88077

Особенности абсолютизма в Англии и Германии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей.

Русский

2015-04-25

31.33 KB

4 чел.

Особенности абсолютизма в Англии и Германии.

В правление династии Тюдоров (1485 – 1603) королевская власть в Англии значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Уже первый король этой династии Генрих II (1485 – 1590) вел, беспощадную борьбу с остатками феодальной знати. Были созданы чрезвычайные политические суды: суд Звездной палаты (по делам государственной измены), суд палаты прошений, канцелярский суд и другие. Было запрещено содержать феодальные свиты, одетые в ливрею своего господина; эти свиты служили источником феодальных смут и усобиц, их роспуск подрывал могущество знати. Король запретил баронам иметь свою артиллерию. Социальной опорой Тюдоровской династии было новое среднее и мелкое дворянство, а также новые лорды, занявшие место исчезнувших старых феодальных фамилий. Другой опорой Тюдоров была растущая городская буржуазия, мануфактурная и торговая, тесно связанная общими экономическими интересами с новым дворянством. Союз королевской власти с новым дворянством и буржуазией дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. В противоположность абсолютной монархии во Франции, где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения. Центральными органами управления в период абсолютной монархии были король, Тайный совет и парламент. Тайный совет короля состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда хранителя печати.

Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 г., который приравнивал указы короля в Совете к законам парламента.

В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управлении постепенно распространилась на всю Британию. В 1536 – 1542 гг. в состав английского государства был окончательно включен Уэльс. В 1603 г. под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии – Ольстер. С 1603 г. в результате династического престолонаследия в личной унии с Англией стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования.

При поддержке парламента король Генрих VIII провел реформацию церкви и секуляризацию церковно-монастырских земель. Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развестись с его женой Екатериной Арагонской. Развод был оформлен парламентом без санкции римского папы, после этого Генрих VIII женился на Анне Болейн, фрейлине бывшей королевы. В ответ на отказ папы Генрих VIII в 1534 г. издал акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король объявлялся главой английской церкви. В акте говорилось о неприкосновенности всех старых католических догматов и обрядов; менялся только глава церкви, место римского папы занял король. Епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри, и было конфисковано монастырское имущество. Главная цель Реформации заключалась в стремлении завладеть церковными землями, освободиться от опеки римской церкви и подчинить английскую церковь королевской власти. При Эдуарде IV англиканская церковь несколько приблизилась к протестантизму, но уже с 1553 г., в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. После ее недолгого правления корона перешла ее младшей сестре – дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558 – 1603). В 1559 г. парламент подтвердил королевское верховенство над английской церковью. Королеве принадлежала власть назначать епископов, которые сохраняли прежние церковные владения право заседать в палате лордов.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры из 39 статей. Против католиков были изданы суровые законы. За отказ признать верховенство королевы в делах церкви и исповедание католицизма угрожали суровые наказания. Католики облагались особым налогом. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Высшим церковным органом страны стала Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного Совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно широкой. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформации. Любые три члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергать наказанию лиц, не посещавших церковь, пресекать ереси, смещать пасторов. В дальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд светских дел – о бродягах в Лондоне, о цензуре и т.п.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе и Суда справедливости и Высшего суда Адмиралтейства. Но помимо них создаются и чрезвычайные суды (Звездная палата и судебные советы в мятежных графствах). Звездная палата в качестве специального органа Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы там, где часто нарушалось общественное спокойствие (Уэльс, Шотландия).

В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизаветы I был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.

Таким образом, особенностями английского абсолютизма было:

1. сохранение парламента как сословно-представительного органа

2. сохранение в графствах местного самоуправления (выборные шерифы, мировые судьи графств, выборный городской муниципалитет)

3. отсутствие постоянной армии и наличие сильного флота.

Особенность германского абсолютизма состоит в том, что он утвердился не в масштабах всей страны, а в пределах отдельных княжеств (отсюда название «княжеский абсолютизм»). Слабость центральной власти была закреплена Золотой Буллой (2), изданой германским императором Карлом IV в 1356 г. и утвердившей порядок избрания императора коллегией курфюрстов. В XVII в. насчитывалось свыше 350 государственных образований в пределах Германии, в каждом из которых развитие политико-правовой системы имело свою специфику. Самыми крупными абсолютистскими государствами стали Пруссия и Австрия.

Прусское государство выросло из маркграфства Бранденбург, территория которого была существенно расширена после Тридцатилетней войны за счет присоединения герцогства Пруссии. Система управления в Пруссии строилась на развитой бюрократической системе с жестко-централизованной государственной властью. Во главе государства находился король Пруссии. Высшим органом государственного управления был Тайный совет, разделенный на 19 специализированных отраслевых комитетов. Прусский абсолютизм опирался на одну из крупнейших в Европе регулярных армий, созданной на рекрутской основе. Параллельно с гражданской административной системой в Пруссии сложилась система органов военного управления. Страна была разделена на военные округа во главе с военными губернаторами, подчиненными непосредственно королю. Оформление прусского абсолютизма связано с королем Фридрихом II Великим (1740—1786 гг.). В его правление территория государства увеличилась в два раза, экономика была поставлена под жесткий государственный контроль, а бюрократический аппарат был подчинен принципам военной дисциплины. Милитаризация системы управления позволяет характеризовать прусский абсолютизм как военно-полицейский.

Абсолютизм в Австрии связан с именами Фердинанда II (1619-1637 гг.) и Марии Терезии (1740-1780 гг.). Высшим органом государственной власти являлся Тайный совет с законодательными и контрольными полномочиями. Позднее появился Высший государственный совет, объединивший деятельность центральных отраслевых ведомств. Страна была поделена на провинции во главе с наместниками, они избирались местными сеймами и утверждались на должности королем. Сеймы являлись органами сословного представительства дворянства, духовенства и горожан. В городах действовали органы самоуправления (городские управы и бургомистры), но под правительственным контролем.

В правление императрицы Марии Терезии были проведены государственные преобразования, получившие название «просвещенного абсолютизма».

Таким образом, абсолютная монархия в германских княжествах на начальной стадии способствовала решению объективных экономических и социальных задач. Однако германский абсолютизм, укрепив отдельные государственные образования, задержал процесс политического объединения Германии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83268. Як людина сприймає повідомлення. Інформація та повідомлення. Отримання людиною повідомлення 413.5 KB
  Мета уроку: формувати початкові уявлення про види повідомлень за способом її сприйняття; розвивати кругозір дітей, увагу, зорову пам’ять, логічне та операційне мислення; удосконалювати навички роботи на клавіатурі та з мишею; виховувати естетичний смак, любов до природи, бережливе ставлення до свого здоров’я.
83269. П’єса-казка Нелі Шейко-Медведєвої «Лисиця, що впала з неба» 39 KB
  Поглибити розуміння побудови тексту п’єси; вчити знаходити за допомогою вибіркового читання уривки слова які характеризують дійових осіб вчити розрізняти характеристики дійових осіб за їхніми висловами вчинками; розвивати творчі здібності дітей дослідницькі якості; виховувати правдивість почуття...
83270. Розмноження рослин. Поширення плодів та насіння в природі 398.5 KB
  Поширення плодів та насіння в природі. Поглибити знання школярів про будову рослин; формувати в учнів уявлення про розмноження рослин плоди і насіння пристосування рослин до поширення плодів у природі; формувати уміння аналізувати порівнювати встановлювати причинно-наслідкові зв’язки між явищами...
83271. Розв’язування прикладів і задач, що містять множення числа 7. Рівняння на знаходження невідомого від’ємника 69 KB
  Мета: вправляти у розв’язання задач та прикладів що містять множення числа 7 вивчені випадки арифметичних дій; закріпити вміння розв’язувати рівняння на знаходження невідомого від’ємника; розвивати вміння що потребують нестандартного мислення винахідливості; формувати абстрактне мислення...
83272. Водойми України 395.5 KB
  Що ми називаємо водоймами це місця у природі з водою: річки озера джерела моря океани. Природа створила джерела озера річки моря океани. Тому під час танення снігу дощу частина води стікає в річки а решта проникає в землю і пісок до глини яка майже не пропускає воду.
83273. Велика буква у власних іменниках 182 KB
  На яку букву Ви не змогли дібрати слова Чому Складіть з поданих літер слово. Орфографічна хвилинка Учні відгадують загадки і записують словавідгадки. Якою частиною мови є ці слова На яке питання відповідають що означають Перевірте написання цих іменників за орфографічним словником.
83274. Створення навчальної ситуації. Актуалізація опорних знань 123.5 KB
  Діти, сьогодні до нас на урок прийшли гості. Привітайтеся з ними. Сьогодні у вас перший відкритий урок. Продемонструйте свій настрій. Я сподіваюся, що настрій у вас поліпшиться упродовж уроку. Цікаво вам дізнатись, що сьогодні може статись? Тож всідайтеся зручніше, починаємо скоріше!
83275. Текст – розповідь. Екскурсія в село Шевченкове 117 KB
  Обладнання: матеріал для кросворду мультимедійна презентація Екскурсія в село Шевченкове Хід уроку Організація класу Мотивація навчальної діяльності Хвилинка поезії Учні читають акровірш Ти мусиш нам співця назвати Адже умів лиш він один Рабів німих так захищати.
83276. Елементи графічної грамоти. Види ліній. Виготовлення об’ємних фігур з паперу і картону. Об’ємний виріб «Ялинка-складанка» 32.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з елементами графічної грамоти – видами ліній, навчити читати креслення, вчити використовувати дані знання на практиці, виготовляючи ялинку-складанку; розвивати просторову уяву, конструктивне мислення; виховувати працелюбність, інтерес до праці, естетичний смак...