88101

Третья республика и колониальная политика Франции в Новое время

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Объем промышленного производства во Франции увеличился в 3 раза. Тем не менее к началу XX века во Франции как и прежде преобладала легкая промышленность с большим удельным весом мелких предприятий и ручного ремесленного труда. В то время как в других странах мелкие и средние предприятия вытеснялись крупными во Франции они сохранялись благодаря традиционной специализации по выпуску предметов роскоши тканей белья косметики ювелирных изделий.

Русский

2015-04-25

33.95 KB

2 чел.

Третья республика и колониальная политика Франции в Новое время.

Поражение в войне с Германией и гражданская война в Париже глубоко потрясли все французское общество, нанесли сильный удар по достоинству и патриотическим чувствам французов. Эти события оказали заметное влияние и на последующее экономическое и политическое развитие страны.

До последней трети XIX в. по уровню экономического развития Франция принадлежала к крупнейшим странам мира, уступая лишь Англии. К началу XX века в мировом промышленном производстве она занимала уже 4-е место, пропустив вперед молодые капиталистические государства - США и Германию.

Замедление темпов экономического развития было вызвано рядом причин. Огромный ущерб экономике нанесла неудачная война с Пруссией. Кроме потерь и разрухи, вызванных военными действиями, Франция потеряла две наиболее промышленно развитые провинции, вынуждена была выплатить огромную контрибуцию. Деньги - 5 млрд. франков - собирались по всей стране, по «займу освобождения». Это позволило выплатить контрибуцию досрочно, и уже в сентябре 1873 г. последний германский солдат покинул французскую территорию.

Экономическое развитие тормозилось также нехваткой минеральных ресурсов (что вынуждало промышленников ввозить сырье из-за границы), возросшей конкуренцией на мировом рынке, низкой покупательной способностью населения и технической отсталостью французской индустрии. Машины и оборудование, установленные на французских предприятиях, были изготовлены, в основном, в первой половине XIX века и, естественно, уступали новейшей технике германских и американских заводов. Реконструкция промышленности требовала больших средств, но французская буржуазия предпочитала вкладывать свободные деньги в экономику других стран - это приносило большую прибыль.

Однако, в 1871-1913 гг. объем промышленного производства во Франции увеличился в 3 раза. Прирост обеспечила, в основном, тяжелая промышленность - металлургия, угольная, машиностроение, автомобиле- и судостроение. Ведущее место в экономике страны заняли крупные металлургические заводы. Большие успехи были достигнуты в развитии транспортной сети. В I872-190 I гг. протяженность железных дорог увеличилась в 2,5 раза.

Тем не менее, к началу XX века во Франции, как и прежде, преобладала легкая промышленность с большим удельным весом мелких предприятий и ручного, ремесленного труда. Более половины рабочих страны трудились в мастерских с числом работников до пяти человек, а Париж и Лион оставались центрами мануфактурного производства. В то время, как в других странах мелкие и средние предприятия вытеснялись крупными, во Франции они сохранялись, благодаря традиционной специализации по выпуску предметов роскоши (тканей, белья, косметики, ювелирных изделий). Завоеванные за столетия позиции на рынке, высокая репутация в стране и за ее пределами позволили им выстоять в конкурентной борьбе.

Франция оставалась аграрно-индустриальной страной, 40% ее населения было занято в сельском хозяйстве. Французская революция XVIII в., уничтожив феодальное землевладение, превратила крестьян в свободных землевладельцев. Но дробление в течение столетия крестьянской собственности привело к тому, что в 1892 г. 85% всех хозяйств составляли мелкие наделы от 1 до 10 гектаров. Причем многие из участков были заложены в банках и у ростовщиков, земельные долги достигали 20 млрд. франков. При таком положении дел крестьяне не могли покупать современную технику и удобрения, урожайность во Франции была одной из самых низких в Европе, а конкуренция дешевого американского хлеба и падение цен на рынке привели к затяжному аграрному кризису, длившемуся до начала XX века. Только в 1862-1881 гг. разорилось 270 тысяч крестьянских хозяйств. Низкие доходы и покупательная способность крестьян сужали внутренний рынок, тормозили развитие промышленности.

Оставаясь страной относительно отсталого сельского хозяйства и низких темпов развития промышленности, Франция в то же время была собственником значительного денежного капитала. Крупнейшие банки страны - Генеральное общество, Лионский кредит, Парижско-Нидерландский, Национальная учетная контора - подчинили финансовую систему страны, контролировали часть промышленности, сосредоточили в своих руках многолетние сбережения различных слоев населения.

Росло влияние всесильной финансовой олигархии, возникшей еще в период Второй империи. Две сотни наиболее богатых семей, в том числе Ротшильды, Берне, Мале, имели решающее влияние на экономическую и даже политическую жизнь страны. Как утверждал сын основателя банка «Лионский кредит»: «Могущество Ротшильдов, как позднее могущество де Ванделей, было выше законов».

Огромные средства, собранные французскими банками, лишь отчасти использовались для развития отечественной экономики, так как не давали здесь достаточно высокой прибыли. Более выгодным был вывоз капитала за границу - в Россию, Испанию, Австро-Венгрию, Турцию, балканские государства. При этом на строительство железных дорог, заводов и шахт шло не более 20% вывозимых средств. Львиная их часть предоставлялась европейским странам в форме долгосрочных государственных займов. К началу XX в. Франция ежегодно вывозила за границу до полутора миллиардов франков, превращаясь в европейского ростовщика. Зарубежные инвестиции приносили ей не только прибыль, но и политических союзников. Государства-должники, в особенности Россия, были вынуждены в мировой политике считаться с интересами своего кредитора.

Конституция Третьей республики.Хотя Франция была провозглашена республикой еще 4 сентября 1870 года, вопрос об определении ее политического строя долго не решался. . В 1875 г. большинством в один голос Национальное собрание приняло поправку к Конституции, которая окончательно узаконила во Франции республиканскую форму правления.

По Конституции 1875 г. законодательная власть была вверена парламенту - Национальному собранию, состоявшему из двух палат: Палаты депутатов и Сената. Сенат избирался на 9 лет и каждые три года обновлялся на одну треть. Палата депутатов избиралась на 4 года мужчинами, достигшими 21 года и проживавшими в избирательном округе не менее полугода. Женщины, военнослужащие, сезонные рабочие, жители колоний права голоса не получили. Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на 7 лет, и правительству страны.

Конституция наделила президента достаточно широкими полномочиями, в том числе правом законодательной инициативы, назначения на высшие гражданские и военные должности, роспуска нижней палаты. Но поскольку он избирался парламентом, депутаты вскоре стали выдвигать на эту должность малоинициативных людей с посредственными способностями, политиков, которые устраивали все партии и партийные группировки. Соперничество партий в парламенте Третьей республики приводило также к частой смене правительству некоторые из них находились у власти несколько недель или даже дней.

Первые же парламентские выборы, проходившие на основе новой конституции, принесли победу республиканцам. В 1879 г. Мак-Магон был вынужден подать в отставку. Новым президентом был избран республиканец Жюль. Греви, а председателем Палаты депутатов стал Леон Гамбетта.

Наступил период реформ. Уже первое правительство республиканцев перенесло свою резиденцию из Версаля в Париж, гимном республики стала знаменитая «Марсельеза», а 14 июля - день взятия Бастилии - был объявлен национальным праздником. В 1880 г. был принят закон о свободе собраний и печати, разрешена свободная политическая пропаганда. Тогда же власти амнистировали коммунаров, благодаря чему тысячи сторонников Парижской Коммуны смогли вернуться на родину.

Республиканцы предприняли и первые серьезные шаги по ограничению влияния на общественную жизнь реакционного католического духовенства: была запрещена деятельность иезуитских организаций, священники удалялись из армии и государственных учреждений. Реформы коснулись и сферы образования. В начале 80-х годов во Франции было введено бесплатное обучение детей с 6-ти до 13-ти лет, создана система среднего женского образования.

Чтобы исключить возможность восстановления монархии в стране, в 1884 г. Национальное собрание приняло закон, который запрещал ставить в парламенте на повестку дня вопрос о пересмотре республиканской формы правления. Потомкам некогда царствовавших во Франции династий было запрещено баллотироваться на должности президента и сенаторов.

В целом реформы республиканцев носили умеренный характер. Ряд своих предвыборных обещаний (об упразднении Сената, отделении церкви от государства, введении прогрессивного подоходного налога) они так и не сдержали. Это вызывало недовольство в их собственных рядах, и уже на выборах 1881 г. от блока республиканских партий отмежевалась группа радикалов. Радикалы критиковали правых республиканцев за умеренность реформ, оппортунизм (приспособленчество), и вскоре они, благодаря решительным выступлениям против монархистов и клерикалов, смелым изобличениям злоупотреблений правительств, стали пользоваться большой популярностью среди крестьянства и городской мелкой буржуазии. Признанным лидером радикалов уже в те годы был Жорж Клемансо, врач по профессии. Незаурядный ум, темперамент, гибкость и ораторский талант позволили ему быстро стать одним из влиятельнейших политиков страны.

Колониальная политика Франции

Потерпев поражение в войне 1870-1871 гг., Франция стремилась компенсировать утрату позиций в Европе расширением своих колониальных владений. В последней трети XIX в. она вела почти непрерывные колониальные войны, завладев огромными территориями в Африке, Индокитае, островами Океании и Вест-Индии. Так, в 1881 г. французы навязали протекторат Тунису. Затем, после жестоких войн, были захвачены Вьетнам, большая часть Западной Африки, Мадагаскар. С 860 по 1899 гг. владения Франции увеличились в 19 раз, а население ее колониальной империи возросло до 56 млн. чел. Лишь африканские колонии. Франции превышали размеры самой метрополии в 17 раз.

Франция стала второй колониальной державой мира. Однако дальнейшие ее захваты в Африке привели к обострению отношений с Англией. В 1898г., когда французские и английские войска столкнулись в Судане, дело едва не дошло до войны. Но Франция, для которой главным врагом оставалась Германия, отступила и признала за Англией первенство в колониальной политике. Это соглашение позволило ей впоследствии получить поддержку в захвате Марокко (1911), расширить владения в Индокитае и на островах Тихого океана. Используя сырьевые богатства порабощенных стран и дешевую рабочую силу, французские колонизаторы извлекали большие прибыли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27459. Государство как субъект правоотношений 30 KB
  Государство как субъект правоотношений. Государство: обладает как субъект правоотношений особым свойством суверенитетом ; общая правосубъектность государства определяется Конституцией данного государства нормами международного права; является субъектом внутригосударственных международных правоотношений; относится к т. Государство во всех правоотношениях выступает как политический субъект проявляющий властные полномочия как носитель суверенитета. Государство регламентирует статус участников правоотношений является субъектом...
27460. Государство: понятие, назначение и признаки 28 KB
  Государство это политикотерриториальная суверенная организация публичной власти общества взимающая с населения налоги издающая законы и обеспечивающая их реализацию. Марксистсколенинское понимание признаков государства: 1 разделение населения по территориальному признаку; 2 наличие публичной власти которая стоит над обществом; 3 наличие налоговой системы. принадлежность людей к данному обществу гражданству; порядок и понятия формы предоставления гражданства именно через понятия гражданство население происходит объединение...
27461. Гражданское общество: понятие, структура, характер и формы его взаимодействия с государственно-правовыми институтами 29.5 KB
  Госво управляет обществом служит формой его организации. общество способное противостоять госву контролировать его и заставить служить обществу. Это общество которое может сформировать правовое госво.
27462. Дайте классификацию юридических (фактических) составов 24 KB
  Такая совокупность юрих фактов в юриспруденции именуется фактическим юрим составом. Юридический фактический состав это система юридических фактов предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий возникновение изменение прекращение правоотношения. 2 По процессу накопления фактов: Завершённые процесс накопления фактов завершен; Незавершённые процесс накопления не закончен. 3 По способу накопления фактов: Простые юридические составы с независимым накоплением элементов.
27463. Дайте отличия нормативного акта от правоприменительного (на конкретном примере) 25.5 KB
  Нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов. Индивидуальные правовые акты это акты государственных органов негосударственных организаций должностных лиц выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты это акты применения права поэтому их называют еще правоприменительными. В отличие от индивидуальных нормативные правовые акты носят общеобязательный характер и отличаются неконкретностью...
27464. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 27.5 KB
  Действие нормативноправового акта порождение тех юридических последствий которые в нем предусмотрены. Действие т. во времени Действие нормативноправовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативноправового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона обращен в будущее рассчитан на facta futura ретроактивное распространение на отношения возникшие до вступления данного акта в силу и ультраактивное действие акт утрачивает силу а...
27465. Действие права 28.5 KB
  Действие права это действие составляющих его разнообразных норм которые в официальной форме выражены в различных нормативноправовых и иных правоустановительных актах. Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих нормативноправовых актах. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативноправового акта и содержащихся в нем норм в силу до момента ее утраты. Время вступления в законную силу разных нормативноправовых актов определяется различными способами: 1...
27466. Демократический политический режим 24.5 KB
  Государственнополитический режим это элемент формы государства характеризующий совокупность приемов методов способов и средств осуществления государственной власти. Основными признаками демократического режима являются: господство закона; разделение властей; наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти их подотчетность перед избирателями гласность; наличие свободно формируемых...
27467. Законность, понятие и характеристика 25.5 KB
  Понятие законности неотделимо от понятия права. В результате реализации этого требования органами государства и его должностными лицами возникает особый режим система общественных отношений режим законности. Законность как принцип одно из руководящих системообразующих начал построения и деятельности правового государства выражающееся в системе принципов и требований отражающих идею законности. Режим законности такое состояние общественных отношений когда во взаимоотношениях между государственной властью и населением господствует...