87987

Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса

Доклад

История и СИД

Вскоре после японской войны напряженность отношений между Англией и Россией ослабла ибо Англия больше не ожидала агрессивных действий от России; наоборот Германия с её сильной армией с её сильным флотом и с её быстрым экон. В 1893 был заключен союз между Россией и Францией а в 1907 соглашение России с Англией Антанта регулировавшее отношения двух стран с Афганистаном и Ираном рынки сбыта которых являлись предметом взаимных притязаний. С первых же дней войны в Европе образовалось два фронта: Западный в Бельгии и Франции и Восточный...

Русский

2015-04-25

32.24 KB

0 чел.

Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса

Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса. Вскоре после японской войны напряженность отношений между Англией и Россией ослабла, ибо Англия больше не ожидала агрессивных действий от России; наоборот, Германия с её сильной армией, с её сильным флотом и с её быстрым экон. развитием становится военной, политической и эконом. соперницей Англии; с другой стороны, Россия была недовольна той политикой австрийской экспансии (в 1889 заключен Тройственный союз=Германия+Австро-Венгрия+Италия) на Балканах, в которой Германия поддерживала свою союзницу, хотя император Николай стремился к сохранению с Германией добрососедских отношений. В 1893 был заключен союз между Россией и Францией, а в 1907 соглашение России с Англией (Антанта), регулировавшее отношения двух стран с Афганистаном и Ираном, рынки сбыта которых являлись предметом взаимных притязаний. Так сложились два блока держав, участвовавших в первой мировой войне.

В ходе самой войны их состав несколько изменился: Италия примкнула к блоку Антанты, а Болгария и Турция – к блоку Германии и Австро-Венгрии.

Поводом к войне было убийство 15 июня 1914 в Сараево, столице Боснии, наследника австрийского престола Франца Фердинанда во время его пребывания на маневрах австрийской армии. Босния и Герцеговина были захвачены Австро-Венгрией ещё в 1908. Тогда же при её содействии было образовано гос-во Албания, отрезавшее Сербию от Адриатического моря. Назначение маневров на 15 июня, день национального траура сербов, было провокацией со стороны Австро-Венгрии. Используя то обстоятельство, что Сербия не приняла один из пунктов австрийского ультиматума, Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ на мобилизацию русской армии 19 июля 1914 Германия объявила ей войну.

С первых же дней войны в Европе образовалось два фронта: Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Уже начало войны показало недостатки подготовки России к ведению боевых операций, зависимость действий русской армии от положенияя на Западном фронте. Это привело к концу 1914 к утрате захваченной ранее инициативы в Вост. Пруссии и Галиции.

Весной 1915 австро-венгерская армия, исп. подавляющее преимущество в артиллерии, выбила русские войска из Галиции и части Волыни. В свою очередь немцы заняли Польшу, Литву и часть Латвии – Курляндию. Поражения русской армии в 1915 получили название Великого отступления. Началась массовая эвакуация населения и имущества из западных губерний. Это обострило транспортные и продовольственные проблемы. Они переросли в кризис, который правительствов так и не могло разрешить. В городах возникли “хвосты” - очереди за продовольствием. Неконтролируемый выпуск бумажных денег породил инфляцию. Все это вместе с притоком беженцев в крупные города вызывало массовое недовольство народа. Начались выступления рабочих против войны. В 1915 был создан Прогрессивный блок в Думе во главе с П.Н. Милюковым. В него вошли прогрессисты, кадеты, октябристы, центристы и часть националистов, а также три группы членов Гос. совета – академическая, центра и беспартийные. Тем самым Гос. комитет едва ли не впервые со времени его возникновения в 1810 вступил в борьбу на стороне общества. Прогрессивный блок поддерживали также меньшевики и эсеры. Блок представлял внушительную силу. В IV Думе он имел 268 голосов из 397. Он требовал от царя создания министерства доверия с участием общественных деятелей, полит. амнистии и целого ряда реформ. Буржуазия попыталась укрепить свои связи с рабочими, создав рабочее правительство в военно-промышленных комитетах, призванных помочь мобилизации промышленности на военное произв-во. Однако выборы от рабочих в ВПК вызвали раскол, с одной стороны, между правыми эсерами и меньшевиками, соглашавшимися сотрудничать в них “для контроля над деятельностью буржуазии”, и, с другой стороны, большевиками и эсерами-интернационалистами, выставив против империалистической войны, за поражение царизма и использование ситуации для развития революционного движения. В сентябре 1915 в Швейцарии, в Циммервальде, интернационалистское движение оформилось как международная сила, были приняты следующий лозунг: “мир без аннексий и контрибуций”. В рез-те “рабочие группы” были избраны лишь в 25% ВПК.

1916 был успешным для России. Было налажено вооружение и снабжение армии. В мае 1916 начался знаменитый Брусиловский прорыв – наступление Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова, в результате которого австрийский фронт был прорван и войска противника должно было отступить на 70-120 км, потеряв 1,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными. Это поставило Австро-Венгрию на грань политической и военной катастрофы. На помощь ей Германия должна была. перебросить из Франции 11 дивизий, что помогло союзникам одержать победу в битве под Верденом и начать наступление на Сомме. В знак признательности союзники согласились в случае победы передать России Константинополь (Стамбул) и черноморские проливы. Но потери русской армии были громадными (убито, ранено и взято в плен около 7,5 млн. человек). Армия потеряла свой кадровый состав. Большинство из вновь прибывших в войска находились в казармах из-за недостаточной военной подготовки, нехватки офицеров для их обучения и необеспеченности оружием. С этих “западных полков”, среди которых были и гвардейские части, располагались в Петербурге, началось разложение армии. В них действовали революционеры агитаторы, направлявшие недовольство этих оторванных от земли крестьян против царя и “богатых” помещиков и капиталистов. Во фронтовых частях начались братания с солдатами противника и дезертирство. Авторитет офицеров падал. Усиливалось влияние революционеров агитаторов. Это позволило с самого начала револ. событий обеспечить. силам революции поддержку армии. К концу 1916 ж/д кризис принял хронич. характер. Из-за нерегулярного подвоза заводам не хватало топлива и металла, городам – хлеба, а в сельской местности, особенно на юге, скапливались излишки продовольствия. Известия об этом вызывали острое недовольство жителей Москвы и Петрограда. Люди должны были ежедневно проводить по несколько часов в очередях. Население возмущалось и деятельностью спекулянтов, среди которых было немало придворных и выходцев из буржуазии. Они наживали огромные состояния на военных заказах. В годы войны в России получили массовое распространение органы гос.-полит. регулирования промышленности, через кот. фактически распределялись казённые деньги среди приближенных императора. В атмосфере морального разложения приближенных Ник. II пытался навести порядок при помощи бесконечной смены премьер-министров и членов правительства. В.М. Пуришкевич назвал это “министерской чехардой”. Но недовольство масс все росло, оно было напр. в первую очередь против царя, царицы, Распутина и царских приближенных. В них видели предателей интересов страны и виновников поражения армии.

В условиях почти полной общественной изоляции власти П.Н. Милюков 1 декабря 1916 на заседании Думы обвинил правительство в том, что его члены либо глупцы, либо изменники. Речь Милюкова прогремела на всю страну как вызов правящей династии. Вскоре был убит Распутин. Однако царь не желал идти на уступки Прогрессивному блоку. Новое обострение продовольственного кризиса в конце февраля 1917, выступления женщин, всеобщая забастовка рабочих Петрограда, к кот. 27 февраля присоединились. солдаты трех гвардейских полков, переросли в бурж.-демокр. револ-ю. 2 марта император Ник. II, оставленный всеми, подписал (в Пскове) акт отречения от престола, который. он передал своему брату великому князю Михаилу Александровичу, но Михаил не принял престола, предоставив решение вопроса о форме правления в России будущему Учредительному собранию.

Советское правительство обратилось ко всем воюющим державам с предложением о заключении мира без аннексии и контрибуции, которое было отвергнуто Антантой и США. В этих условиях Советское гос-во вынуждено было заключить тяжелый для себя Брестский мир 1918. По условиям Брестского мира от России отторгалась территория общей площадью 780 тыс. км2 с населением 56 млн. человек (почти 1/3 населения империи). Это Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, часть Белоруссии, Украина, некот. районы Закавказья. До револ-и здесь наход. 27% обрабатываемой земли, 26% ж/д сети, 38% текстильной пром-ти, выплавлялось 73% железы и стали, добывалось 89% каменного угля. проживало 40% промышл. рабочих. На Зап. фронте, где с мая 1918 начали действовать амер. войска, военные действия завершились полным поражением Германии и её союзников. 11 ноября Германия капитулировала. Окончательные условия. мирных договоров с Германией и её союзниками были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-1920 (Сов. Россия не была приглашена).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...
83004. ПОЗИТИВНІ І НЕГАТИВНІ ЕМОЦІЇ 100 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про емоції і почуття як умову що сприяє зміцненню і збереженню власного здоров’я й здоров’я інших людей; вчити розрізняти види емоцій та причини їх виникнення; аналізувати зв’язок між емоціями почуттями настроєм та їх впливом на стосунки з іншими людьми.
83005. Де ти живеш? Урок – екскурсія 90.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з походженням назви рідного села, з історичними пам’ятками; Продовжити навчання учнів вмінню вибирати головне з різних джерел інформації; робити висновки. Залучати школярів до дослідницької та пошукової діяльності.
83006. Організація туру по Чернігівській області 978.5 KB
  Якому пропонують на вибір різні варіанти обслуговування по кожному із видів послуг в запропонованому їм самим місця відпочинку: розміщення різні за рівнем типом та місцем розташування готелю; харчування різні варіанти повний або напівпансіон або зовсім без харчування шведський стіл...
83007. Лезникиківське родовище Житомирьска область 470.22 KB
  Завдяки своїй твердості граніт завжди користувався популярністю в будівництві і продовжує широко застосовуватися і в наші дні. Так гранітний камінь часто Однак крім своєї надзвичайної твердості граніт дуже гарний. Гранітний камінь має безліч різноманітних кольорів і відтінків.
83008. Изучение программно-аппаратных средства системы дистанционного обучения 647 KB
  Автоматизированные системы дистанционного обучения описание требования типовая система архитектура и классификация.Формы дистанционного обучения посредством Интернета. Новые условия общественного развития требуют подготовки новых специалистов использования новых современных технологий обучения адекватных...
83011. Тестування і ремонт струменевих багатофункціональних пристроїв. Методи вимірювання опору, ємності, індуктивності, добротності 172.15 KB
  В даній курсовій роботі ми розглянемо основні види струменевих пристроїв,їхні характеристики, основні несправності, та методи їх усунення. Також розглянемо тему: Методи вимірювання опору,за допомогою мостів Вінтстона, метод вимірювання ємності, за допомогою фарадметру, а також і методи вимірювання індуктивності і добротності.