующей системе территориального деления Южный федеральный округ - самый малый по площади (3,4 %) и, одновременно, один из наиболее плотнозаселённых (уступающий лишь Центральному) в России. Юг России- это регион с наивысшей в РФ концентрацией субъектных административно-территориальных образований, населенный многими десятками разных народов и народностей, высокой плотностью населения, наличием в пределах его границ опасных очагов общественно-политической нестабильности и межнациональных и религиозных противоречий, перерастающих периодически в вооруженные конфликты и ожесточенное противостояние как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Юг России в целом можно определить как аграрно-индустриальный район, в котором наряду с регионами «переходного» типа (Рост, и Волг.обл., Кр.), в основном представлены отстающие и депрессивные регионы (Чечня, Даг., Ингуш., Адыг., Сев.Осет., Кар.-Черк., Калм.). Если анализировать показатели развития региона в контексте угроз по сферам человеческой деятельности, то для Юга россии одной из проблем, входящих в кризисную фазу своего состояния, явл. демографическая ситуация.

3. Геополитическое положение Юга многомерно, полифакторно и весьма противоречиво. Геополитически Юг России - арена глобального геополитического соперничества, рассматриваемая рядом мировых (США, ЕС) и региональных «центров силы» (Турция, Саудовская Аравия, Иран и др.) в качестве сферы своих жизненных интересов), основной очаг сепаратизма и этнополитических конфликтов в масштабе страны. Юг России являет собой узловой элемент наших национальных геостратегических интересов в Средиземноморье, на Ближнем и Среднем Востоке.

Современная геополитическая ситуация на Юге характеризуется взаимонаслоением столкновения противоречивых интересов глобальных и региональных «центров силы», продолжающегося передела властных полномочий и собственности (между российским федеральным центром и регионами, столичным и провинциальным капиталом и т.п.), а также усугубляемых социально-экономической ситуацией, ресурсными, миграционными и иными сопутствующими проблемами латентных и явных межрегиональных и межэтнических противоречий, в целом ряде случаев приобретающие форму явных территориальных конфликтов. Одним из базовых факторов геополитической значимости и одновременно уязвимости и нестабильности российского Юга выступает его геоэтнокультурная специфика. Юг России - это не просто полиэтническая и поликонфессиональная территория (вся Россия в целом вмещает в себя обширнейшую палитру этносов, этнолингвистических групп и многоконфессиональна). Юг - это территория с характерным «смещением» этнической структуры.

Приоритеты политики России в отношениях с другими странами (США, НАТО, Европейский союз, СНГ)

На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности Организации Объединённых Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой – уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.

-Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.

-Активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция, арабские государства и др.), широкое использование своего геополитического статуса как азиатско-тихоокеанской державы (в АТР сосредоточен мощный финансовый, инвестиционный, технологический потенциал, который Россия могла бы использовать в интересах ускоренной комплексной модернизации нашей страны и социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока)

-Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств – участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

-Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения.

-Для России особое значение будут иметь укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества, стимулирование в ее рамках практических шагов, способствующих укреплению взаимного доверия и партнёрства в Центрально-Азиатском регионе.

-Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на чёткой договорно-правовой основе.

-Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.

-Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе, глубина и содержание которых будут определяться готовностью альянса к учёту законных интересов России при осуществлении военно-политического планирования, уважению норм международного права, а также к их дальнейшей трансформации и поиску новых задач и функций гуманистической направленности.

-Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнёрства с Соединёнными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учётом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договорённостей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.

Геополитика в регионе

Южный регион, Северный Кавказ всегда был и будет территорией за которую борются крупнейшие державы мира и международные союзы, это важный геостратегический плацдарм. России крайне необходим стабильный и безопасный южный регион. Это важно с точки зрения свободного выхода в Черное море при возникновении серьезных ограничений на Балтике. Также для бесперебойной транспортировки нефти через Новороссийск; и для продовольственной безопасности России, южный регион является её главной житницей. А также и с той точки зрения, что Юг России - это потенциальное поле взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами Закавказья, При этом в перспективе характер борьбы международных и региональных центров силы за влияние над его нефтяными ресурсами и системами их транспортировки на Запад в первую очередь будут определять их геостратегические интересы в южном регионе. В сложившихся условиях для России актуальной является задача формирования системы многосторонних отношений, обеспечивающих интересы национальной безопасности России в условиях жесткого соперничества за контроль над стратегическими, топливными и другими ресурсами региона

Военно-политические процессы на Юге Росии

В настоящее время приоритетное значение для российского государства приобретает адаптирование систем управления войсками и оружием к современным требованиям изменившейся геополитической ситуации на Юге России. Для этого необходимо формировать боевые системы управления, представляющие собой совокупность функционально связанных, взаимодействующих разновидовых сил и средств, направленных на решение боевых и служебно-боевых задач с требуемым уровнем эффективности.

Основными принципами таких боевых систем должны быть организованность, управляемость, наблюдаемость, скрытость, боевая устойчивость и боевые возможности. Данный подход к управлению группировками сил и средств должен стать основой их планирования и применения во взаимодействии с другими силовыми структурами при организации эффективной антитеррористической борьбы и проведения комплексных антитеррористических операций на Северном Кавказе.

4. Терроризм на юге России включен в систему международного терроризма и создал сильные и достаточно эффективные вооруженные структуры с соответствующим оснащением, способные вести диверсионпо-партизанскую войну и участвовать в масштабных (по времени, географическому охвату, вовлекаемым силам) локальных и региональных конфликтах. Между различными террористическими образованиями налажены тесные связи, базирующиеся на идеологическом, религиозном, военно-практическом и других основаниях. Подобный характер деятельности терроризма на южном геостратегическом направлении России позволяет сделать вывод о том, что эффективная борьба с ним возможна только в рамках широкого международного сотрудничества на основе усиления взаимодействия и координации военно-силовых операций, своевременного обмена оперативной информацией о деятельности террористических групп и организаций.

5. Ориентация современной государственной политики на силовые методы подавления терроризма и экстремизма на Северном Кавказе эффективна лишь при борьбе с его вооруженными проявлениями. Использование силовых методов против радикальных исламских организаций и носителей радикального сознания, не прибегающих к насилию, объективно превращает государственную политику в один из факторов расширения социальной базы этнорелигиозного экстремизма. Поэтому более эффективно должны реализовываться несиловые социально-политические меры, направленные на предупреждение проявлений религиозного экстремизма.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36233. Угрозы защищенности информации 84 KB
  Нарушение конфиденциальности возникает тогда когда к какойлибо информации получает доступ лицо не имеющее на это права. Отказ в обслуживании угрожает не самой информации а АС в которой эта информация обрабатывается. При возникновении отказа в обслуживании уполномоченные пользователи не могут получить своевременный доступ к необходимой информации хотя имеют на это полное право.
36234. Предмет и объекты защиты информации в ЭИС 120 KB
  Под ЗИ в ЭИС понимается регулярное использование в них средств и методов принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения требуемой надежности информации хранимой и обрабатываемой с использованием средств ЭИС [13]. ТСК должен принадлежать к одному и тому же организационному компоненту ЭИС участвовать в осуществлении одних и тех же функций обработки информации в ЭИС быть локализованным с точки зрения территориального расположения ЭИС. Элементы защиты выделяются по нахождению в одном и том же объекте защиты...
36235. Криптографическое закрытие информации, хранимой на носителях (архивация данных) 339 KB
  Устройства содержат датчики случайных чисел для генерации ключей и узлы шифрования реализованные аппаратно в специализированных однокристальных микроЭВМ. На базе устройств КРИПТОН разработана и серийно выпускается система КРИПТОНИК обеспечивающая также чтение запись и защиту данных хранящихся на интеллектуальных идентификационных карточках получающих в последнее время широкое применение как в виде дебетно кредитных карточек при безналичных расчетах так и в виде средства хранения прав доступа ключей шифрования и другой конфиденциальной...
36236. Общие положения по применению системы «Кобра» 229 KB
  Классификация компьютерных вирусов Компьютерные вирусы классифицируются в соответствии со следующими признаками: 1 среда обитания: файловые вирусы; загрузочные вирусы заражающие компоненты системной области используемые при загрузке ОС; файловозагрузочные вирусы. 2 способ заражения среды обитания; 3 способ активизации: резидентные и нерезидентные вирусы; 4 способ проявления деструктивные действия или вызываемые эффекты: влияние на работу ПК; искажение программных файлов файлов с данными; форматирование диска или его части; замена...
36237. Цели, функции и задачи защиты информации в сетях ЭВМ 127 KB
  Методы цифровой подписи данных передаваемых в сети Механизм цифровой подписи реализуемый также криптографическими методами состоит из формирования подписи блока данных при передаче и проверки подписи в принятом блоке данных. Первый процесс заключается в формировании подписи по определенному алгоритму с использованием секретного ключа второй – в обратном преобразовании. Считается что для реализации цифровой подписи методы шифрования с открытыми ключами предпочтительнее традиционных методов шифрования. При наличии подходящего алгоритма...
36238. Оценка обычных программ 116.5 KB
  Это множество можно разделить на два подмножества: множество объектов и множество субъектов. Доступ – категория субъектнообъектной модели описывающая процесс выполнения операций субъектов над объектами. В защищенной КС всегда присутствует субъект выполняющий контроль операций субъектов над объектами. Для выполнения в защищенной КС операций над объектами необходима дополнительная информация и наличие содержащего ее объекта о разрешенных и запрещенных операциях субъектов с объектами.
36239. Структура моделей знаний: правила продукции. Примеры 41 KB
  Структура моделей знаний: правила продукции. Понятие продукционных правил. Для достижения цели используется некоторая совокупность фактов и способов их применения правил. На этих понятиях основан наиболее распространенный метод представления знаний правила продукции или продукционные правила.
36240. Структура моделей знаний: семантические сети. Примеры 43 KB
  Структура моделей знаний: семантические сети. Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том что память формируется через ассоциации между понятиями. Квиллиан предположил что наша способность понимать язык может быть охарактеризована некоторым множеством базовых понятий концептов Базовыми функциональными элементами семантической сети служит структура из двух компонентов узлов и связывающих их дуг. Узлы в семантической сети соответствуют объектам понятиям или событиям.