87972

Регион как система и объект управления

Реферат

География, геология и геодезия

Региональное управление- это прежде всего умение управлять потенциально возможные пути регионального саморазвития и, следуя одному из них, инициировать предпочтительные для региональной админитсрации тенденции развития.

Русский

2015-04-25

46.22 KB

23 чел.

Регион как система и объект управления.

  1.  Определение понятий «регион как система» и «региональное управление».
  2.  Региональное управление в унитарных и федеративных государствах.(не сделано)
  3.  Система и структура управления регионом в России. (не сделано)
  4.  Понятие модели регионального управления.
  5.  Виды моделей регионального управления

1. Регион как система представляет собой 1) часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, 2) подсистему всего социально-экономического комплекса страны, 3)сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

В целом, регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.

Региональное управление- это прежде всего умение управлять потенциально возможные пути регионального саморазвития и, следуя одному из них, инициировать предпочтительные для региональной админитсрации тенденции развития.

3.Система и структура управления регионом в России

В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются

  1.  безопасность,
  2.  жизнеобеспечение,
  3.  целостность
  4.  упорядоченность экономической и социальной системы

Эти цели должны коррелировать с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное - это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Субъектами управления в регионе являются территориальные управления федеральных органов, органы управления субъектом Федерации и органы местного самоуправления, которые зачастую имеют пересекающиеся, но не всегда совпадающие интересы. В результате система управления регионом приобретает довольно сложную структуру. Субъекты территориального (регионального) управления включают государственные хозяйственные, коммерческие, общественные структуры. Объектом управления в регионе является весь его хозяйственный и социально-экономический комплекс, который формируется независимо от набора отраслей, ведомственной подчиненности и форм собственности предприятий, сосредоточенных на данной территории. Таким образом, объектами управления выступают материально-вещественные, финансово-кредитные, трудовые и информационные потоки в общественной системе.

4.Модели регионального управления

Модель регионального управления – это когнитивный аналог регулятивного воздействия органов государственной власти, направленного на воспроизводство и изменение общественных структур, процессов и институтов. Носит регулятивный характер.

Модели регионального управления строятся с учетом существующих в современном менеджменте двух подходов к пониманию сущности и задач управления:

  1.  классического («научного»)
  2.  Механистическая,
  3.  Органическая,
  4.  Синтетическая
  5.  неклассического («деятельностного»).
  6.  Модель стратегического управления,
  7.  Антикризисное управление,
  8.  Инновационное управление,
  9.  Синергетическое управление («инициирующе-резонансная» модель). Эти модели применяются в различных смешанных вариантах.
  10.  «жизнь в пути» (модель «бесконечно малых приращений»)

Классический подход к региональному управлению.

Классическое («научное») управление, или «управление ради цели», предполагает конструирование будущего состояния управляемой системы, базируясь на:

  1.  выборе «идеала» социального развития и
  2.  соотнесении его с возможностями этой системы.

В основе классического подхода лежит теория планирования, получившая название «всеобъемлющего рационального подхода», предполагающего:

  1.  проведение системно-диагностического и
  2.  системно-прогностического анализа региональной ситуации

«Механистическая» модель является программно-целевой, нормативистской, поскольку будущее состояние управляемого объекта конструируется как модель желаемого его устройства. Это — «жесткая» модель управления, так как она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего движения к цели.

«Механистическая» модель регионального управления строится по логике: «цель — средства — принуждение».

«Органическая» модель управления. Акценты в этой модели вмещены на учет возможностей регионального сообщества к собственному развитию.

Основными принципами «органической» модели регулирование управления:

  1.  профессионализм (предполагает учет в управлении качественных характеристик как управляющих, так и управляемых систем, и создание условий для повышения уровня их профессионализации).
  2.  простота,

логика «органической» модели: «цель — человеческие ресурсы—автономия».

«Синтетическая» модель управления сочетает принципы «механистической» и «органической» моделей управления; широко используется в период модернизации.

Неклассический подход к региональному управлению.

В основе неклассического («деятельностного») подхода лежит представление о том, что регионом надо управлять не просто с учетом «человеческого фактора», а опираясь прежде всего на менталитет управляемого «большинства» и его творческий потенциал, который может изменяться в ходе реализации управленческих программ, что ведет к «смене правил во время самой игры».

Модель стратегического управления регионом. В его основе стратегический анализ и планирование. Стратегический анализ и планирование решает такие задачи, как:

  1.  определение специфики сложившейся ситуации, возможностей и целей ее изменения;
  2.  направлений и приоритетов управленческой деятельности,
  3.  соответствие ее структур и функций решаемым задачам.

Модель антикризисного управления регионом.

Антикризисное управление регионом - регулятивное воздействие государственных органов власти на экономические, социальные, политические и духовные процессы в регионе с целью восстановления нормального функционирования всех сфер его жизнедеятельности. Основу его составляют программы:

  1.  реструкгуризации и финансового оздоровления народно-хозяйственного комплекса и отдельных предприятий;
  2.  организации управления инвестиционной деятельностью,
  3.  информатизации регионального управления.

Синергетическая модель рег-го упр-ния.

Синергетика исходит из того, что возможны несколько путей развития регионального сообщества как сложного объекта, будущее которого неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями), и его нельзя предсказать (сконструировать), опираясь только на предшествующий опыт регионального управления. Оптимальный путь регионального развития надо выбирать.

Модели регионального управления на Юге России.

Многие субъекты РФ на Юге на России находятся ещё в ситуации нестабильности и неопределенности, что не позволяет делать долгосрочные прогнозы и создавать достаточно адекватные модели будущего управляемых региональных социально-территориальных комплексов. В таких условиях наиболее эффективным является неклассический (деятельностный) подход в региональном управлении и его «синергетическая» модель.

На юге России также целесообразно использование модели стратегического управления (применения стратегического анализа и планирования. 

Стратегия деятельности администрации внутри региона определяется сложившейся ситуацией. В условиях Юга России она может быть направлена на выявление «зон-прорыва»; инициирование предпочтительных тенденций регионального развития; определение набора средств непосредственного и косвенного управленческого воздействия на региональные процессы (правовых, финансовых); разработку специальных программ по управлению «точками роста» и «проблемными областями».



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30934. Основы общей теории перевода (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ) 2.06 MB
  Перевод общественно-политической литературы на материале переводов с немецкого, английского, французского, отчасти испанского языков на русский. Основы общей теории перевода (лингвистические проблемы) на тех же материалах...
30935. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 318 KB
  ПЛАКСИНА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙС НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Учебное пособие М. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности то тифлопедагогика как составная часть общей педагогики занимается рассмотрением личности имеющей нарушение зрения.
30936. Административное право. Государственное управление как объект административно-правового регулирования 1.07 MB
  В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства федеральные службы и федеральные агентства. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы федерального агентства проект положения о федеральной службе федеральном агентстве предложения о предельной штатной численности...
30937. Сельскохозяйственное производство 100.45 KB
  Рассматривая организацию производства надо иметь в виду что во всех отраслях народного хозяйства кроме сельского хозяйства процесс производства продукции связан с превращением потенциальной в кинетическую энергию в работу. Время производства сельскохозяйственной продукции определяется главным образом естественными условиями роста развития и размножения растений и животных. Несовпадение времени производства сельскохозяйственной продукции с рабочим временем приводит к сезонности сельскохозяйственного труда и необходимости во многих...
30938. Лекарственные растения 1.31 MB
  Чай из аира: 2 чайные ложки примерно 3 г мелко нарезанного очищенного от коры корневища аира заливают 1 4 л кипящей воды и настаивают примерно 15 минут. После процеживания чай нужно пить тепловатым. Сверх того чай из корневища аира используют как моющее средство против кожных сыпей и перхоти. В результате чай из корня алтея с успехом применяют при болях в желудке и кишечнике а также при поносе.
30939. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.17 MB
  Принятию всякого решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому практически любой представитель аппарата управления предприятием - от топ-менеджеров до рядовых специалистов (бухгалтер, финансовый менеджер, экономист) - просто обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе.
30940. Анализ крови 1.09 MB
  Кровь разных видов животных. Кровь берётся у крупных животных из ярёмной вены у КРС из хвостовой артерии. Для исследования кровь обрабатывают гепарином. Затем разбавляем раствор и исследованной кровью до цвета стандарта той же соляной кислотой и определяют содержание гемоглобина в грамм количество граммов гемоглобина в 100 мл крови или в единицах Сали.
30941. АНТИСЕПТИКА 111.5 KB
  АНТИСЕПТИКА Антисептика лат. В истории хирургии параллельно разрабатывались два пути борьбы с хирургической инфекцией: уничтожение микробного фактора попавшего в рану или ткани организма антисептика и предупреждение попадания микробов в рану асептика. Это обстоятельство не было случайным поскольку как асептика так и антисептика направлены на борьбу с микробным фактором и часто основаны на одних и тех же способах воздействия на микробную клетку т. Современная антисептика Благодаря успехам химии для лечения гнойных ран и инфекционных...
30942. Математичне програмування 153.39 KB
  Введемо в розгляд нове поняття — визначник квадратної матриці порядка n .Для цього попередньо покажемо, як шукаються визначники І — 3 порядків, тобто визначники квадратних матриць 1—3 порядків.Визначник першого порядку — це сам елемент аll: Визначником другого порядку називається число