88105

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 годов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В Японии капиталистические отношения только начали складываться. Англия Франция США Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры грозившие ей потерей независимости. на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

Русский

2015-04-26

33.68 KB

20 чел.

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов.

Конституция 1889 г.

Революция Мэйдзи. К середине XIX в. в Японии капиталистические отношения только начали складываться. Началось разложение феодальных отношений, о чем говорило разорение многих феодалов, массовое обнищание крестьян, усиление классовой борьбы. Широкое недовольство народа вызвала и неспособность режима сегуна (военного министра, фактически являвшегося главой государства) противостоять внешней угрозе. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры, грозившие ей потерей независимости.

В этих условиях устранение сегуната и восстановление законной власти императора становится главной целью большинства крупных и мелких феодалов, буржуазии, широких народных масс. В ходе вооруженной борьбы в конце 1867- начале 1868 гг. оппозиция одержала победу, добилась отставки сегуна, и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название революция Мэйдзи (название эпохи правления императора). В стране была проведена серия буржуазных реформ.

Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в.

Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872-1873 гг. Были ликвидированы все феодальные права на землю. Земля превращалась в частную собственность. Крестьяне - наследственные держатели земли получали ее в собственность, а крестьяне-арендаторы (подавляющее большинство) никаких прав на землю не получили. У крестьян была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян. Князья получили крупную денежную компенсацию за землю от государства.

Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

3) Военная реформа привлекала низшие сословия к военной службе.

В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Однако от воинской повинности можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.

В 1871 г. провозглашено «равенство всех сословий». Однако оно не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессии. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом.

6) Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя государственные кредиты и дотации на строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулировавший распространение европейских знаний в стране. В преддверии конституционных реформ происходит организационное оформление политических партий. В 1881 г. была создана Либеральная

партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средней городской и сельской буржуазии, к ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства. Партия конституционных реформ (Кайсинто), созданная в 1882 г., в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, стала другой умеренной партией оппозиции.

Программные требования обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижение налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. После начала работы парламента в 1890 г. роль партий Дзиюто и Кайсинто стала постепенно снижаться. В 80-х гг. создаются первые рабочие организации, а в рабочее движение проникают социалистические идеи. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто).

9) В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности.

Реформа судебной и правовой системы

В 70-80-е гг. XIX в. японцы стали активно изучать и заимствовать судебный и правовой опыт Запада, отменять архаичные правовые нормы. В 1872 г. были запрещены пытки и кровная месть, признается формальное равенство сословий перед законом.

В 1880 г. были приняты Законы об организации судов и о дисциплинарной ответственности судей, которые объявили о независимости и не­сменяемости судей. Однако фактически они находились под контролем министра юстиции. Судебную систему Японии составили местные окружные и апелляционные суды, над которыми стоял Большой суд правосудия.

В 1890 г. была создана прокуратура, а в 1893 г. - адвокатура, также находившиеся под жестким контролем министра юстиции.

В 1898 г. под прямым влиянием германского и французского права был принят Гражданский кодекс Японии, построенный по пандектной системе. Он закрепил незыблемость частной собственности, юридическое равенство лиц, свободу собственности и договора и т.п. Однако сохранялось неравноправие женщин и другие архаичные нормы. В отличие от Кодекса Наполеона, признавались юридические лица и ограничения собственников земли в пользу промышленников.

Торговый кодекс (1899 г.), почти полностью рецепированный из Франции, регулировал вопросы внешней и внутренней торговли, торговых сделок и торговых товариществ и т.д.

Уголовные кодексы Японии 1880 и 1907 гг. были построены по образцам законов Франции и Германии. Для них были характерны широта судебного усмотрения, суровые наказания за преступления против государства и собственности, что позволяло жестко преследовать рабочее и революционное движение.

В 1890 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс Японии, определивший основные принципы судебного процесса: гласность, устность, состязательность.

Конституция 1889 г. В 1889 г. от имени императора Японии даруется конституция, отменить или изменить которую мог только сам император. Образцом для разработки японской конституции послужила конституция Пруссии 1850 г.

В ст. 1 Конституции Японии закреплялась власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст.4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и заключать мир, договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр.

Законодательная власть, согласно конституции, вверялась «императору и парламенту» (ст.5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Согласно ст.8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Для принятия законов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст.71 конституции запрещала парламенту изменять статус императорского дома. Нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого на­лога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовалась около 1 % населения. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней па­латы определялся в 4 года, верхней - в 7 лет.

Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотума недоверия» конституция не имела. У японского парламента отсутствовал и ежегодный контроль над финансами. Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.

Особое, привилегированное положение при императоре занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство императорского двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Все они были независимы как от парламента, так и от кабинета министров. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895 г. император установил, что на посты военного и морского министров могут назначаться только высшие военные чины. Военщина тем самым усилила свое влияние на политику императора. Не случайно, что вскоре после революции Мэйдзи уже в 70-80-е гг. начались агрессивные войны и колониальные захваты в Китае и Корее.

В конституции были закреплены права и свободы подданных (слова, печати, вероисповедания, собраний и союзов, петиций, перемещения, выбора места жительства), правда, в «установленных законом пределах». Но на первом месте в этом разделе были поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13207. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ 4.44 MB
  ОГЛАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ Введение Болгары 1. Из предисловия к Истории славяноболгарской о народе и о царях Паисия Хилендарского Воззвание Софрония Врачанского к болгарскому народу Предисловие к Рыбному бук
13208. Словянські народи у добу середньовіччя. Польська держава у ІХ- ХVI ст 94.5 KB
  Слов€янські народи у добу середньовіччя. Польська держава у ІХ ХVI ст.. До ІХст на польських землях проживало близько тридцяти слав€янських племен. Центрами об€єднань польських земель були: Велика Польща Північна і Центральна Польща частина Прусії і Мала Пол
13209. Балканські війни 29.5 KB
  Балканські війни На початку ХХ століття стало ясно що турецьке панування над деякими балканськими народами підходить до кінця. В березні 1912 року Болгарія і Сербія уклали договір про взаємодопомогу в разі нападу на одну з цих країн. Метою договору була війна з Тур
13210. Болгарія на початку Другої світової війни (1939-1941) 112.5 KB
  Болгарія на початку Другої світової війни 1939-1941 15 вересня 1939 р. болгарський уряд Кьосеіванова оголосив що буде дотримуватися політики нейтралітету Болгарії. Правлячі кола країни прагнули визнати щоб у протистоянні воєнних угруповань знайти для Болгарії
13211. ЕТНОГЕНЕЗ РАННІХ СЛОВЯН 226.5 KB
  Валентин СЄДОВ ЕТНОГЕНЕЗ РАННІХ СЛОВЯН Значний внесок у вивчення словянського етногенезу зробило мовознавство. Пошуки витоків словянства і розвитку прасловянської мови були розпочаті лінґвістами у XIX ст. Узагалі мова надійна ознака всякої етнічної спільнос...
13212. Российская историческая хронология с древнейших времен до начала ХХ столетия 46.85 KB
  Российская историческая хронология с древнейших времен до начала ХХ столетия 800е Установились прямые связи между Хазарским каганатом столица в г. Итиль близ дельты Волги и скандинавами по речному пути ВолховИльменьМстаВолга 860 Русы варяги и славяне соверши
13213. Утворення та політичний устрій Російської централізованої держави 44.71 KB
  Тема: Утворення та політичний устрій Російської централізованої держави Необхідно зазначити що процес утворення Російської централізованої держави мав ряд особливостей: 1 проходив при наявності монголотатарського гноблення постійне відбирання матеріальних і лю
13214. Російська держава у ХVІ – XVII ст. 32.57 KB
  Російська держава у ХVІ XVII ст. План. Росія у період правління Івана Грозного 1533 1584 рр.. Смута в Росії на початку XVII ст. Заснування і правління династії Романових у XVII ст. 1. Іван IV Грозний 15331584. Владу у малолітнього Івана оспорювали боярські угрупов
13215. Россия после Смуты (ИСТОРИЯ) 54.89 KB
  Россия после Смуты ИСТОРИЯ Возрождение самодержавия. Михаил Романов был молод и неопытен. Про него говорили что он был благоверен зело кроток же и милостив. Но расчеты бояр на то что юным царем легко будет управлять не оправдались. Вокруг Михаила сразу же спло