87990

Возникновение российской социал-демократии

Доклад

История и СИД

С точки зрения социалдемократической доктрины достижение царства свободы являлось прежде всего делом рабочего класса который по Марксу исторически призван был сыграть роль могильщика капитализма совершить социалистическую революцию и установить диктатуру пролетариата. политические стачки и демонстрации рабочих Петербурга и РостованаДону в 1902 году выступления на юге России в 1903 году показали что российский пролетариат действительно становится самостоятельной общественной силой функции идейного руководителя которой взяла...

Русский

2015-04-25

35.44 KB

2 чел.

Возникновение российской социал-демократии

Свою партию создала и российская социал-демократия. I съезд РСДРП состоялся еще в 1898 году. С точки зрения социал-демократической доктрины, достижение «царства свободы» являлось, прежде всего, делом рабочего класса, который, по Марксу, исторически призван был сыграть роль «могильщика капитализма», совершить социалистическую революцию и установить диктатуру пролетариата.

События начала ХХ в. (политические стачки и демонстрации рабочих Петербурга и Ростова-на-Дону в 1902 году, выступления на юге России в 1903 году) показали, что российский пролетариат действительно становится самостоятельной общественной силой, функции идейного руководителя которой взяла на себя социалистическая интеллигенция. В1903 году в Брюсселе (Бельгия) собрался II съезд РСДРП. На нем была принята первая программа партии, предусматривающая в качестве ближайшей задачи свержение самодержавия и установление демократической республики (программа-минимум), а также провозглашавшей, что конечной целью партии является социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум).

РСДРП стала единственной в мире социал-демократической партией, в программе которой содержалось положение о диктатуре пролетариата, включенное по инициативе Ленина и его сторонников. Часть делегатов во главе с Л.Мартовым и Г.В.Плехановым протестовала против включения этого пункта, подчеркивая, что в программах европейских социал-демократических партий это требование отсутствовало, и, кроме того, положение о диктатуре противоречило демократическим задачам борьбы пролетариата. Наметившийся раскол усугубился при обсуждении пункта Устава о членстве в партии.

Однако, в целом, Ленин одержал победу. Социал-демократическая партия раскололась на две части - большевиков и меньшевиков. Интересно отметить, что Троцкий, в то время, был на стороне меньшевиков.

Образование социал -демократической партии. В нач 20 в свою партию удалось создать и социал -демократам. Важную роль в этом деле сыграла нелегальная газета “Искра”, с помощью которой им удалось преодолеть идейную разобщенность и наладить связи между отдельными организациями. В 1903 г прошел 2 съезд РСДРП. На нем выделились две группировки. “Мягкие” искровцы (будущие меньшевики), среди которых особенно выделялся Мартов, считали, что в грядущей буржуазно -демократической рев-ции ведущая роль будет принадлежать буржуазии; пролетариату же нужно действовать в тесном союзе с ней. Затем, в случае победы рев- ции, должен был наступить достаточно длительный период быстрого капиталистического развития России, которое укрепит рабочий класс и позволит ему бороться за социалистические преобразования. В этой борьбе следовало, в частности, широко использовать те легальные возможности, которые предоставит новый буржуазно -парламентский строй. С точки зрения “твердых” искровцев (буд большевики), возглавляемых Лениным, гегемоном рев-ции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же, тесно связанная с самодержавием, революционной силой вообще не является. Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из 2 частей. Программа -минимум определяла задачи партии на этапе буржуазно -демократической рев-ции. Она предусматривала: в сфере политических преобразований -свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе -8-ми часовой раб день; в крестьянском -возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. Программа-максимум, которая определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию, не склонную к уступкам и компромиссам. То, что программа максимум была принята съездом, торжественно знаменовало победу Ленина и его сторонников. Преобладание сторонников Ленина сказалось и при выборах в руководящий орган партии -Центральный Комитет, в котором они получили заметное большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками. Таким образом, уже у самых истоков социал-демократии в ней образовались два течения. Позже, в 1905 г , идейные разногласия привели к организационному расколу: большевики и меньшевики образовали самостоятельные партии, судьба которых в русском революционном движении оказалась различной. Меньшевикам так и не удалось отыскать для себя прочную социальную опору; в подавляющем большинстве своем они оказались отвлеченными теоретиками, склонными больше к научной и теоретической, чем к практической деятельности. Большевики же под руководством Ленина быстро превратились сравнительно немногочисленную, но чрезвычайно сплоченную , дисциплинированную и способную к самой активной деятельности партию. Они успешно налаживали связи с пролетариатом крупных промышленных центров и умело манипулировали им, превращаясь во все более серьезную и опасную силу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11473. Культура і етнос. Ментальне поле культури. Проблема культурної ідентичності 460.5 KB
  Лекція 7. Культура і етнос. Ментальне поле культури. Проблема культурної ідентичності. Термін етнос у давньогрецькій мові має більш як десять значень: народ племя юрба стадо стан соціальна група клас тощо. Етнічна спільність це спільнота повязана певною ...
11474. Роль культурних орієнтацій у розвитку суспільства 650.5 KB
  Лекція 8. Роль культурних орієнтацій у розвитку суспільства. Поняття культурна орієнтація трапляється все частіше в наукових і публіцистичних творах гуманітарного спрямування. Воно постійно використовується в повсякденному спілкуванні. Як і кожне багатозначне понят
11475. Глобалізація і культура 91 KB
  Лекція 9. Глобалізація і культура. Глобалізаційні процеси в сучасній світовій культурі та теорія модернізації Питання взаємовпливу культур різного типу як проблема теорії культури була поставлена ще культурною антропологією початку XX ст. Значний внесок у її роз
11476. Семіотика культури 59 KB
  Лекція 10. Семіотика культури Семіотика культури передбачає вивчення соціокультурних процесів і явищ як системи висловлювань культурних текстів культурних мов яке здійснюється насамперед лінгвістичними методами. Засновник семіотики американський фі...
11477. ТЕХНІКА, КУЛЬТУРА, ПРИРОДА ЛЮДИНИ 209 KB
  ЛЕКЦІЯ 11 ТЕХНІКА КУЛЬТУРА ПРИРОДА ЛЮДИНИ Питання про місце техніки в соціальній історії в житті сучасного суспільства в життєвих цінностях та орієнтирах людини є одним із найбільш болючих. Ціла низка гуманістично налаштованих мислителів вважає що техніка з ї...
11478. КУЛЬТУРА І ПОЛІТИКА 182.5 KB
  Лекція 13. КУЛЬТУРА І ПОЛІТИКА Політична культура являє собою динамічну та водночас відносно усталену систему політичних цінностей та орієнтацій моделей поведінки характерних для певної держави суспільства цивілізації. Від її стану харак
11479. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX ст.: АВАНГАРДНІ СТИЛІ ТА НАПРЯМИ 314.5 KB
  Лекція 14.ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX ст.: АВАНГАРДНІ СТИЛІ ТА НАПРЯМИ Проблема сприйняття та розуміння художнього авангарду Новий зміст у традиційній мистецькій формі фовізм кубізм експресіонізм супрематизм Становлення нових форм мистецтва: футуризм ...
11480. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ XX ст 159.5 KB
  Лекція 15. ХУДОЖНЯ КУЛЬТУРА ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ XX ст. Термінологічна картина художнього авангарду Візуальні та інформаційні мистецтва: гіперреалізм концептуалізм бодіарт лендарт та ін. Акціонізм хепенінг перформанс рольова гра За відомим виразом ми живе
11481. ІДЕЯ РІВНОПРАВНОСТІ КУЛЬТУР У СУЧАСНОМУ СВІТІ 556 KB
  Лекція 16. ІДЕЯ РІВНОПРАВНОСТІ КУЛЬТУР У СУЧАСНОМУ СВІТІ Ідея про рівноправність культур формується на Заході починаючи з античної культури у безпосередньому звязку з розвитком поняття про Закон і його роль в суспільстві. Антична Греція як країна класичної демократі