88031

Первые попытки либерализации советского общества: хрущевская «оттепель» (1952-1964)

Доклад

История и СИД

А в хозяйственной деятельности Хрущева в первые годы прославился освоением целины Казахстан ЮСибирь Урал Поволжье СКавказ. Эпоха правления Хрущева была противоречивой как и личность самого лидера. Конец политической карьеры Хрущева. На протяжении всего периода правления Хрущева у него постоянно была оппозиция.

Русский

2015-04-25

29.71 KB

0 чел.

Первые попытки либерализации советского общества: хрущевская «оттепель» (1952-1964)

Развернувшаяся после смерти И.В.Сталина в партийном и государственном руководстве борьба за лидерство (> 9.3.) неизбежно должна была закончиться победой того, кто лучше всех знал и интересы аппарата, и проблемы простого народа. Среди наследников И.В.Сталина в наибольшей степени этим требованиям отвечал Н.С.Хрущев (> 9.3. табл. 1). Выбор аппарата был исключительно удачен. Н.С.Хрущеву удалось то, что когда-то удалось И.В.Сталину и что не удавалось уже никому после Н.С.Хрущева. Он талантливо сумел вычленить меры, отвечающие интересам и бюрократии, и народа (например, реабилитация материальной заинтересованности), что в конечном итоге предопределило успех многих хрущевских реформ

В 09.1953 года Хрущев был избран 1 секретарем ЦК. В жизни страны с этого момента начинается оттепель: В печати стали появляться статьи о вреде культа личности Сталина. Открыли для свободного посещения Кремль. Хрущев начинает поездки по стране (это было новшество в политической жизни). Был ликвидирован ГУЛАК. Миллионы безвинно репрессированных людей вернулись домой. А в хозяйственной деятельности Хрущева в первые годы прославился освоением целины (Казахстан, Ю-Сибирь, Урал, Поволжье, С-Кавказ). Целью было решить острую зерновую проблему. Для этого привлекалась молодежь и армия. В первые годы целина дала хорошие урожаи, но вскоре стали сказываться негативные моменты: отсутствие систематизации, бесхозяйственность, нехватка зернохранилищ, техники, горючего. На 20-том съезде КПСС в 02.1956 г. Хрущев официально разоблачил культ личности Сталина (злоупотребления, репрессии, развал С/Х, бездействие в начале ВОВ). Перед съездом была создана спец. комиссия, которая расследовала это дело. Опубликовано было только через 33 года. Эпоха правления Хрущева была противоречивой, как и личность самого лидера. Противоречия сказывались в экономике, политике и идеологии. Промышленность. В 1957 году отраслевые министерства были заменены Совнархозами (вместо 10 - 100). Целями было: упростить управление и ослабить бюрократию. Обе цели провалились (вместо центр.бюрократии появилась местная, появилось местничество - ухудшалось качество).

Реформы С/Х (освоение цилины, повышение закупочных цен, с колхозов списали долги, увеличили подсобное хоз-во), также окончились неудачно. Ликвидировали МашТракСтанции, технику передали в колхозы, но они не могли расплатиться за нее и содержать, пытались укрупнить колхозы, но это не помогло ежегодно они разорялись. В 1956 родилась «кукурузная эпопея», после посещения Хрущевым США, в приказом порядке было дано задание засевать поля кукурузой, из-за не тех климатических условий, урожая не получилось. Провалилась идея сдачи мяса, было уничтожено много молочного скота. Не смотря на все, жизненный уровень народа повышался. Повысили мин. зарплату и пенсию. Сократили пенсионный возраст (М-60 лет, Ж-55 лет). Развивалось жилищное строительство. За 10 лет жил фонд увеличился на 80%. В культурной жизни страны тоже наступила оттепель. Были проведены реформы образования: Увелич. срок обучения на 1 год (с 10 до 11). Ввели 2 дня производ. обучения. Студенты Технарей обязательно работали простым рабочими. Частично это удалось. Потеря Хрущевым авторитета. В области истории: пересмотр роли Сталина в истории страны. При этом имелись и перегибы.

Весь мир в тот период был охвачен НТР. Но наша НТР развивалась в рамках ВПК: освоение космоса (первый спутник, Гагарин), применение атомной энергии (создан инст-т ядерн исслед, перв атомный ледокол), хим. пром. В отношении литературы были свои перегибы: идеалогия вмеш в творческий процесс, низкий худ. вкус власти. Гласность в ней допускали до определенного предела, особенно то что касалось Сталина, репрессий и власти. Хрущев с трибуны критиковал и махал кулаком и учил, как писать. В то же время возникали новые журналы (в.ч. иностр.лит). В Москве открылся театр "Современник", в быт входило телевиденье. Конец политической карьеры Хрущева. На протяжении всего периода правления Хрущева у него постоянно была оппозиция. Неоднократно его пытались сместить, но не удачно. Вначале 60-х годов авторитет Хрущева стал падать, это было вызвано повышением цен на продукты. Стали нарастать кризисные явления в экономике, замедлялись ее темпы. Каждая область боролась за создание своего Совнархоза. Началось возрождение министерств. В 1962 году был создан ВСНХ (высший совет народного хозяйства), который встал над гос. планом, гос. строем и другими органами. Централизация управления, усиливались. Недовольство общества нарастало. В 1963 году исчез хлеб (неурожай на целине). В итоге были использованы резервы, стали закупать хлеб в США. Однако это проблему не решило, и была введена карточная система. Хрущев был обречен.

В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущева от занимаемой должности. Его отставка явилось результатом заговора партийных руководителей: Брежнев, Козлов, Суслов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...
27760. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20.86 KB
  в книге Теория социализации употребил его в значении близком к современному развитие социальной природы или характера индивида подготовка человеческого материала к социальной жизни. говоря о социализации почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Анализ многочисленных концепций социализации показывает что все они так или иначе...