88051

Социальная структура и правовое положение основных групп населения Спарты

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Аристократическая община равных не участвовавшая в производстве материальных ценностей представляла класс эксплуататоров пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции не давая возможности разбогатеть комулибо из спартиатов лишив их права продажи земли илотов и осуществляя время от времени передел клеров. После вторжения дорийцев в Лакедемонию значительная часть местного населения в основном...

Русский

2015-04-25

30.08 KB

10 чел.

Социальная структура и правовое положение основных групп населения Спарты

Общественный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения. Общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержание постоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов. Все своеобразие общественной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие «общине равных» черты.

Формирование социальной структуры спартанского общества происходило в процессе завоевания территорий. Так уже в процессе завоевания Лаконии определились основные особенности общественного строя и экономики Спарты и сформировались три основных сословия спартанского общества: полноправные граждане, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Спартанское общество VI - V вв. характеризуется стабильностью своего социального строя. Серьезные изменения в социальной структуре спартанского полиса произошли уже после Пелопонесской войны.

Спарта являлась одним из примеров общественной организации аграрного полиса. Можно выделить несколько факторов, определивших формирование социальной системы Спарты:

· сугубо аграрнй характер ее экономики (малая роль торгово-ремесленного сектора, преобладание натурального хозяйства и слабое развитие товарного производства);

· повышенная роль военного элемента во всей истории спартанского общества;

· политика правящей элиты (тормозила развитие товарно-денежных отношений).

Спартиаты («Община равных»)

Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей.

С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга).

Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

Как член «общины равных» спартиат имел всю полноту гражданских прав и все привелегии, связанные с ними. Как член Народного собрания и как воин ополчения он принимал участие во всех делах государственного управления. Фундаментальной особенностью спартанского менталитета было доверие к избранным властям, которым каждый спартиат делегировал свои политические права.

Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров. После Пелопонесской войны в Спарте произошли серьезные изменения в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли - клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать. Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты. Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера - земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.

Периэки

Особым классом-сословием с четко обозначенным положением в обществе - это периэки (дословно «живущие вокруг»), жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных илотами, располагаясь в пограничных районах Спартанского государства, они создавали естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами. Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.

После вторжения дорийцев в Лакедемонию значительная часть местного населения (в основном, по-видимому, ахейского) была порабощена спартанцами и превратилась в рабов-илотов. Некоторые из них, добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. "живущих вокруг").

Завоеванная земля была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось.

К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной эксплуатации. Вообще в отличие от рабов обычного или классического типа илоты пользовались некоторой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат не имел также права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались, так же как и земля, которую они обрабатывали, собственностью государства, только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов. Илоты могли передаваться в частные руки для эксплуатации, но лишь в пользование, их собственником оставалось государство.

Право собственности на землю и население было основано на завоевании. В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами. Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.

Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстания илотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им ночью выходить из своей хижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление захватчикам продолжалось.

Двоякое положение илотов порождает вопрос об их социальном статусе. Илот в отличие от «настоящего» раба не был полностью лишен свойств субъекта права, он мог обращать свое имущество в капитал для приобретения другого имущества (например, земли) или получать новую собственность в дар от хозяина или другого лица. У «настоящего» раба собственность отсутствует, у илота, видимо сохраняется от его предков, эта собственность илота не фигурирует в отношениях между ним и его хозяином. В то же время в отношениях с хозяином илот лишен собственности на применяемые средства производства и эксплуатируется путем прямого внеэкономического принуждения1.

Огромная масса завоеванного мужского населения, трудившаяся на благо спартанского полиса должна была удерживаться в повиновении, а чтобы принудить невольников к труду нужно было дать им минимальную свободу хозяйствования на себя, таким образом и сформировался социальный статус илотов в спартанском обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18940. Модели анализа эффектов массовой коммуникации, характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях 78 KB
  Модели анализа эффектов массовой коммуникации характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях 3 периода исследования эффектов СМК: 1. 2030е годы 20 в. МК имеет большие возможности воздействия на аудиторию появление ре...
18941. Функции массовой коммуникации 48 KB
  Функции массовой коммуникации. Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций так как именно в массовой коммуникации являющейся общением больших соц
18943. Коммуникативное пространство. Роль связей с общественностью в формировании коммуникативного пространства 90.5 KB
  Коммуникативное пространство. Роль связей с общественностью в формировании коммуникативного пространства Коммуникативное пространство современной цивилизации формируется рядом машин порождающих символы. В этой роли выступают и массмедиа и искусство и политиче
18944. Межкультурная коммуникация 43 KB
  Межкультурная коммуникация МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ У каждой культуры своя логика свое представление о мире. То что значимо в одной культуре может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера с иной культурой. Он де
18945. Коммуникации в организациях: виды и формы 81.5 KB
  Коммуникации в организациях: виды и формы Действенным средством повышения эффективности работы фирм и даже отдельным направление в ПР является работа с внутренней общественностью представленной служащими организации. Это часть организации человеческий ресурс ф
18946. Роль ПР-специалиста в разрешении конфликтов в группах и организациях 34 KB
  Роль ПРспециалиста в разрешении конфликтов в группах и организациях Специалист по связям с общественностью должен играть ключевую роль в антиконфликтном и антикризисном управлении. Занимаясь управлением конфликтами и кризисами специалист по PR имеет дело собствен
18947. Межличностные конфликты. Специфика проявления 41.5 KB
  Межличностные конфликты. Специфика проявления МК Емельянов – противоборство двух людей на основе столкновения противоположно направленных мотивов. МК Гришина – ситуация противоречий разногласий столкновений между людьми. Он может быть определен как ситуация п...
18948. Коммуникационный менеджмент как процесс 49.5 KB
  Коммуникационный менеджмент как процесс Компании всегда занимались коммуникацией – выстраивали вокруг и внутри систему взаимодействий призванную помогать бизнесу в достижении его стратегических и текущих целей. Успехи организации зависят от конструктивности вз...