88105

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 годов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В Японии капиталистические отношения только начали складываться. Англия Франция США Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры грозившие ей потерей независимости. на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

Русский

2015-04-26

33.68 KB

23 чел.

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов.

Конституция 1889 г.

Революция Мэйдзи. К середине XIX в. в Японии капиталистические отношения только начали складываться. Началось разложение феодальных отношений, о чем говорило разорение многих феодалов, массовое обнищание крестьян, усиление классовой борьбы. Широкое недовольство народа вызвала и неспособность режима сегуна (военного министра, фактически являвшегося главой государства) противостоять внешней угрозе. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры, грозившие ей потерей независимости.

В этих условиях устранение сегуната и восстановление законной власти императора становится главной целью большинства крупных и мелких феодалов, буржуазии, широких народных масс. В ходе вооруженной борьбы в конце 1867- начале 1868 гг. оппозиция одержала победу, добилась отставки сегуна, и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название революция Мэйдзи (название эпохи правления императора). В стране была проведена серия буржуазных реформ.

Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в.

Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872-1873 гг. Были ликвидированы все феодальные права на землю. Земля превращалась в частную собственность. Крестьяне - наследственные держатели земли получали ее в собственность, а крестьяне-арендаторы (подавляющее большинство) никаких прав на землю не получили. У крестьян была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян. Князья получили крупную денежную компенсацию за землю от государства.

Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

3) Военная реформа привлекала низшие сословия к военной службе.

В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Однако от воинской повинности можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.

В 1871 г. провозглашено «равенство всех сословий». Однако оно не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессии. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом.

6) Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя государственные кредиты и дотации на строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулировавший распространение европейских знаний в стране. В преддверии конституционных реформ происходит организационное оформление политических партий. В 1881 г. была создана Либеральная

партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средней городской и сельской буржуазии, к ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства. Партия конституционных реформ (Кайсинто), созданная в 1882 г., в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, стала другой умеренной партией оппозиции.

Программные требования обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижение налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. После начала работы парламента в 1890 г. роль партий Дзиюто и Кайсинто стала постепенно снижаться. В 80-х гг. создаются первые рабочие организации, а в рабочее движение проникают социалистические идеи. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто).

9) В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности.

Реформа судебной и правовой системы

В 70-80-е гг. XIX в. японцы стали активно изучать и заимствовать судебный и правовой опыт Запада, отменять архаичные правовые нормы. В 1872 г. были запрещены пытки и кровная месть, признается формальное равенство сословий перед законом.

В 1880 г. были приняты Законы об организации судов и о дисциплинарной ответственности судей, которые объявили о независимости и не­сменяемости судей. Однако фактически они находились под контролем министра юстиции. Судебную систему Японии составили местные окружные и апелляционные суды, над которыми стоял Большой суд правосудия.

В 1890 г. была создана прокуратура, а в 1893 г. - адвокатура, также находившиеся под жестким контролем министра юстиции.

В 1898 г. под прямым влиянием германского и французского права был принят Гражданский кодекс Японии, построенный по пандектной системе. Он закрепил незыблемость частной собственности, юридическое равенство лиц, свободу собственности и договора и т.п. Однако сохранялось неравноправие женщин и другие архаичные нормы. В отличие от Кодекса Наполеона, признавались юридические лица и ограничения собственников земли в пользу промышленников.

Торговый кодекс (1899 г.), почти полностью рецепированный из Франции, регулировал вопросы внешней и внутренней торговли, торговых сделок и торговых товариществ и т.д.

Уголовные кодексы Японии 1880 и 1907 гг. были построены по образцам законов Франции и Германии. Для них были характерны широта судебного усмотрения, суровые наказания за преступления против государства и собственности, что позволяло жестко преследовать рабочее и революционное движение.

В 1890 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс Японии, определивший основные принципы судебного процесса: гласность, устность, состязательность.

Конституция 1889 г. В 1889 г. от имени императора Японии даруется конституция, отменить или изменить которую мог только сам император. Образцом для разработки японской конституции послужила конституция Пруссии 1850 г.

В ст. 1 Конституции Японии закреплялась власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст.4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и заключать мир, договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр.

Законодательная власть, согласно конституции, вверялась «императору и парламенту» (ст.5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Согласно ст.8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Для принятия законов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст.71 конституции запрещала парламенту изменять статус императорского дома. Нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого на­лога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовалась около 1 % населения. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней па­латы определялся в 4 года, верхней - в 7 лет.

Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотума недоверия» конституция не имела. У японского парламента отсутствовал и ежегодный контроль над финансами. Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.

Особое, привилегированное положение при императоре занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство императорского двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Все они были независимы как от парламента, так и от кабинета министров. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895 г. император установил, что на посты военного и морского министров могут назначаться только высшие военные чины. Военщина тем самым усилила свое влияние на политику императора. Не случайно, что вскоре после революции Мэйдзи уже в 70-80-е гг. начались агрессивные войны и колониальные захваты в Китае и Корее.

В конституции были закреплены права и свободы подданных (слова, печати, вероисповедания, собраний и союзов, петиций, перемещения, выбора места жительства), правда, в «установленных законом пределах». Но на первом месте в этом разделе были поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8926. Лекции по теории автоматов Часть 1 Теория абстрактных автоматов 241 KB
  Лекции по теории автоматов Часть 1 Теория абстрактных автоматов Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальностям в области вычислительной техники, информатики и управления. ОГЛАВЛЕНИЕ Часть 1. Теория абстрактных автоматов...
8927. Енергозбереження - шлях до віддалення глобальної катастрофи 115.5 KB
  Тема 10. Енергозбереження - шлях до віддалення глобальної катастрофи Людська цивілізація знаходиться на порозі чергової кризи, звязаної з наслідками її діяльності, а саме - глобальним забрудненням довкілля, зокрема парниковими газами...
8928. Інвестиційна політика в галузі енергозбереження 122 KB
  Тема 9. Інвестиційна політика в галузі енергозбереження З таблиці 2 теми 1 бачимо, що обсяг капіталовкладень, які необхідні для забезпечення ефективної політики в галузі енергозбереження на Україні, становить у розрахунку на 2005 рік...
8929. Утилізація вторинних енергоресурсів 284.5 KB
  Утилізація вторинних енергоресурсів Будь-які енергоносії, чи енергія у формі тепла або стиснених газів, що отримуються внаслідок основних технологічних процесів, наприклад, коксування вугілля, металургійних процесів, роботи ГТУ чи ТЕС, називаються в...
8930. Лекции по теории автоматов. Логические основы цифровых автоматов 620.5 KB
  Лекции по теории автоматов. Логические основы цифровых автоматов. Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальностям в области вычислительной техники, информатики и управления..
8931. Нетрадиційні та поновлювані джерела енергії 644 KB
  Нетрадиційні та поновлювані джерела енергії Сучасна енергетика базується на викопному органічному паливі: камяному вугіллі, нафті та газі. Розвіданих і прогнозних запасів викопного палива при сучасних темпах енергоспоживання достатньо на 90-15...
8932. Біогазова технологія утилізації органічних відходів і виробництва енергії 581 KB
  Біогазова технологія утилізації органічних відходів і виробництва енергії Біогаз - енергоносій, який є сумішшю метану (60 - 70%), діоксиду вуглецю (30 - 40%), невеликої кількості сірководню, водню, аміаку та оксиду азоту(5%). Склад бі...
8933. Технология производства сырокопченых колбас 159.5 KB
  Технология производства сырокопченых колбас. Сырокопченые колбасы - изделия, приготовленные из мясного фарша, соли, пряностей, в оболочке подвергнутой созреванию 8 - 10 суток, холодному копчению при 18 - 250С и сушке до 1,5 мес...
8934. Сущность государства, основные характеристики 167.18 KB
  Сущность государства, основные характеристики. Введение Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные...