88105

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 годов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В Японии капиталистические отношения только начали складываться. Англия Франция США Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры грозившие ей потерей независимости. на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

Русский

2015-04-26

33.68 KB

8 чел.

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов.

Конституция 1889 г.

Революция Мэйдзи. К середине XIX в. в Японии капиталистические отношения только начали складываться. Началось разложение феодальных отношений, о чем говорило разорение многих феодалов, массовое обнищание крестьян, усиление классовой борьбы. Широкое недовольство народа вызвала и неспособность режима сегуна (военного министра, фактически являвшегося главой государства) противостоять внешней угрозе. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры, грозившие ей потерей независимости.

В этих условиях устранение сегуната и восстановление законной власти императора становится главной целью большинства крупных и мелких феодалов, буржуазии, широких народных масс. В ходе вооруженной борьбы в конце 1867- начале 1868 гг. оппозиция одержала победу, добилась отставки сегуна, и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название революция Мэйдзи (название эпохи правления императора). В стране была проведена серия буржуазных реформ.

Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в.

Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872-1873 гг. Были ликвидированы все феодальные права на землю. Земля превращалась в частную собственность. Крестьяне - наследственные держатели земли получали ее в собственность, а крестьяне-арендаторы (подавляющее большинство) никаких прав на землю не получили. У крестьян была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян. Князья получили крупную денежную компенсацию за землю от государства.

Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

3) Военная реформа привлекала низшие сословия к военной службе.

В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Однако от воинской повинности можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.

В 1871 г. провозглашено «равенство всех сословий». Однако оно не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессии. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом.

6) Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя государственные кредиты и дотации на строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулировавший распространение европейских знаний в стране. В преддверии конституционных реформ происходит организационное оформление политических партий. В 1881 г. была создана Либеральная

партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средней городской и сельской буржуазии, к ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства. Партия конституционных реформ (Кайсинто), созданная в 1882 г., в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, стала другой умеренной партией оппозиции.

Программные требования обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижение налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. После начала работы парламента в 1890 г. роль партий Дзиюто и Кайсинто стала постепенно снижаться. В 80-х гг. создаются первые рабочие организации, а в рабочее движение проникают социалистические идеи. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто).

9) В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности.

Реформа судебной и правовой системы

В 70-80-е гг. XIX в. японцы стали активно изучать и заимствовать судебный и правовой опыт Запада, отменять архаичные правовые нормы. В 1872 г. были запрещены пытки и кровная месть, признается формальное равенство сословий перед законом.

В 1880 г. были приняты Законы об организации судов и о дисциплинарной ответственности судей, которые объявили о независимости и не­сменяемости судей. Однако фактически они находились под контролем министра юстиции. Судебную систему Японии составили местные окружные и апелляционные суды, над которыми стоял Большой суд правосудия.

В 1890 г. была создана прокуратура, а в 1893 г. - адвокатура, также находившиеся под жестким контролем министра юстиции.

В 1898 г. под прямым влиянием германского и французского права был принят Гражданский кодекс Японии, построенный по пандектной системе. Он закрепил незыблемость частной собственности, юридическое равенство лиц, свободу собственности и договора и т.п. Однако сохранялось неравноправие женщин и другие архаичные нормы. В отличие от Кодекса Наполеона, признавались юридические лица и ограничения собственников земли в пользу промышленников.

Торговый кодекс (1899 г.), почти полностью рецепированный из Франции, регулировал вопросы внешней и внутренней торговли, торговых сделок и торговых товариществ и т.д.

Уголовные кодексы Японии 1880 и 1907 гг. были построены по образцам законов Франции и Германии. Для них были характерны широта судебного усмотрения, суровые наказания за преступления против государства и собственности, что позволяло жестко преследовать рабочее и революционное движение.

В 1890 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс Японии, определивший основные принципы судебного процесса: гласность, устность, состязательность.

Конституция 1889 г. В 1889 г. от имени императора Японии даруется конституция, отменить или изменить которую мог только сам император. Образцом для разработки японской конституции послужила конституция Пруссии 1850 г.

В ст. 1 Конституции Японии закреплялась власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст.4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и заключать мир, договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр.

Законодательная власть, согласно конституции, вверялась «императору и парламенту» (ст.5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Согласно ст.8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Для принятия законов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст.71 конституции запрещала парламенту изменять статус императорского дома. Нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого на­лога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовалась около 1 % населения. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней па­латы определялся в 4 года, верхней - в 7 лет.

Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотума недоверия» конституция не имела. У японского парламента отсутствовал и ежегодный контроль над финансами. Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.

Особое, привилегированное положение при императоре занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство императорского двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Все они были независимы как от парламента, так и от кабинета министров. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895 г. император установил, что на посты военного и морского министров могут назначаться только высшие военные чины. Военщина тем самым усилила свое влияние на политику императора. Не случайно, что вскоре после революции Мэйдзи уже в 70-80-е гг. начались агрессивные войны и колониальные захваты в Китае и Корее.

В конституции были закреплены права и свободы подданных (слова, печати, вероисповедания, собраний и союзов, петиций, перемещения, выбора места жительства), правда, в «установленных законом пределах». Но на первом месте в этом разделе были поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79467. Социально-культурные функции рекламы 28.34 KB
  Реклама – это особый вид создания и распространения информации, имеющий четкого заказчика, передаваемый опосредованно имеющий целью – повышение спроса и повышение интереса к товарам и услугам.
79468. Методы организации СКД 27.68 KB
  Методы социальнокультурной деятельности система информационного и идейноэмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социальнокультурной деятельности направленных на решение конкретных просветительных воспитательных и иных культуросозидающих задач. Методы СКД: Методы формирования культурных знаний которые в свою очередь подразумеваются на методы: информирования – сообщения внушения заражения убеждения. Методы стимулирования – в этой группе рассматриваются соревнования метод...
79469. Деятельность некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества 26.77 KB
  Роль ОО в становлении гражданского общества. Общественные объединения являются субъектами социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества их влияние на социально-культурную политику и взаимодействие с государственными органами по решению социальных проблем имеет существенное значение. Основной ролью общественных организаций в условиях демократии является активное участие в формировании гражданского общества с привлечением творческого потенциала населения.
79470. Средства социально-культурной деятельности и примеры их использования в различных досуговых программах 27.32 KB
  Множество социальных проблем с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Социально педагогические критерии к средствам культурнодосуговой деятельности соотносятся с критериями предъявляемыми к культурнодосуговой деятельности в целом. Это: критерий социально значимой направленности культурнодосуговой деятельности; критерий соответствия методики работы современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание поведение и отношения людей в условиях...
79471. Деловой этикет и культура делового общения в учреждениях социально-культурной сферы 28.48 KB
  Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Деловой этикет здесь значительно упрощается становится несравненно более свободным и естественным приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям безотносительно к их должности и общественному положению. Менеджеру важно владеть правилами этикета ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе разговорах по телефону в деловой переписке на совещаниях и при проведении различных официальных...
79472. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II 28.14 KB
  Ассамблеи в эпоху Екатерины 2 стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий маскарадам званым ужинам. Характерен ответ Екатерины II на вопрос Фонвизина: Отчего у нас не стыдно не делать ничего – в обществе жить не есть не делать ничего. Можно в этом отношении вспомнить проекты Екатерины II если публично проводились такие маскарадные ряженья как например знаменитая карусель на которую Григорий Орлов и другие участники явились в рыцарских костюмах то в сугубой тайне в закрытом помещении Малого...
79473. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки 28.08 KB
  В зависимости от объявленных целей и организационных средств которыми пользуются социокультурные проекты могут быть: Бизнесхарактера: используются средства деловой организации. Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей новых ценностных отношений. Проекты в сфере культуры можно различать и классифицировать по следующим признакам: цели деятельности принцип укорененности и принцип организации. По целям деятельности проекты подразделяются на коммерческие и некоммерческие Коммерческими считаются проекты...
79474. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения) 27.7 KB
  Кино и ТВ являются полноправными и эффективными составляющими СКД. Например фильм Кормление ребенка выполняет просветительскую функцию кино.Толстого – это 1 космическая одиссея в кино Люк Бессон Голубая бездна открытие глубоководных сцен снятых в океане и море.
79475. Принципы социально-культурной деятельности 27.21 KB
  СКД это обусловленная нравственноинтеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию освоению сохранению распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной так и любительской основе; второе практически объединило всех людей которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников...