88118

Основные тенденции государственно-правового развития Японии в Новейшее время

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Он по представлению парламента назначает премьерминистра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций законов правительственных указов и договоров созыв парламента роспуск палаты представителей объявление всеобщих выборов подтверждение назначений и отставок министров подтверждение всеобщих и частных амнистий смягчение наказаний. Он состоит из Палаты представителей и Палаты советников. Принятый палатой представителей законопроект по...

Русский

2015-04-26

30.12 KB

1 чел.

Основные тенденции государственно-правового развития Японии в Новейшее время

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующие государственно-правовое развитие страны. В 1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Макартуром. Состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, финансирующих военно-политический режим.

Социально-экономические преобразования. В 1946 г. законом об аграрной реформе упраздняется крупное, т.е. помещичье, землевладение. Отныне его максимальный размер не должен был превышать 9 гектаров обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Остальная земля покупалась государством и продавалась крестьянам. Для предотвращения спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее продажу.

Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с разукрупнением военно-промышленных монополий. В результате появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных акционерных предприятий. Контрольный пакет акций многих из них оказался в руках крупного капитала.

Были демократизированы основы трудового и социального законодательства. Восстанавливалось право на создание профсоюзов и заключение ими коллективных договоров, предусматривалось право на проведение забастовок, вводился 8-ми часовой рабочий день и т.п. Предусматривался демократический порядок социального страхования. Меры первых послевоенных лет привели не только к ликвидации "Новой экономической" и "Новой политической" структур, но и к упразднению в Японии всех пережитков феодализма, преобразованию ее общественно-экономического строя на либерально-демократической основе. Конституция 1947 г. была разработана американской администрацией и вступила в действие в 1947 г. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Роль императора в государстве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль английского монарха - "царствовать, но не управлять", олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как "символ государства и единства народа". "Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть" (с. I).

Правомочия императора существенно ограничивались. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний.

Все другие действия императора, относящиеся к делам государства, могут обрести законную силу только после одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом.

Реальная власть по конституции принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

Парламенту вручается законодательная власть. Он состоит - из Палаты представителей и Палаты советников. Первая избирается на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.

Установлен следующий порядок принятия законов:

проект обсуждается в палатах, и после принятия его обеими палатами становится законом. Принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствующих депутатов. Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от палаты представителей, и соглашение между палатами не достигнуто, то решение палаты представителей становится решением парламента. Только палата представителей наделена компетенцией вынесения решения о недоверии (или доверии) премьер-министру.

Каждая палата получила право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. В обеих палатах действует постоянные, специальные и другие комиссии.

Парламентские сессии могут быть очередными, внеочередными и специальными. Очередная сессия собирается раз в год на 150 дней. Основной вопрос на ней - утверждение бюджета.

Избирательное право.В 1946г. был принят новый избирательный закон. Право голоса получили женщины, был снижен на 5 лет возрастной ценз.

Исполнительная власть в стране осуществляется кабинетом министров. Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов и затем уже номинально назначается императором.

Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета и в определении его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности.

Конституция закрепила принцип гражданского правительства. В послевоенном кабинете отсутствуют должности военного и военно-морского министров и министра внутренних дел. Однако начальник Управления национальной обороны является министром без портфеля. Часть функций довоенного и МВД выполняет министерство по делам местного самоуправления, но оно не руководит полицией, которая является самостоятельным ведомством. Японский кабинет министров в полном составе несет ответственность перед палатой представителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9044. Методы научного познания. Наука - целостная динамическая система 13.43 KB
  Методы научного познания. Наука - целостная динамическая система. В философии наука рассматривается с точки зрения научного познания. Научное познание отличается от любого другого. Критерии научности - совокупность нормативных правил...
9045. Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии 15.01 KB
  Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии. Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сл...
9046. Идея общественного прогресса и его критериев 15.49 KB
  Идея общественного прогресса и его критериев. При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и разви...
9047. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 14.55 KB
  Пифагор и пифагорейцы. Основателем пифагорейства является Пифагор Самосский (580-500 гг.). Пифагор был учеником Анаксимандра, а также изучал математику и астрономию в Египте. Особенностью изучения пифагорейства является то, что письменных трудов Пиф...
9048. Философия Платона - образец классического объективного идеализма 14.72 KB
  Философия Платона. Платон (также Аристокл, 427-347 гг.), как ученик Сократа, продолжает изучать этические и политические проблемы, обращаясь, однако,, и к космологическим вопросам. Около 387 г. он основывает в Афинах специальную школу - Академи...
9049. Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества 14.08 KB
  Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества. Политика - специфическая сфера общественной жизни. Политика есть стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти между различными...
9050. Практика и познание. Гносеология - теория познания 15.72 KB
  Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...
9051. Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание 15.38 KB
  Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...
9052. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 13.75 KB
  Философия Сократа. Сократ (469-399) был философом, который, отойдя от натурфилософского истолкования мира, посвятил себя этическим проблемам. Он «спустил философию с неба на землю». Главной его целью был поиск истины. В центре внимания Сократа...