87992

Реформаторская деятельность при Александре 1 Сперанский

Доклад

История и СИД

Уже в первые дни после воцарения Александр объявил что управлять Россией будет по законам и по сердцу Екатерины II. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли но члены Совета дали понять императору что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих молодых друзей В.

Русский

2015-04-25

31.01 KB

0 чел.

Реформаторская деятельность при Александре 1 Сперанский

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля

1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.

Второй этап реформ

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10246. Экономическая интеграция в области таможенного дела 61 KB
  Экономическая интеграция в области таможенного дела Разделение труда производственная и научно-техническая специализация и кооперирование в международном масштабе превращают экономику отдельной страны в часть мирового производственного процесса. Усиливаются э...
10247. Проблемно-целевые программы в таможенном деле 63.5 KB
  Проблемноцелевые программы в таможенном деле Во всех сферах экономики в том числе и в таможенном деле различные виды деятельности развиваются или сокращаются неравномерно несогласованно. Это приводит к внутренним диспропорциям и снижению эффективности работы т
10248. Научно-технический прогресс в таможенном деле 66 KB
  Научно-технический прогресс в таможенном деле В соответствии с Положением о ГТК РФ ему поручены организация проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и обеспечение функционирования в его системе научно-исследовательских учреждений. Нау...
10249. Основная сущность и воспроизводство основных фондов в таможенном деле 99 KB
  Основная сущность и воспроизводство основных фондов в таможенном деле. Для выполнения своих функций фискальной протекционистской оказания услуг участникам ВЭД таможенные организации применяют средства труда и предметы труда. Характер участия средств и предметов...
10250. Капитальное строительство в таможенном деле 71.5 KB
  Капитальное строительство в таможенном деле. Обновление основных фондов в таможенном деле происходит как путем замены устаревшего оборудования на новое без капитального строительства так и путем капитального строительства. Ввод в действие основных фондов осущ...
10251. Проблемы определения оптимальных размеров, специализации и технологических таможенных организаций 75 KB
  Проблемы определения оптимальных размеров специализации и технологических таможенных организаций. Проблема определения размера таможенных организаций тесно связана с процессом сосредоточения таможенной деятельности в таможенных организациях и их укрупнения. Т
10252. Оптимальное размещение таможенных организаций 36 KB
  Согласно положению о ГТК РФ Комитет обязан обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России имеет право создавать реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни таможенные лаборатории вычислительные цен
10253. Планирование работ, услуг и развития таможенного дела 137 KB
  Планирование работ услуг и развития таможенного дела Планирование является важнейшим инструментом любого хозяйственного механизма. Планирование таможенного дела включает несколько направлений важнейшим из которых является планирование таможенных работ и услу
10254. Экономические задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля 59.5 KB
  Экономические задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля Расширение внешнеторговых контактов либерализация внешнеэкономических связей упразднение государственной валютной монополии привели к необходимости осуществления контроля за поступл