87981

Регионоведение как наука и учебная дисциплина

Реферат

География, геология и геодезия

Регионоведение - это комплексная, интегральная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общероссийского и мирового общественного развития.

Русский

2015-04-25

44.21 KB

20 чел.

Регионоведение как наука и учебная дисциплина

1. Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

2. Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

3. Цели и задачи регионоведения.

4. Параметризация категории «регион» в современном научном дискурсе.

1. Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

Специальность регионоведение 032301(350300) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2002 г. № 686.

Регионоведение - это комплексная, интегральная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общероссийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования.

Регионоведение среди новых общественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны.

Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин:

1) региональная история 

2) политическая география 

3) государственное строительство. 

4) Юридическая наука 

5) территориальное управление экономикой

6)отечественная социология 

7) общая политология

8) геополитика.

2. Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

Регионоведение - это относительно новая дисциплина, возникновение которой обусловлено объективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность: с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности.

Регионоведение как наука возникла за рубежом в рамках экономической науки. Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард. Он высказал мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. В связи с этим в Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки.

Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город—село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления — регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления».

В 1982 году по инициативе Александра Ивановича Сухарева при мордовском гос университете была создана проблемная лаборатория регионологии. Попытка создать институт регионоведения предпринималась в 93-94 гг. в Архангельске.

Регионоведение изучалось в МГИМО как один из разделов международных отношений, но в последствии оно отделилось от МО как самостоятельная учебная дисциплина.

Создание отделения Регионоведение в ИППК при РГУ в 1998 г. было результатом научного предвидения и организационных усилий директора ИППК РГУ, профессора Ю.Г. Волкова, председателя СКНЦ ВШ, профессора Ю.А. Жданова, Председателя Законодательного Собрания Ростовской областиА.В. Попова, профессора Т.Ф. Ермоленко, профессора А.В. Лубского.

Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию.

Предметом регионоведения являются закономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.

3. Цели и задачи регионоведения.

Основная дидактическая цель преподавания регионоведения в высшей школе в цикле общих социально-экономических и гуманитарных дисциплин заключается в формировании у студентов представлений (знаний) о той ситуации, которая сложилась в регионе (или группе регионов), тенденциях и направлениях регионального развития, региональной политике, проблемах и особенностях регионального управления.

Задачей курса «Регионоведение» является изучение природно-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Регионоведение изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных комплексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений.

Регионоведение тесно связано с рядом смежных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах, – экономической географией, природопользованием, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевыми экономиками – и в своих исследованиях использует основные данные этих научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.

4. Параметризация категории «регион» в современном научном дискурсе.

В современной науке существует несколько трактовок определения "регион". Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства. В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего соц-экон комплекса страны, сложный территориально-экономически комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, полит аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12554. ЗВУКОВАЯ ДИАФРАГМА 222 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе № 3м звуковая диафрагма ВВЕДЕНИЕ Целью настоящей работы является ознакомление с основными законами истечения газа из резервуара через сужающиеся насадки в частности через звуковую диафрагму применяемую на практике для стабилизации...
12555. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТОСТРИКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОЛОЧНЫХ ТЕНЗОМЕТРОВ 202.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТОСТРИКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОЛОЧНЫХ ТЕНЗОМЕТРОВ отчет по лабораторной работе № 4т ВВЕДЕНИЕ Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагничен...
12556. Давление насыщенного пара, жидкости и твердого тела 804 KB
  ОТЧЁТ по лабораторной работе № 2т: Давление насыщенного пара жидкости и твердого тела Введение Известно что жидкость находящаяся в открытом сосуде испаряется и тем быстрее чем выше ее температура чем больше свободная поверхность чем эффективнее удаляется ...
12558. ИЗМЕРЕНИЕ РАСХОДА И СКОРОСТИ ГАЗОВ 373 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №5М ИЗМЕРЕНИЕ РАСХОДА И СКОРОСТИ ГАЗОВ ВВЕДЕНИЕ Возможности теоретического решения задач аэродинамики ограничены поэтому эксперимент часто является единственным источником сведений о взаимодействия потока газа с различными тел
12559. Исследование явление магнитострикции с помощью электрических проволочных тензометров 237 KB
  ОТЧЁТ по лабораторной работе № 4т: Исследование явление магнитострикции с помощью электрических проволочных тензометров Введение Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагниченности в магнит
12560. Типовые звенья и их характеристики 285.76 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторной работе по теме: Типовые звенья и их характеристики по дисциплине: Основы теории управления 1 Цель работы: Изучение теоретических сведений об элементарных и типовых звеньях систем автоматического управления. Закрепление те...
12561. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДА-ДЖОНСА ИЗ ВТОРОГО ВИРИАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА 122 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДАДЖОНСА ИЗ ВТОРОГО ВИРИАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе на основании исследования микроскопических свойств газа рассчитываются параметры потенциала ЛеннардаДжонса п...
12562. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДА-ДЖОНСА 422 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДАДЖОНСА ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе на основании исследования макроскопических свойств газа рассчитываются параметры потенциала ЛеннардаДжонса применяемого в классических и кванто