87981

Регионоведение как наука и учебная дисциплина

Реферат

География, геология и геодезия

Регионоведение - это комплексная, интегральная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общероссийского и мирового общественного развития.

Русский

2015-04-25

44.21 KB

21 чел.

Регионоведение как наука и учебная дисциплина

1. Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

2. Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

3. Цели и задачи регионоведения.

4. Параметризация категории «регион» в современном научном дискурсе.

1. Регионоведение в контексте основных научных дисциплин обществознания.

Специальность регионоведение 032301(350300) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2002 г. № 686.

Регионоведение - это комплексная, интегральная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса формирования и функционирования всех систем региона (субъекта РФ), а также его место и роль в процессе общероссийского и мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением региона как сложного социально-экономического и политического образования.

Регионоведение среди новых общественных дисциплин призвано комплексно исследовать процессы, вызванные глубокой трансформацией современного мира и нашей страны.

Междисциплинарный характер становящегося отечественного регионоведения проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин:

1) региональная история 

2) политическая география 

3) государственное строительство. 

4) Юридическая наука 

5) территориальное управление экономикой

6)отечественная социология 

7) общая политология

8) геополитика.

2. Факторы возникновения и этапы развития отечественного регионоведения. Объектно-предметная область регионоведения.

Регионоведение - это относительно новая дисциплина, возникновение которой обусловлено объективным процессом регионализации современного мира, который становится и доминантой политического и общественного развития России. Большой интерес проявляет к этим проблемам и наука, но характерной чертой исследований процесса регионализации можно считать известную предметную обособленность: с точки зрения географической – какую территорию считать регионом; экономической – степень самостоятельности территориального хозяйственного комплекса; государственно-управленческой – степень административно-территориальной автономности.

Регионоведение как наука возникла за рубежом в рамках экономической науки. Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард. Он высказал мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. В связи с этим в Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки.

Движение по созданию региональной науки было поддержано во многих странах мира. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. в г.Саранске Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования и развития региональных социально-экономических систем "город—село" в республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР», признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления — регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления».

В 1982 году по инициативе Александра Ивановича Сухарева при мордовском гос университете была создана проблемная лаборатория регионологии. Попытка создать институт регионоведения предпринималась в 93-94 гг. в Архангельске.

Регионоведение изучалось в МГИМО как один из разделов международных отношений, но в последствии оно отделилось от МО как самостоятельная учебная дисциплина.

Создание отделения Регионоведение в ИППК при РГУ в 1998 г. было результатом научного предвидения и организационных усилий директора ИППК РГУ, профессора Ю.Г. Волкова, председателя СКНЦ ВШ, профессора Ю.А. Жданова, Председателя Законодательного Собрания Ростовской областиА.В. Попова, профессора Т.Ф. Ермоленко, профессора А.В. Лубского.

Объектом регионоведения является регион как исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию.

Предметом регионоведения являются закономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.

3. Цели и задачи регионоведения.

Основная дидактическая цель преподавания регионоведения в высшей школе в цикле общих социально-экономических и гуманитарных дисциплин заключается в формировании у студентов представлений (знаний) о той ситуации, которая сложилась в регионе (или группе регионов), тенденциях и направлениях регионального развития, региональной политике, проблемах и особенностях регионального управления.

Задачей курса «Регионоведение» является изучение природно-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Регионоведение изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных комплексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений.

Регионоведение тесно связано с рядом смежных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах, – экономической географией, природопользованием, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевыми экономиками – и в своих исследованиях использует основные данные этих научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.

4. Параметризация категории «регион» в современном научном дискурсе.

В современной науке существует несколько трактовок определения "регион". Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства. В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего соц-экон комплекса страны, сложный территориально-экономически комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, полит аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81061. Субъекты и акторы международных отношений. Цели, средства, стратегии в международных отношениях 38.16 KB
  Участники: Мировое сообщество – активные участники – национально-государственные объединения Остальное сообщество – негосударственные наднациональные организации общественные организации и личное участие.= организации – создается государствами или другими участниками международных отношений и подразделяются на несколько типов: межправительственные создаются государствами ЕС неправительственные организации формируются независимыми от государств группами для решения задач с которыми государство не справляется самостоятельно; с...
81062. Взаимоотношение и анализ понятий внутренняя политика, внешняя политика, мировая политика. Закономерности международных отношений 36.74 KB
  В МО включается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика испытывает двоякое давление системы международных отношений и внутренних тенденций социальноэкономического развития а также зависит от этапа исторического развития и задач государства на данном этапе. Мировая политика – процесс и результат выработки принятия и реализации решений затрагивающих жизнь мирового сообщества.
81063. Методы и техники исследований международных отношений (методы исследования ситуации, сравнительный, экспликация, эксперимент, прогностические методы, построение сценариев, системный метод и модели анализа) 44.94 KB
  Методы анализа ситуации Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала данных. Главный недостаток данного метода сбора данных большая роль субъективных факторов связанных с активностью субъекта его идеологическими предпочтениями несовершенством...
81066. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича 5.32 MB
  В современных условиях отмечается увеличение частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта, тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в среднем 10% всего населения земного шара...
81067. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ 866 KB
  Целью данного научно-методического исследования является изучение содержания и разработка путей социально-психологической коррекции личности безработных. Объектом исследования является динамика изменения содержания личности безработных в процессе проводимой с ними коррекционно-развивающей работы.
81069. Научные основы формирования сбалансированного социально-эколого-экономического потенциала сельскохозяйственных организаций 4.6 MB
  В современных условиях вступления России в ВТО устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие, сохранение окружающей среды и природного ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений приобретает всё большее значение.