87983

Методологические основы регионоведения

Доклад

География, геология и геодезия

Методология региональных исследований – это система базисных принципов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением региона в разрезе социально-гуманитарных наук.

Русский

2015-04-25

43.73 KB

7 чел.

Методологические основы регионоведения.

Методология региональных исследований – это система базисных принципов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением региона в разрезе социально-гуманитарных наук.

1.Методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи. Это сложная, целостная система знаний. Она делится на две части - учение об исходных основах (принципах) познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания и практики анализируются и оцениваются философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания и преобразования действительности..

2.Существуют два основных направления в представлении методов общественных наук. эмпирико-сциентистский подход —все общественные науки пользуются однотипными научно-логическими, эмпирико-аналитическими критериями и, соответственно, методами. Противоположный- кроме философских, существуют общенаучные и частно- или специально-научные методы. Можно выделить также классификацию, по которой методы изучения окружающей социальной реальности будут подразделены на качественные и количественные.

3. Основные категории рег-ия: Под категорией «пространство» понимают категорию регионоведения и смежных наук для обозначения любой, логически мыслимой, структуры или формы, способной служить средой для реализации тех или иных конструкций и/или операций регионоведения.

Любое региональное пространство представляет собой совокупность региональных субъектов и взаимосвязей между ними, а также среду, в рамках которой эти субъекты существуют и действуют.

Рег.Пространства не существует без рег. времени.

Региональное время — это определенная категория для обозначения длительности и очередности содержательной наполненности событиями регионального проблемного поля. Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, ит.д. потенциалов территории в пределах административных границ субъектов федерации и (или) муниципальных образований. Региональная проблема- системное проявление дисбаланса, противоречия в функционировании (состоянии, развитии, стагнации, депрессии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.

4.Моделирование региональных процессов— это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого рег явления или процесса. В качестве модели может выступать любая материальная система или мысленная конструкция (график, чертеж, теоретическое построение, математическая формула), воспроизводящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического и т.д.

2 приема построения моделей: 1. - постепенный переход от нахождения простейших зависимостей, описывающих отдельные стороны изучаемой системы, к зависимостям, характеризующим ее с достаточной полнотой. Вначале на основе эмпирических исследований находят простейшие зависимости, а затем на основе синтеза получают более достоверную и цельную картину.

2- - постепенный переход от обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, раскрывающей в более полном виде изучаемый объект.

5.Методы рег-го исслед-я. Методы региональных научных исследований - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели в РНИ. Имеет два вида:

Системный метод. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов.

Структурно-функциональный_метод. Определяются строение и «ролевые системы» элементов регионов. Использование контент-анализа делает возможным структурно-функциональный подход к изучению фактов массового сознания.

Исторический метод состоит в диахронном анализе последовательной цепи фактов и событий. Выявляются черты преемственности и прерывности политических процессов. Проводится также синхронный анализ источников информации.

Сравнительный (компаративный) метод. позволяет путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии объектов и причины этих сходств и различий.

Статистические методы метод позволяют обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам. При характеристике регионов наиболее распространен метод определения средних величин.

6. Качественные методы: фокус-группа, метод экспертных оценок, «мозговой штурм».

Количественные методы: анкетные опросы, интервью, очный опрос, наблюдение (полевое и лабораторное).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57620. ГОЛОДОМОР 1932-1933 РР. – ГЕНОЦИД УКРАЇНСЬКОГО НАРОДУ 120.5 KB
  Навчальна. Ознайомити учнів з історичними передумовами виникнення Голодомору, з політикою більшовиків проти українського народу, охарактеризувати наслідки Голодомору. Довести злочинний характер сталінізму. Простежити висвітлення Голодомору в українській літературі та фольклорі.
57621. Особливості розвитку культури у другій половині 19ст. Освіта. Наука 156 KB
  Мета: виявити загальні закономірності та особливості розвитку культури в Україні у другій половині 19ст. Грушевського в розвиток української науки; виховувати шанобливе ставлення учнів до визначних діячів української культури другої половини 19ст.
57622. The Еarth is our home 56.5 KB
  We live in a wonderful world. It is our Earth. For thousands of years the earth has given a support to all forms of life-human beings, animals, birds, insects and plants. Our planet looks like a paradise but it is in danger now. Our task is to understand it and to take care of it.
57623. What can you do to keep the Earth clean and healthy? You should be a friend to her 363.5 KB
  Aims: to develop students’ speaking skills through different methods of work (group, pair work, individual); to broaden students’ knowledge of the topic; to practice listening and making up the students’ own opinion on the topic; to practice students’ grammar and reading skills;
57624. Foreigh languages in our life. English and English speaking countries 119 KB
  Practical: to practise pupil’s speaking, listening, writing skills; to create an English – speaking atmosphere; to expand pupil’s vocabulary on this theme; to develop student’s creativity.
57625. The History of a Portrait (Home reading) 146.5 KB
  Objectives: to revise and enrich student’s vocabulary on topic; to develop student’s reading, writing and speaking skills; to teach students to describe objects; to practice students in using Conditional sentences; to foster student’s desire to speak English;
57626. Урок позакласного читання «Little Red Riding Hood» 214.5 KB
  Мета: ввести нові лексичні одиниці: a wood, a woodcutter, a basket, a cake to see, to hear, to smell, to shout; повторити правила читання буквосполучень: оо, sh, ou, ea; розвивати навички читання та усного мовлення;
57627. Round the calendar. My favourite holiday 58 KB
  Today we shall speak about different holidays in Ukraine and Britain. We shall do exercises, sing, listen to a very interesting tale. So, you must be active, careful and try to get good marks for the lesson.
57628. Свята. День народження 47.5 KB
  Children, I want you to guess the topic of our lesson. I’ll read the sentences and your task is to finish them with the right words: ball, rabbit, teacher, ice cream, day-books, holiday, yellow, autumn.