88022

СССР в середине 60-80 : нарастание кризисных явлений. Л.И.Брежнев

Доклад

История и СИД

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой не зависящей от прибыли платы за использование предприятиями производственных фондов т. Первые шаги реформы вселяли надежду. Восьмая пятилетка совпавшая по времени с проведением реформы оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей.

Русский

2015-04-25

33.57 KB

4 чел.

СССР в середине 60-80 : нарастание кризисных явлений. Л.И.Брежнев

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику.

Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х гг. было автоматизировано только 15% предприятий.

В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета.

Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов.

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.

Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были введены продовольственные карточки.

В середине 80-х г. к власти пришла группа молодых энергичных работников. Генеральным секретарем стал Горбачев М.С (85), председателем Совета Министров Рыжков. Суть обновления общества (политическая реформа)Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в становлении “лучшего социализма”. В 85-86 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. Была создана комиссия по репрессированным в 30-50 гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные, Бухарин. Рыков (оппозиция Сталина) – посмертно. Демократизация общественно-политической жизни способствовало введению альтернативных выборов партийных секретарей в партийные организации. Политическая реформа (курс на политическую реформу была принята на 19 Всесоюзной партийной конференции), проводимая Горбачевым, нацелена на создание правового государства. Суть реформы заключалась в передаче власти Советам из рук КП. В стране был введен пост президента ( 90 г. на 3 съезде народных депутатов )– первым президентом СССР стал Горбачев. В марте была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. В экономической реформе наблюдался спад. Для экономического развития было предложено широкое развитие рыночных отношений. Это не улучшило дел в народном хозяйстве. Появились фермерские хозяйства, частные крестьянские хоз-ва. В 89-90 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица. К 90 г. около 6 млн. безработных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25754. Аудит продажи и финансовых результатов деятельности организации 36 KB
  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ МФ РФ № 34н от 29 июля 1998 г. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению Приказ МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г. Аудит учета финансовых результатов и их использования. Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль убыток представляющая собой конечный финансовый результат выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского...
25755. Аудит кредитов 52.5 KB
  Задачи аудита кредитов займов и средств целевого финансирования: изучение кредитных договоров договоров залога договоров займа источников поступления средств целевого финансирования; оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов займов и средств целевого финансирования; изучение правомерного расходования средств кредитов займов целевого финансирования; установление правильности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности кредитов займов и средств целевого финансирования; проверка...
25756. Аудит расчетов с бюджетом 32.5 KB
  Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях если ею будет установлена недоброкачественность аудита приведшая к ущемлению интересов бюджета. Аудитору необходимо проверить: правильно ли исчислены налогооблагаемые базы; правильность исчисления прибыли переходного периода; правильно ли применены ставки налогов и платежей; своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет; правильно ли и обоснованно применены льготы; правильно ли ведется аналитический и синтетический...
25757. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 78.5 KB
  Целью аудита расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в РФ нормативным документам. Основные задачи аудита: оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности; оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде; оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;...
25758. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями 33.5 KB
  Этому участку учета свойственны определенные факторы риска обусловленные следующими причинами: отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки как это происходит с документацией создаваемой на предприятии; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов подтверждающих совершение этих операций особенно операций...
25759. Аудит учредительных документов и расчетов с учредителями организации 33.5 KB
  Задачами аудита учредительных документов являются: Изучение статуса юридического лица организации сферы деятельности и права его функционирования; Изучение наличия лицензий по видам деятельности; Проверка порядка формирования изменения уставного капитала и изучение его структуры. № 128ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности; Федеральный закон от 08. № 129ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций...
25760. Законы пластической деформации 94 KB
  Если деформация, вызванная внешними силами, исчезает при прекращении действия внешних сил и твердое тело полностью восстанавливает свои исходные форму и размеры, то такую деформацию называют упругой. Если же при прекращении действия внешних сил твердое тело не полностью восстанавливает свои исходные форму и размеры
25761. Автоматизация бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия» 31 KB
  1С: Бухгалтерия универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского учета. Программа позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета: операции по банку и кассе основные средства и нематериальные активы материалы ит. В 1С: Бухгалтерии предусмотрен как ручной ввод бухгалтерских операций так и работа от документа с автоматическим формированием проводок по различным разделам учета.
25762. Анализ эффективности капитальных вложений 28.5 KB
  Для анализа эффективности капитальных вложений используют следующие методы: 1. Метод расчета чистого приведенного эффекта. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции. Метод расчета нормы рентабельности инвестиций.