88111

Антидемократические (тоталитарные) режимы в Испании и Италии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разрушение и упразднение демократических институтов дополнялось возвышением власти заговорщицкой и военизированной партии а также культом личности партийного вождя который после огосударствления правящей партии слияния силы государства с властью партии становился олицетворением всего режима и всего вождистского государства гитлеровская Германия франкистская Испания и т. Создатель профашистской фалангистской партии в Испании Примо де Ривера был диктатором с 1923 по 1930 г. Лидер фашистов Бенито Муссолини был в свое время членом...

Русский

2015-04-26

32.65 KB

1 чел.

Антидемократические (тоталитарные) режимы в Испании и Италии.

Нацистский режим в Германии, фашистский в Италии и сходные режимы в других странах стали для либерально-демократических режимов своеобразным и драматическим испытанием на прочность и жизнеспособность. Кризисное состояние последних сопровождалось отходом от принципов и ценностей демократии с чудовищным террористическим подавлением прав и свобод личности. Разрушение и упразднение демократических институтов дополнялось возвышением власти заговорщицкой и военизированной партии, а также культом личности партийного вождя, который после огосударствления правящей партии (слияния силы государства с властью партии) становился олицетворением всего режима и всего вождистского государства (гитлеровская Германия, франкистская Испания и т. д.). Вождь (дуче) Италии, изобретатель политической формулы (лозунгов) фашизма Муссолини находился у власти в 1922—1943 гг., вождь (фюрер) Германии Гитлер был у власти в 1933—1945 гг., несколько меньше просуществовал фашистский режим генерала Петена во Франции (1940—1944). Создатель профашистской (фалангистской) партии в Испании Примо де Ривера был диктатором с 1923 по 1930 г., уступив затем генералу Франко, который правил до самой своей смерти в 1975 г. В Португалии таким диктатором стал бывший профессор Коимбрского университета Салазар, захвативший власть в 1932 г. в обстановке затяжного кризиса в стране, пережившей с 1910 по 1926 г. 16 переворотов и 43 смены правительства, и уступивший ее Каэтано лишь после своей смерти в 1970 г. Однако реальная либерализация режима произошла в этой стране только после «революции гвоздик» в 1974 г.

Обострение социальной и политической обстановки в послевоенной Италии, которая была одной из отсталых стран Европы и для которой участие в войне оказалось очень обременительным, привело к возникновению диктатуры «фашистов». В приблизительном переводе это слово означает «связанные воедино», «единенцы». В обстановке послевоенного экономического кризиса в стране были популярны радикальные настроения социалистического толка и лозунги диктатуры пролетариата по советскому образцу. Консервативное крестьянство и мелкая буржуазия были настроены против социалистического радикализма и правительственного беспомощного реформизма. Выразителем определенных настроений этой части населения и стали фашисты, провозгласившие патриотическую (националистическую) политику во имя сохранения «величия нации» и восстановления порядка. «Фашизм» происходит от слова фасция (fascia) — связка, пучок, в древности обозначавшего пучок прутьев — символ высшей власти у сопровождавших римского консула стражей (ликторов).

Итальянские фашисты начали свою политическую активность с противодействия сколько-нибудь организованным рабочим партиям, широко применяя методы запугивания и насилия по отношению к своим оппонентам и соперникам. Лидер фашистов Бенито Муссолини был в свое время членом Итальянской социалистической партии, откуда был исключен по политическим мотивам. Первые выступления фашистов, организованных в «фашо ди комбатименто» (союзы борьбы), относятся к 1919 г.; в октябре им удается установить в стране фактическую диктатуру, после того как король дал согласие на то, чтобы Муссолини возглавил правительство. В стране в этот период действовала Конституция 1848 г., учредившая централизованную форму администрации и двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — Сенат — целиком формировалась по усмотрению монарха. Правительственная власть обладала значительными дискреционными полномочиями и правом вмешательства в свободу действий частных лиц. Все эти характерные особенности централизованной правительственной власти открывали благоприятные возможности уже не для королевского, а для партийно-государственного административного произвола.

Муссолини со временем сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть, которая была усилена его харизматическим культом. Ему помогал Большой Совет в составе бывших соратников, министров и высокопоставленных чиновников. Традиционные институты страны — монархия и парламент —- сохранялись, по фактически утратили свое былое влияние и власть. Страной правила фашистская партия, которая вела непрерывную пропаганду, контролировала все общественные и профессиональные организации и поддерживала порядок. Для надежности и удобства внешнего контроля фашисты объединили в единые корпорации работодателей и рабочих при помощи контролируемых ими профсоюзов и в рамках этих последних. Молодежь с самого детства была охвачена полувоенными организациями, воспитывающими будущих солдат в духе фанатичной преданности режиму. Дуче мечтал о превращении Италии в великую державу, а Средиземного моря — в «итальянский залив».

В 1935 г. он организует интервенцию и завоевание Эфиопии (Абиссинии), делая заявку на очередной передел мира. В период гражданской войны в Испании он совместно с нацистским режимом организует поддержку профашистскому режиму Франко. Два диктатора вновь объединились во время Второй мировой войны, когда Италия стала союзницей Третьего рейха.

К началу гражданской войны Испания была сравнительно бедной страной, охваченной социальным и политическим кризисом. В 20-е гг. страной правил диктатор Примо де Ривера. После его падения король Альфонс XIII попытался вернуть конституционное правление, но монархисты проиграли на выборах 1931 г. К власти пришли республиканцы, а король вынужден был эмигрировать. Республиканцы провели несколько незначительных реформ и жестоко расправлялись с оппозицией. На выборах 1936 г. левые силы объединяются в Народный фронт и одерживают победу. С июля им стала противостоять мятежная военная оппозиция, которую возглавил генерал Франсиско Франко (1892—1975).

Страна оказалась расколотой на два лагеря. Мятежникам помогли Муссолини и поддержка регулярной армии, а также члены Испанской фаланга — профашистской партии, созданной в 1934 г. сыном диктатора Примо де Ривера, которого республиканцы расстреляли в самом начале гражданской войны. В Испании на стороне мятежников воевали солдаты Италии и Германии, на стороне республиканцев — солдаты «интербригад», которые помогал формировать Советский Союз. В 1939 г. республиканцы терпят военное поражение, после чего Франко устанавливает авторитарный репрессивный режим, ставящий своей официальной целью «возрождение традиционной Испании». Этот режим просуществовал вплоть до кончины диктатора и сменился режимом конституционной монархии только в 70-е гг.

Итальянский фашизм и испанский фалангизм стали, подобно нацистскому режиму в Германии, диктатурами нового типа и в новых исторических условиях. Наиболее типичной их тактикой стало сплочение народа вокруг одной партии и ее лидера во имя обеспечения величия нации, поддержания порядка и воспитания «нового человека», подвластного и преданного идеям вождя и целям массового движения. Правда, подобный профиль власти и политической структуры сложился не сразу.

Для этого потребовалось сосредоточение усилий по созданию могущественного и неконтролируемого репрессивного аппарата государства, вовлечение всех слоев населения в военизированные массовые общественные организации, находящиеся под управлением и неослабным контролем одной партии. В обеспечение этой цели была развернута пропаганда, не прекращавшаяся ни на минуту. Полицейский и политико-идеологический контроль и террор были возведены в ранг повседневной официальной политики, с помощью которой противники устранялись с наибольшей степенью надежности и устрашающей жестокостью. Конечной целью такого режима властвования было превращение каждого индивида в фанатичного сторонника режима и тотальное подчинение его индивидуального повеления и социальной деятельности требованиям и потребностям режима. На этом основании такие режимы стали именоваться тоталитарными.

По-особому складывалась судьба отраслевых законодательных кодификаций в этой группе стран. После установления в 20-е гг. фашистской диктатуры наиболее основательным преобразованиям поначалу подверглась лишь отрасль уголовного законодательства. В 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный именем тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко». В том же году состоялось принятие и Уголовно-процессуального кодекса. В 1942 г. был принят новый Гражданский кодекс, состоявший из шести книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V), о защите прав (VI). Все эти книги принимались отдельно в течение 1938—1941 гг. При этом характерным был отказ от разделения гражданского и торгового права, учет опыта французской и германской кодификаций XIX в. и прежних итальянских кодексов. Впоследствии Гражданский кодекс был уточнен и дополнен специальными законами, в особенности книги о труде и об обязательствах. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы продолжают действовать в новой редакции 1987 и 1988 гг. Крушение фашистского режима привело к исключению лишь тех норм, которые непосредственно отражали фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и регулирования трудовых отношений.

Действующий ныне в Испании Карательный кодекс является итогом неоднократных реформ законодательства, проводившихся начиная с 1822—1823 гг. Здесь важными вехами стали УК 1870 г., который в годы фашистской диктатуры Франко был заменен его новой редакцией 1944 г., а также уточнения и изменения, внесенные в УК в 1963, 1971 и 1983 гг. В период франкизма карательная политика обеспечивалась принятием специальных законов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29956. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии; меры, принимаемые по защите населения 43 KB
  Эпизоотия это одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или нескольких видов животных значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эти чрезвычайные ситуации возможны при наличии и взаимодействии трех непременных элементов: возбудителя инфекционной болезни путей его передачи и восприимчивых к этому возбудителю людей животных и растений. Основные мероприятий направленные на...
29957. Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной психологии 53 KB
  Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной психологии Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида включает в себя анализ синтез обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В настоящее время мышление изучается не только психологией но и философией логикой физиологией кибернетикой лингвитсикой. Мышление как ассоциация представлений Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать...
29958. Теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии 59 KB
  Теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии. Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Генетически наиболее ранняя форма мышления – нагляднодейственное мышление появляется в конце первого – начале второго года жизни еще до овладения им активной речью. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется но не является такой тесной прямой и непосредственной как раньше.
29959. Творческое мышление как предмет исследования в психологии 43.5 KB
  Продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта она определяется качествами мышления и личной позицией занимаемой субъектом по отношению к своей деятельности. Проблема изучения продуктивного творческого мышления. На основе модели были сконструированы южнокалифорнийские тесты RP тесты творческого мышления Торренса. Выделил 4 особенности творческого мышления: оригинальность семантическая гибкость способность видеть новое спонтанная гибкость способность дальновидения.
29960. Учение о развитии интеллекта Ж.Пиаже и других представителей швейцарской школы 51 KB
  Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий основными для Пиаже становятся исследования систем операций интеллекта. Важнейшее открытие Пиаже открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления скрытой умственной позиции и как следствие своеобразие детской логики детской речи детских представлений о мире. Феномены Пиаже: 1.
29961. Психологическая сущность и механизмы воображения 45.5 KB
  Воображение и его развитие в детском возрасте Рибо Т. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. В старой психологии существовала точка зрения согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс поскольку преобразование образа и открытие нового традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов Вундт Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти...
29962. Виды и функции речи 48 KB
  Рубинштейн Речь – это процесс материализации мысли. Леонтьев Речь – Это деятельность общения – выражения воздействия сообщения = посредством языка; речь – это язык в действии. Речь это форма существования сознания мыслей чувств переживаний для другого служащая средством общения с ним и форма обобщённого отражения действительности или форма существования мышления. Рубинштейн Важно отличать речь от языка.
29963. Теория поля Курта Левина 46.5 KB
  Теория поля Курта Левина 1.: категория гешт образ Левин мотив; у гештальтистов образ рассматривался в отрыве от мотивации а мотивация у Левина отрывается от предметносмыслового содержания ситуации т. Для Левина поле это структура в которой совершается поведение. Понятие поля у Левина охватывает внутренний человека и внешний окружающее факторы.
29964. Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению 52.5 KB
  Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению Понятие личности Л – внешн проявление индивидуальности – как чел воспринимается окружающими и как он на них воздействует в римском театре маска актера =личина лицо обращенное к аудрии. Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подходы к изучению личности Каждая теория личности тем или иным образом отвечает на вопрос: Каким образом определяются структурные единицы личности и взаимосвязи между ними....