87975

Идеология региона и современная идеологическая ситуация

Доклад

География, геология и геодезия

Понятия идеологии и региона в современной философской и социальной мысли Понятие регион в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации которое характеризуется таким чертами как целостность и управляемость. Учение основоположников идеологии изложенных в их произведениях; это определяющий элемент идеологической структуры т. светские идеологии марксизм учение Маркса и Энгельса в настоящее время используется в какойто степени...

Русский

2015-04-25

49.64 KB

0 чел.

Идеология региона и современная идеологическая ситуация

Понятия идеологии и региона в современной философской и социальной мысли. Специфика идеологической структуры общества Северо-Кавказского региона. Формы и виды идеологий на Юге России. Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом.

  1.  Понятия идеологии и региона в современной философской и социальной мысли

Понятие «регион» в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость.

Философская трактовка понятия регион: аналог особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

Идеология - это совокупность систематизированных идейных воззрений, представлений той или иной социальной группы, выражающих и защищающих их интересы и цели.

Идеологию можно определить как логически связанную систему идей и ценностей, формирующую общезначимую цель регионального развития с учетом экономической, политической, социальной, религиозной и культурной специфики.

2. Специфика идеологической структуры общества

Идеологическую структуру общества можно определить как конкретно-историческую интегративную систему философских, научных, эстетических, художественных, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о Вселенной, обществе, человеке, о месте о роли индивида в мироздании, о смысле жизни личности в мире.

Идеологическая структура Северокавказского общества характеризуется наличием следующих элементов:

1. Учение основоположников идеологии, изложенных в их произведениях; это определяющий элемент идеологической структуры, т.к. без основополагающего учения никакая идеология сформироваться не может; к таким учениям относятся:

1.1.) священнописания

– Библия – христианское учение (православие исповедует население Республики Северная Осетия – Алания, а также русскоязычное население северокавказских республик);

– Коран – учение мусульман (в большинстве республик Северного Кавказа исповедуется мусульманство, за исключением Республики Северная Осетия – Алания и Республики Адыгея);

– Трипитака – буддистское учение (буддизм на Юге России представлен в Республике Калмыкия);

1.2.) светские идеологии

– марксизм – учение Маркса и Энгельса (в настоящее время используется в какой-то степени коммунистической партией, на территории Северного Кавказа действуют региональные отделения партии КПРФ);

– либерализм – либеральная идеология лежит в основе деятельности либеральных партий (например, ЛДПР);

– консерватизм – на принципах консервативной идеологии основывается партия «Единая Россия»;

– национализм – националистические партии (например, «Родина»).

2. Основополагающие комментарии, по значению равные основополагающему учению – важнейшие дополнения к основополагающим учениям (например, Сунна к Корану; доктрина Коммунистической партии к учению Маркса и Энгельса и т.п.).

3. Разновидности идеологической доктрины

В частности, в республиках Северного Кавказа представлены два основных направления ислама – суннизм и шиизм. Суннизм наряду с Кораном признает Сунну. Суннитами считаются те, кто признает первых четырех халифов законными, признает подлинность сборников хадисов и придерживается религиозно-ритуальных, бытовых и социальных правил в соответствии с одним из мазхабов (ханафитским и шафиитским). Шииты признают законными преемниками Мухаммеда лишь имамов – Алидов. Если для суннитов имам – это духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, то для шиитов он является таковым в силу своей сущности благодаря эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты.

4. Обыденные идеологические представления и взгляды, представляющие собой элементарные, упрощенные идеи на примитивном уровне освоения идеологического учения. При этом обыденные представления могут формироваться 2 путями: 1) идеологи-профессионалы, разрабатывают простые идеологические ценности, рассчитанные на повседневный уровень усвоения идеологии; 2) идеологические ценности вырабатываются самим индивидами в их повседневной жизни (взгляды, формируемые личностями, в сфере общения и быта, например, рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).

5. Программно-директивная система идеологии – на основе полученных знаний вырабатываются определенные идеологические установки, распоряжения, руководящие указания (данный элемент представлен в действиях этнократий на Северном Кавказе, стремящихся с помощью этнической идеологии легитимировать свои властные претензии).

6. Система идеологического воздействия, включающая идеологическое просвещение, образование, пропаганду в различных конкретно-исторических формах (в частности, пропаганда в СМИ, мифологизация конкретных исторических событий, который оказываются далеки от документальных источников).

7. Механизм идеологической власти – она повелевает и управляет разработкой идеологического учения, организует систему идеологического воздействия, направляет механизмы формирования идеологического сознания, координирует действия, осуществляет контроль за исполнением решений идеологической программы (данный механизм характерен для этнических идеологий, пропагандируемых на Северном Кавказа этнократическими группами, – этноцентризм, основанный на оценке собственной этнической группы как лучшей и предубежденном отношении к другим этническим группам; этносепаратизм, исходящий из стремления к национальному самоопределению и созданию этнической группой собственной государственности).

 

3. Формы и виды идеологий на Юге России.

В современном южнороссийском регионе можно выделить следующие формы идеологии по виду знаний:

1) частичная (к ней относится внедрение федеральным центром либеральной идеологии на Северном Кавказе);

2) целостная (религиозные идеологии, исторически сложившиеся на Юге России –ислам, христианство, буддизм);

3) догматизированная (представлена в программах и доктринах политических партий, имеющих региональные отделения на территории ЮФО; программах общественно-политических движений на Юге России и т.п. - коммунистическая);

4) недогматизированная (развивается вплоть до частичной замены на новую - либеральная)

5) утопическая (идеология части адыгов, заявлявших о стремлении отделиться от России и создать Всемирное Адыгское Братство, по территории превосходящее современную РФ);

Формы идеологии по способу организации:

1) централизованная (в Южном регионе – православие, т.к. есть Патриарх Всея Руси в Москве);

2) децентрализованная (ислам, т.к. имамы региональные)

3) тоталитарная (существовала на Юге России в период советской власти);

4) принудительная (православие – проблемы преподавания в высшей школе, ислам)

Формы идеологии по масштабу идеологического действия.

1) партийная (данная форма идеологии представлена политическими партиями, имеющими региональные отделения в ЮФО. Партия отличается от движения тем, что у партии есть идеология, а движение ее только формирует).

Виды идеологии по соотношению идеологической и государственной власти в России и Южном регионе можно выделить следующие виды идеологий:

1) государственная идеология (она действует в настоящее время – идеология подчинена государству);

2) идеократическая (действовала при советской власти – государство подчинено идеологии).

3) равнозначная

В Чечне и Дагестане предпринимались попытки внедрять объединяющие виды идеологии – ислама и государства.

Взаимоотношение идеологических типов обществ в республиках ЮФО можно определить в виде следующих форм:

1) бескомпромиссная борьба (примеры таких идеологий – православный экстремизм, фашизм, национализм, этноцентризм, например в Чечне);

2) мирное сосуществование (ислам, исторически существовавший на территории Северного Кавказа и не принимавший воинственных форм наряду с православием, буддизм, а также либеральная идеология мирно существовала с коммунизмом);

3) взаиморазвитие, взаимообогащение идеологий – особенно среди светских идеологий (сейчас нет):

– неолиберализм;

– неоконсерватизм;

– социалдемократия.

 

4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России

Взаимоотношение идеологических типов обществ в республиках ЮФО можно определить в виде следующих форм:

1) бескомпромиссная борьба (примеры таких идеологий – православный экстремизм, фашизм, национализм, этноцентризм, например в Чечне);

2) мирное сосуществование (ислам, исторически существовавший на территории Северного Кавказа и не принимавший воинственных форм наряду с православием, буддизм, а также либеральная идеология мирно существовала с коммунизмом);

3) взаиморазвитие, взаимообогащение идеологий – особенно среди светских идеологий (сейчас нет): неолиберализм; неоконсерватизм; социалдемократия.

5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом

 Идеологическая ситуация в регионе – это соотношение видов, форм и типов идеологии в рамках региона. Региональные идеологии субъектов ЮФО должны строиться, с одной стороны, на основе общенациональной (российской) идеологии, а с другой — с учетом региональной специфики. Отсутствие целостной теоретической консолидирующей идеологии приводит к тому, что властные структуры вырабатывают произвольно-политическую идеологию. Так, возникает идеологический хаос, обусловленный, с одной стороны, произвольным идеологическим творчеством политических структур власти, а с другой – так называемым идеологическим плюрализмом, когда в стране получают распространение различные идеологические идеи, ценности, концепции, учения – от религиозных идеологий (православия, ислама, буддизма, иудаизма) до самых крайних левых и правых течений (фашистская идеология).

Проблемы формирования региональных идеологий на ЮР обусловлены не только тем, что в России нет общенациональной идеологии. Эти проблемы связаны и с тем, что социокультурное пространство субъектов ЮФО, включающее в себя традиционные культуры многочисленных народов, религиозные и идеологические общности, этнические сообщества городов и территорий, носит мозаичный характер, дифференцированный уровнем и качеством жизни. Каждая из этих общностей является носителем различной политической культуры, нормативно-ценностных и морально-нравственных комплексов, способов и методов легитимации власти и управления, формирования и смены элит, стимулов хозяйственной деятельности и личной мотивации. Это разнообразие, умноженное на кризисные явления и неизбежность жесткой конкуренции, ведет к конфликтности между различными региональными сообществами, способствует развитию и воспроизводству крайних этнонационализмов, сепаратизма, религиозного фундаментализма.

Состояние ценностно-идеологического вакуума привело к выдвижению особых идеологических центров на периферии и формированию региональной идеологии. Региональная идеология действует на территории конкретного региона и определяет развитие региона. Социальные знания, определяющие развитие региона, должны вырабатываться на основе общенациональной идеологии и подчиняться правящей идеологии.

Особенностью региональной идеологии является то, что она носит прикладной характер. В течение предшествующих 15 лет в России не была создана государственная теоретическая идеология. Поэтому, политические элиты выработали прикладную идеологию, прежде всего не уровне регионов.

Региональная идеология на Юге России представлена такими формами и видами, как:

1) религиозные идеологии (христианство, ислам, буддизм);

2) светские (либерализм, консерватизм, социализм (коммунизм), национализм);

3) этнические идеологии (этноцентризм, этносепаратизм);

4) утопизм (относительно создания желаемого идеала общественного устройства).

Некоторые из данных идеологических типов развиваются по пути взаимообогащения. Однако часто идеология характеризуется мощным конфликтогенным потенциалом, поскольку используется в частных политико-властных целях.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16162. Квалификация контрабанды. Учебное пособие 565 KB
  Основная часть работы посвящена уголовно-правовому анализу состава контрабанды. Дается характеристика квалифицированных видов контрабанды, затрагиваются некоторые вопросы разграничения контрабанды и смежных составов преступлений
16163. Синтетические наркотики, вопросы расследования преступлений. Учебное пособие 3.36 MB
  Сергей Александрович Розанов Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений Серия Закон и практика В. Усманов Г. Михайлова В. Земских А. Михайлов Н. Биржаков Е. Трофимова Н. Солнцева С. Шевякова Главный редактор Заведующий редакцией Выпуска...
16164. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. Учебное пособие 346.5 KB
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ в зарубежных странах Москва Юридическая литература 1994 67 080 Работа подготовлена коллективом сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: п...
16165. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Учебное пособие 134.5 KB
  В пособии в форме тематической лекции, прочитанной в УрЮИ МВД России, рассматриваются понятие, цели, условия, основания, мотивы и процессуальный порядок производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также основания освобождения лица от подозрения. Проводится разграничение фактического, административного, уголовно-процессуального задержания и заключения под стражу
16166. Криминалистика, тактика, организация и методика расследования преступлений. Учебное пособие 884.5 KB
  Учебник предназначен для слушателей факультета заочного обучения. В нем рассмотрены темы курса криминалистики по тактике, организации и методике расследования преступлений в соответствии с рабочей программой по криминалистике для Волгоградского юридического института России
16167. Расследование хищений чужого имущества. Учебное пособие 676 KB
  В учебном пособии рассмотрены общие положения методики расследования хищений чужого имущества, а также частные методики расследования хищений автотранспорта, предметов, имеющих особую ценность, серийных квартирных краж, хищений, совершаемых группами несовершеннолетних
16168. Уголовное право России. Учебное пособие 2.65 MB
  Г.М. Миньковский A.A. Магомедов В.П. Ревин УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ доктора юридических наук профессора РЕВИНА В.П. УЧЕБНИК Общая и Особенная части. Рекомендуется к изданию редакционноиздательским советом Академии у
16170. Практика назначения наказания. Учебное пособие 500 KB
  С.А. Разумов ПРАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ Учебнопрактическое пособие Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2001 Разумов С.А. Р17 Практика назначения наказания: Учебнопра...