87977

Государственная служба в Российской Федерации: принципы функционирования и перспективы развития

Доклад

География, геология и геодезия

Виды государственной службы. Система государственной службы РФ понятия государственная гражданская служба государственная военная служба государственная правоохранительная служба. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ.

Русский

2015-04-25

97.41 KB

1 чел.

Государственная служба в Российской Федерации: принципы функционирования и перспективы развития

Понятие государственной службы. Виды государственной службы. Система государственной службы РФ (понятия «государственная гражданская служба», «государственная военная служба», «государственная правоохранительная служба»). Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ. Нормативно-правовые основы формирования и функционированияи государственной службы в субъектах РФ и на Юге России. Реестр должностей государственной службы и государственных служащих РФ. Особенности кадровой политики на Юге России.

Гос сл . как институт — это организованная системой связей, представляющая собой ценностно-норматативный комплекс, посредством кот направляются и контролируется действия людей по удовлетворению основных потребностей общества.

Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации). (Статья 1. Государственная служба Российской Федерации. ФЗ № 58 « О системе государственной службы РФ)

 2. Виды государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

 государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

 

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации

(Статья 2. Система государственной службы . ФЗ № 58 « О системе государственной службы РФ)

3.Система государственной службы РФ (понятия «государственная гражданская служба», «государственная военная служба», «государственная правоохранительная служба»)

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Статья 7. Правоохранительная служба

 Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ

Установлено около 3-х груп принципов гос служебной деят-сти. 

1.основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: Федерализм, законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; профессионализм и компетентность гос служащих;

2. Гос. сл основана на следующих принципах:

1)верховенства Конст РФ и ФЗ;

2)приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3)единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами Российской Федерации;

4)разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5)равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6)единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

7)профессионализма и компетентности государственных служащих;

3. Как в ФЗ № 58 « О системе государственной службы РФ

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

 

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

 

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

 

равный доступ граждан к государственной службе;

 

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

 

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

 

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

 

профессионализм и компетентность государственных служащих;

 

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

4. Нормативно-правовые основы формирования и функционирования государственной службы в субъектах РФ и на Юге России

Государственная служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон № 58-ФЗ определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба.

Детальное регулирование государственной гражданской службы осуществляется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), а также указами Президента России, постановлениями Правительства России и нормативными правовыми актами регионов. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

ГС в субъектах РФ осуществляется в органах представительной, исп и суд.власти, а также в других органах, которые наделены субъектом РФ соответствующими полномочиями. Особенности данного вида ГС состоят в том, что она: 1) проходит в границах этих субъектов и решает подведомственные им задачи; 2) осуществляется в одной или двух палатах законодательного органа в зависимости от его структуры;3) норм-прав основы ГС в субъектах РФ состоят из норматив актов РФ и ее субъектов.

в субъектах РФ на базе их основных законов созданы законы о Гос.Сл.. На этом пути возникает множество противоречий с нормами федеральных законов

Основной цель законов о ГС субъектов РФ состоит, прежде всего, в разграничении полномочий и компетенции ее субъектов четком выявлении круга обязанностей, которые возлагают на себя госслужбы субъектов РФ.

5. Реестр должностей государственной службы и государственных служащих РФ

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы — перечень наименований должностей во всех органах государственной власти и государственных органах Российской Федерации.

Действующий Реестр утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Должности в нем распределены по органам государственной власти и государственным органам, 4 категориям должностей (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и 5 группам должностей (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая).

Ранее действовал Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих». Должности в нем распределялись по органам государственной власти и государственным органам, 2 категориям должностей («Б» и «В»[1] ) и 5 группам должностей (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая).

В каждом субъекте Российской Федерации утверждаются свои реестры должностей государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной гос сл образуют:

1)перечни должностей федеральной гос сл;

2)перечни типовых воинских должностей;

3)перечни типовых должностей правоохранительной службы. Реестр должностей федеральной гос сл и реестры должностей государственной гражданской службы всех субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Различают два вида Реестра государственных должностей: Реестр гос должностей в РФ (он содержит перечень должностей, предусмотренных Конст РФ иФЗ) и Реестр гос должностей гос службы РФ (в него должности вносятся, их перечень дополняется и изменяется Указами През РФ). Реестр необходим прежде всего, чтобы установить порядок учреждения государственных должностей. Реестр является исчерпывающим документом по кругу гос должностей госслужбы. Реестры устанавливают порядок утверждения гос должностей гос службы.

 

 6.Особенности кадровой политики на Юге России

 

 Ввиду национальных особенностей народов Юга России, в кадровой политике ЮФО и СКФО можно отметить такие характерные черты как гендерный и возрастной аспекты. На ведущих должностях женщин меньше чем мужчин, почитаются взрослые, молодым кадрам тяжелее. Стоит также отметить программы в субъектах:

В Ростовской области существовала «Программа кадровой политики в органах исполнительной власти Ростовской области на 2010 - 2013 гг.»

В 1998-2001 гг. Ростовская область первой среди субъектов РФ Северного Кавказа разработала и реализовала Концепцию кадровой политики в органах исполнительной власти области.

Реализация Концепции проводилась в следующих основных направлениях:

комплектование органов исполнительной власти Ростовской области наиболее квалифицированными и опытными специалистами, непрерывное развитие уровня их профессионализма;

усиление социально-правовой защиты государственных служащих, материального и морального стимулирования в целях /достижения высокой эффективности труда;

взаимодействие с органами исполнительной власти области, федеральными территориальными органами власти, органами местного само управления по вопросам кадровой политики в Ростовской области.

В ходе реализации Концепции были выполнены ее основные задачи:

1. создана нормативно-правовая база государственной службы области;

2. разработаны и апробированы основные кадровые технологии;

3. прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации свыше 3000 государственных и муниципальных служащих;

4. создана и развивается организационно-правовая и нормативная база кадровой работы, в том числе с применением компьютерных технологий;

5. значительно выросла социально-правовая защищенность государственных служащих;

6. сформирован областной кадровый резерв;

7. достигнуто взаимодействие по кадровым вопросам между аппаратом Администрации и органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, территориальными федеральными органами власти.

В результате проделанной работы, существенно укреплен кадровый потенциал органов исполнительной власти Ростовской области.

На данный момент в области действует Областная долгосрочная целевая программа «Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011 – 2013 годы)».

Основная цель Программы: совершенствование организации государственной гражданской службы Ростовской области (далее – гражданская служба) и муниципальной службы в Ростовской области (далее – муниципальная служба), повышение эффективности исполнения государственными гражданскими служащими Ростовской области (далее – гражданские служащие) и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Основные задачи Программы: совершенствование правовой основы гражданской и муниципальной службы; внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности гражданских и муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности; совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих; развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих; применение антикоррупционных механизмов; обеспечение взаимосвязи гражданской и муниципальной службы; оптимизация штатной численности гражданских и муниципальных служащих; повышение престижа гражданской и муниципальной службы; привлечение на гражданскую и муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления; формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих; создание системы контроля деятельности гражданских и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: по итогам реализации Программы в 2013 году будут достигнуты следующие результаты (по отношению к итогам 2010 года): индекс доверия граждан к гражданским и муниципальным служащим увеличится на 30 процентов; количество должностей гражданской и муниципальной службы, для которых утверждены должностные регламенты (должностные инструкции), соответствующие установленным требованиям, составит 100 процентов; доля государственных и муниципальных служащих, должностные регламенты (должностные инструкции) которых содержат показатели результативности, составит 100 процентов; доля вакантных должностей гражданской службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва, увеличится на 50 процентов; доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва, увеличится на 100 процентов; доля вакантных должностей гражданской службы, замещаемых на основе конкурса, увеличится на 30 процентов; доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса, увеличится на 100 процентов; доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж гражданской и муниципальной службы более 3 лет, увеличится на 100 процентов; число реализованных инновационных образовательных программ в области гражданской и муниципальной службы увеличится на 25 процентов; число гражданских и муниципальных служащих, принявших участие в инновационных программах профессиональной подготовки и переподготовки, увеличится на 200 процентов; число гражданских и муниципальных служащих, прошедших обучение в соответствии с государственным (муниципальным) заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, увеличится на 100 процентов; число гражданских и муниципальных служащих, уволившихся с гражданской и муниципальной службы до достижения ими предельного возраста пребывания на гражданской и муниципальной службе, уменьшится на 30 процентов; доля муниципальных образований, в которых приняты и реализуются программы развития муниципальной службы, составит 100 процентов.

В Краснодарском крае действует краевая целевая программа "Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края" на 2010 - 2013 годы от 29 декабря 2008 г. N 1669-КЗ. Цель Программы: создание условий для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края путем обеспечения органов управления квалифицированными кадрами.

Задачи Программы: координация вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов управления Краснодарского края и лиц, включенных в резерв управленческих кадров Краснодарского края; разработка ежегодного плана обучения кадров органов управления Краснодарского края и лиц, включенных в резерв управленческих кадров Краснодарского края, направленного на развитие кадрового потенциала органов исполнительной власти и местного самоуправления; обучение кадров органов управления Краснодарского края и лиц, включенных в резерв управленческих кадров Краснодарского края, по образовательным программам, ориентированным на реальные образовательные потребности участников Программы.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63265. Сусіди давніх слов’ян 33.53 KB
  Мета: розглянути господарське, суспільне та духовне життя міст-держав північного Причорноморя в римський період їхньої історії; ознайомитися з особливостями історичного розвитку сусідів словян та простежити, який вплив мали словяни та їхні сусіди один на одного.
63266. Слов’яни під час Великого переселення народів 21.63 KB
  Мета. Показати напрямки розселення словян, розглянути різні наукові підходи до визначення витоків українського народу. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: називати час Великого переселення народів, вторгнення готів, гунів, народи, що населяли територію України...
63267. Урок узагальнення з теми «Давні слов’яни та їхні сусіди» 18.19 KB
  Мета. систематизувати та узагальнити знання, здобуті учнями впродовж вивчення теми, удосконалити навички роботи в групі, надати учням можливість висловлювати власне ставлення до проблем, що розглядаються.
63268. Оцінювання навчальних досягнень учнів із тем «Пізня Римська імперія» та «Давні слов’яни та їхні сусіди» 20.37 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення учнів за результатами вивчення тем шляхом проведення гри «Брейн-ринг», підвищити пізнавальну активність шестикласників у вивченні історії стародавнього світу.
63272. Урок доброты 18.76 KB
  Аделя: Сегодня у нас с вами необычный урок урок доброты. Аделя: Итак что такое добро Где вы его встречали Дети отвечают Аделя: Да это все хорошее доброе красивое. Согласны Аделя: Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день.