88019

Начало утверждения российского абсолютизма (2 половина 17в)

Доклад

История и СИД

В конце ХУ11 начале ХУ111 вв. начала складываться абсолютная монархия, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране

Русский

2015-04-25

32.95 KB

0 чел.

Начало утверждения российского абсолютизма (2 половина 17в)

В конце ХУ11 начале ХУ111 вв. начала складываться абсолютная монархия, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства. В результате войн в17 веке России удалось вернуть практически все земли(кроме Прибалтийских и Карельских)отторгнутых ей в результате интервенции начала века. Пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. В 17 веке происходит развитие феодально-крепостнической системы. В результате массовой раздачи земель увеличивалось состояние дворян – класс на который опиралась центральная власть. Соборное уложение 1649г оформило систему крепостной зависимости. Констатировались наследственность крепостного состояния право землевладельца распоряжаться имуществом крестьянина. Правительство возложило на помещиков ответственность за выполнение принадлежащим им крестьянам государственных повинностей,Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы.Вообще в соборном уложение 1649г было узаконено усиление самодержавия. Уложение состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей действовавших до 1832г.Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре .Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя карались, а также бояр, воевод- подвергались казни, человек, обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки ,Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно произносилось в присутствии царя, подчеркивалась идея о божественном происхождении царской власти. Условный ритуал господствовал не только в сфере официального представительства, но и в быту. Регламентировалось все - от царской трапезы до отхода ко сну. Соборное уложение предусматривало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве, предусматривалась возможность обмена поместиями, а также обмен поместия на вотчину, что сливало дворян и бояр в один класс. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинение церкви государству. В главе о “посадских людях” были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад. Все население города платило налоги государству. Запрещались переходы из одного посада в другой и женитьба на женщинах из другого посада. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не смели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возом в торговых рядах. А в 1667г российским правительством принят новый торговый устав, всвязи с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост производства обеспечил рост городов(225, без Украины и Сибири). В годы обострения социальных противоречий все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. Российское правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего влияния, оказывая им помощь деньгами, оружием, одновременно возлагая на них функции по обороне южных рубежей государства. В 1667г казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность. В 1679 - 1681г введено подворное обложение. Единица взимания налогов - крестьянский или посадский двор. В 1674г черносошным крестьянам запрещено записываться в дворянство. Изменился титул московских государей после воссоединения левобережной Украины с Россией”. Великий государь, царь всея Велики и Малыя и Белыя России самодержец” С 80х годов 17 века прекратился созыв земских соборов. Последний принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653г Абсолютизм не нуждался в сословно представительном органе..Правительство перешло к практике приглашения на совещания тех сословий , в мнении которых оно было заинтересовано. К ним относятся совещание с торговыми людьми в Москве в 1662г всвязи с финансовым кризисом (медный бунт); соборное деяние в 1682г отменившее местничество. УКАЗ О СОЗЫВЕ ПОСЛЕДНЕГО ЗЕМСКОГО Собора опубликован 18 декабря 1683г в связи с обсуждением вечного мира с Речьюпосполитой, но не состоялся всвязи с продолжением боевых действий.В боярской думе присутствовали 89 членов из аристократического рода а в 1770 - 71 член ; их заменяли думные дьяки и дворяне. Однако боярская дума с 1638 по 1700г расширилась с 35 членов до 94.Поэтому Алексей Михайлович создал при ней государственную комнату, а его сын Федор Алексеевич в 1681г расправную палату , состоявшую из узкого круга лиц, куда вносились предварительно обсуждаемые вопросы, выносимые на рассмотрение в боярскую думу. Была проведена реорганизация приказной системы - несколько приказов стали подчиняться одному лицу. На протяжении 18 века функционировало свыше 80 приказов, а к концу осталось 40. Численность приказов постоянно увеличивалась, т.к. появлялась потребность управлять новыми отраслями. В 1640г приказных людей - 837 человек, а в 1690г – 2739 человек. Новшеством в приказной системе было введение приказа тайных дел, который контролировал деятельность остальных приказов, и подчинялся не боярской думе, а лично царю. В 1650г введён счётный приказ. Организация контроля за средствами чиновников – ещё один из признаков абсолютизма. Также были предприняты попытки реорганизации армии: стали создаваться полки нового строя из “охочих” вольных людей – солдатские(пехота), рейтарские(конница),драгунские(смешанного типа). 100 крестьянских дворов давали 1 солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны. В армию стали приглашать иноземных офицеров. С целью централизации власти соседние уезды объединяются в “разряды” – военно-административные округа – прообразы петровских губерний. Создаются Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Главная их задача состояла в мобилизации сил неприятелю. Была усилена власть воевод на местах. Воеводами назначались отставные военные, многократно участвовавшие в походах, получившие ранения и неспособные вести военную службу. Они заменили всех должностных лиц земских выборных органов (городовых, приказчиков, судных и осадных голов, губных старост). Земское управление сохранилось лишь в Поморье. Воеводу и его челядь оплачивало не государство, а местное население. Расширение связи с Украиной и греческим востоком требовало введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Церковную реформу взялся проводить патриарх Никон. Однако Никон стал доказывать, что “cвященство” выше “царства” , и что царь получает корону из рук патриарха – представителя Бога на земле. Церковный собор 1666г вынес решение угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Таким образом мы видим, что в 17 веке происходит высший этап централизации власти – становление абсолютизма. Российский царь, как и абсолютный монарх, правил опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь, как идеалогическая сила.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81399. Пенсионеры как объект социальной работы и социологического анализа 38.97 KB
  Роуз согласно которой культура становится стержнем объединяющим людей пожилого возраста создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных когорт. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Терапевтические модели образующие фундамент практической работы с пожилыми людьми должны использовать 3 принципа: Изучение индивида в его социальной среде Понимание психосоциологического становления и развития...
81400. Социально-демографическая категория пожилых людей. Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей 39.08 KB
  Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей. У людей избравших в старости цель сохранения себя как личности важным является сохранение системы социальных связей и передача своего жизненного опыта. Рассматривая данную стратегию старения ученые отмечают что психика пожилых людей в этом случае отличается ориентировкой на настоящее и отсутствием депрессивной проекции на прошедшее.
81401. Принципы социальной работы с пожилыми людьми и основные аспекты социальной поддержки пожилых людей 39.62 KB
  Принципы социальной работы в отношении пожилых граждан следующие: принцип независимости подразумевает что пожилые люди должны иметь: доступ к основным благам и обслуживанию; возможность работать или заниматься какимилибо видами деятельности приносящей доход; участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности; сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния; получать содействие в проживании в домашних...
81402. Основные положения социальной политики в отношении пожилых людей 37.81 KB
  Устойчивое повышение уровня и качества жизни поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения возрастной и иной дифференциации пожилых людей национальных традиций конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям: 1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм способствующих реализации конституционных гарантий их прав осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты...
81403. Социальное обслуживание пожилых людей 37.36 KB
  Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения в том числе пожилых людей и старых людей: социальная помощь представление старым людям льгот и преимуществ; социальное обслуживание; организация пенсионного обеспечения. Для Большинства пожилых людей выход на пенсию это снижение доходов в полтора два и более раз. Отсутствие возможности у пожилых людей самостоятельно или с помощью родственников удовлетворять свои потребности не всегда должно являться основанием для помещения в...
81404. Формы социального обслуживания пожилых людей 35.74 KB
  Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: социальной помощи на дому временного дневного пребывания срочной социальной помощи Основными задачами и функциями центров являются: выявление престарелых нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи лицам нуждающимся в социальной поддержке; привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы; предоставление различных социальнобытовых услуг разового или постоянного характера лицам нуждающимся в...
81405. Инвалиды как объект социальной работы и социологического анализа 40.01 KB
  Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических социальных и правовых мер обеспечивающих инвалидам условия для преодоления замещения компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий включающий в себя отдельные виды формы объемы сроки и порядок реализации медицинских профессиональных и др....
81406. Основные категории жизнедеятельности, определяющие установление соответствующей группы инвалидности 37.26 KB
  Критериями установления І группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в значительной степени: ограничение самообслуживания III ст.; ограничение способности самостоятельно передвигаться III ст.; ограничение способности к обучению III ст.; ограничение способности к трудовой деятельности III ст.
81407. Основные институты реализации программы трудоустройства инвалидов. Приведите конкретные примеры 32.89 KB
  Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам испытывающим трудности в поиске работы путем разработки и реализации программ содействия занятости создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций включая рабочие места и организации для труда инвалидов установления квоты для приема на работу инвалидов а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом О социальной защите инвалидов в...