88079

Право средневековой Франции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В кутюмах выделяются 3 разновидности преступлений: преступления подлежащие королевской юрисдикции и карающиеся смертной казнью преступления карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества преступления карающиеся наложением штрафа. Наказание зависело не только от тяжести преступления но и оттого кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Русский

2015-04-25

27.67 KB

0 чел.

Право средневековой Франции

Источники права средневековой Франции - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В III в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.

Правовое положение населения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинства налогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог - десятина. Дворянином признавался владелец феода. Дворянам принадлежало исключительное право занимать воинские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян, обладающих личной свободой (вилланов).

Имущественные отношения. Между сеньорами и вассалами возникали особые имущественные отношения, объектом которых являлась земля. Сеньор, передавший земельный участок (феод) вассалу, сохранял права на этот участок, а вассал не становился полным собственником земли. Вассал обладал правами владения земельным участком и получения с него доходов, пользовался исковой защитой. Вассал был обязан оказывать военную помощь своему ближайшему сеньору, участвовать в сеньоральных судах.

Семья и наследование. Семейные отношения регулировались каноническим правом. Мужчины могли жениться с 14 лет, а женщины выходили замуж по достижении 12 лет. Церковь не разрешала вступать в брак представителям духовенства, некрещеным подданным, запрещались браки близких родственников. Крепостные крестьяне вступали в брак только с согласия господина. Главой семьи считался мужчина. С XIV в. замужняя женщина была объявлена недееспособной. Католическая церковь не допускала развода. До XII в. поместье умершего феодала возвращалось сеньору и из его рук поступало наследникам. Владельцем феода становился старший сын. Движимое имущество наследовали кровные родственники. Жена не признавалась наследницей мужа, но ей полагалась половина общего имущества супругов, либо брачный дар, назначенный мужем при вступлении в брак. В южных областях было широко распространено наследование по завещанию.

Правонарушения и ответственность за них. Кутюмы Бовези демонстрируют высокий уровень разработанности уголовного права. Бомануар отходит от казуистики при определении преступлений и составляет абстрактные формулы правонарушений, выделяет формы вины, упоминает о соучастии. Из правила личной ответственности нарушителя существовали изъятия (при посягательстве на личность короля к ответственности привлекались родственники преступника). В кутюмах выделяются 3 разновидности преступлений:

преступления, подлежащие королевской юрисдикции и карающиеся смертной казнью

преступления, карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества

преступления, карающиеся наложением штрафа.

Наказание зависело не только от тяжести преступления, но и оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Ответственность наступала при наличии вины нарушителя.

Судебный процесс. Основной принцип феодальной юстиции: каждый должен быть судим судом равных. Кутюмы Бовези позволяют сделать вывод о состязательном характере судебного процесса (как по гражданским, так и по уголовным делам) времен раннефеодальной монархии. Потерпевший самостоятельно вызывал ответчика (обвиняемого) в суд, на сторонах спора лежала обязанность розыска доказательств. Кутюмы закрепляли следующее правило: «никто не может быть судьей в своем суде». Преступника нельзя приговорить к смертной казни до тех пор, пока его преступление не доказано. Решение объявлялось в присутствии сторон, с тем чтобы они могли впоследствии подать апелляционную жалобу. С XII в. в королевских судах утверждается следственный тип процесса, в котором судебные органы могут самостоятельно возбуждать дело и собирать доказательства, широко применяются пытки и ограничена гласность, действует принцип презумпции виновности обвиняемого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52057. Урок-концерт з іноземної мови у 4 класi 981 KB
  Teacher. Good morning, dear guests! Good morning, dear boys and girls. We would like to show you how we can rest and play. I know that all of you like study English. Do you like riddles? Guess!
52058. До побачення, Букварику! 47 KB
  Я літери вчу. Ой ніколи гратись бо літери вчу. Шановні літери ласкаво просимо до нас на свято. Заходять літери 1а літера.
52059. Розвиток координації рухів засобами художньої гімнастики 66.5 KB
  Розвивати координацію рухів у дівчат старшої ланки засобами художньої гімнастики. Формувати компетенцію саморозвитку та самоосвіти під час виконання вправ з м`чем, обручем, скакалкою.
52060. МЕДИЦИНСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 108 KB
  Медицинская защита - комплекс мероприятий, проводимых (организуемых) службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны (МСГО) для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей поражающих факторов.
52061. Калинка — згадка про добре серце 96 KB
  Організація класу Слайд 1 Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали гості щирі . Метод Мікрофон Слайд 2 А цікаво вам дізнатись Що сьогодні може статись Ну то всядьтеся зручніше – Попрацюємо скоріше Діти а до якого уроку ми приготувалися до уроку читання Що ми робимо на уроках читання читаємо; вчимося читати і переказувати; вивчаємо прислів’я приказки скоромовки і т. Слайд 3 Дихальні вправи. Слайд4...
52062. Володимир Винниченко. «Федько — халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 141 KB
  Образи Федька і Толі. Образи Федька і Толі. На уроці ми з вами визначимо риси характеру Федька які вирізняють його з кола друзів – однолітків прокоментуємо їх. Порівняємо Федька і Толю зробимо відповідні висновки.
52063. Подорож. Переваги і недоліки різних видів подорожей 76.5 KB
  Travelling by plane is the fastest. You can get to many cities only in a few hours. You can stop wherever you like. During the trip you can sit comfortably in the armchair and read, eat or sleep. During the trip you need no tickets. People can
52064. Підсумковий урок – подорож «Синоніми, антоніми, омоніми» 37.5 KB
  учні дають визначення синонімам наводять приклади; Гра Синонімічний ланцюжок І варіант – щирий ІІ варіант – казати ІІІ варіант – кричати виконання вправ за варіантами різних рівнів складності І варіант – скласти зв’язний текст з синонімічного ланцюжка ІІ варіант – відредагувати речення замінивши однокореневі слова синонімами. ІІІ варіант – Підберіть потрібне слово. Коли групи приїхали на зупинку диктор оголошував назву станції але мікрофон був зламаний і ми почули останні слова деньніч З’ясуємо яке це місто...
52065. В поисках сокровищ Луганщины 597.5 KB
  Углублять знания учащихся о родном крае; формировать представление о национальной культуре украинского народа; развивать поисковые и творческие способности учащихся, умение работать в команде, мышление, память, представление;