88036

Основные черты развития государства и права в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С одной стороны страны Центральной и ЮгоВосточной Европы добились в тот период известных успехов в развитии экономики и улучшения жизни населения. Но с другой стороны в развитии этих стран все более сказывались и негативные кризисные тенденции. В странах Центральной и ЮгоВосточной Европы продолжалась ускоренная индустриализация.

Русский

2015-04-25

39.7 KB

0 чел.

Основные черты развития государства и права в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

В развитии европейских социалистических стран в конце 50-х-первой половине 70-х годов существовала большая противоречивость процессов социально - экономической жизни общества. С одной стороны, страны Центральной и Юго-Восточной Европы добились в тот период известных успехов в развитии экономики и улучшения жизни населения. Но, с другой стороны, в развитии этих стран все более сказывались и негативные, кризисные тенденции. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы продолжалась ускоренная индустриализация. Статистика этих стран демонстрировала впечатляющие цифры общего роста производства. В первой половине 70-х гг. ежегодный прирост промышленной продукции в среднем достигал 6-8%. Преимущественное развитие получила тяжелая промышленность. Вводились в строй новые индустриальные гиганты, промышленные комплексы, металлургические комбинаты. Больше внимания стало уделяться новым отраслям - приборостроению, электронике, химии.

При ряде общих черт задачи и ход индустриализации имели свои отличия по странам. ГДР и Чехословакия (в большей степени Чехия) выделялись в регионе своей принадлежностью к развитым индустриальным государствам. Здесь было больше возможностей уделять внимание развитию новейших отраслей производства, связанных с научно-техническим прогрессом и с использованием высококвалифицированной рабочей силы. Важной спецификой ГДР оставалось то, что она являлась продуктом раскола прежде единой страны и находилась на передней линии противостояния двух социальных систем и военно-политических блоков. В ГДР остро стояли задачи экономического соревнования с другим немецким государством - ФРГ, более богатым и обеспеченным, динамично развивавшимся соседом. В то же время сказывалась скудость местных сырьевых ресурсов, зависимость от их поступления из СССР. В ГДР были построены крупные электростанции на буром угле, мощный нефтеперерабатывающий завод на базе советской нефти. С 1957 г. действовал построенный с помощью СССР атомный реактор. Развивались электротехническая, химическая, электронная промышленность, приборостроение. По общему объему производства ГДР вошла в первую десятку стран мира, занимая второе (после СССР) место среди социалистических стран. Польша несколько отставала по уровню промышленного развития от ГДР и Чехословакии, хотя опережала остальные государства региона. За нею следовала Венгрия. Здесь больший удельный вес принадлежал сельскому хозяйству, более значительной была доля сельского населения, чем в ГДР и Чехословакии. Венгрии пришлось потратить около двух лет на восстановление экономики после трагических событий 1956 г. В Польше и особенно в Венгрии в большем объеме стояли задачи развития тяжелой индустрии. 3/4 капитальных вложений в промышленность в Венгрии направлялось на строительство предприятий в аграрных районах, где прежде промышленность почти отсутствовала. Стимулировались высокие темпы индустриального роста, с тем чтобы приблизиться к уровню промышленно развитых государств. Еще в большей степени от уровня ГДР и Чехословакии отставали Югославия, Болгария и особенно Румыния, преимущественно аграрные прежде страны. Наиболее сложные проблемы стояли перед Албанией, которой предстояло преодолеть вековую отсталость и замкнутость, практически полное отсутствие промышленности, рутинный, патриархальный характер сельского хозяйства, крайне низкий уровень социального развития. За 50-е годы в Албании с помощью СССР были созданы предприятия нефтяной, горнорудной, легкой и пищевой промышленности. Но в 60-е годы дальнейшее экономическое развитие Албании затормозилось из-за разрыва связей с внешним миром, за исключением Китая.

Особое внимание уделялось социальной политике. Повышался уровень жизни населения. Практически отсутствовала безработица. Увеличивались социальные расходы государства. Развивались культура, здравоохранение, образование, жилищное строительство.

Утверждение государственной и кооперативной собственности в экономике, достижения индустриализации и социальной политики трактовались в официальных партийно-государственных документах этих стран как «завершение построения основ социализма». Было объявлено о переходе к построению вслед за СССР «развитого социалистического общества». Болгарское руководство заявило об этом в конце 50-х, руководство остальных государств - в начале или середине 60-х годов.

Однако почти полное огосударствление экономики, командно-административная система хозяйственного руководства, диктат центра препятствовали конкуренции, хозяйственной самостоятельности предприятий. Главный акцент делался на выполнении устанавливавшихся сверху плановых количественных показателей роста промышленной продукции, часто в ущерб ее качеству. Непомерно разбух административно-управленческий аппарат. Трудящиеся ощущали себя фактически отчужденными от государственной собственности и от реального участия в управлении производством. Сказывалась также тенденция к уравниловке в оплате труда, сковывалась инициатива. Все это снижало заинтересованность работников в результатах труда и в совершенствовании производства. Объем промышленной продукции увеличивался не столько за счет роста производительности труда, сколько благодаря массовому притоку новой рабочей силы, прежде всего из деревни.

Преимущественно экстенсивный характер развития экономики не позволял в должной мере использовать достижения научно-технической революции. На начальной стадии НТР по некоторым направлениям научно-технического прогресса с США успешно конкурировал СССР. Об этом свидетельствовали советские достижения в освоении ядерной энергии, космоса, ракетной техники. Но затем стала обнаруживаться неприспособленность сложившейся системы хозяйствования в странах, называвших себя социалистическими, к интенсивному экономическому прогрессу. Дальнейшее развитие НТР затормозилось, и они стали все более отставать по уровню научно-технического и экономического прогресса от высокоразвитых стран Запада. Низкой была эффективность государственных капиталовложений в экономику, долгими -сроки их окупаемости. В результате подрывалась конкурентоспособность товаров социалистических стран на мировом рынке. К тому же рост тяжелой индустрии происходил в ущерб производству товаров народного потребления, которое не поспевало за ростом спроса населения .Во второй половине 50-х годов был взят курс на ускорение производственного кооперирования сельского хозяйства. Кооперирование крестьянства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы имело отличия от коллективизации в Советском Союзе. Земля не национализировалась, а передавалась в собственность кооперативам. Частично возмещалась стоимость внесенного крестьянином имущества. Допускался прием в кооперативы зажиточных крестьян. Но и здесь, как в СССР, при коллективизации имели место административный нажим и нарушения добровольности. Кооперативы фактически оказались под контролем государства и обязаны были отдавать ему основную товарную массу продукции, часто на невыгодных для крестьян условиях. В результате и в сельском хозяйстве, как и в промышленности, труженики по сути не ощущали своей причастности к коллективной собственности и были мало заинтересованы в развитии производства. Многие сельские жители, особенно молодежь, устремились в города.

Наряду с доминировавшим государственным сектором в ГДР, Венгрии и Польше в промышленности, ремесле, торговле и сфере услуг сохранялся мелкотоварный частный и смешанный государственно-частный сектор. В Югославии действовала система самоуправления государственных предприятий. Но она обесценивалась наличием и здесь сильного контроля центральных властей и отчислением большей части прибылей государству.

Все это поставило перед странами Центральной и Юго-Восточной Европы задачу проведения экономических реформ. Их целью было исправить положение в экономике, создать эффективные хозяйственные механизмы, способные обеспечить интенсивный путь развития, дать больше самостоятельности предприятиям, заинтересовать работника в росте производительности труда и в результатах деятельности предприятий, расширить сферу действия товарно-денежных рычагов. Ранее других еще в 1963 г., к экономическим реформам приступила ГДР. Здесь были созданы крупные объединения государственных предприятий, которым была дана некоторая самостоятельность в решении ряда вопросов, в разработке планов развития. Создавались производственные комитеты трудящихся. Работники получили определенные экономические стимулы. Увеличилась помощь государства мелкотоварному сектору и смешанным предприятиям. Во второй половине 60-х годов, экономические реформы были предприняты в Болгарии и Польше.

Наиболее энергично реформы стали осуществляться с 1968 г. в Венгрии, где предприятия получили расширенные права в хозяйственной деятельности, в составлении и осуществлении производственных планов. Поощрялась материальная заинтересованность трудящихся в результатах деятельности предприятий. Стимулировалось мелкотоварное частное хозяйство. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, улучшено положение крестьян.

Однако эффективному развитию интеграции препятствовали отсутствие свободного рынка, громоздкость и неповоротливость огосударствленной экономики, многоступенчатых централизованно-бюрократических рычагов управления и принятия решений. Сосредоточение экономических и торговых связей социалистических стран в основном в рамках СЭВ способствовало их обособлению от внешнего мира и ввиду более динамичного развития мирового капиталистического хозяйства сопровождалось снижением конкурентоспособности продукции стран-членов Совета на мировом рынке.

85. Основные черты развития государства и права в странах Латинской Америки

Война за независимость и образование латиноамериканских государств. Процесс становления колониальных систем Испании и Португалии начался еще в конце XV — начале XVI в., то есть в эпоху средневековья и рассматривался как обращение в христианство язычников индейцев. Конкистадоры уничтожили индейскую государственность, и широкое распространение получила система полукрепостнического и полурабского труда индейцев. Руководство политикой Испании в колониях первоначально осуществляла Торговая палата, а с 1524 г. — Совет по делам Индий, созданный при короле Испании. Этот совет издавал законы для колоний, назначал администрацию и был высшей апелляционной инстанцией для всех колониальных судов. Вице-короли в Америке осуществляли высшую власть и олицетворяли собой испанскую корону. В конце XVIII в. в Латинской Америке существовали четыре вице-королевства: Новая Испания (со столицей в Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима) и Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). В Других колониях, меньших по значению для испанского короля, назначались генерал-капитаны. Они номинально подчинялись вице-королям, но фактически пользовались всей полнотой власти. К концу XIX в. образовались генерал-капитанство в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. В дальнейшем границы, сложившиеся между этими образованиями, станут основой для границ самостоятельных латиноамериканских государств.

На все высшие должности в колониальной администрации назначались выходцы из числа испанской феодальной знати, которых присылали в колонию на срок от 3 до 6 лет. В городах сохранились некоторые традиционные формы муниципального управления Испании. Управление городами осуществляли советники — рехидоры. Католическая церковь играла огромную роль в управлении колониями. Она была крупным землевладельцем.

Постепенно в Латинской Америке сложился многоступенчатый бюрократический аппарат, который, пользуясь отдаленностью, допускал любые беззакония, самовластие. Чтобы регламентировать все стороны жизни, в колонии в 1680 г. издается Свод законов Индий — первый в истории официальный сборник колониального права. Эти законы определяли систему феодальной поземельной собственности и сословное деление общества. Бразилия являлась колонией Португалии, и там система управления была схожа с испанской.

Освободительная война 1810—1826 гг. и образование независимых государств. В колониях постепенно зарождались и развивались капиталистические отношения. На этом фоне в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание. Политика метрополий вызывала широкое недовольство различных слоев населения: индейцев, метисов, мулатов, в том числе, нарождающейся буржуазии и латифундистов-креолов. После смещения в Испании Наполеоном I законного короля Фердинанда VII из династии Бурбонов, в 1810 г. начались антииспанские выступления. В 1815 г. восстановленный на престоле испанский король Фердинанд VII вновь утвердил свое господство в колониях. При этом он использовал метод уступок и распространил в Латинской Америке демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании. К концу освободительной войны на месте бывших колоний возникли следующие независимые государства: Аргентина. Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай. Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Это создало более благоприятные условия для развития капиталистических отношений. В большинстве стран была запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, были отменены сословия, упразднены дворянские титулы, утверждалась неограниченная частная собственность и провозглашались свободы. Старый аппарат управления упразднялся. На первых порах вводились новые для молодых государств правовые институты: выборность государственных органов, введено право на защиту, провозглашалась презумпция невиновности. Но преобразования не привели к коренному изменению основ жизни, поскольку население бывших колоний имело низкую правовую культуру и находилось в плену традиционных представлений о незыблемости власти короля и чиновников и не было готово к ликвидации полуфеодального образа жизни и эксплуатации.

Первые конституции стран Латинской Америки. С самого начала основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех вновь образованных государствах был конституционализм. Идеи республиканизма легли в основу первых конституций латиноамериканских государств, что было вызвано влиянием конституционной практики в Соединенных Штатах Америки. По конституции 1826 г. в Аргентине и по конституции 1824 г. в Мексике были провозглашены республики. Монархическая форма правления утвердилась лишь в Бразилии. В период становления и развития латиноамериканских государств утвердились идеи федерализма. Еще лидеры войны за независимость выступали за создание сильных унитарных государств, что объективно отражала потребность капиталистического развития. Латифундистские и клерикальные круги поддерживали идею конфедеративного или федеративного государственного устройства, поскольку боялись вмешательства в экономическую жизнь и реформ, затрагивающих их отношения с крестьянством. В своеобразных условиях Латинской Америки провозглашенные в конституциях передовые идеи претерпели существенные изменения, отражавшие особенности латиноамериканского общества в тот период. Первые конституции оказались недолговечными из-за отсутствия политической стабильности, сепаратизма отдельных провинций и постоянной борьбы за власть конкурирующими группировками. История латиноамериканских государств в XIX в. Каудилизм и диктаторские режимы. В большинстве латиноамериканских республик сохранялись крупные латифундии и полуфеодальные, а в Бразилии и рабовладельческая форма эксплуатации. При этом имела место социальная и духовная подавленность большей части населения. После установления конституционного строя сложились две соперничающих группировки. Бывшие монархисты и приверженцы бюрократического управления объединились в консервативную партию. Она стала защищать интересы крупных землевладельцев и церкви. Другие круги латифундистов, заинтересованные в торгово-промышленном развитии своих стран, объединились в либеральную партию. Эти партии получили названия «исторических». В течение XIX в. консерваторы чаще находились у власти. Эти партии ставили перед собой задачу захвата власти и создание авторитарного режима. Они делали ставку на одного сильного лидера (каудильо). Последние зачастую приходили к власти не в результате выборов, а в результате насильственного захвата власти, в том числе, путем государственного переворота. Каудилизм стал системой и строился не на конституционно-правовой основе, а на грубой силе и харизматическом авторитете предводителя. Он тормозил становление демократических форм общественной жизни. Авторитарные и диктаторские режимы базировались на милитаризме. Как правило, власть захватывали каудильо, которые являлись выходцами из армейской верхушки. Армия была поставлена в исключительное положение и часто становилась арбитром в политических конфликтах. В XIX в. государственные перевороты стали частым явлением.

Конституционная нестабильность. Как правило, новый президент-каудильо отменял действовавшую конституцию и спешно принималась новая. В XIX в. в Эквадоре сменились 12 конституций, в Боливии — 9. в Колумбии — 11, в Венесуэле — 11 и т.д. Внешние демократические формы в большинстве конституций сохранялись, но были декорацией для «политических игр». В избирательных системах этих стран установили различные ограничения, которые мешали значительной части населения участвовать в выборах. Как способ обеспечения политической стабильности во многих государствах использовался особый правовой институт - «осадное положение», согласно которому президент приостанавливал конституционные права и гарантии граждан. Это давало ему возможность расправы со своими оппонентами. Конституционное развитие Аргентины и Мексики в XIX в. Конституция Аргентины принята в 1853 г., Мексики — в 1857 г. В конституции Аргентины нашли свое отражение идеи североамериканских федералистов конца XVIII в. В Аргентине закрепилась власть местных латифундистов-каудильо. В каждой провинции этого государства была создана своя конституция «республиканского представительного характера». Верховный суд страны рассматривал все конфликты между провинциями. Конституция Аргентины также устанавливала свободу предпринимательства, торговли, единые таможни и тарифы и подтверждала неприкосновенность частной собственности.

Конституция Мексики 1857 г. запрещала рабство и долговую кабалу, ограничивала церковное землевладение, отменяла ряд привилегий военных и церкви, а также декларировала право неприкосновенности личности, политических прав и свобод. Но в дальнейшем, в 1876 г. в Мексике была установлена кровавая 30-летняя диктатура П. Диаса, которого поддерживали латифундисты страны и американские нефтяные компании.

В XIX в. наиболее значительные перемены и государственном строе произошли в Бразилии. В 1888 г. было отменено рабство, усилилась борьба за республику, которая привела к краху монархии. В 1891 г. в Бразилии была принята конституция, которая закрепила федеративное устройство государства. Каждый штат имел свою конституцию, создавал свою систему органов управления, контролировал эксплуатацию рудников и государственных земель, а также обладал другими значительными полномочиями. Федеральные власти не имели права вмешиваться в дела штатов, за исключением тех вопросов, которые отнесены к компетенции центральной власти: содержание армии, внешние дела и др. Эта конституция содействовала становлению гражданского общества в Бразилии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5000. Рынок: сущность. Противоречия рынка 145.5 KB
  Введение Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по все...
5001. Система учета затрат direct costing и условия ее наиболее эффективного применения на предприятии 130 KB
  Система учета затрат directcosting и условия ее наиболее эффективного применения на предприятии Введение В современной обстановке перехода к рынку, постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Д...
5002. Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике 185.5 KB
  Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике Введение Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни люд...
5004. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А 205.2 KB
  Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А (L=1450 мм) Введение Перед автомобильной промышленностью в настоящее время стоят задачи, связанные с увеличением выпуска экономичных автомобилей с дизельными двигателями, позволяющих значительно сократить расход ...
5005. Выбор системы автоматического управления сверлильно-расточно-фрезерного станка модели 600V 100 KB
  Выбрать систему автоматического управления сверлильно-расточно-фрезерного станка модели 600V, проспект Стерлитамакского станкостроительного завода прилагается. Список сокращений САУ – система автоматического управления УЧПУ...
5006. Проект геодезического обоснования стереотопографической съемки масштаба 1:5000 302 KB
  Топографические карты, созданные в результате обработки данных топографической съемки, используют в различных областях человеческой деятельности. Без карт невозможна работа по прокладке нефтепроводов и газопроводов, строительству электрост...
5007. Экономическая система: понятие, структура, генезис 180 KB
  Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возоб...
5008. Анализ стилевых особенностей и имиджа менеджера 309 KB
  Общество представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаи...