87974

Региональные идеологии

Доклад

География, геология и геодезия

Региональная идеология и роль в федеративном государстве. Идеология это совокупность систематизированных идейных воззрений представлений той или иной социальной группы выражающих и защищающих их интересы и цели. Региональная идеология – идеология действующая на территории региона. Региональная идеология интегрируя региональное сообщество определяет направления человеческой активности в регионе; мобилизуя региональное сообщество должна стимулировать деятельность людей; должна давать представление о месте и роли того или иного региона в...

Русский

2015-04-25

49.07 KB

8 чел.

Региональные идеологии

Понятие региональной идеологии. Региональная идеология и роль в федеративном государстве. Уровни региональной идеологии. Принципы идеологической самоорганизации. Диалектика региональной и общенациональной идеологии. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России.

 

  1.  Понятие региональной идеологии

 

Первоначально определение идеологии трактовалось как учение об идеях. Оно было введено в научный оборот французским философом и политическим деятелем Дестютом де Траси.

Идеология - это совокупность систематизированных идейных воззрений, представлений той или иной социальной группы, выражающих и защищающих их интересы и цели.

Идеологию можно определить как логически связанную систему идей и ценностей, формирующую общезначимую цель регионального развития с учетом экономической, политической, социальной, религиозной и культурной специфики.

 Региональная идеология – идеология, действующая на территории региона. Региональная идеология, интегрируя региональное сообщество, определяет направления человеческой активности в регионе; мобилизуя региональное сообщество, должна стимулировать деятельность людей; должна давать представление о месте и роли того или иного региона в РФ.

 К сущностным чертам идеологии можно отнести следующие:

– дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире;

– интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями;

– стимулирует и направляет человеческое поведение;

– определяет направления человеческой деятельности и поведение личности в социальном мире;

– является организующей формой общественной жизни, побуждает действовать и жить и т.д.

Функции идеологии

1. познавательная (региональная идеология формирует когнитивную модель региона, его специфику и место в РФ; в формах идеологии осуществляется познание и систематизация полученных знаний)

2. оценочная (региональная идеология задает иерархию общезначимых для регионального сообщества предпочтений социального, политического, экономического, нравственного и др. характера; в идеологических учениях даются различные оценки социальным процессам)

3. футурологическая (региональная идеология моделирует будущее состояние регионального сообщества)

4. программная (региональная идеология показывает цель регионального развития и способ ее достижения)

5. организационная (региональная идеология определяет принципы организации регионального сообщества и регионального управления)

6. защитная (региональная идеология обеспечивает принципы конкурентного взаимодействия с другими региональными сообществами).

  1.  Региональная идеология и роль в федеративном государстве

Региональная идеология и роль в федеративном государстве. Региональные идеологии субъектов РФ на Юге России должны строиться, с одной стороны, на основе общенациональной идеологии, а с другой – с учетом региональной специфики. Однако в современной России сложилась такая ситуация: отсутствие целостной системы общенациональной идеологии привело к такому региональному идеологическому плюрализму, в котором отсутствуют общезначимые идеи и ценности. Поэтому формирование региональных идеологий на Юге России во многом еще носит стихийный характер или является произвольным идеологическим творчеством доминирующих в регионе политических элит.

В условиях глубоких социально-экономических и политико-властных противоречий между центром и регионами происходит консолидация населения регионов на идеологической основе. Важными идеологическими факторами современного регионального развития становятся: самопомощь и самоорганизация; защита социально-экономических интересов регионального сообщества; осуществление антикризисных преобразований, которые сегодня невозможны в отрыве от российского экономического, правового и культурного пространства, от мирового сообщества в целом. Вместе с тем самоорганизация населения регионов осуществляется на основе отрицания норм и ценностей господствующего политического слоя, что в целом разрушает сложившийся социальный порядок.

Идеология региональной административной элиты функционирует как самоидентификация на основе партийных, национальных и других узковедомственных интересов, проявляясь в пренебрежительном отношении к позиции других наций и национальных групп. Общественное мнение подгоняется под эту структуру, идеология в своих крайних проявлениях смыкается с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления элит к политическому лидерству и захвату власти. Зачастую она смешана с социальными предрассудками населения, паразитирует на негативных эмоциях городских и сельских жителей к центральным государственным институтам, к представительным органам демократии. Это удобный способ проведения узкономенклатурных интересов местной элиты.

Идеология местной интеллектуальной элиты и оппозиции имеют вспомогательное значение, поскольку не воспринимаются на местах большинством населения. Идеология интеллектуалов и оппозиции объективно связана с позицией «выживания»: вопросом о политическом и социально-экономическом приспособлении к существующей действительности. При этом интеллектуальная элита придает выживанию особую концептуальную форму и выводит его за пределы бытовых нужд, усиливая мировоззренческое начало.

Идеология социального протеста активизируется в период массовых социальных потрясений. При определенной поддержке и создании условий со стороны федеральных и региональных органов управления, все менее насущными становится формирование в регионах протестных движений и все более существенным оказывается потенциал самого регионального сообщества.

  1.  В региональной идеологии выделяются следующие уровни:

1) теоретический – предполагает разработку и распространение фундаментальных знаний и ценностей общенациональной идеологии; для идеологов;

2) пропагандистский – связан с разработкой и распространением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового понимания и внедрения в сознание различных социальных групп через систему просвещения, образования – региональную идеологию; для масс;

3) обыденный – предполагает формирование, распространение и внедрение повседневных идеологических представлений и ценностей; на примитивном уровне.

4) психологическая идеология регионального значения – уровень эмоций и чувств

  1.  Принципы идеологической самоорганизации

Важным идеологическим фактором регулирования регионального развития становится самоорганизация. Региональное взаимодействие опирается на принципы идеологической самоорганизации, среди которых необходимо отметить принципы дополнения, компенсации, противоречия, ключевого звена.

Принцип дополнения позволяет получить модель регионального сообщества совершенно нового уровня и системных взаимосвязей. Появляются новые смысловые и содержательные моменты, которые не обнаруживаются в каждой из идеологий в отдельности.

Принцип компенсации реализуется в том, что любая из указанных идеологий компенсирует другую идеологию, если это необходимо на определенном временном этапе, если она не является законченной мировоззренческой системой, или если ее влияние на население ограничено. Это характерно для любого социального организма, который формируется, в том числе и усилиями регионального административно-территориального управления. Социальный организм включает механизмы компенсации, взаимной поддержки, подстраховки и групповой солидарности. Каждая из идеология имеет свои сильные стороны. Например, идеология «интеллектуалов» – концептуальность; протеста – мобильность; выживания – высокие адаптационные возможности.

Принцип противоречия способствует относительно самостоятельному существованию отдельных идеологий. Все остальные принципы могут проявляться в том случае, если идеологии самостоятельны и по содержанию, и по способам функционирования и распространения. Противоречие обусловлено не противоположными целями, а является синонимом автономности и качественности идеологии.

Принцип ключевого звена связан с ролью и предназначением каждой из идеологий и способом ее осуществления в тот или иной период общественного развития. Роль ключевого звена в условиях поиска основополагающих социальных и ценностных ориентиров, когда духовный кризис определяет вектор развития, реализует идеология интеллектуалов. Идеология протеста активизируется в период массовых социальных потрясений, а выживания – в период адаптации к новым условиям.

  1.  Диалектика региональной и общенациональной идеологии

Диалектика региональной и общенациональной идеологии - соотношение региональной (прикладной) и теоретической (общенациональной) идеологии (существуют на уровне страны или государства (правящая теоретическая идеология)).

Общенациональная идеология – это не идеология людей одной национальности, одной этнической группы, а всей нации. Общенациональная идеология, приобретает общественное звучание, смысл и вес именно как «объединительная», консолидирующая идеологию всех национальностей.

Региональная идеология, являясь формой общенациональной идеологии, всё же должна обладать определенной суверенностью, т.к. в ней отражается социокультурное своеобразие и история региона.

Региональная идеология, наряду с общенациональной, мобилизует локальное сообщество и выступает средством легитимации региональной политической элиты. Идеология является предпосылкой появления обоснованной стратегии элиты и консолидации общества. Общенациональная и региональная идеологии (как и их отсутствие) являются индикатором качества политической элиты общества.

Современная региональная идеология должна представлять собой совокупность теоретических доказательств, обосновывающих право той или иной политической группы или партии через полноту отражения интересов территориального социума на административно-государственное управление, на владение государственной властью. Региональная идеология – это один из рычагов воздействия номенклатуры на социо-культурное пространство региона.

6. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России включают:

– отсутствие общенациональной идеологии;

– социокультурное пространство субъектов РФ в ЮФО, включающее в себя культуры многочисленных народов, религиозные и идеологические общности, носит мозаичный характер, дифференцированный уровнем и качеством жизни;

– различие политической культуры, нормативно-ценностных и нравственных комплексов, способов легитимации власти и управления, формирования и смены элит, стимулов хозяйственной деятельности и личной мотивации у данных общностей;

– конкуренция между региональными сообществами, усиление влияния отдельных национальных и региональных элит, их проявление в теневой и криминальной сферах;

– сосредоточение в сложившихся условиях на текущих проблемах, а не на общезначимых целях и приоритетах регионального развития.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80992. Поняття та сутність методики навчання історії 31.29 KB
  Метод спосіб досягнення мети розв\'язання конкретного завдання Ефективність і якість навчання історії залежить від того наскільки вчитель володіє методами навчання і застосовує їх на практиці. Початкові елементи методики навчання історії зародилися з введенням викладання предмета як відповідь на практичні питання про цілі викладання про відбір історичного матеріалу якому навчали учнів і прийоми його розкриття. Методика історії як наука пройшла складний шлях розвитку.
80993. Методика роботи з історичним документом 33.52 KB
  Як відомо, до історичних джерел належить все створене людиною, а також предмети матеріальної культури, звичаї, обряди, памятки писемності. У широкому сенсі памятки писемності в методиці називають документами.
80994. Загальна характеристика шкільної програми з історії. Принципи їх побудови 38.33 KB
  Типи навчальних програм: Навчальні програми можуть бути типовими робочі і авторськими. Типові державні навчальні програми з історії розробляються на основі державного освітнього стандарту. Тому виникає необхідність періодично оновлювати навчальні програми у відповідності з розвитком педагогічної науки і практики.
80995. Проблема інтерпретації навчальних текстів на уроках історії. Інтерпретація (лат. interpretatio) — розяснення, тлумачення — відносно історичних текстів та ін.. (наукових та літературних текстів) 34.86 KB
  Щоб запобігти некритичному сприйняттю учнями історичної інформації, недостатньо тільки навчити їх досліджувати джерела. Важливим є також розвиток вмінь аналізувати та критично оцінювати інтерпретацію минулого, що міститься в будь-якому джерелі
80997. Закономерности и особенности развития детей с психофизическими нарушениями 31.05 KB
  Вторичные возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Выготского является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
80998. Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение 30.24 KB
  имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.
80999. Категории детей с задержкой психического развития, их развитие и обучение 29.64 KB
  Причины выраженной задержки психического развития: минимальные слабовыраженные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном природовом или в раннем периоде жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания перенесенные в раннем детстве; длительная социальнокультурная депривация; влияние стрессовых психотравмирующих факторов. психогенный генезис связывается с неблагоприятными условиями воспитания...
81000. Категории детей с нарушениями слуха, их развитие и обучение 29.05 KB
  Среди глухих детей различают: глухих без речи ранооглохших когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; глухих сохранивших в той или иной мере речь позднооглохших это дети с потерей слуха но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи немота либо ее грубому недоразвитию. У глухих детей изза речевых нарушений задерживается общение обеспечивающее совместную со взрослыми...