87974

Региональные идеологии

Доклад

География, геология и геодезия

Региональная идеология и роль в федеративном государстве. Идеология это совокупность систематизированных идейных воззрений представлений той или иной социальной группы выражающих и защищающих их интересы и цели. Региональная идеология идеология действующая на территории региона. Региональная идеология интегрируя региональное сообщество определяет направления человеческой активности в регионе; мобилизуя региональное сообщество должна стимулировать деятельность людей; должна давать представление о месте и роли того или иного региона в...

Русский

2015-04-25

49.07 KB

9 чел.

Региональные идеологии

Понятие региональной идеологии. Региональная идеология и роль в федеративном государстве. Уровни региональной идеологии. Принципы идеологической самоорганизации. Диалектика региональной и общенациональной идеологии. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России.

 

  1.  Понятие региональной идеологии

 

Первоначально определение идеологии трактовалось как учение об идеях. Оно было введено в научный оборот французским философом и политическим деятелем Дестютом де Траси.

Идеология - это совокупность систематизированных идейных воззрений, представлений той или иной социальной группы, выражающих и защищающих их интересы и цели.

Идеологию можно определить как логически связанную систему идей и ценностей, формирующую общезначимую цель регионального развития с учетом экономической, политической, социальной, религиозной и культурной специфики.

 Региональная идеология – идеология, действующая на территории региона. Региональная идеология, интегрируя региональное сообщество, определяет направления человеческой активности в регионе; мобилизуя региональное сообщество, должна стимулировать деятельность людей; должна давать представление о месте и роли того или иного региона в РФ.

 К сущностным чертам идеологии можно отнести следующие:

– дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире;

– интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями;

– стимулирует и направляет человеческое поведение;

– определяет направления человеческой деятельности и поведение личности в социальном мире;

– является организующей формой общественной жизни, побуждает действовать и жить и т.д.

Функции идеологии

1. познавательная (региональная идеология формирует когнитивную модель региона, его специфику и место в РФ; в формах идеологии осуществляется познание и систематизация полученных знаний)

2. оценочная (региональная идеология задает иерархию общезначимых для регионального сообщества предпочтений социального, политического, экономического, нравственного и др. характера; в идеологических учениях даются различные оценки социальным процессам)

3. футурологическая (региональная идеология моделирует будущее состояние регионального сообщества)

4. программная (региональная идеология показывает цель регионального развития и способ ее достижения)

5. организационная (региональная идеология определяет принципы организации регионального сообщества и регионального управления)

6. защитная (региональная идеология обеспечивает принципы конкурентного взаимодействия с другими региональными сообществами).

  1.  Региональная идеология и роль в федеративном государстве

Региональная идеология и роль в федеративном государстве. Региональные идеологии субъектов РФ на Юге России должны строиться, с одной стороны, на основе общенациональной идеологии, а с другой – с учетом региональной специфики. Однако в современной России сложилась такая ситуация: отсутствие целостной системы общенациональной идеологии привело к такому региональному идеологическому плюрализму, в котором отсутствуют общезначимые идеи и ценности. Поэтому формирование региональных идеологий на Юге России во многом еще носит стихийный характер или является произвольным идеологическим творчеством доминирующих в регионе политических элит.

В условиях глубоких социально-экономических и политико-властных противоречий между центром и регионами происходит консолидация населения регионов на идеологической основе. Важными идеологическими факторами современного регионального развития становятся: самопомощь и самоорганизация; защита социально-экономических интересов регионального сообщества; осуществление антикризисных преобразований, которые сегодня невозможны в отрыве от российского экономического, правового и культурного пространства, от мирового сообщества в целом. Вместе с тем самоорганизация населения регионов осуществляется на основе отрицания норм и ценностей господствующего политического слоя, что в целом разрушает сложившийся социальный порядок.

Идеология региональной административной элиты функционирует как самоидентификация на основе партийных, национальных и других узковедомственных интересов, проявляясь в пренебрежительном отношении к позиции других наций и национальных групп. Общественное мнение подгоняется под эту структуру, идеология в своих крайних проявлениях смыкается с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления элит к политическому лидерству и захвату власти. Зачастую она смешана с социальными предрассудками населения, паразитирует на негативных эмоциях городских и сельских жителей к центральным государственным институтам, к представительным органам демократии. Это удобный способ проведения узкономенклатурных интересов местной элиты.

Идеология местной интеллектуальной элиты и оппозиции имеют вспомогательное значение, поскольку не воспринимаются на местах большинством населения. Идеология интеллектуалов и оппозиции объективно связана с позицией «выживания»: вопросом о политическом и социально-экономическом приспособлении к существующей действительности. При этом интеллектуальная элита придает выживанию особую концептуальную форму и выводит его за пределы бытовых нужд, усиливая мировоззренческое начало.

Идеология социального протеста активизируется в период массовых социальных потрясений. При определенной поддержке и создании условий со стороны федеральных и региональных органов управления, все менее насущными становится формирование в регионах протестных движений и все более существенным оказывается потенциал самого регионального сообщества.

  1.  В региональной идеологии выделяются следующие уровни:

1) теоретический – предполагает разработку и распространение фундаментальных знаний и ценностей общенациональной идеологии; для идеологов;

2) пропагандистский – связан с разработкой и распространением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового понимания и внедрения в сознание различных социальных групп через систему просвещения, образования – региональную идеологию; для масс;

3) обыденный – предполагает формирование, распространение и внедрение повседневных идеологических представлений и ценностей; на примитивном уровне.

4) психологическая идеология регионального значения – уровень эмоций и чувств

  1.  Принципы идеологической самоорганизации

Важным идеологическим фактором регулирования регионального развития становится самоорганизация. Региональное взаимодействие опирается на принципы идеологической самоорганизации, среди которых необходимо отметить принципы дополнения, компенсации, противоречия, ключевого звена.

Принцип дополнения позволяет получить модель регионального сообщества совершенно нового уровня и системных взаимосвязей. Появляются новые смысловые и содержательные моменты, которые не обнаруживаются в каждой из идеологий в отдельности.

Принцип компенсации реализуется в том, что любая из указанных идеологий компенсирует другую идеологию, если это необходимо на определенном временном этапе, если она не является законченной мировоззренческой системой, или если ее влияние на население ограничено. Это характерно для любого социального организма, который формируется, в том числе и усилиями регионального административно-территориального управления. Социальный организм включает механизмы компенсации, взаимной поддержки, подстраховки и групповой солидарности. Каждая из идеология имеет свои сильные стороны. Например, идеология «интеллектуалов» – концептуальность; протеста – мобильность; выживания – высокие адаптационные возможности.

Принцип противоречия способствует относительно самостоятельному существованию отдельных идеологий. Все остальные принципы могут проявляться в том случае, если идеологии самостоятельны и по содержанию, и по способам функционирования и распространения. Противоречие обусловлено не противоположными целями, а является синонимом автономности и качественности идеологии.

Принцип ключевого звена связан с ролью и предназначением каждой из идеологий и способом ее осуществления в тот или иной период общественного развития. Роль ключевого звена в условиях поиска основополагающих социальных и ценностных ориентиров, когда духовный кризис определяет вектор развития, реализует идеология интеллектуалов. Идеология протеста активизируется в период массовых социальных потрясений, а выживания – в период адаптации к новым условиям.

  1.  Диалектика региональной и общенациональной идеологии

Диалектика региональной и общенациональной идеологии - соотношение региональной (прикладной) и теоретической (общенациональной) идеологии (существуют на уровне страны или государства (правящая теоретическая идеология)).

Общенациональная идеология – это не идеология людей одной национальности, одной этнической группы, а всей нации. Общенациональная идеология, приобретает общественное звучание, смысл и вес именно как «объединительная», консолидирующая идеологию всех национальностей.

Региональная идеология, являясь формой общенациональной идеологии, всё же должна обладать определенной суверенностью, т.к. в ней отражается социокультурное своеобразие и история региона.

Региональная идеология, наряду с общенациональной, мобилизует локальное сообщество и выступает средством легитимации региональной политической элиты. Идеология является предпосылкой появления обоснованной стратегии элиты и консолидации общества. Общенациональная и региональная идеологии (как и их отсутствие) являются индикатором качества политической элиты общества.

Современная региональная идеология должна представлять собой совокупность теоретических доказательств, обосновывающих право той или иной политической группы или партии через полноту отражения интересов территориального социума на административно-государственное управление, на владение государственной властью. Региональная идеология – это один из рычагов воздействия номенклатуры на социо-культурное пространство региона.

6. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России включают:

– отсутствие общенациональной идеологии;

– социокультурное пространство субъектов РФ в ЮФО, включающее в себя культуры многочисленных народов, религиозные и идеологические общности, носит мозаичный характер, дифференцированный уровнем и качеством жизни;

– различие политической культуры, нормативно-ценностных и нравственных комплексов, способов легитимации власти и управления, формирования и смены элит, стимулов хозяйственной деятельности и личной мотивации у данных общностей;

– конкуренция между региональными сообществами, усиление влияния отдельных национальных и региональных элит, их проявление в теневой и криминальной сферах;

– сосредоточение в сложившихся условиях на текущих проблемах, а не на общезначимых целях и приоритетах регионального развития.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37159. Социально-политический строй России начала XX века. Основные классы и сословия 24.63 KB
  Социальнополитический строй России начала XX века. Социальная структура России в конце XIX начале XX в. на тысячу населения приходилось 44 родившихся и снижения смертности которая впрочем в России в 1913 г . Социальная структура России в конце XIX начале XX в.
37160. Древняя Русь при первых Рюриковичах. Внутренняя и внешняя политика. «Повесть временных лет». Норманнская теория 21.81 KB
  Походами на вятичей литовцев радимичей болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами но и оказало огромное влияние на культуру быт и нравы древней Руси.При Ярославе Владимировиче прозванном Мудрым начал оформляться единый для всей Руси судебный кодекс Русская Правда. В Киеве Новгороде Полоцке были построены величественные соборы святой Софии что должно было показать церковную самостоятельность Руси.
37161. Принятие христианства. Владимир Первый. Развитие Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» 18.69 KB
  Развитие Руси при Ярославе Мудром. Древние русичи были язычниками поклонялись множеству богов бог неба Сварог бог Солнца Дажбог бог грома и молний Перун и т. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и прошло немало времени пока изменились его взгляды.
37162. Феодальная раздробленность, ее причины и последствия 12.55 KB
  После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси период феодальной раздробленности растянувшийся на несколько веков. Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Период феодальной раздробленности охватывает в целом XIIXV вв. когда уже начался процесс феодальной консолидации число их приближалось к 250.
37163. Три основных центра Руси. Владимирское и Галицко-Волынское княжетсва. Новгородская феодальная республика 29.58 KB
  Под влияние ростовосуздальского князя попали Рязань и Муром. Хотя власть великого князя безвозврат но ушла в прошлое но княжение в Киеве подчеркивало старшинство князя. Последующие поколения русских князей назы вавшие свои княжества великими а себя великими князьями та кого пиетета к титулу великого киевского князя уже не испытывали. Он претендуя на титул велико го князя всех земель Руси в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром превзойдя в этом половцев.
37164. Установление монголо-татарского ига и его последствия для народов Руси 21.29 KB
  Организация монгольского войска была основана на десятичном принципе 10 100 1000 и т. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в Закавказье. Битва между русскополовецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г.
37165. Предпосылки объединения русских земель в XIV в. Начало возвышения Московского княжества 20.47 KB
  Предпосылки объединения русских земель в XIV в. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится ВладимироСуздальская земля в которой постепенно возвышается Москва превращаясь в центр политического объединения русских земель. В условиях феодальной раздробленности и агрессии немецких рыцарских орденов южные и югозападные земли в том числе и Киев вошли в состав Княжества Литовского поэтому...
37166. Образование централизованного Российского государства. Иван Третий. Свержение ордынского ига 13.64 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III 1462 1505 гг. и Василия III 1505 1533 гг. На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений но и объемом власти.
37167. Россия при Иване Четвертом. Избранная Рада. Реформы 17.36 KB
  Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей получивший название âИзбранная радаâ. Костомарова который считал что âэтот государь всю жизнь находился под влиянием то тех то другихâ и âчто дела составившие славу царствования до падения Сильвестра исходили от этого последнего и его кружка и совершались не только не по его Ивана IV указанию но часто против желанияâ. Провозглашая эти реформы правительство Ивана IV изображало их как мероприятия цель которых...