88025

Эволюция форм собственности на землю (11-16в)

Доклад

История и СИД

В науке не существует однозначного подхода к определению собственности на землю. Современных авторов можно подразделить по их подходу к частной собственности на землю. Существует и другая точка зрения в соответствии с которой собственность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы составляющей общечеловеческое достояние в отличие от собственности на материальные блага созданные трудом человека представляет условную категорию 2.

Русский

2015-04-25

28.89 KB

5 чел.

Эволюция форм собственности на землю (11-16в)

Собственность на землю - есть форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земельного участка как предмета природы, а также продуктов труда на земле. Она выражает отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах.

В науке не существует однозначного подхода к определению собственности на землю. Современных авторов можно подразделить по их подходу к частной собственности на землю. «Земельная собственность, исторически определённая общественная форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земли как предмета природы» (1). Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой собственность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы, составляющей общечеловеческое достояние, в отличие от собственности на материальные блага, созданные трудом человека, представляет условную категорию (2).

Понятие собственности применяется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность на землю как экономическая категория представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения участка земли и произведённых на нём продуктов труда. Эти отношения появились задолго до возникновения государства и права. Юридическая категория собственности на землю представляет собой совокупность норм, закрепляющих экономические отношения по владению, пользованию и распоряжении объектами собственности.

Отношения собственности на землю существуют на протяжении всего периода существования человеческого общества. Формы этих отношений соответствуют различным способам производства и изменяются в результате развития производительных сил общества и производственных отношений. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей преобладающая форма земельной собственности. Новые формы возникают в недрах старого сообщества наряду с сохранением ряда форм и видов, предшествующих общественно-экономических формаций. Общей закономерностью для классово-антагонистических формаций является преобладание частной собственности на землю (1).

Первой исторической формой была общинная собственность на землю, характерная для первобытнообщинного строя. Она использовалась в условиях существования племенной, родовой и патриархальной семейной (домашней) общины. Условиями для зарождения частной собственности явились усовершенствование орудий труда и повышение его производительности, появление разделения труда и обмена. Её становление постепенно привело к разложению общинной собственности на землю и возникновения социального неравенства.

«Что касается общины, то она возможна лишь до тех пор, пока имущественные различия между членами ничтожны. Как только эти различия становятся значительными, как только некоторые её члены становятся должниками - рабами других, более богатых членов - так её дальнейшее существование невозможно» (3).

В настоящее время в ряде стран Азии и Африки сохранилась общинная форма земельной собственности, а основной социально-экономической ячейкой является крестьянская община.

Рабовладельческий строй характеризуется существованием различных видов субъектов земельной собственности, которым соответствовали общинная, церковная, государственная и частная (индивидуальная). Концентрация частной земельной собственности постепенно приводила к ликвидации собственности на земельные участки мелких крестьян и росту рабовладельческого латифундизма.

Земельная собственность в эпоху феодализма составляла основу экономической и политической власти. На различных стадиях развития феодализма в разных странах структура и правовой режим земельной собственности отличались многообразием.

Государственная собственность являлась первой формой феодальной земельной собственности на Руси, которая сложилась к IX-X столетиям. С XI в. начала складываться индивидуальная, вотчинная собственность. С конца XV в. раздачи земель московскими князьями в вотчину шли параллельно с пожалованием поместий. И бояре, и дворяне могли быть владельцами как вотчин, так и поместий. Вотчина являла собой владение, передаваемое по наследству с правом отчуждения. В течение XVI в. происходило сближение юридического статуса вотчины и поместья. В результате земли государственной собственности оказались на окраинных территориях и к середине XVII в. составляли около 10% пашни. Поместья - это неотчуждаемая (условная) земельная собственность, обусловленная службой жалователю земли. Помещиками становились служилые люди - от холопов до представителей родовитых фамилий. Поместная система, образовавшаяся на основе этой формы собственности, имела цель - формирование слоя служилых землевладельцев, тесно связанных с государством (4).

Земельные владения духовных корпораций появились столетие спустя после принятия христианства. Однако государство осуществляло контроль за сделками монастырских земельных участков, проводило их конфискацию, размещало на них служилых людей. Что касается общинной собственности, то при распространении государственной и различных видов частной собственности (вотчинная, поместная, духовных корпораций), доля её значительно сократилась. Поэтому порядок крестьянского землепользования на участках других собственников можно отнести к «общинному владению». К середине XVII в. в собственности бояр и дворян находилось 56% земли, у духовенства - 16%, у дворцового ведомства -8%. Остальные 20% приходились на долю черносошного крестьянства, посадских людей, других лично свободных людей (4, с. 52-54).

Таким образом, в основе подразделения форм собственности лежит субъект землепользования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55674. Натхненна спадщина. З історії розвитку культури м.Сміли Черкаської області 291 KB
  Факти такі. У 19 ст. в містечку існувало дві типографії, в одній із них 1885 року граф Олександр Олексійович Бобринський надрукував своє генеалогічне дерево. 1895 року почала діяти публічна бібліотека при Смілянському народному училищі. На ці ж роки припадає розквіт театру Бобринських.
55675. Використання міжпредметних зв’язків, як один із за 251.5 KB
  Специфіка викладання іноземної мови відкриває широкі можливості у використанні міжпредметних зв’язків з метою підвищення зацікавленості учнів до вивчення іноземної мови. Коли учні вчать іноземну мову, вони мимохідь знайомляться з новою для них країною, з її культурою, історією, літературою, новим способом життя.
55676. Розробка системи уроків геометрії у 9 класі профільної школи з теми: «Геометричні перетворення» 275.5 KB
  При вивченні цієї теми розглядаються деякі конкретні приклади перетворення фігур а також загальне питання руху. Перетворення геометрії є основою для введення подібності фігур. Поняття про перетворення фігур...
55677. Методи накладання покривних (бинтової, косинкової, пращоподібної і пластирної) пов’язок і давлючої бинтової пов’язки 188 KB
  Мета: дати поняття про загальні вимоги щодо накладання покривних пов’язок: бинтової косинкової пращоподібної пластирної та пояснити правила накладання давлючої бинтової пов’язки...
55678. Методи групової роботи при вивченні математики 169 KB
  Групові форми навчання основні відомості та загальні рекомендації Групова форма навчання – це така форма організації навчальних занять за якої певній групі студентів ставиться єдине навчальне завдання для розв’язання якого потрібне об’єднання...
55679. ДІЯЛЬНІСНИЙ ПІДХІД ЯК ТЕХНОЛОГІЯ ОПРАЦЮВАННЯ СТАТЕЙ ПІДРУЧНИКА 116.5 KB
  Завдяки сучасним змінам в освітній системі держави стало актуальним звернення педагогів до проблем застосування активних та інтерактивних методів навчання. Завдяки чисельним публікаціям і системі додаткової освіти у свідомості людей поступово формується думка...
55680. Організація проектної діяльності на уроках біології 307.5 KB
  У ході здійснення проекту школярі навчаються надавати допомогу своїм товаришам по роботі в них формується вміння самостійно орієнтуватися в інформаційному просторі виробляється обов’язковість і відповідальність.
55681. Даючи знання – не відбирай здоров'я! 428.5 KB
  Організація оздоровчофізкультурної діяльності учнів на уроках та в позаурочний час значною мірою зумовлюється потребами суспільства. Мета якої підвищення фізичної підготовленості учнів засобами сучасних фізкультурнооздоровчих систем формування основи...