87973

Региональная политика в Российской Федерации

Доклад

География, геология и геодезия

В развитии зарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов. Произошло утверждение системы регионального программирования совершенствуется инструментарий региональной политики. В развитии региональной политики России можно выделить пять этапов. В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов территориальной организации общества а именно: необходимость создания общегосударственной системы центров способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в...

Русский

2015-04-25

47.24 KB

6 чел.

Региональная политика в Российской Федерации

1. Региональная политика - это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера.

На мой взгляд, региональная политика является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

2. Региональная политика зарубежных стран возникла на основе объективных требований развития производительных сил на современном этапе.

В развитии зарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов.

Первый этап: 30-е г.г. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929-1933

Второй этап: 40-50-е г.г. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия.

Третий этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. Произошло утверждение системы регионального программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики.

Четвертый этап: середина 70-х годов 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений). Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов.

В развитии региональной политики России можно выделить пять этапов.

Первый этап (1920-1932 г.г.). В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

-необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;

-создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.

Второй этап (1933 - 1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики.

Третий этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда была предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов.

Четвертый этап (1965-1985 г.г.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.

3. Исследователи В.И. Немчина и А.В.Лубский провели полезную классификацию подходов к сути региональной политики. Выделены подходы:

1) реляционнистский, осмысливает региональную политику как систему социальных отношений и коммуникативных связей между людьми по поводу власти и управления субнациональным пространством.

2) структурно-функциональный; воспринимает региональную политику как подсистему регионального сообщества

3) деятельностный. предполагает акцент на мерах управления регионом со стороны общественных сил и государственных органов

4. В рамках деятельностного подхода в региональной политике выделяют два аспекта: 1) экзогенный, 2) эндогенный

Согласно экзогенному аспекту, региональная политика осуществляется центральными органами государственной власти с учетом интересов развития регионов. Она представляет собой целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов.

Согласно эндогенному аспекту, региональная политика, проводимая местными органами государственной власти самостоятельно с учетом общегосударственных интересов, направленная на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, обеспечения его безопасности, улучшения состояния окружающей среды, развития экономической и социальной инфраструктуры.

5. Воспроизводственный подход. Основываясь на этом подходе, регионы функционируют и как единая система воспроизводства и как внутренний элемент макроэкономической воспроизводственной системы всей страны. Воспроизводственный подход ставит в качестве основной задачи региональной политики воспроизводство природных ресурсов, рабочей силы.

Проблемный подход. Целью данного подхода является выявление проблем и поиск механизмов и путей их решения. Среди наиболее важных и частых региональных проблем можно выделить: социальные, политические, экономические, этнические и др.

Пространственно-временной подход. Первое упоминание о данном подходе относится к XIX веку, родоночальниками которой считаются К. Риттер и А. Геттнер. Например, советский ученый Б.Б. Родман утверждал, что экономический уровень развития регионов зависит преимущественно от их местоположения. Здесь подчеркивается положение относительно центров роста науки, производства и т.д.

Генетический подход. Он позволяет выявить генезис и эволюцию региональных систем, то есть социально-географического пространства в процессе исторического развития.

6. Направления региональной политики выделяются в соответствии с её сферами.

 1) Экономическая. Ее основной целью на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населений создание научно -технических предпосылок укрепления позиций нашего государства в мире.

2) Социальная. Основной целью этой политики является создание соответствующих мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновение очагов социальной напряженности.

3) Экологическая. Включает решение таких вопросов как:экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;рациональное использование природных ресурсов;предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;совершенствование управления в области окружающей среды и природопользования и т. д.

4) В области повышения уровня жизни населения. создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые сами не в силах выполнить эти задачи.

5) В сфере занятости. перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация

7. Направления региональной политики в России

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов.

основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

8. Специфика региональной политики на Юге России объясняется как наличием интересов и федерального центра, и субъектов федерации, так и существовании различных национальных элит, выражающих интересы этносов и претендующих на роль параллельных структур власти. Реальная правовая база региональной политики в республиках, находящихся в пределах ЮФО и СКФО, свидетельствует о сложившейся тенденции создания национальных государств в составе РФ.

Федеральная целевая программа «Юг России» (2008-2013 годы)-комплексная программа социально-экономического развития южно-российского региона.

Целью федеральной целевой программы «Юг России» является повышение благосостояния и качества жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.

Основные направления программы:

снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;

развитие туристско-рекреационного комплекса;

развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях;

развитие систем жизнеобеспечения населения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80229. Современные форматы видео 988.5 KB
  Аналоговый видеосигнал включает в себя несколько различных компонентов, объединенных в единое целое. Такой составной видеосигнал малопригоден для оцифровки. Предварительно его следует разделить на так называемые базовые компоненты. Обычно компоненты представляют собой три различных сигнала, соответствующие определенной модели представления цветового пространства
80230. Алгоритм сжатия видео. Основные особенности MPEG 160 KB
  Сначала все цветовое пространство кадра преобразуется из RGB в YCbCr. Необходимость этого преобразования заключается в том, что глаз более чувствителен к яркости цвета, чем к его оттенку. Y - это величина яркости цвета, а Cb и Cr - цветовые величины, определяющие оттенок и насыщение цвета (они определяют количество синей и красной составляющих в цвете).
80231. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА 94.5 KB
  Мультимедиа это интерактивные системы обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео анимированной компьютерной графикой и текстом речью и высококачественным звуком. Появление систем мультимедиа безусловно производит революционные изменения в таких областях как образование компьютерный тренинг во многих сферах профессиональной деятельности науки искусства в компьютерных играх и т. Появление систем мультимедиа подготовлено как с требованиями практики так и с развитием теории.
80232. Системи мультимедіа 543.5 KB
  Цифровий відеозапис забезпечує помітно кращу якість кадру, чіткіше зображення і кращу передачу кольорів. Більш того, цифрову копію відеофільму не відрізниш від оригіналу, що робить редагування і обробку зображення, навіть на рівні любителя, значно простіше, а якість - вищим в порівнянні з аналоговою відеотехнологією.
80233. Планування в організації 13.07 MB
  Планування в організації. Сутність планування як функції управління Щоб спільні зусилля співробітників організації були успішними вони повинні знати що від них очікується. Для цього необхідно: сформулювати цілі до яких прагне організація; визначити шляхи досягнення встановлених цілей; на підставі цього поставити задачі перед підрозділами організації та конкретними виконавцями. Планування процес визначення цілей організації та прийняття рішень щодо шляхів їх досягнення.
80234. Командні ролі 42 KB
  Командні ролі описують типову схему конструктивної поведінки людини в команді. Не слід плутати командні ролі з типом особи, під яким розуміють переважний спосіб взаємодії з навколишнім світом або спрямованість психологічної енергії. Командна роль, яку людина переймає на себе часто залежить від складу і стану команди
80235. Мотивація. Процесні теорії мотивації 10.37 MB
  Потреби поділяють на: потреби першого роду первісні які за своєю сутністю є фізіологічними потреби в їжі сні тощо; потреби другого роду вторинні які носять соціально психологічний характер потреби в повазі владі визнанні заслуг тощо. Потреби першого роду закладені в людину генетично а другого є наслідком її соціальної життєдіяльності. Потреби неможливо безпосередньо спостерігати або вимірювати. Потреба яка реально відчувається людиною викликає у неї прагнення здійснити конкретні дії спрямовані на задоволення цієї потреби.
80236. Управлінський контроль. Контроль поведінки працівників в організації 10.37 MB
  Управлінський контроль Поняття та процес контролю. Інструменти управлінського контролю. Поняття та процес контролю Контроль це процес забезпечення досягнення цілей організації шляхом постійного спостереження за її діяльністю та усунення відхилень які при цьому виникають. В межах процесу контролю модель якого наведена на рис.
80237. Лідерство. Ситуаційні теорії лідерства 142.5 KB
  Наявність права впливати на діяльність підлеглих є необхідною передумовою керування але ще не гарантує ефективності такого впливу. Але перебуванням нагорі визначає лише видимість керування а не його сутність. Отже поведінковий підхід спирається на стиль керування. Стиль керування це манера поведінки керівника щодо підлеглих через яку і здійснюється вплив на працівників організації.