87972

Регион как система и объект управления

Реферат

География, геология и геодезия

Региональное управление- это прежде всего умение управлять потенциально возможные пути регионального саморазвития и, следуя одному из них, инициировать предпочтительные для региональной админитсрации тенденции развития.

Русский

2015-04-25

46.22 KB

17 чел.

Регион как система и объект управления.

  1.  Определение понятий «регион как система» и «региональное управление».
  2.  Региональное управление в унитарных и федеративных государствах.(не сделано)
  3.  Система и структура управления регионом в России. (не сделано)
  4.  Понятие модели регионального управления.
  5.  Виды моделей регионального управления

1. Регион как система представляет собой 1) часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, 2) подсистему всего социально-экономического комплекса страны, 3)сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

В целом, регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.

Региональное управление- это прежде всего умение управлять потенциально возможные пути регионального саморазвития и, следуя одному из них, инициировать предпочтительные для региональной админитсрации тенденции развития.

3.Система и структура управления регионом в России

В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются

  1.  безопасность,
  2.  жизнеобеспечение,
  3.  целостность
  4.  упорядоченность экономической и социальной системы

Эти цели должны коррелировать с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное - это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Субъектами управления в регионе являются территориальные управления федеральных органов, органы управления субъектом Федерации и органы местного самоуправления, которые зачастую имеют пересекающиеся, но не всегда совпадающие интересы. В результате система управления регионом приобретает довольно сложную структуру. Субъекты территориального (регионального) управления включают государственные хозяйственные, коммерческие, общественные структуры. Объектом управления в регионе является весь его хозяйственный и социально-экономический комплекс, который формируется независимо от набора отраслей, ведомственной подчиненности и форм собственности предприятий, сосредоточенных на данной территории. Таким образом, объектами управления выступают материально-вещественные, финансово-кредитные, трудовые и информационные потоки в общественной системе.

4.Модели регионального управления

Модель регионального управления – это когнитивный аналог регулятивного воздействия органов государственной власти, направленного на воспроизводство и изменение общественных структур, процессов и институтов. Носит регулятивный характер.

Модели регионального управления строятся с учетом существующих в современном менеджменте двух подходов к пониманию сущности и задач управления:

  1.  классического («научного»)
  2.  Механистическая,
  3.  Органическая,
  4.  Синтетическая
  5.  неклассического («деятельностного»).
  6.  Модель стратегического управления,
  7.  Антикризисное управление,
  8.  Инновационное управление,
  9.  Синергетическое управление («инициирующе-резонансная» модель). Эти модели применяются в различных смешанных вариантах.
  10.  «жизнь в пути» (модель «бесконечно малых приращений»)

Классический подход к региональному управлению.

Классическое («научное») управление, или «управление ради цели», предполагает конструирование будущего состояния управляемой системы, базируясь на:

  1.  выборе «идеала» социального развития и
  2.  соотнесении его с возможностями этой системы.

В основе классического подхода лежит теория планирования, получившая название «всеобъемлющего рационального подхода», предполагающего:

  1.  проведение системно-диагностического и
  2.  системно-прогностического анализа региональной ситуации

«Механистическая» модель является программно-целевой, нормативистской, поскольку будущее состояние управляемого объекта конструируется как модель желаемого его устройства. Это — «жесткая» модель управления, так как она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего движения к цели.

«Механистическая» модель регионального управления строится по логике: «цель — средства — принуждение».

«Органическая» модель управления. Акценты в этой модели вмещены на учет возможностей регионального сообщества к собственному развитию.

Основными принципами «органической» модели регулирование управления:

  1.  профессионализм (предполагает учет в управлении качественных характеристик как управляющих, так и управляемых систем, и создание условий для повышения уровня их профессионализации).
  2.  простота,

логика «органической» модели: «цель — человеческие ресурсы—автономия».

«Синтетическая» модель управления сочетает принципы «механистической» и «органической» моделей управления; широко используется в период модернизации.

Неклассический подход к региональному управлению.

В основе неклассического («деятельностного») подхода лежит представление о том, что регионом надо управлять не просто с учетом «человеческого фактора», а опираясь прежде всего на менталитет управляемого «большинства» и его творческий потенциал, который может изменяться в ходе реализации управленческих программ, что ведет к «смене правил во время самой игры».

Модель стратегического управления регионом. В его основе стратегический анализ и планирование. Стратегический анализ и планирование решает такие задачи, как:

  1.  определение специфики сложившейся ситуации, возможностей и целей ее изменения;
  2.  направлений и приоритетов управленческой деятельности,
  3.  соответствие ее структур и функций решаемым задачам.

Модель антикризисного управления регионом.

Антикризисное управление регионом - регулятивное воздействие государственных органов власти на экономические, социальные, политические и духовные процессы в регионе с целью восстановления нормального функционирования всех сфер его жизнедеятельности. Основу его составляют программы:

  1.  реструкгуризации и финансового оздоровления народно-хозяйственного комплекса и отдельных предприятий;
  2.  организации управления инвестиционной деятельностью,
  3.  информатизации регионального управления.

Синергетическая модель рег-го упр-ния.

Синергетика исходит из того, что возможны несколько путей развития регионального сообщества как сложного объекта, будущее которого неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями), и его нельзя предсказать (сконструировать), опираясь только на предшествующий опыт регионального управления. Оптимальный путь регионального развития надо выбирать.

Модели регионального управления на Юге России.

Многие субъекты РФ на Юге на России находятся ещё в ситуации нестабильности и неопределенности, что не позволяет делать долгосрочные прогнозы и создавать достаточно адекватные модели будущего управляемых региональных социально-территориальных комплексов. В таких условиях наиболее эффективным является неклассический (деятельностный) подход в региональном управлении и его «синергетическая» модель.

На юге России также целесообразно использование модели стратегического управления (применения стратегического анализа и планирования. 

Стратегия деятельности администрации внутри региона определяется сложившейся ситуацией. В условиях Юга России она может быть направлена на выявление «зон-прорыва»; инициирование предпочтительных тенденций регионального развития; определение набора средств непосредственного и косвенного управленческого воздействия на региональные процессы (правовых, финансовых); разработку специальных программ по управлению «точками роста» и «проблемными областями».



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8007. Дидактические принципы обучения 57.5 KB
  Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...
8008. Процесс обучения 27 KB
  Процесс обучения Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов деятельности и развитие их способностей и наклонностей. Со...
8009. Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти 18.43 KB
  Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти Зміст шкільної освіти не може бути вузьким через те, що особистість, засвоюючи його, готується до збереження і розвитку культури. Тому зміст освіти повинен мати джерела наука, виробничі ...
8010. Зміст освіти в національній школі 22.64 KB
  Зміст освіти в національній школі. Наукові основи визначення змісту освіти та шляхи його вдосконалення відповідно до Законів України Про освіту, Про загальну середню освіту У Законах України Про освіту, Про загальну середню освіту, у Національ...
8011. Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи 21.08 KB
  Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи Основним джерелом змісту освіти на державному рівні є такі документи: навчальний план школи, освітні стандарти, предметні програми, підручники. Шкільні навчальні плани. У шкі...
8012. Зміст освіти зарубіжної школи 15.94 KB
  Зміст освіти зарубіжної школи Проблема змісту навчання є однією зі стрижневих у теорії та практиці навчання в зарубіжній педагогіці. Уявлення про зміст освіти в зарубіжних школах дає середньостатистичне співвідношення предметів у навчальному плані. ...
8013. Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров 31 KB
  Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров. Цель аттестации - создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирование их профессионального роста, непрерывн...
8014. Аттестация педагогических кадров 45.5 KB
  Аттестация педагогических кадров Профессионализм педагога - решающий фактор обеспечения качества образования. АПК стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. Готов ли сегодняшний учитель раб...
8015. Управление современной школой 37.5 KB
  Управление современной школой Управление школой - научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного и...