88053

Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Их идеалом был государственный строй при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан организованным в Народное собрание. Представители олигархического течения земельная аристократия крупные землевладельцы стремились к такому государственному устройству при котором вся полнота гражданских прав выраженная прежде всего в возможности управлять государством была бы предоставлена лишь наиболее богатой части граждан. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3х дней мог обратиться к...

Русский

2015-04-25

30.18 KB

1 чел.

Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла

Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально-экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н. э. расцвету афинского общества - его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.

Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н. э. , не ослабевает на протяжении многих веков. Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т. п. проблем наших дней. В последние годы этот процесс заметно оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность. Целью представленной работы является выявление характерных особенностей политического развития Афин в V в. до н. э. , а именно - описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов.

Реформы Эфиальта и Перикла. Их место в истории Афинского государства. Начало интересующего нас периода в истории Древних Афин было ознаменовано Греко-персидскими войнами, в которых прекрасно себя показали греческие воины и греческая политическая система.

Тем не менее политическая жизнь в самих Афинах в этот период характеризовалась борьбой двух течений: демократического и олигархического. Демократические тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был государственный строй, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованным в Народное собрание. Представители олигархического течения (земельная аристократия, крупные землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при котором вся полнота гражданских прав, выраженная прежде всего в возможности управлять государством, была бы предоставлена лишь наиболее богатой части граждан. Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии. Это выразилось, в частности в том, что избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили всадники, что свидетельствовало одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н. э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. О происхождении Эфиальта историкам мало, что известно, кроме имени его отца Софонида. Предполагают, однако, что он был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности избрание его на должность стратега. В этой роли Эфиальту, “пользовавшемуся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах, удалось провести ряд законов, направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц. Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на уходящего в отставку магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу, вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его решение имело окончательную силу.Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления

Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н. э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.

Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных.

Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8876. Системный подход в менеджменте 595.5 KB
  Системный подход в менеджменте В этой теме речь пойдет о следующем: о системе и ее элементах об управлении исключительно системами о системном подходе к управлению о существовании реальной системы в среде, ее окружающей...
8877. Информационная поддержка бизнеса 121.5 KB
  Информационная поддержка бизнеса. 1. Внешняя и внутренняя среда предприятия. 2. Понятие бизнес-процесса. Реинжиниринг бизнес-процессов. Технология реинжиниринга. 3. Влияние информационных технологий на развитие реинжиниринга бизнес-процессов и на ор...
8878. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления 182.5 KB
  Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления Учебные вопросы: Нормативные правовые акты государственного управления: понятие, правовая характеристика, классификация. Правотворческая деятельность в сфере...
8879. Исследование тлеющего разряда 109.5 KB
  Исследование тлеющего разряда Цель работы: Ознакомиться с основными формами тлеющего разряда. Исследование работы стабилизаторов тлеющего разряда. Исследование работы цифро- знаковых индикаторов тлеющего разряда. Введение. Тлеющий ...
8880. Частотные характеристики цепей. Комплексные функции цепи 1.02 MB
  Частотные характеристики цепей. Комплексные функции цепи Основным методом расчета цепей синусоидального тока является метод комплексных амплитуд. В его основе лежит представление синусоидальных функций через эксп...
8881. Національний Банк України: завдання, функції, мережа та структура 92.43 KB
  Національний Банк України: завдання, функції, мережа та структура 1. Організаційно-правові основи функціонування Національного банку України 2. Функції та операції Національного банку України 3. Структура та форми управління Національного банку Укра...
8882. Банківські ресурси як основа функціонування банку 106.5 KB
  Банківські ресурси як основа функціонування банку 1. Банківські ресурси, їх види та класифікація 2. Капітал банку, його склад, структура, джерела формування та напрями використання 3. Залучений капітал банку: суть, значення та загальна характеристик...
8883. Регулювання діяльності банків 101.45 KB
  Регулювання діяльності банків 1. Регулювання банківської діяльності, його суть та форми 2. Регулятивний капітал банку: призначення та порядок визначення 3. Економічні нормативи капіталу банку 4. Економічні нормативи ліквідності 5. Нормативи кредитно...
8884. Класифікація банківських операцій і послуг 78.62 KB
  Класифікація банківських операцій і послуг 1. Основи класифікації банківських операцій і послуг 2. Пасивні банківські операції та їх характеристика 3. Активні банківські операції та їх характеристика 4. Характеристика банківських послуг 1. Основи кл...