87983

Методологические основы регионоведения

Доклад

География, геология и геодезия

Методология региональных исследований – это система базисных принципов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением региона в разрезе социально-гуманитарных наук.

Русский

2015-04-25

43.73 KB

8 чел.

Методологические основы регионоведения.

Методология региональных исследований – это система базисных принципов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением региона в разрезе социально-гуманитарных наук.

1.Методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи. Это сложная, целостная система знаний. Она делится на две части - учение об исходных основах (принципах) познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания и практики анализируются и оцениваются философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания и преобразования действительности..

2.Существуют два основных направления в представлении методов общественных наук. эмпирико-сциентистский подход —все общественные науки пользуются однотипными научно-логическими, эмпирико-аналитическими критериями и, соответственно, методами. Противоположный- кроме философских, существуют общенаучные и частно- или специально-научные методы. Можно выделить также классификацию, по которой методы изучения окружающей социальной реальности будут подразделены на качественные и количественные.

3. Основные категории рег-ия: Под категорией «пространство» понимают категорию регионоведения и смежных наук для обозначения любой, логически мыслимой, структуры или формы, способной служить средой для реализации тех или иных конструкций и/или операций регионоведения.

Любое региональное пространство представляет собой совокупность региональных субъектов и взаимосвязей между ними, а также среду, в рамках которой эти субъекты существуют и действуют.

Рег.Пространства не существует без рег. времени.

Региональное время — это определенная категория для обозначения длительности и очередности содержательной наполненности событиями регионального проблемного поля. Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, ит.д. потенциалов территории в пределах административных границ субъектов федерации и (или) муниципальных образований. Региональная проблема- системное проявление дисбаланса, противоречия в функционировании (состоянии, развитии, стагнации, депрессии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.

4.Моделирование региональных процессов— это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого рег явления или процесса. В качестве модели может выступать любая материальная система или мысленная конструкция (график, чертеж, теоретическое построение, математическая формула), воспроизводящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического и т.д.

2 приема построения моделей: 1. - постепенный переход от нахождения простейших зависимостей, описывающих отдельные стороны изучаемой системы, к зависимостям, характеризующим ее с достаточной полнотой. Вначале на основе эмпирических исследований находят простейшие зависимости, а затем на основе синтеза получают более достоверную и цельную картину.

2- - постепенный переход от обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, раскрывающей в более полном виде изучаемый объект.

5.Методы рег-го исслед-я. Методы региональных научных исследований - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели в РНИ. Имеет два вида:

Системный метод. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов.

Структурно-функциональный_метод. Определяются строение и «ролевые системы» элементов регионов. Использование контент-анализа делает возможным структурно-функциональный подход к изучению фактов массового сознания.

Исторический метод состоит в диахронном анализе последовательной цепи фактов и событий. Выявляются черты преемственности и прерывности политических процессов. Проводится также синхронный анализ источников информации.

Сравнительный (компаративный) метод. позволяет путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии объектов и причины этих сходств и различий.

Статистические методы метод позволяют обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам. При характеристике регионов наиболее распространен метод определения средних величин.

6. Качественные методы: фокус-группа, метод экспертных оценок, «мозговой штурм».

Количественные методы: анкетные опросы, интервью, очный опрос, наблюдение (полевое и лабораторное).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1133. Исследование процесса сборки автоколлимационной зрительной трубки 234.5 KB
  Ознакомиться с методом автоколлимации и способами его реализации. Изучить конструкцию автоколлимационной трубки. Овладеть навыками проведения юстировочных и контрольных операций в процессе сборки оптических систем. Провести измерения плоскопараллельности методом автоколлимации.
1134. Сборка и контроль объективов насыпной конструкции 177.5 KB
  Виды, конструкции и назначения объективов. Особенности сборки объективов. Параметры, характеризующие качество сборки. Схема установки для контроля характеристик объективов по дифракционной точке. Возможные изображения дифракционной точки.
1135. Контроль предела разрешения, фокусных расстояний и качества сборки узлов ЭОС 119.5 KB
  Ознакомиться с параметрами оптических узлов, по которым проверяется правильность их сборки. Изучить методику оценки качества сборки по дифракционному изображению точки. Получить навыки определения фокусного расстояния и предела разрешения оптических систем.
1136. Центрировка линз. методы измерения децентричности 224.5 KB
  Методы контроля децентричности. Контроль с помощью коллиматора и микроскопа. Схема контроля децентрировки линз в проходящем свете с помощью коллиматора и микроскопа. Контроль с помощью автоколлимационного микроскопа. Контроль деценрировки на автоколлимационном микроскопе А.А.Забелина.
1137. Миры штриховые для определения предела разрешения 143 KB
  Штриховая мира состоит из элементов с различным количеством штрихов одинаковой длины. Ширина штрихов каждой миры убывает от элемента №1 к элементу номер 25 по закону геометрической прогрессии со знаменателем. Число штрихов в каждой группе элементов миры.
1138. Определение цены деления микроскопа с окуляр-микрометром 44 KB
  Для определения цены деления микроскоп-микрометра применяют объект-микрометр (шкалу с ценой деления 0,01 мм). Перекрестие шкалы окулярного микрометра.
1139. Типовые контрольно-юстировочные приборы 75 KB
  Зрительные трубки. Диоптрийная трубка. Коллиматоры для проверки разрешающей силы и качества изображения. Широкоугольный коллиматор.
1140. Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД. 686.5 KB
  Создание пустой базы данных в среде СУБД Access 2003. Добавление полей связи. Концептуальная модель проектируемой базы данных.
1141. Средства среды Delphi и C++Builder для разработки приложений для БД 384.5 KB
  Изучение принципов работы с базами данных в С++ или Delphi. Применение визуальных и невизуальных компонент для организации доступа к базе данных.