88111

Антидемократические (тоталитарные) режимы в Испании и Италии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разрушение и упразднение демократических институтов дополнялось возвышением власти заговорщицкой и военизированной партии а также культом личности партийного вождя который после огосударствления правящей партии слияния силы государства с властью партии становился олицетворением всего режима и всего вождистского государства гитлеровская Германия франкистская Испания и т. Создатель профашистской фалангистской партии в Испании Примо де Ривера был диктатором с 1923 по 1930 г. Лидер фашистов Бенито Муссолини был в свое время членом...

Русский

2015-04-26

32.65 KB

1 чел.

Антидемократические (тоталитарные) режимы в Испании и Италии.

Нацистский режим в Германии, фашистский в Италии и сходные режимы в других странах стали для либерально-демократических режимов своеобразным и драматическим испытанием на прочность и жизнеспособность. Кризисное состояние последних сопровождалось отходом от принципов и ценностей демократии с чудовищным террористическим подавлением прав и свобод личности. Разрушение и упразднение демократических институтов дополнялось возвышением власти заговорщицкой и военизированной партии, а также культом личности партийного вождя, который после огосударствления правящей партии (слияния силы государства с властью партии) становился олицетворением всего режима и всего вождистского государства (гитлеровская Германия, франкистская Испания и т. д.). Вождь (дуче) Италии, изобретатель политической формулы (лозунгов) фашизма Муссолини находился у власти в 1922—1943 гг., вождь (фюрер) Германии Гитлер был у власти в 1933—1945 гг., несколько меньше просуществовал фашистский режим генерала Петена во Франции (1940—1944). Создатель профашистской (фалангистской) партии в Испании Примо де Ривера был диктатором с 1923 по 1930 г., уступив затем генералу Франко, который правил до самой своей смерти в 1975 г. В Португалии таким диктатором стал бывший профессор Коимбрского университета Салазар, захвативший власть в 1932 г. в обстановке затяжного кризиса в стране, пережившей с 1910 по 1926 г. 16 переворотов и 43 смены правительства, и уступивший ее Каэтано лишь после своей смерти в 1970 г. Однако реальная либерализация режима произошла в этой стране только после «революции гвоздик» в 1974 г.

Обострение социальной и политической обстановки в послевоенной Италии, которая была одной из отсталых стран Европы и для которой участие в войне оказалось очень обременительным, привело к возникновению диктатуры «фашистов». В приблизительном переводе это слово означает «связанные воедино», «единенцы». В обстановке послевоенного экономического кризиса в стране были популярны радикальные настроения социалистического толка и лозунги диктатуры пролетариата по советскому образцу. Консервативное крестьянство и мелкая буржуазия были настроены против социалистического радикализма и правительственного беспомощного реформизма. Выразителем определенных настроений этой части населения и стали фашисты, провозгласившие патриотическую (националистическую) политику во имя сохранения «величия нации» и восстановления порядка. «Фашизм» происходит от слова фасция (fascia) — связка, пучок, в древности обозначавшего пучок прутьев — символ высшей власти у сопровождавших римского консула стражей (ликторов).

Итальянские фашисты начали свою политическую активность с противодействия сколько-нибудь организованным рабочим партиям, широко применяя методы запугивания и насилия по отношению к своим оппонентам и соперникам. Лидер фашистов Бенито Муссолини был в свое время членом Итальянской социалистической партии, откуда был исключен по политическим мотивам. Первые выступления фашистов, организованных в «фашо ди комбатименто» (союзы борьбы), относятся к 1919 г.; в октябре им удается установить в стране фактическую диктатуру, после того как король дал согласие на то, чтобы Муссолини возглавил правительство. В стране в этот период действовала Конституция 1848 г., учредившая централизованную форму администрации и двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — Сенат — целиком формировалась по усмотрению монарха. Правительственная власть обладала значительными дискреционными полномочиями и правом вмешательства в свободу действий частных лиц. Все эти характерные особенности централизованной правительственной власти открывали благоприятные возможности уже не для королевского, а для партийно-государственного административного произвола.

Муссолини со временем сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть, которая была усилена его харизматическим культом. Ему помогал Большой Совет в составе бывших соратников, министров и высокопоставленных чиновников. Традиционные институты страны — монархия и парламент —- сохранялись, по фактически утратили свое былое влияние и власть. Страной правила фашистская партия, которая вела непрерывную пропаганду, контролировала все общественные и профессиональные организации и поддерживала порядок. Для надежности и удобства внешнего контроля фашисты объединили в единые корпорации работодателей и рабочих при помощи контролируемых ими профсоюзов и в рамках этих последних. Молодежь с самого детства была охвачена полувоенными организациями, воспитывающими будущих солдат в духе фанатичной преданности режиму. Дуче мечтал о превращении Италии в великую державу, а Средиземного моря — в «итальянский залив».

В 1935 г. он организует интервенцию и завоевание Эфиопии (Абиссинии), делая заявку на очередной передел мира. В период гражданской войны в Испании он совместно с нацистским режимом организует поддержку профашистскому режиму Франко. Два диктатора вновь объединились во время Второй мировой войны, когда Италия стала союзницей Третьего рейха.

К началу гражданской войны Испания была сравнительно бедной страной, охваченной социальным и политическим кризисом. В 20-е гг. страной правил диктатор Примо де Ривера. После его падения король Альфонс XIII попытался вернуть конституционное правление, но монархисты проиграли на выборах 1931 г. К власти пришли республиканцы, а король вынужден был эмигрировать. Республиканцы провели несколько незначительных реформ и жестоко расправлялись с оппозицией. На выборах 1936 г. левые силы объединяются в Народный фронт и одерживают победу. С июля им стала противостоять мятежная военная оппозиция, которую возглавил генерал Франсиско Франко (1892—1975).

Страна оказалась расколотой на два лагеря. Мятежникам помогли Муссолини и поддержка регулярной армии, а также члены Испанской фаланга — профашистской партии, созданной в 1934 г. сыном диктатора Примо де Ривера, которого республиканцы расстреляли в самом начале гражданской войны. В Испании на стороне мятежников воевали солдаты Италии и Германии, на стороне республиканцев — солдаты «интербригад», которые помогал формировать Советский Союз. В 1939 г. республиканцы терпят военное поражение, после чего Франко устанавливает авторитарный репрессивный режим, ставящий своей официальной целью «возрождение традиционной Испании». Этот режим просуществовал вплоть до кончины диктатора и сменился режимом конституционной монархии только в 70-е гг.

Итальянский фашизм и испанский фалангизм стали, подобно нацистскому режиму в Германии, диктатурами нового типа и в новых исторических условиях. Наиболее типичной их тактикой стало сплочение народа вокруг одной партии и ее лидера во имя обеспечения величия нации, поддержания порядка и воспитания «нового человека», подвластного и преданного идеям вождя и целям массового движения. Правда, подобный профиль власти и политической структуры сложился не сразу.

Для этого потребовалось сосредоточение усилий по созданию могущественного и неконтролируемого репрессивного аппарата государства, вовлечение всех слоев населения в военизированные массовые общественные организации, находящиеся под управлением и неослабным контролем одной партии. В обеспечение этой цели была развернута пропаганда, не прекращавшаяся ни на минуту. Полицейский и политико-идеологический контроль и террор были возведены в ранг повседневной официальной политики, с помощью которой противники устранялись с наибольшей степенью надежности и устрашающей жестокостью. Конечной целью такого режима властвования было превращение каждого индивида в фанатичного сторонника режима и тотальное подчинение его индивидуального повеления и социальной деятельности требованиям и потребностям режима. На этом основании такие режимы стали именоваться тоталитарными.

По-особому складывалась судьба отраслевых законодательных кодификаций в этой группе стран. После установления в 20-е гг. фашистской диктатуры наиболее основательным преобразованиям поначалу подверглась лишь отрасль уголовного законодательства. В 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный именем тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко». В том же году состоялось принятие и Уголовно-процессуального кодекса. В 1942 г. был принят новый Гражданский кодекс, состоявший из шести книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V), о защите прав (VI). Все эти книги принимались отдельно в течение 1938—1941 гг. При этом характерным был отказ от разделения гражданского и торгового права, учет опыта французской и германской кодификаций XIX в. и прежних итальянских кодексов. Впоследствии Гражданский кодекс был уточнен и дополнен специальными законами, в особенности книги о труде и об обязательствах. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы продолжают действовать в новой редакции 1987 и 1988 гг. Крушение фашистского режима привело к исключению лишь тех норм, которые непосредственно отражали фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и регулирования трудовых отношений.

Действующий ныне в Испании Карательный кодекс является итогом неоднократных реформ законодательства, проводившихся начиная с 1822—1823 гг. Здесь важными вехами стали УК 1870 г., который в годы фашистской диктатуры Франко был заменен его новой редакцией 1944 г., а также уточнения и изменения, внесенные в УК в 1963, 1971 и 1983 гг. В период франкизма карательная политика обеспечивалась принятием специальных законов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85059. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе 30.45 KB
  Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе Цель урока. Познакомить учащихся с общими понятиями о ВИЧинфекции и СПИДе обратить внимание на основные причины распространения ВИЧинфекции в нашей стране. Сформировать убеждение в том что соблюдение норм здорового образа жизни единственная профилактика ВИЧинфекции. Изучаемые вопросы Общие понятия о ВИЧинфекции и СПИДе.
85060. Инфекции, передаваемые половым путем 30.46 KB
  Познакомить учащихся с признаками основных инфекций передаваемых половым путем ИППП и причинами их распространения. Обсудить основные меры профилактики ИППП. Основные меры по профилактике ИППП. Самый высокий уровень заболеваемости ИППП отмечается в группе 20 21летних затем 15 19летних.
85061. Россия в мировом сообществе 32.75 KB
  Сформировать у учащихся общее представление о роли России в современном мире показать потенциальные возможности страны и основные направления политики государства направленной на обеспечение стабильности и национальных интересов России. Изучаемые вопросы Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.
85062. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 34.01 KB
  Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного...
85063. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности 32.12 KB
  Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизнедеятельности подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
85064. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация 31.06 KB
  Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каждого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Подчеркнуть что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Не случайно обеспечением безопасности...
85066. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 30.73 KB
  Чрезвычайные ситуации природного характера их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наиболее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения возникающих на территории нашей страны. Повторить основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления.
85067. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия 30.7 KB
  Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....