88055

Возникновение государства и утверждение республики в Риме. Реформы Сервия Туллия

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима.

Русский

2015-04-25

29.86 KB

2 чел.

Возникновение государства и утверждение республики в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима.

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.).

2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).

Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.

Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.

Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.

В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была установлена республика, произошли существенные социально-политические изменения. Его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI–IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III–I вв. до н. э.).

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи­ли в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на­родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы Туллия, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга­нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре­формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11079. Загрязнение регионов техносферы токсическими веществами 29.54 KB
  Загрязнение регионов техносферы токсическими веществами Регионы техносферы и природные зоны примыкающие к очагам техносферы постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое кол
11080. Воздействие вредных веществ на человека и среду обитания 32.39 KB
  Воздействие вредных веществ на человека и среду обитания Для создания нормальных условий труда необходимо обеспечить не только комфортные метеорологические условия но и необходимую чистоту воздуха. Вследствие производственной деятельности в воздушную среду пом
11081. Общая классификация чрезвычайных ситуация. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, классификация 24.79 KB
  Общая классификация чрезвычайных ситуация. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера классификация Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным пр...
11082. Геофизические и геологические чрезвычайные ситуации 18.25 KB
  Геофизические и геологические чрезвычайные ситуации Землетрясения Это подземные толчки и колебания поверхности Земли вызванные естественными причинами главным образом тектоническими процессами или иногда искусственными процессами взрывы заполнение водохра
11083. Метеорологические и агрометеорологические чрезвычайные ситуации 155.5 KB
  Метеорологические и агрометеорологические чрезвычайные ситуации Опасное метеорологическое явление это природное явление возникающее в атмосфере под действием различных природных факторов или их совокупности могущее оказать поражающее воздействие на людей орга
11084. Морские гидрологические, гидрологические и гидрогеологические чрезвычайные ситуации 18.85 KB
  Морские гидрологические гидрологические и гидрогеологические чрезвычайные ситуации Морские гидрологические опасные явления Тропический циклон циклон образовавшийся в тропических широтах атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре. В отличи...
11085. Природные пожары. Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями 23.19 KB
  Природные пожары. Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Природные пожары. Природные пожары: лесные пожары; пожары степных и хлебных массивов; торфяные пожары; подземные пожары горючих ископаемых. Лесные пожары опасны ...
11086. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классификация. Пожары, взрывы на объектах экономики. Способы прекращения огня 23.35 KB
  Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера классификация. Пожары взрывы на объектах экономики. Способы прекращения огня. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельн...
11087. Чрезвычайные ситуации на транспорте 28.73 KB
  Чрезвычайные ситуации на транспорте Особенности аварий на транспорте Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспо...