88045

Государственный строй и социальная структура Вавилона и Древнего Египта

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная И верховная религиозная власть.

Русский

2015-04-25

30.15 KB

0 чел.

Государственный строй и социальная структура Вавилона и Древнего Египта

Государственный строй и социальная структура Вавилона

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная И верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. .

Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум); во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и прёйители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды, Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина, над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных, и неполноправных. Полноправные свободные граждане ("авилум"-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане, в свою очередь, не были однородным сословием.. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммуpanи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкенум" (покорные). Вопрос о "мушкенум" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Наряду .с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"; функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.

Государственный строй и социальная структура Древнего Египта

Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного крестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.

Во главе государства находился фараон, у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.

Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:

глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);

руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);

градоправитель столицы и высшая полицейская власть;

глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);

глава военной власти (в эпоху Нового царства).

На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.

Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54879. О писанко! Ти – символ України 104.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з історичними традиціями святкування Великодня з релігійними обрядами пов’язаних з писанкарством; виховувати цікавість пошану до народних звичаїв та свят; вчити розмальовувати писанки; розвивати фантазію художній смак. Обладнання: інтер’єр української світлиці: стіл рушники ікони паски вербові гілки яйця крашанки писанки крапанки фабричні дерев’яні писанки карта України добірка літератури про традиції святкування Воскресіння Христового писанки із завданнями мультимедійна...
54880. Інтегрований урок в 7 класі (інформатика, трудове навчання) 674.5 KB
  Ще одну писанку встановили у 2007 році на острові Хортиця. Учень Розмалюю писанку я сама Хоч іще маленька та дарма На звичайній крашанці жовтенькій Намалюю смужечки синенькі Червоні цяточки зелені листочки Рожеві блакитні пелюсточки Вийшла в мене писанка кольорова Ніби крапля сонечка веселкова Учень Вважається що чим більше кольорів на писанці тим вона магічніша тим...
54881. Мово українська, мово моя рідна 475.5 KB
  Особливої наруги зазнала наша мова оскільки саме вона була і буде мовою українського народу. Як саме виникла наша мова і яка історія виникнення письма Важкий шлях пройшла мова до сьогодення. Українська мова функціонує як національна мова нашого народу. Поза межами нашої держави українська мова в усній формі поширена в Білорусі Молдові.
54882. Свято до Дня української писемності 265.09 KB
  9 листопада –День української писемності та мови. Впродовж кількох століть український народ привчали до думки про нібито вторинність української мови ретельно приховуючи від українців величезний масив української ж писемності історії та культури яка сягає глибокої давнини і нараховує багато тисячоліть. Процес унормування загальнонародної української мови вчені відносять до ХІІІХІV століття.
54883. Веселий світ Грицька Бойка 59.5 KB
  Мета: Познайомити учнів з життям і творчістю поета земляка Г. Бойка по казати багатогранність його творчості. Бойка та відомих гумористів виставка книжок з творами Г. Бойка виставка ілюстрацій під назвою Поезія Г.
54885. Основы безопасности питания. Практическая работа «Моделирование ситуации и выполнение алгоритма оказания первой помощи при отравлении и кишечных инфекциях» 208 KB
  Учащиеся самостоятельно задают своим одноклассникам заранее подготовленные вопросы. Учащиеся делают вывод: Основой безопасного питания является умение оценивать качество пищи соблюдать правила ее приготовления хранения. Как вы оцените эту ситуацию Учащиеся высказывают свое мнение по данной ситуации. Формирование понятия несбалансированное питание б Болезни к которым приводит некачественное несбалансированное питание: гастриты язвенная болезнь желудка кариес зубов Учащиеся поочередно рассказывают об этих болезнях и их последствиях.
54886. Півник гарний є у мене 29.5 KB
  Вихователь пропонує дітям відгадати загадку: Що за красень на світанку Кукурікає на ганку В кого гарний гребінець Хто цей славний молодець півник Вихователь. Вихователь. Вихователь. Вихователь.
54887. Організація керування пізнавальною діяльністю студентів засобами інформаційно – комунікаційних технологій 43 KB
  При цьому він буде розміщений на одному лазерному компактдиску містити багатоваріантні завдання для перевірки знань в інтерактивному режимі для кожного рівня. Зміст визначається як відображення фрагменту навчальної дисципліни в тестовій формі форма як засіб звязку упорядкування елементів завдання. По формі всі відомі в теорії і практиці тестові завдання можна розділити на чотири основні групи. Якщо до завдань додаються готові відповіді на вибірзвичайноодин правильний а інші неправильні то такі завдання називаються завданнями з...