88062

Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Феодализм - общественный строй, который утвердился и существовал на территории Западной Европы в 5 - 17 в. Феодализм считается универсальной общественно- экономической формацией, через которую прошли все народы, однако в наиболее очищенном классическом виде он проявился в Западной Европе

Русский

2015-04-25

32.15 KB

2 чел.

Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.

Феодализм - общественный строй, который утвердился и существовал на территории Западной Европы в 5 - 17 в. Феодализм считается универсальной общественно- экономической формацией, через которую прошли все народы, однако в наиболее очищенном классическом виде он проявился в Западной Европе. Основные черты европейского феодализма:

1. Аграрный тип экономики.

2. Основу общественного строя составляет крупное феодальное землевладение, которое носит привилегированный характер.

3. Основными классами являются феодалы- землевладельцы и зависимые крестьяне - производители, которые имеют собственное хозяйство, находятся в зависимости от землевладельцев, являются зависимыми держателями господской земли, выплачивают земельную ренту.

4. Сословность общества, которая проявляется в делении на благородных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан. Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип сословного первенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии.

5.Иерархия класса феодалов - вассально - сеньориальная лестница, в которую входило благородное, (служивое) сословие, при этом ниже-стоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Главой вассально - сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь).

Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли. Феодальный строй формировался, как правило, в течение длительного времени, в нем долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя. Пути формирования феодальных отношений:

1. Синтезный путь: феодальные отношения формируются на базе разложения рабовладельческого уклада (Италия, Южная Франция, Испания). Характерен ускоренный путь формирования феодального строя, сохранение рабовладельческого уклада

2. Бессинтезный (чистый путь): феодальный строй сформировался на основе разложения родовых (общинных) отношений (Северная и Восточная Европа). Характеризуется длительным сохранение общины. Главные факторы, которые способствовали развитию феодальных отношений:

1. Падение Западной Римской империи, образование на ее территории многочисленных варварских королевств.

2. Христианизация европейских королевств (5 - 8вв.)

Особенностями феодальной государственности в Западной Европе являются:

1. Преобладание монархической формы правления;

2. Политическая и правовая автономия городов;

3. Сочетание публично - правовых и частноправовых начал в управлении. На определенном этапе развития государство делегирует ряд властных полномочий крупным землевладением на местах, следствием чего стал сильнейший территориальный сепаратизм.

4. Связь между религией и государством;

5. Слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским самоуправлением, основу которого составляла соседская община, которая выполняла административные, судебные, хозяйственные функции.

6. Основным политическим конфликтом феодального общества является конфликт между государством и римско-католической церковью.1 Последняя претендовала на суверенитет в государстве. Церковь в Западной Европе была богатейшей корпорацией на содержание которой население платило калы - десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовались правовой автономией и многочисленными привилегиями. Формы феодального государства:

1. Раннефеодальное (Варварское) государство. Утвердилось в европейских государствах в 5 - 9 вв. Признаки:

а) сильная королевская власть;

б) преобладание родовых, общинных форм организации;

в) феодальные отношения находятся в стадии формирования;

г) основную роль в управлении играет сельская община, выполняющая судебные, административные, хозяйственные функции;

д) примитивный государственный аппарат; Отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами;

ж) Идет процесс делегирования государственных полномочий на местах крупным землевладельцам.

2. Сеньориальная монархия. Утвердилась в европейских государствах в 10 - 11 вв. Признаки:

1. территориальная раздробленность;

2. ослабление центральной государственной власти, сосредоточение власти на местах, в руках крупных феодалов - землевладельцев;

3. отсутствие единого рынка и единого экономического пространства (следствие господства натурального хозяйства);

4. феодальные войны и произвол как постоянная политическая ситуация.

3. Сословно - представительная монархия (13 - 15вв.) Признаки:

1. развитие товарно - денежных отношений, межрегиональных экономических связей, преодоление натурального типа хозяйства как социально - экономический фон политических процессов;

2. развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти;

3. постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей центра с регионами, усиление центральной королевской власти;

4. ослабление политической власти крупных феодалов на местах;

5. возникновение и функционирование сословно - представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и выполняли законосовещательные функции).

4. Абсолютная монархия. Утверждается в европейских государствах в 15 - 17вв. в условиях разложения феодальных отношений и формирования буржуазного уклада. Признаки:

1. концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха - глава государства;

2. ограничение политического и экономического влияния церкви, над которой устанавливается государственный контроль, а также произвола;

3. формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, налоговой системы, государственных границ;

4. усиление роли общегосударственного (королевского) права.

5. отмирание сословно - представительных учреждений;

6. ограничение правовой автономии городов. В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах, при том что власть императора Священной Римской Империи германской нации оставалась. На определенном этапе своего развития выделяется такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия).

Концепция просвещенного абсолютизма предполагала проведения политики протекционизма и меркантилизма (поощрение развития отечественной торговли и промышленности) а также культуры, наук, и просвещения), проведение реформ в целях общественного блага и прогресса.

Реформы Карла Мартелла

Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких королях в 1-й половине 8в. Майордом - должностное лицо, возглавлявшее управление королевским дворцом первоначально и в последствии фактически глава государства с правом наследования должности. Причины реформ:

1. Дестабилизация обстановки в стране (борьба между феодалами, противоречия их с населением вотчин).

2. Децентрализация государственного управления.

3. Внешнеполитическая угроза (угроза нашествия арабов).

Мероприятия:

1. Отмена дарения земель в полную собственность.

2. Конфискация земли у некоторых феодалов и монастырей и передача её в условное пожизненное держание - бенефиций. При условии несения службы (в основном военной).

3. Создание войска новой модели - от дружинной организации и народного ополчения к конному рыцарскому войску. Результаты:

1. Временное усиление центральной власти.

2. Отражение внешних врагов.

3. Стабилизация обстановки внутри государства.

4. Завоевательные походы в соседние страны.

5. Складывание отношений сюзеренитета-вассанитета.

Реформы К.Мартелла способствовали расширению феодального землевладения. Однако некоторые исследователи говорят о том, что реформы подхлестнули распад государства. С середины 8в. – период завершения процесса расслоения общества на классы. Происходит это посредством отношений, возникающих на основе договоров:

1. Самозакабаления - имущественная и личная зависимость крестьян от землевладельцев.

2. Коммендации - возникает в отношениях крестьян с католической церковью, характеризуется постепенной потерей имущественной и личной независимости.

3. Прекария - связан с передачей земли. Выделяют три формы:

-precaria data ("прекарий данный") - крестьянин получал землю во временное пользование.

-precaria remuniratoria ("прекарий возмещенный") - крестьянин отдавал свой надел и получал его обратно во владение (возникал в следствии залога земли в обеспечение долга).

-Precaria oblata ("прекарий подаренный") - прекарист, уже в экономической зависимости, отдавал свой участок и получал его с прибавленным в качестве держания. Увеличиваются имущественные права сеньоров, т.е. судебная, военная, и финансовая власть над крестьянами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82997. Світ звуків і фарб 1.71 MB
  Пачкуля та Чистюля; костюм Оле Лукойє 7 костюмів гномів різних кольорів; кошик із яблуками; малюнок Пачкулі; два набори шапочок усіх барв веселки; конверт для Білосніжки; книжки із зображенням гномів; баночки з водою альбомні аркуши фарби кисточки серветки палітри; відеозапис м-ф Білосніжка і сім гномів проектор.
82998. Гроші в житті людини 742 KB
  Мета: сформувати уявлення в учнів про такі поняття як гроші та багатство, вчити правильно визначати життєві цінності, обирати правильну життєву позицію, розвивати навички правильного користування здобутою інформацією. Задачі: дати визначення поняття грошей та багатства; дати порівняльну характеристику...
82999. Казка – дитяча опера «Коза Дереза» муз. М. Лисенко, Дніпрова Чайка. Омоніми – слова однакові за написанням, різні за значенням 492.5 KB
  Формування поняття про багатозначність слів в українській мові, виробляти вміння правильно вживати багатозначні слова в мовленні; розширювати уявлення про значення слів; збагачувати словниковий запас, розвивати монологічне та діалогічне мовлення, мислення, самостійність...
83000. ЇЖА, КОРИСНА ДЛЯ ЗДОРОВ’Я 661.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про їжу корисну для здоров’я вчити їх правильно харчуватися виховувати естетичні смаки щодо зовнішнього вигляду страв. Обладнання: Малюнки ілюстрації таблиці слайди до теми предметні малюнки із зображенням продуктів для гри Смачного...
83001. Как животные готовятся к зиме? 107.5 KB
  Цель: Продолжать формировать представления о птицах и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных; развивать логическое мышление; воспитывать желание беречь родную природу. Оборудование: таблицы, рисунки с изображением птиц и зверей зимой, образцы.
83002. Резание бумаги и картона. Изготовление раздаточного материала для дидактической игры «Рыбалка» 254.5 KB
  Цель: формировать умение резать бумагу прямыми и закругленными линиями; совершенствовать умение вырезать фигуры по шаблону; развивать пространственные навыки воображение фантазию; воспитывать аккуратность. Обвести и вырезать по шаблону верхний нижний плавник.
83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...
83004. ПОЗИТИВНІ І НЕГАТИВНІ ЕМОЦІЇ 100 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про емоції і почуття як умову що сприяє зміцненню і збереженню власного здоров’я й здоров’я інших людей; вчити розрізняти види емоцій та причини їх виникнення; аналізувати зв’язок між емоціями почуттями настроєм та їх впливом на стосунки з іншими людьми.
83005. Де ти живеш? Урок – екскурсія 90.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з походженням назви рідного села, з історичними пам’ятками; Продовжити навчання учнів вмінню вибирати головне з різних джерел інформації; робити висновки. Залучати школярів до дослідницької та пошукової діяльності.