87976

Федеративные отношения в РФ

Доклад

География, геология и геодезия

Федерализм как форма организации выступает как разделение государственной власти по вертикали с определением предметов ведения в едином государстве. Федерализм рассматривается с позиций способов организации государственной власти. Федерализм как режим представляет собой разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями с определением структуры государственных органов их иерархии в едином государстве. Федерализм рассматривается с позиций способов осуществления государственной власти.

Русский

2015-04-25

51.45 KB

8 чел.

Федеративные отношения в РФ.

План.

1. Определение понятия «федерализм».

2.Модели российского федерализма.

3. Этапы становления федеративных отношений на Юге России в 90-е годы XX в.-XXI в.

4. Общая характеристика конституционных основ российского федерализма.

5. ЮФО в системе федеративных отношений.

6. Создание СКФО - перспективы и проблемы. Институт федерального вмешательства.

1. Необходимо различать следующие понятия федерализма:

– федерализм как принцип;– федерализм как форма организации;– федерализм как режим.

Федерализм (как принцип обустройства) представляет собой союз, объединение государственно-территориальных образований с целью урегулирования разногласий и противоречий. В данном определении акцент делается на особенностях государственного устройства. Другими формами государственного устройства выступают унитарное государство (соподчиненность территориальных частей при ведущей роли федерального Центра); конфедерация (независимые от центра части, самостоятельно осуществляющие управленческую деятельность). Данное определение используется в политологических исследованиях.

Федерализм (как форма организации) выступает как разделение государственной власти по вертикали с определением предметов ведения в едином государстве. Федерализм рассматривается с позиций способов организации государственной власти. Используется в правовых исследованиях.

Федерализм (как режим) представляет собой разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями с определением структуры государственных органов, их иерархии в едином государстве. Федерализм рассматривается с позиций способов осуществления государственной власти. Используется в политологических и правовых исследованиях.

2. Единые по природе, федеративные государства имеют особенности с точки зрения модели федерализма. Модель федерализма в значительной мере предопределяется спецификой системы разделения государственной власти по вертикали.

По способу образования Россия является децентрализованной федерацией – форма государственного устройства, которая характеризуется следующими признаками:

1) отсутствие элементов соподчиненности в системе разделения государственной власти по вертикали;

2) низкий уровень централизации государственной власти.

Это обусловлено отсутствием правовых оснований принципа делегирования полномочий федеральным органам государственной власти снизу вверх, хотя в конституциях отдельных республик в одностороннем порядке признается делегированная модель. По характеру разделения государственной власти по вертикали в России действует модель кооперативного федерализма. Кооперативный федерализм – принцип совместного разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, характеризующийся:

1) определением круга предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов;

2) формированием механизма совместного осуществления государственной власти на основе сотрудничества и согласования деятельности;

3) определением круга предметов ведения центра с закрытым перечнем.

3. Формирование конституциональных основ российского федерализма на Юге России можно разделить на четыре этапа. Первый этап – период распада СССР и принятие Россией Декларации о государственном суверенитете; второй – подписание Федеративного договора и внесение соответствующих изменений в российскую Конституцию 1978 года; третий – принятие Конституции Российской Федерации 1993 года; четвертый – период правления В.В.Путина.

Первый этап. Стала осуществляться политика выделения особого статуса республик в составе России.

Второй этап. С подписанием Федеративного договора статус субъектов Федерации приобрели только республики в составе России, другие же субъекты Федеративного договора получили статус административно-территориальных (национально-территориальных) автономий. Неясным на тот момент оставался статус Чечено-Ингушской Республики. Республика практически вышла из-под контроля федеральных властей.

Третий этап. В семи республиках (в том числе Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкессия,) граждане России проголосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках референдум вообще не состоялся (Татарстан и Чечня).

Самая распространенная категория противоречий связана с нарушением принципа верховенства Конституции России и федеральных законов. В конституционном (уставном) законотворчестве субъектов Федерации в одностороннем порядке устанавливается право приостановления действия законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Российской Федерации, суверенным правам и интересам субъекта Федерации (Дагестан).

Наиболее грубым нарушением конституционной модели разграничения предметов ведения является передача предметов исключительного ведения Федерации в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, банковское дело по договорам с Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Северная Осетия-Алания).

Другая тенденция выхода за пределы федерального конституционного разграничения предметов ведения — перераспределение вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в ведение субъектов Федерации (обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина по договорам с Кабардино-Балкарской Республикой).

Конституционный принцип право народов на самоопределение также по-разному трактовался в конституциях республик Северного Кавказа. В конституции республики Адыгея многонациональный народ Республики провозглашался как единственный источник власти.

В качестве нарушения Конституции РФ можно рассматривать включение в конституции, уставы субъектов Федерации перечня предметов ведения Федерации. Такая практика проявляется в двух вариантах.

В конституциях, уставах некоторых субъектов Федерации закрепляются предметы ведения всех трех уровней: предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов Федерации (Кабардино-Балкарская Республика).

Некоторые субъекты Федерации вообще не определяют перечень предметов ведения на всех уровнях (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия).

Четвертый этап. Последовательные унитаристские меры начала принимать администрация Владимира Путина. C 1999 в последующие семь лет Москва постепенно отбирала у регионов завоеванные ими привилегии. Институт полномочных представительств президента России в семи федеральных округах стал, несмотря на весьма скромные права полпредов, промежуточным, по сути унитаристским, звеном управления между регионами и центром. В начале 2000-х Генеральная прокуратура и юристы президентской администрации проделали колоссальную работу по анализу и редакции региональных законодательств.

Несколько десятков договоров об особом порядке разграничения полномочий, заключенных Москвой с отдельными регионами после подписания общего Федеративного договора 1992 года, оказались расторгнуты. Одновременно изменению подвергся порядок формирования верхней палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Наконец, с 2004-го губернаторы больше не избираются жителями их регионов, а утверждаются местными парламентами по предложению главы государства.

4. Конституционные основы российского федерализма – принципы организации федеративных отношений в государстве, закрепленные в Конституции РФ и охраняемые ею.

В Конституции РФ конституционные принципы, предопределяющие модель федерализма, обозначены в главе 1. В их системе можно выделить:

1) общие конституционные принципы (принципы основ общественного и политического строя), которые определяют одновременно и особенности институтов гражданского общества в РФ, и отличительные черты федеративного устройства : народовластие; разделение властей; равноправие граждан РФ; местного самоуправления;

2) конституционные принципы федерализма, определяющие федеративное устройство государства, обусловливающие тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти по вертикали, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации:

– государственный суверенитет;

– единство системы государственной власти;

– равноправие субъектов РФ;

– единство конституционно-правовой системы;

– разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

– равноправие и самоопределение народов РФ.

5. В развитии федеративных отношений в ЮФО можно выделить следующие этапы:

1) 1990 – 1993 гг. – стремление республик Северного Кавказа к суверенизации после распада СССР; развитию идей конфедерализации способствовало принятие Декларации и Федеративного договора, т.к. республики наделялись особым правовым статусом, предполагающим частичное или полное отсутствие контроля центра за правовым регулированием, деятельностью территориальных органов власти, использованием природных ресурсов; например, Республика Чечено-Ингушетия подписала Федеративный договор с претензией на суверенность;

2) 1993 – 2000 гг. – подписание Конституции РФ, однако на Юге России ситуация значительно не изменилась;

3) 2000 г. – начало президентства В.В. Путина; принятие ФЗ «Об организации Института полномочных представителей Президента РФ и образовании федеральных округов»; основная цель – приведение законодательства субъектов РФ (республик прежде всего) в соответствие с федеральным законодательством и законодательством других субъектов РФ; к 2004 г. эта задача была выполнена.

Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО – должностное лицо, представляющее Президента РФ, обеспечивающее реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах ЮФО. Назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему.

Основой регулирования федеративных отношений между федеральным центром и ЮФО является законодательное разграничение полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти ЮФО, а также обеспечение соответствия конституций (уставов), законодательных и иных нормативно-правовых актов ЮФО федеральному законодательству. Речь идет о реализации принципа однородности правовой системы РФ.

Однородность правовой системы РФ – единство федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, структура которого включает:

1) наличие законов и других правовых актов, регулирующих деятельность органов власти субъектов РФ, их служащих, определяющих их права и обязанности;

2) организационно-правовой механизм, включающий комплекс финансовых, организационных, юридических мер и условий, содействующих обеспечению соблюдения федеральных предписаний;

3) совокупность организационно-правовых условий, обеспечивающих неотвратимость нормотворческой ответственности органов государственной власти и явления, всех должностных лиц и государственных служащих.

Можно выделить две юридические процедуры обеспечения и поддержания единства правовой системы ЮФО и правовой системы РФ: институциональную и нормативно-контролирующую:

1) институциональная – официальный порядок действий, определенный федеральными законами и нормативными актами ЮФО, по выявлению и устранению возникающих несоответствий в правовой системе РФ и ЮФО органами законодательной и исполнительной власти ЮФО, Президента РФ, а также Минюста РФ; законопроекты и законы, принимаемые в законодательных органах субъектах ЮФО направляются в исполнительные органы, а акты Губернаторов и Администраций ЮФО направляются в законодательные для проверки на соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству; в случае их несоответствия они возвращаются в соответствующий орган для проверки, доработки и внесения необходимых изменений;

2) нормативно-контролирующая – официальный порядок действий по осуществлению непрерывной юридической экспертизы и ведению федерального регистра НПА ЮФО органами Минюста РФ и его территориальных представительств, а также юридических подразделений исполнительных и законодательных органов ЮФО; данные органы осуществляют правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству; высшие д/л субъектов ЮФО должны обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ копий нормативных правовых актов субъектов ЮФО для включения этих актов в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.

В настоящее время фактически законодательство субъектов РФ приведено в соответствие с законодательством РФ; из правовой сферы проблемы перемещаются в административную и экономическую сферы:

проблемы федеральных ресурсов;

стратегии управления (экономические, политические);

управление этноэлит и т.п.

Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность по следующим основаниям:

– нарушение федерального законодательства;

– принятие НПА, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– принятие НПА влечет за собой угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ, единству правового и экономического пространства РФ.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 159 – ФЗ от 11 декабря 2004 г., предусматривается возможность роспуска Президентом РФ законодательного органа государственной власти субъекта РФ по следующим основаниям:

– судом установлено, что законодательным органом государственной власти субъекта РФ принят закон или иной НПА, противоречащие федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ;

– законодательный орган в течение 6 месяцев (или иного установленного судом срока) не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

– судом установлено, что в результате были созданы препятствия для реализации закрепленных федеральным законодательством полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

6. Создание СКФО - перспективы и проблемы. Институт федерального вмешательства.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев специальным указом выделил из состава Южного федерального округа Северокавказский федеральный округ, назначив на должность полномочного представителя президента Александра Хлопонина. Тем самым был признан особый статус Северного Кавказа, после чего интерес к происходящему в данном регионе со стороны политического и экспертного сообщества значительно возрос. По мнению многих экспертов, решение о создании СКФО года назад было принято скоропалительно, без достаточного научного обоснования. Одной из угроз создания СКФО (по мнению Черноуса) является рост недовольства на Ставрополье тем, что край «приписали» к Северо-Кавказским республикам - пусть формально, но все же оторвав от юга России: «русское население воспринимает административные новшества болезненно. Издавна в сознании россиян утвердилось представление, что на Кавказе проходит линия «разлома» между христианской и восточной (исламской) цивилизациями. А потому надо быть готовыми к усилению в Ставропольском крае миграционных процессов, особенно в восточной его зоне, укреплению позиций выходцев из соседних территорий и оттоку русскоязычного населения» - предрёк эксперт возможное развитие событий, уточнив, что, «в таком случае планы по возвращению русских в мусульманские республики могут оказаться под угрозой, без чего погасить многие явные и тлеющие конфликты невозможно будет в принципе. К тому же нельзя забывать и отрицательный опыт создания Горской республики в 20-е годы прошлого века».

Кроме того экономика и её развитие в СКФО стали главным приоритетом, который был поставлен полпреду с самого начала. Александр Хлопонин, с назначением которого на Кавказе связывались большие надежды именно в сфере экономического развития региона, сразу обозначил основные проблемы: это высокая дотационность республик, высокий уровень безработицы и высокий уровень коррупции.

Таким образом, подводя общий итог существования СКФО, можно обнаружить, что картина не такая радостная, как хотелось бы. Основные проблемы – экономическая депрессивность, слабая инвестиционная активность, социальная и межэтническая напряжённость, клановость, высокий уровень коррупции, террористическая активность, отток русского населения – всё ещё остаются нерешёнными. Однако обнадёживает тот факт, что решением всех обозначенных проблем всё же кто-то занимается, а происходящее в регионе наконец-то стало предметом пристального внимания со стороны федеральных властей.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3462. Динамика материальной точки 169 KB
  Динамика материальной точки.  Законы Ньютона. Основное уравнение динамики поступательного движения.  Виды взаимодействий. Силы упругости и трения.  Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести и вес тела.  Законы Ньютона. Основное ур...
3463. Внешнеторговая деятельность как составная часть внешнеэкономической деятельности 30.5 KB
  Сфера действия соглашения распространяется на товары, которые фактически пересекли ТГ ТС при ввозе на единую ТТ ТС или если товары заявлены к ввозу при применении предварительного декларирования...
3464. Изучение свободных колебаний пружинного маятника 177.5 KB
  Изучение свободных колебаний пружинного маятника. Цель работы: на примере пружинного маятника изучить основные законы колебательного движения, проверить формулу периода колебаний пружинного маятника, определить основные характеристики его затухающих...
3465. Изучение статистических закономерностей и методов обработки результатов эксперимента 158.5 KB
  Изучение статистических закономерностей и методов обработки результатов эксперимента Моделирование нормального распределения случайной величины на примере измерения сопротивлений резисторов. Освоение методики статистической обработки результатов пря...
3466. Визначення моменту інерції крутильного маятника 217 KB
  Визначення моменту інерції крутильного маятника Мета роботи: Визначити момент інерції крутильного маятника. Прилади та обладнання: Крутильний маятник, секундомір, штангенциркуль, металеві диски. Опис вимірювального пристрою...
3467. Звенья тела как рычаги и маятники 14.31 KB
  Звенья тела как рычаги и маятники Разбиение тела человека на звенья позволяет представить эти звенья как механические рычаги и маятники, потому что все эти звенья имеют точки соединения, которые можно рассматривать либо как точки опоры (для рычага)...
3468. Законы сохранения импульса и момента импульса – баллистический маятник 19.52 KB
  Законы сохранения импульса и момента импульса – баллистический маятник Закон сохранения импульса – баллистический маятник Используя математический баллистический маятник определяют скорость снаряда пушки и сравнивают с результатами измерен...
3469. Основы МКТ 20.42 KB
  Основы МКТ Основные положения МКТ. Все тела состоят из частиц: молекул, атомов, ионов и т.д. Частицы вещества хаотически движутся. Частицы взаимодействуют между собой. Характер взаимодействия зависит от расстояния между молекулами. Идеальный газ. Ид...
3470. Исследования оптического квантового генератора (лазера) 48 KB
  Исследования оптического квантового генератора (лазера). Изучения принципа работы и устройства квантового генератора (ОКГ). Освоения электроскопического метода определения состава возбужденной среды. Измерения параметров и характеристик вынужденного...