87975

Идеология региона и современная идеологическая ситуация

Доклад

География, геология и геодезия

Понятия идеологии и региона в современной философской и социальной мысли Понятие регион в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации которое характеризуется таким чертами как целостность и управляемость. Учение основоположников идеологии изложенных в их произведениях; это определяющий элемент идеологической структуры т. светские идеологии – марксизм – учение Маркса и Энгельса в настоящее время используется в какойто степени...

Русский

2015-04-25

49.64 KB

0 чел.

Идеология региона и современная идеологическая ситуация

Понятия идеологии и региона в современной философской и социальной мысли. Специфика идеологической структуры общества Северо-Кавказского региона. Формы и виды идеологий на Юге России. Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом.

  1.  Понятия идеологии и региона в современной философской и социальной мысли

Понятие «регион» в нашем курсе употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость.

Философская трактовка понятия регион: аналог особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

Идеология - это совокупность систематизированных идейных воззрений, представлений той или иной социальной группы, выражающих и защищающих их интересы и цели.

Идеологию можно определить как логически связанную систему идей и ценностей, формирующую общезначимую цель регионального развития с учетом экономической, политической, социальной, религиозной и культурной специфики.

2. Специфика идеологической структуры общества

Идеологическую структуру общества можно определить как конкретно-историческую интегративную систему философских, научных, эстетических, художественных, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о Вселенной, обществе, человеке, о месте о роли индивида в мироздании, о смысле жизни личности в мире.

Идеологическая структура Северокавказского общества характеризуется наличием следующих элементов:

1. Учение основоположников идеологии, изложенных в их произведениях; это определяющий элемент идеологической структуры, т.к. без основополагающего учения никакая идеология сформироваться не может; к таким учениям относятся:

1.1.) священнописания

– Библия – христианское учение (православие исповедует население Республики Северная Осетия – Алания, а также русскоязычное население северокавказских республик);

– Коран – учение мусульман (в большинстве республик Северного Кавказа исповедуется мусульманство, за исключением Республики Северная Осетия – Алания и Республики Адыгея);

– Трипитака – буддистское учение (буддизм на Юге России представлен в Республике Калмыкия);

1.2.) светские идеологии

– марксизм – учение Маркса и Энгельса (в настоящее время используется в какой-то степени коммунистической партией, на территории Северного Кавказа действуют региональные отделения партии КПРФ);

– либерализм – либеральная идеология лежит в основе деятельности либеральных партий (например, ЛДПР);

– консерватизм – на принципах консервативной идеологии основывается партия «Единая Россия»;

– национализм – националистические партии (например, «Родина»).

2. Основополагающие комментарии, по значению равные основополагающему учению – важнейшие дополнения к основополагающим учениям (например, Сунна к Корану; доктрина Коммунистической партии к учению Маркса и Энгельса и т.п.).

3. Разновидности идеологической доктрины

В частности, в республиках Северного Кавказа представлены два основных направления ислама – суннизм и шиизм. Суннизм наряду с Кораном признает Сунну. Суннитами считаются те, кто признает первых четырех халифов законными, признает подлинность сборников хадисов и придерживается религиозно-ритуальных, бытовых и социальных правил в соответствии с одним из мазхабов (ханафитским и шафиитским). Шииты признают законными преемниками Мухаммеда лишь имамов – Алидов. Если для суннитов имам – это духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, то для шиитов он является таковым в силу своей сущности благодаря эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты.

4. Обыденные идеологические представления и взгляды, представляющие собой элементарные, упрощенные идеи на примитивном уровне освоения идеологического учения. При этом обыденные представления могут формироваться 2 путями: 1) идеологи-профессионалы, разрабатывают простые идеологические ценности, рассчитанные на повседневный уровень усвоения идеологии; 2) идеологические ценности вырабатываются самим индивидами в их повседневной жизни (взгляды, формируемые личностями, в сфере общения и быта, например, рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).

5. Программно-директивная система идеологии – на основе полученных знаний вырабатываются определенные идеологические установки, распоряжения, руководящие указания (данный элемент представлен в действиях этнократий на Северном Кавказе, стремящихся с помощью этнической идеологии легитимировать свои властные претензии).

6. Система идеологического воздействия, включающая идеологическое просвещение, образование, пропаганду в различных конкретно-исторических формах (в частности, пропаганда в СМИ, мифологизация конкретных исторических событий, который оказываются далеки от документальных источников).

7. Механизм идеологической власти – она повелевает и управляет разработкой идеологического учения, организует систему идеологического воздействия, направляет механизмы формирования идеологического сознания, координирует действия, осуществляет контроль за исполнением решений идеологической программы (данный механизм характерен для этнических идеологий, пропагандируемых на Северном Кавказа этнократическими группами, – этноцентризм, основанный на оценке собственной этнической группы как лучшей и предубежденном отношении к другим этническим группам; этносепаратизм, исходящий из стремления к национальному самоопределению и созданию этнической группой собственной государственности).

 

3. Формы и виды идеологий на Юге России.

В современном южнороссийском регионе можно выделить следующие формы идеологии по виду знаний:

1) частичная (к ней относится внедрение федеральным центром либеральной идеологии на Северном Кавказе);

2) целостная (религиозные идеологии, исторически сложившиеся на Юге России –ислам, христианство, буддизм);

3) догматизированная (представлена в программах и доктринах политических партий, имеющих региональные отделения на территории ЮФО; программах общественно-политических движений на Юге России и т.п. - коммунистическая);

4) недогматизированная (развивается вплоть до частичной замены на новую - либеральная)

5) утопическая (идеология части адыгов, заявлявших о стремлении отделиться от России и создать Всемирное Адыгское Братство, по территории превосходящее современную РФ);

Формы идеологии по способу организации:

1) централизованная (в Южном регионе – православие, т.к. есть Патриарх Всея Руси в Москве);

2) децентрализованная (ислам, т.к. имамы региональные)

3) тоталитарная (существовала на Юге России в период советской власти);

4) принудительная (православие – проблемы преподавания в высшей школе, ислам)

Формы идеологии по масштабу идеологического действия.

1) партийная (данная форма идеологии представлена политическими партиями, имеющими региональные отделения в ЮФО. Партия отличается от движения тем, что у партии есть идеология, а движение ее только формирует).

Виды идеологии по соотношению идеологической и государственной власти в России и Южном регионе можно выделить следующие виды идеологий:

1) государственная идеология (она действует в настоящее время – идеология подчинена государству);

2) идеократическая (действовала при советской власти – государство подчинено идеологии).

3) равнозначная

В Чечне и Дагестане предпринимались попытки внедрять объединяющие виды идеологии – ислама и государства.

Взаимоотношение идеологических типов обществ в республиках ЮФО можно определить в виде следующих форм:

1) бескомпромиссная борьба (примеры таких идеологий – православный экстремизм, фашизм, национализм, этноцентризм, например в Чечне);

2) мирное сосуществование (ислам, исторически существовавший на территории Северного Кавказа и не принимавший воинственных форм наряду с православием, буддизм, а также либеральная идеология мирно существовала с коммунизмом);

3) взаиморазвитие, взаимообогащение идеологий – особенно среди светских идеологий (сейчас нет):

– неолиберализм;

– неоконсерватизм;

– социалдемократия.

 

4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России

Взаимоотношение идеологических типов обществ в республиках ЮФО можно определить в виде следующих форм:

1) бескомпромиссная борьба (примеры таких идеологий – православный экстремизм, фашизм, национализм, этноцентризм, например в Чечне);

2) мирное сосуществование (ислам, исторически существовавший на территории Северного Кавказа и не принимавший воинственных форм наряду с православием, буддизм, а также либеральная идеология мирно существовала с коммунизмом);

3) взаиморазвитие, взаимообогащение идеологий – особенно среди светских идеологий (сейчас нет): неолиберализм; неоконсерватизм; социалдемократия.

5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом

 Идеологическая ситуация в регионе – это соотношение видов, форм и типов идеологии в рамках региона. Региональные идеологии субъектов ЮФО должны строиться, с одной стороны, на основе общенациональной (российской) идеологии, а с другой — с учетом региональной специфики. Отсутствие целостной теоретической консолидирующей идеологии приводит к тому, что властные структуры вырабатывают произвольно-политическую идеологию. Так, возникает идеологический хаос, обусловленный, с одной стороны, произвольным идеологическим творчеством политических структур власти, а с другой – так называемым идеологическим плюрализмом, когда в стране получают распространение различные идеологические идеи, ценности, концепции, учения – от религиозных идеологий (православия, ислама, буддизма, иудаизма) до самых крайних левых и правых течений (фашистская идеология).

Проблемы формирования региональных идеологий на ЮР обусловлены не только тем, что в России нет общенациональной идеологии. Эти проблемы связаны и с тем, что социокультурное пространство субъектов ЮФО, включающее в себя традиционные культуры многочисленных народов, религиозные и идеологические общности, этнические сообщества городов и территорий, носит мозаичный характер, дифференцированный уровнем и качеством жизни. Каждая из этих общностей является носителем различной политической культуры, нормативно-ценностных и морально-нравственных комплексов, способов и методов легитимации власти и управления, формирования и смены элит, стимулов хозяйственной деятельности и личной мотивации. Это разнообразие, умноженное на кризисные явления и неизбежность жесткой конкуренции, ведет к конфликтности между различными региональными сообществами, способствует развитию и воспроизводству крайних этнонационализмов, сепаратизма, религиозного фундаментализма.

Состояние ценностно-идеологического вакуума привело к выдвижению особых идеологических центров на периферии и формированию региональной идеологии. Региональная идеология действует на территории конкретного региона и определяет развитие региона. Социальные знания, определяющие развитие региона, должны вырабатываться на основе общенациональной идеологии и подчиняться правящей идеологии.

Особенностью региональной идеологии является то, что она носит прикладной характер. В течение предшествующих 15 лет в России не была создана государственная теоретическая идеология. Поэтому, политические элиты выработали прикладную идеологию, прежде всего не уровне регионов.

Региональная идеология на Юге России представлена такими формами и видами, как:

1) религиозные идеологии (христианство, ислам, буддизм);

2) светские (либерализм, консерватизм, социализм (коммунизм), национализм);

3) этнические идеологии (этноцентризм, этносепаратизм);

4) утопизм (относительно создания желаемого идеала общественного устройства).

Некоторые из данных идеологических типов развиваются по пути взаимообогащения. Однако часто идеология характеризуется мощным конфликтогенным потенциалом, поскольку используется в частных политико-властных целях.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47618. Измерение сопротивлений изоляции и защитного заземления. Методические указания 898 KB
  Измерение сопротивлений изоляции и защитного заземления: методические указания к лабораторной работе составители Лустгартен Т. В методических указаниях содержатся краткие теоретические сведения об измерении сопротивления изоляции и защитного заземления методика измерения сопротивления. преподаватель Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционноиздательским советом КГТУ Костромской государственный технологический университет 2009 Введение Для безопасной и безаварийной работы электроустановок промышленных предприятий...
47619. Исследование параметров вибрации. Методические указания 951.5 KB
  Букалов ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ Методические указания к выполнению лабораторной работы Кострома 2008 УДК 677 Сусоева И. Исследование параметров вибрации И. Лабораторная работа Исследование параметров вибрации соответствует учебным планам по дисциплине Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов всех специальностей и факультетов. Требования безопасности во время работы Включать источник вибрации только после полного уяснения порядка работы с прибором и только на время замеров.
47620. UML Основы. Краткое руководство 20.23 MB
  В книге описаны все главные типы диаграмм UML, рассказано, для чего они предназначены и какие нотации применяются при их создании и чтении. Это диаграммы классов, последовательности, объектов, пакетов, развертывания, прецедентов, состояний, деятельности, составных структур, компонентов, обзора взаимодействия, коммуникационные и временные
47621. МАТЕМАТИЧНІ МЕТОДИ ДОСЛІДЖЖЕННЯ ОПЕРАЦІЙ. НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК 831 KB
  Ускладнення процесів управління сучасним підприємством та необхідність оперативного реагування на зміни зовнішніх факторів, що впливають на діяльність підприємства, вимагають застосування математичних методів, зокрема методів дослідження операцій, динамічного програмування, сіткового планування і управління, для обґрунтування економічної ефективності управлінських рішень, що приймаються
47622. Проектирование и создание базы данных в MS Access 684 KB
  Проектирование и создание базы данных в MS ccess. Учебное пособие предназначено для изучения раздела информатики по теме Системы управления базами данных студентами экономических специальностей. Настоящее пособие является первым этапом в изучении этого материала здесь изложены основные понятия и терминология этой области этапы проектирования и разработки баз данных реляционного типа создание структуры и заполнение баз данными.
47623. Методичні вказівки. Теорія автоматичного керування 283 KB
  Включают работы по исследованию объектов управления методами активного эксперимента а также исследованию влияния различных параметров автоматических систем управления на их качественные показатели. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КРИВОЙ РАЗГОНА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Студенты должны изучить методику экспериментального определения и обработки статических характеристик и кривых разгона объектов управления. На основании результатов эксперимента определить параметры...