88039

Латиноамериканские государства; становление и развитие

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экономическая отсталость колоний национальный гнет политическое бесправие ослабление метрополий Испании и Португалии в период наполеоновских войн влияние Войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции стали причинами подъема народов Латинской Америки на борьбу за независимость. Война за независимость испанских колоний вспыхнула в 1810 г. Война за независимость в Мексике. была объявлена независимость Мексики а в следующем году принята конституция провозгласившая Мексику республикой.

Русский

2015-04-25

34.42 KB

0 чел.

Латиноамериканские государства; становление и развитие.

Экономическая отсталость колоний, национальный гнет, политическое бесправие, ослабление метрополий — Испании и Португалии в период наполеоновских войн, влияние Войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции стали причинами подъема народов Латинской Америки на борьбу за независимость. Ограничение торговых связей с метрополиями во время наполеоновских войн привело к кризису колониальной экономики. Существенный урон плантационному хозяйству нанесло сокращение работорговли в начале XIX в. В этих условиях возникали тайные общества, ставившие своей целью свержение колониального гнета; широкое распространение получили произведения французских просветителей.

Война за независимость испанских колоний вспыхнула в 1810 г. и охватила три основных района континента: Мексику и Центральную Америку; северную часть Южной Америки, где главными центрами борьбы стали Венесуэла и Новая Гранада (Колумбия); южную часть Латинской Америки, включая Аргентину, Уругвай, Парагвай, Чили.

Война за независимость в Мексике. Освободительное движение в Мексике, начавшись в 1810 г., приняло характер массового крестьянского восстания под руководством священника Мигеля Идальго. Повстанцы смогли нанести испанской регулярной армии ряд поражений. Им удалось окружить столицу Мехико, однако взять ее они не смогли. Идальго был пленен испанцами и расстрелян. Его дело продолжил священник Хосе Морелос. Он добивался отмены рабства, возврата индейцам их земель. В 1813 г. была объявлена независимость Мексики, а в следующем году принята конституция, провозгласившая Мексику республикой.

Регулярные испанские части сумели привлечь на свою сторону крупных землевладельцев и разбили восставших. Морелос был казнен, а в стране вновь восстановлен колониальный режим. Однако война за независимость, которую возглавил Итурбиде, продолжалась до 1821 г. В ходе войны было отменено рабство, но крестьяне так и не получили освобождения от феодальной зависимости.

Война в Южной Америке. Видным центром освободительного движения стала Венесуэла, заметную роль в политической жизни которой играло «патриотическое общество». Среди его участников выделялись Франсиско Мирандо (1750 — 1816) и Симон Боливар (1783 — 1830). Оба были выходцами из богатых креольских семей. Мирандо участвовал в Войне за независимость североамериканских колоний, во Французской революции конца XVIII в. Боливар получил образование в Европе, где проникся идеями Вольтера и Руссо, стал убежденным республиканцем. Будучи блестящим оратором и публицистом, он обладал и незаурядным полководческим талантом, создал освободительную армию Венесуэлы, стремился придать борьбе против испанцев всенародный характер.

Первыми в Венесуэле поднялись на борьбу жители Каракаса. 5 июля 1811 г. созванный Национальный конгресс провозгласил независимость Венесуэлы. Аристократическая верхушка стремилась не допустить перерастания движения за независимость в широкое социальное движение. Это предопределило временное поражение революционных сил. В 1812 г. пала первая Венесуэльская республика. Боливар эмигрировал и в Новой Гранаде создал армию, совершившую успешный поход в Венесуэлу. В 1813 г. возникла вторая Венесуэльская республика, в скором времени тоже разгромленная. Лишь после этого руководство осознало необходимость включения в программу борьбы за независимость социальных требований — об отмене рабства, о земле, конфискации имущества у сторонников испанской короны, передаче в собственность индейцев общинных земель, защите гражданских прав. Под знамена Боливара собирались городские низы и крестьяне, в его армии сражались креолы, метисы, мулаты, индейцы, негры, несколько тысяч добровольцев из разных стран. В 1816 г. испанцы в Венесуэле были разгромлены. Затем Боливар во главе армии совершил переход через высокогорные перевалы Анд в Новую Гранаду, вступил в ее столицу Боготу и освободил всю территорию этой страны. Народный конгресс Венесуэлы в 1813 г. провозгласил его Освободителем. В 1821 г. возникло объединенное государство Великая Колумбия, в которое вошли Венесуэла, Новая Гранада, Панама и Эквадор.

Война за независимость в Аргентине, Чили, Перу. В мае 1810 г. в столице Аргентины Буэнос-Айресе вспыхнуло антииспанское восстание, в ходе которого власть перешла в руки Временного правительства. Однако окончательный разрыв с метрополией произошел после шестилетней войны. Выдающуюся роль в ней сыграл военный деятель Сан-Мартин (1778 — 1850). Он родился в семье чиновника колониальной администрации, получил военное образование в Испании, участвовал в войне испанского народа против французских завоевателей. В 1812 г. Сан-Мартин вернулся на родину, примкнул к радикальному крылу патриотов и был назначен командующим андской армией, которая отражала угрозу, исходившую от оплота испанцев — Перу. Аргентинский народ оказывал поддержку армии Сан-Мартина. Бедняки отдавали последние деньги, богатые жертвовали золото и драгоценности. В 1817 — 1818 гг. андская армия изгнала испанцев из Аргентины и Чили. В 1821 — 1822 гг. два потока освободительного движения — армия Боливара, освобождавшая Эквадор, и армия Сан-Мартина, наступавшая из Чили на территорию Перу, соединились. Велись упорные икровопролитные бои, так как в Перу находилась сильная испанская армия. 9 декабря 1824 г. была разгромлена крупная испанская группировка в битве при Аякучо. В 1826 г. произошло освобождение Верхнего Перу, которое было объявлено независимым государством и названо в честь Боливара Боливией. Война испанских колоний за независимость завершилась.

В Бразилии, колонии Португалии, освободительное движение имело свои особенности. Сюда во время наполеоновского нашествия на Португалию бежал король. В период португальской революции 1820 г. была провозглашена независимость Бразилии, но с сохранением монархии. Императором стал старший сын португальского короля Педру I. Его власть в незначительной степени ограничивалась конституцией, в стране продолжал существовать институт рабства^ В результате Войны за независимость в Латинской Америке возникли независимые государства (кроме Кубы и Пуэрто-Рико). Хотя в годы войны были ликвидированы многие препятствия на пути прогресса, аграрный вопрос не был решен. Земли, конфискованные у испанцев, перешли в руки новой земельной аристократии, сформировавшейся в ходе войны, прежде всего военных руководителей. В политическом отношении Война за независимость закончилась компромиссом между еще слабой буржуазией и новой аграрной олигархией.

Развитие латиноамериканских стран. Становление национальных государств проходило в обстановке вражды между различными политическими группировками внутри страны, а также экспансии США и европейских стран. Здесь с трудом преодолевались последствия колониального господства. В экономику молодых государств стал активно внедряться иностранный капитал, прежде всего английский, американский, позже германский, через рынки сбыта промышленных товаров, займы.

Латифундисты, владельцы рудников, торговая буржуазия, заинтересованные в свободном ввозе из Европы предметов роскоши, выступали противниками ограждения слабой национальной промышленности от иностранной конкуренции. Развитие капитализма происходило медленно, с сохранением крупного землевладения, привилегий торговцев, военных и церкви. Подавляющая часть населения не имела земли, вынуждена была работать в латифундиях — земельных владениях в десятки тысяч гектаров, где широко использовались докапиталистические формы. Промышленный переворот в большинстве латиноамериканских стран начался лишь в конце XIX в. Быстро росла внешняя задолженность молодых стран. Для ее погашения приходилось брать новые займы, что еще больше усугубляло положение. Выплата по процентам составляла значительную часть национального дохода.

Экономическое проникновение иностранных государств сочеталось с открытой агрессией, вооруженной интервенцией, захватом территорий. Англичане спровоцировали Тихоокеанскую войну 1879 — 1884 гг. между Чили, с одной стороны, и Перу, Боливией — с другой. В 1898 г. вспыхнула испано-американская война, в результате которой США лишили кубинский народ результатов многолетней борьбы за независимость. США оккупировали Пуэрто-Рико, расчленили Панаму, вводили свои войска в Никарагуа, Доминиканскую Республику, на Гаити, в Мексику. Однако латиноамериканским государствам все же удалось отстоять свою политическую независимость.

В период после завоевания независимости быстрее всего капиталистические отношения развивались в Мексике, где зародилась горнорудная и текстильная промышленность, учреждались банки и акционерные общества. В период революции и гражданской войны 1854 — 1860 гг. в Мексике была объявлена свобода предпринимательства, демократические свободы, отменены привилегии церкви. Правительство приостановило уплату процентов по займам у иностранных банкиров, что привело к вооруженной интервенции европейских держав — Англии, Испании, Франции в 1861 — 1867 гг. Мексиканский народ поднялся на борьбу и изгнал интервентов. После восстановления независимости Мексики здесь установилась диктатура П. Диаса. Он уничтожил все политические ^социальные свободы, которых добился мексиканский народ, жестоко преследовал своих политических противников и инакомыслящих.

Вместе с тем капиталистические отношения в Мексике в эти годы быстро развивались. В экономику страны интенсивно привлекался иностранный капитал. Национальная буржуазия видела в этом главное препятствие на пути укрепления своей власти.

Мексиканская буржуазная революция 1910 — 1917 гг., для которой главным являлся аграрный вопрос и которая представляла собой столкновение социальных, политических интересов, сильно подорвала помещичье землевладение и привела к власти промышленную и аграрную буржуазию.

Достижения в области культуры. На развитие национальных культур стран Латинской Америки благоприятно сказалось завоевание независимости. Пробуждение национального самосознания отразилось во всех сферах культурной жизни.

В лучших литературных произведениях утверждались народные традиции, отражалась борьба за свободу и независимость. Мексиканский писатель Фернандес де Лисарди опубликовал в 1816 г. первый в Латинской Америке роман «Перикильо Сарньенто». В середине XIX в. возникло литературное течение — костумбризм (от исп. costumbre — обычай), отображавшее национальное своеобразие народов и подготовившее почву для развития реализма. Большой вклад в литературу внесли аргентинец X. Р. Эрнандес, перуанец М. Г. Прада, никарагуанец Р. Дарио, добившийся мирового признания. Важную роль в становлении кубинской литературы сыграл поэт и политический деятель Хосе Марти (1853 — 1895), погибший во время борьбы с испанскими колонизаторами.

В изобразительном искусстве с достижением национальной независимости произошел поворот от церковной тематики к светской, развивалась портретная и монументальная живопись, больше внимания уделялось бытовому жанру, социальным проблемам. В архитектуре наряду с барокко распространялся классицизм. В этом стиле построены Национальный театр в Мехико, храм Темплете в Гаване. Появились здания нового типа — банки, отели, вокзалы, магазины. В конце XIX в. в Буэнос-Айресе строятся первые небоскребы. Латиноамериканские архитекторы активно использовали настенную живопись и скульптуру, что составляет их национальное своеобразие.

В музыкальном искусстве выделялись три музыкальных пласта — индейский, креольский, афро-американский. Получает развитие профессиональное композиторское творчество, сначала в сфере церковной музыки, а затем и светских музыкальных жанров — хоров, романсов, опер. Однако только в начале XX в. профессиональная музыка освобождается от подражания европейской, осмысливается народный национальный фольклор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62528. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» 23.19 KB
  Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.
62529. Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» 498.68 KB
  Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...
62530. Сложение и вычитание числа 3 156.85 KB
  Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения...
62531. Внетабличное сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение вида 36 + 2; 36 + 20 3.04 MB
  Работа с интерактивным учебником. Первичное закрепление знаний коллективная работа работа у доски. Работа с интерактивным учебником работа в парах. Самостоятельная работа.
62532. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ 1.66 MB
  Цель урока: Формировать навыки сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел; развивать логическое мышление, устойчивость внимания, память; воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету, любовь к природе, чувство взаимопомощи и милосердия.
62533. Табличное умножение и деление 18.99 KB
  Задание для второй команды 9. За правильный ответ команда получает 1 балл фишка соответствующая по цвету эмблеме команды Если представитель команды не знает ответ то право ответа передается представителю другой команды и балл получает другая команда.
62534. Таблиці додавання й віднімання числа 9. Периметр многокутника 26.41 KB
  Відповідь: а трикутник – многокутник геометрична фігура б квадрат – чотирикутник многокутник геометрична фігура До поданих понять добери два родові поняття. а квадрат і прямокутник...
62535. Монастырь 71.21 KB
  Странник называет монастыри Саратовской области места где они находятся Иргизско Воскресенский монастырь Криволучье Свято Алексиевский Саратов Свято Никольский мужской монастырь Саратов Свято Никольский монастырь пос. Мопр Свято Сергиевский монастырь...