88113

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 года

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В октябре 1929 года США были потрясены катастрофическим падением курса акций на бирже. Отчаявшись в ожидании нового процветания обманутые республиканскими лидерами в правительстве и вне его трудящиеся массы США переходили на сторону демократической партии обещавшей государственную помощь безработным повышение цен на сельскохозяйственные продукты наконец регулирование экономики могущее покончить с кризисом в данное время и предотвратить его повторение в будущем. Идеологом государственного вмешательства в экономические отношения и...

Русский

2015-04-26

31.64 KB

0 чел.

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.

В октябре 1929 года США были потрясены катастрофическим падением курса акций на бирже. Биржевая паника, подобно водовороту, увлекла в бездонную пропасть многочисленные состояния. Наступил кризис перепроизводства. В течение 35-40 месяцев остановилась половина заводов и фабрик. Около 17 млн. человек оказались безработными. Катастрофически низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, вызванные падением спроса (массовая безработица), разорили сотни тысяч фермеров.

И работавшие и безработные объединялись в манифестациях, стачках, вооруженных столкновениях с полицией и войсками. Отчаявшись в ожидании нового «процветания», обманутые республиканскими лидерами в правительстве и вне его, трудящиеся массы США переходили на сторону демократической партии, обещавшей государственную помощь безработным, повышение цен на сельскохозяйственные продукты, наконец, регулирование экономики, могущее покончить с кризисом в данное время и предотвратить его повторение в будущем.

Идеологом государственного вмешательства в экономические отношения и одновременно с тем лицом, которое бралось осуществить его на практике, стал Франклин Рузвельт, избранный президентом США на выборах 1932 года. Совокупность мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, предложенных Рузвельтом и его советниками, получила название «нового курса». «Новый курс» сложился из разного рода общих мер и мер чрезвычайных, законов конгресса и распоряжений Президента, проектов и экспериментов:

1. Послание Рузвельта конгрессу 17 мая 1933 года — две меры по обеспечению народ работой: введение сокращенной рабочей недели, при сохранении достаточной платы, предотвращение нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства; программа «прямой занятости»: 3300 млн. долларов могут быть вложены в полезное и необходимое общественное строительство, и предоставят работу максимально возможному числу народа.

2. Закон об улучшении положения в с/х 12 мая 1933 года — устанавливалась некоторая компенсация для тех фермеров, которые соглашались сократить посевную площадь под пшеницей, кукурузой, хлопком и т.п., что должно было — по теоретическим расчетам — поднять цены на продукты с/х и спасти фермеров от разорения. Одновременно поощрялось уничтожение части уже полученного урожая. За это давали премию (делалось все это в период, когда миллионы безработных голодали или находились на грани голода).

3. Отмена золотого стандарта — Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязанностей 5 июня 1933 года —Огромный золотой запас Соединенных Штатов был передан в государственное казначейство. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом; обмен бумажных денег на золото был воспрещен; граждане США должны были сдавать имеющееся на руках золото в банки; золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину; министерство финансов могло прекращать на время банковские операции. Эти меры прекратили панику в банках, вызванную стремлением вкладчиков реализовать свои сбережения. С помощью более дешевых денег хотели поднять цены на товары и тем самым искусственно подстегнуть товарооборот.

4. Закон о восстановлении национальной экономики 16 июля 1933 года - стремясь разрешить проблему «удовлетворительного планирования производства и распределения применительно к экономической системе Соединенных Штатов» (Рузвельт), правительство США создает специальную государственную федеральную организацию под названием Национальной администрации по оздоровлению промышленности (НИРА); главным ее делом стало насаждение «кодексов честной конкуренции». Составленные для целой отрасли промышленности «кодексы честной конкуренции» должны были смягчить конкурентную борьбу между компаниями. Они содержали нормы, устанавливающие одинаковый для всей данной отрасли промышленности уровень з/п определенных категорий работников, одинаковую продолжительность рабочего времени, общий объем разрешенной тому или иному предприятию продукции. Кодексы вырабатывались самими предпринимателями и были для них добровольными соглашениями. Однако, как только кодексы скреплялись подписью президента США, они приобретали для данной отрасли промышленности силу закона. Правительство выработало типовой проект кодекса, его образец: 35-часовая рабочая неделя и минимальная з/п рабочих — от 30 до 40 центов в час. Создается Чрезвычайное федеральное управление общественных работ. Все полномочия у его Администратора, который вырабатывает программу общественных работ, включающую: строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей; очищение вод; строительство речных и портовых сооружений; развитие водной энергетики и т.д.

5. Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной и текстильной промышленности 17 июля 1933 года — з/п всем (от учеников до рабочих) минимум 12 долларов в южном поясе, 13 долларов в северном поясе за 40 часов работы.

6. Закон Джонсона «О запрещении финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США» 13 апреля 1934 года — на территории США считается незаконным покупать и продавать боны, облигации или другие обязательства какого бы то ни было иностранного правительства или его политического представительства, если эти обязательства выпущены после принятия настоящего закона... пока они не погасят своей полной или частичной задолженности правительству США. Штраф за нарушение 10 000 долларов или 5 лет тюрьмы, или и то и другое.

Кризисные явления стали проходить, безработица рассасываться. Истекал двухлетний экспериментальный срок действия НИРА. Ни в правительстве, ни в НИРА не было сколько-нибудь определенного намерения сохранить на будущее «сотрудничество государства и хозяйства». Тогда Верховный суд, выполняя наказ банкиров и промышленников, признал, что существование и деятельность НИРА противоречат конституции США, воспрещающей федеральному правительству вмешательство в экономические отношения частных лиц (1935 год) — «Мы считаем, что попытка использовать положения кодекса для установления продолжительности рабочего дня и уровня з/п, не является законным... Мы считаем, что разбираемые нами здесь положения кодекса не являются законными...».

«Новый курс» перестал существовать. Рабочим многих отраслей промышленности, где 65-часовая рабочая неделя была не редкостью «Новый курс» принес сокращение рабочего дня; были легализированы профсоюзы, коллективные договоры, минимальная з/п.

В противовес решению Верховного суда, Рузвельт провел через конгресс так называемый закон Вагнера (1935 год), который возвратил рабочему классу его завоевания, по Новому курсу — и даже расширил, например, было введено право «закрытого цеха» согласно которому члены профсоюза имели преимущество при поступлении на работу. было установлено право уволенных за участие в забастовке рабочих на голосование при выборах представителей для заключения коллективного договора. Это право давало рабочим возможность участвовать в выборах представителей и поддерживать свой профсоюз даже тогда, когда за участие в забастовке они на основании действующего права оказались уволенными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82498. Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 38.41 KB
  Совершенная конкуренция когда на рынке: мнво покупателей и продавцов высокая мобильность факторов производства отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него доходность продаваемой продукции равный доступ всех участников рыночных отношений к инфи Совершенно конкурентные фирмы не имеют контроля над ценами т. объем их производства по сравнению с размерами рынка ничтожно мал будет ли она производить продукции больше или меньше цены не изменятся. В одной и той же отрасли действуют разные фирмы с разным...
82499. Сравнительная характеристика французской и германской правовых групп 28.69 KB
  Внутри романогерманской правовой семьи группа римского романского права которая наиболее сильно отражена во французском праве отличается от группы германского права. Франция прошла длительную правовую историю и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи о которых подробно говорилось выше. Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы:...
82500. Характеристика правовой системы социалистических стран 25.95 KB
  Социалистическая система действительно представляет собой упрощенный и сильно идеологизированный вариант романогерманской правовой системы с более низким уровнем юридической техники. Среди специфических черт социалистической правовой системы резкое уменьшение частноправовой сферы связанное с идеями обобществления производства и уничтожения частной собственности на средства производства. В первый период развития социалистической правовой системы существенное влияние имел тезис о классовом характере социалистического права.
82501. Общая характеристика англо-саксонской правовой системы (правовой семьи общего права) 25.43 KB
  Данная семья характеризуется следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент правила поведения сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела; ведущая роль в формировании права правотворчестве отводится суду который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности а права человека и гражданина защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь...
82503. Характеристика прецедента как источника права в системе общего права Англии 25.62 KB
  Решения высшей инстанции палаты лордов обязательны для всех других судов. Апелляционный суд состоящий из двух отделений гражданского и уголовного обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд все его отделения связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций а также не будучи строго обязательны влияют на рассмотрение дел в его отделениях. Окружные и магистратские суды обязаны следовать...
82504. Общая характеристика судебной системы Великобритании 25.93 KB
  Судебная система Великобритании включает в себя: магистратские суды рассматривают как правило без участия присяжных заседателей преступления не представляющие значительной общественной опасности преступления по обвинительному акту тяжкие преступления гражданские иски административные дела; суды графств являются основными судами первой инстанции по гражданским делам; Верховный суд Великобритании. Особенности судебной системы Великобритании проявляются в наличии следующих судов: Королевский суд Лондона это высшая инстанция...
82505. Формирование американского права 27.12 KB
  Ллевелина Традиции общего права выделяются три периода развития американского права: первый с 1800 г. Богдановская выделяет четыре этапа в развитии американского права. Первый этап утверждения прецедентного права в колониальный период.
82506. Особенности и тенденции развития современного американского права 27.6 KB
  Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как законодательных так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия. Втретьих реализация принципа разделения властей дополняет с введением судебного контроля за конституционностью законов При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный чем правоприменительный орган особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело а на дела...