88077

Особенности абсолютизма в Англии и Германии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей.

Русский

2015-04-25

31.33 KB

5 чел.

Особенности абсолютизма в Англии и Германии.

В правление династии Тюдоров (1485 – 1603) королевская власть в Англии значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Уже первый король этой династии Генрих II (1485 – 1590) вел, беспощадную борьбу с остатками феодальной знати. Были созданы чрезвычайные политические суды: суд Звездной палаты (по делам государственной измены), суд палаты прошений, канцелярский суд и другие. Было запрещено содержать феодальные свиты, одетые в ливрею своего господина; эти свиты служили источником феодальных смут и усобиц, их роспуск подрывал могущество знати. Король запретил баронам иметь свою артиллерию. Социальной опорой Тюдоровской династии было новое среднее и мелкое дворянство, а также новые лорды, занявшие место исчезнувших старых феодальных фамилий. Другой опорой Тюдоров была растущая городская буржуазия, мануфактурная и торговая, тесно связанная общими экономическими интересами с новым дворянством. Союз королевской власти с новым дворянством и буржуазией дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. В противоположность абсолютной монархии во Франции, где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения. Центральными органами управления в период абсолютной монархии были король, Тайный совет и парламент. Тайный совет короля состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда хранителя печати.

Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 г., который приравнивал указы короля в Совете к законам парламента.

В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управлении постепенно распространилась на всю Британию. В 1536 – 1542 гг. в состав английского государства был окончательно включен Уэльс. В 1603 г. под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии – Ольстер. С 1603 г. в результате династического престолонаследия в личной унии с Англией стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования.

При поддержке парламента король Генрих VIII провел реформацию церкви и секуляризацию церковно-монастырских земель. Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развестись с его женой Екатериной Арагонской. Развод был оформлен парламентом без санкции римского папы, после этого Генрих VIII женился на Анне Болейн, фрейлине бывшей королевы. В ответ на отказ папы Генрих VIII в 1534 г. издал акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король объявлялся главой английской церкви. В акте говорилось о неприкосновенности всех старых католических догматов и обрядов; менялся только глава церкви, место римского папы занял король. Епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри, и было конфисковано монастырское имущество. Главная цель Реформации заключалась в стремлении завладеть церковными землями, освободиться от опеки римской церкви и подчинить английскую церковь королевской власти. При Эдуарде IV англиканская церковь несколько приблизилась к протестантизму, но уже с 1553 г., в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. После ее недолгого правления корона перешла ее младшей сестре – дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558 – 1603). В 1559 г. парламент подтвердил королевское верховенство над английской церковью. Королеве принадлежала власть назначать епископов, которые сохраняли прежние церковные владения право заседать в палате лордов.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры из 39 статей. Против католиков были изданы суровые законы. За отказ признать верховенство королевы в делах церкви и исповедание католицизма угрожали суровые наказания. Католики облагались особым налогом. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Высшим церковным органом страны стала Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного Совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно широкой. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформации. Любые три члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергать наказанию лиц, не посещавших церковь, пресекать ереси, смещать пасторов. В дальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд светских дел – о бродягах в Лондоне, о цензуре и т.п.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе и Суда справедливости и Высшего суда Адмиралтейства. Но помимо них создаются и чрезвычайные суды (Звездная палата и судебные советы в мятежных графствах). Звездная палата в качестве специального органа Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы там, где часто нарушалось общественное спокойствие (Уэльс, Шотландия).

В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизаветы I был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.

Таким образом, особенностями английского абсолютизма было:

1. сохранение парламента как сословно-представительного органа

2. сохранение в графствах местного самоуправления (выборные шерифы, мировые судьи графств, выборный городской муниципалитет)

3. отсутствие постоянной армии и наличие сильного флота.

Особенность германского абсолютизма состоит в том, что он утвердился не в масштабах всей страны, а в пределах отдельных княжеств (отсюда название «княжеский абсолютизм»). Слабость центральной власти была закреплена Золотой Буллой (2), изданой германским императором Карлом IV в 1356 г. и утвердившей порядок избрания императора коллегией курфюрстов. В XVII в. насчитывалось свыше 350 государственных образований в пределах Германии, в каждом из которых развитие политико-правовой системы имело свою специфику. Самыми крупными абсолютистскими государствами стали Пруссия и Австрия.

Прусское государство выросло из маркграфства Бранденбург, территория которого была существенно расширена после Тридцатилетней войны за счет присоединения герцогства Пруссии. Система управления в Пруссии строилась на развитой бюрократической системе с жестко-централизованной государственной властью. Во главе государства находился король Пруссии. Высшим органом государственного управления был Тайный совет, разделенный на 19 специализированных отраслевых комитетов. Прусский абсолютизм опирался на одну из крупнейших в Европе регулярных армий, созданной на рекрутской основе. Параллельно с гражданской административной системой в Пруссии сложилась система органов военного управления. Страна была разделена на военные округа во главе с военными губернаторами, подчиненными непосредственно королю. Оформление прусского абсолютизма связано с королем Фридрихом II Великим (1740—1786 гг.). В его правление территория государства увеличилась в два раза, экономика была поставлена под жесткий государственный контроль, а бюрократический аппарат был подчинен принципам военной дисциплины. Милитаризация системы управления позволяет характеризовать прусский абсолютизм как военно-полицейский.

Абсолютизм в Австрии связан с именами Фердинанда II (1619-1637 гг.) и Марии Терезии (1740-1780 гг.). Высшим органом государственной власти являлся Тайный совет с законодательными и контрольными полномочиями. Позднее появился Высший государственный совет, объединивший деятельность центральных отраслевых ведомств. Страна была поделена на провинции во главе с наместниками, они избирались местными сеймами и утверждались на должности королем. Сеймы являлись органами сословного представительства дворянства, духовенства и горожан. В городах действовали органы самоуправления (городские управы и бургомистры), но под правительственным контролем.

В правление императрицы Марии Терезии были проведены государственные преобразования, получившие название «просвещенного абсолютизма».

Таким образом, абсолютная монархия в германских княжествах на начальной стадии способствовала решению объективных экономических и социальных задач. Однако германский абсолютизм, укрепив отдельные государственные образования, задержал процесс политического объединения Германии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85282. Виды предложений 109.5 KB
  Цель: развивать умения, различать виды предложений и составлять их; учить расставлять знаки препинания; развивать связную речь; воспитывать любовь к языку. Проверка домашнего задания. Число,классная работа. Каллиграфическая минутка.
85283. Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками 50 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками; создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре в группе; развивать мышление школьников речь память внимание; формировать потребности в новых знаниях...
85284. Изменение имён существительных по вопросам. Наблюдение за ролью имён существительных в предложении 239.5 KB
  Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать...
85285. Предложение. Русский язык 284.5 KB
  Цель: проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.
85286. Слова, противоположные по значению 51.5 KB
  Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.
85287. МОВНО-ЛІТЕРАТУРНИЙ ТУРНІР ДЛЯ УЧНІВ 7 КЛАСУ 54.5 KB
  Адже комусь із вас він подарував приємну зустріч, комусь – теплу посмішку, від якої заусміхався світ. А комусь із вас, діти, цей день подарує шанс стати переможцем мовно-літературного турніру. Сьогодні кожен клас представив свою команду, яка буде захищати набуті знання з мови та літератури.
85288. Лицарський турнір 763.5 KB
  6 грудня у календарі позначено як День Збройних сил України. І вже стало традицією вітати у цей день усіх чоловіків, хлопчиків. Напевне, цим жінки хочуть зайвий раз підкреслити у чоловіків риси, як мужність, сміливість. Щиросердя, шляхетність.
85289. Турнір Веселих інформатиків 220 KB
  Мета: розвиток стійкого інтересу до інформатики; формування творчої особистості; формування комунікаційної компетенції; виховання поваги до суперника, стійкості, волі до перемоги, спритності; повторення й закріплення основного матеріалу в нестандартній формі...
85290. Різноманітність тварин у природі 62.5 KB
  Формувати елементарні поняття риби земноводні плазуни; уявлення про істотні ознаки різних груп тварин. Виховувати пізнавальний інтерес до вивчення тварин прагнення до самоствердження у поєднанні з толерантним ставленням до інших потребу у збереженні природи.