87983

Методологические основы регионоведения

Доклад

География, геология и геодезия

Методология региональных исследований – это система базисных принципов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением региона в разрезе социально-гуманитарных наук.

Русский

2015-04-25

43.73 KB

8 чел.

Методологические основы регионоведения.

Методология региональных исследований – это система базисных принципов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением региона в разрезе социально-гуманитарных наук.

1.Методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи. Это сложная, целостная система знаний. Она делится на две части - учение об исходных основах (принципах) познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания и практики анализируются и оцениваются философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания и преобразования действительности..

2.Существуют два основных направления в представлении методов общественных наук. эмпирико-сциентистский подход —все общественные науки пользуются однотипными научно-логическими, эмпирико-аналитическими критериями и, соответственно, методами. Противоположный- кроме философских, существуют общенаучные и частно- или специально-научные методы. Можно выделить также классификацию, по которой методы изучения окружающей социальной реальности будут подразделены на качественные и количественные.

3. Основные категории рег-ия: Под категорией «пространство» понимают категорию регионоведения и смежных наук для обозначения любой, логически мыслимой, структуры или формы, способной служить средой для реализации тех или иных конструкций и/или операций регионоведения.

Любое региональное пространство представляет собой совокупность региональных субъектов и взаимосвязей между ними, а также среду, в рамках которой эти субъекты существуют и действуют.

Рег.Пространства не существует без рег. времени.

Региональное время — это определенная категория для обозначения длительности и очередности содержательной наполненности событиями регионального проблемного поля. Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, ит.д. потенциалов территории в пределах административных границ субъектов федерации и (или) муниципальных образований. Региональная проблема- системное проявление дисбаланса, противоречия в функционировании (состоянии, развитии, стагнации, депрессии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.

4.Моделирование региональных процессов— это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого рег явления или процесса. В качестве модели может выступать любая материальная система или мысленная конструкция (график, чертеж, теоретическое построение, математическая формула), воспроизводящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического и т.д.

2 приема построения моделей: 1. - постепенный переход от нахождения простейших зависимостей, описывающих отдельные стороны изучаемой системы, к зависимостям, характеризующим ее с достаточной полнотой. Вначале на основе эмпирических исследований находят простейшие зависимости, а затем на основе синтеза получают более достоверную и цельную картину.

2- - постепенный переход от обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, раскрывающей в более полном виде изучаемый объект.

5.Методы рег-го исслед-я. Методы региональных научных исследований - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели в РНИ. Имеет два вида:

Системный метод. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов.

Структурно-функциональный_метод. Определяются строение и «ролевые системы» элементов регионов. Использование контент-анализа делает возможным структурно-функциональный подход к изучению фактов массового сознания.

Исторический метод состоит в диахронном анализе последовательной цепи фактов и событий. Выявляются черты преемственности и прерывности политических процессов. Проводится также синхронный анализ источников информации.

Сравнительный (компаративный) метод. позволяет путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии объектов и причины этих сходств и различий.

Статистические методы метод позволяют обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам. При характеристике регионов наиболее распространен метод определения средних величин.

6. Качественные методы: фокус-группа, метод экспертных оценок, «мозговой штурм».

Количественные методы: анкетные опросы, интервью, очный опрос, наблюдение (полевое и лабораторное).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54570. Нетрадиционные уроки 70 KB
  Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.
54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.
54572. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос 30.7 KB
  Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
54573. Моя Україна – моя Батьківщина. Незалежність України 52.5 KB
  Незалежність України Виховна година для учнів випускників Мета: формувати громадянську позицію в учнів розуміння особистої причетності до всіх подій які відбуваються в Україні шанобливе ставлення до нетлінних духовних скарбниць народу повагу до національних символів традицій оберегів; виховувати в учнів почуття патріотизму національної свідомості любові до рідного краю. Що таке Україна для кожного з вас учні наводять свої думки асоціації аргументують власне сприйняття України як держави наводять приклади з власного...
54574. Ніхто не має права ображати людину 49 KB
  Наш дзвінок вже дав сигнал Працювати час настав Ось і ти часу не гай Працювати починай Доброго дня діти Сідайте. Діти мене звати Вікторія Ігорівна і урок Я і Україна сьогодні проведу у вас я. Діти згадайте будьласка тему минулого вашого уроку. Молодці діти згадали ми з вами минулу тему.
54576. Німецькомовні країни. Розвиток монологічного мовлення 48 KB
  Über Deutschland, Österreich und die Schweiz haben wir vieles erfahren. Und noch gibt es zwei kleine Staaten, wo man deutsch spricht. Hört kleine Information über diese Staaten zu!
54577. ПРОГРАМА ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ З НІМЕЦЬКОЇ МОВИ 96.5 KB
  Звісно відпочинок це також необхідна сторона нашого життя але головне завдання вчителя це компетентний учень і робота в режимі дистанційного навчання є чудовим інструментом для його виховання. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Дати письмові відповіді на питання до тексту та переслати їх на електронну адресу вчителя. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Виконати тестове завдання до тексту та переслати отримані відповіді на...
54578. Значення нітрогену та його сполук в природі та господарській діяльності людини 57.5 KB
  Сьогодні ми проведемо узагальнюючий урок з теми Підгрупа нітрогену. Щоб виконати завдання редакції необхідно заповнити таблицю Позитивна та негативна роль нітрогену та його сполук. Роль нітрогену та його сполук Позитивна Негативна ІІІ.