88121

Антимонопольная политика, цели и методы демонополизации экономики

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Действие рыночной конкуренции свободного рынка неизбежно порождает монополию которая меняет условия конкурентной борьбы под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. 26 октября 2012 года в Москве прошла IV ежегодная конференция Антимонопольное регулирование в России организованная Некоммерческим...

Русский

2015-04-26

249.5 KB

1 чел.

Введение

Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие преимущества монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.

В связи с этим актуальной темой является изучение антимонопольного регулирования, как в РФ, так и за рубежом, разработка подходов, новаций в постановке и выполнении задач по созданию условий нормального развития экономики страны путём уменьшения ущерба, связанного с неурегулированной деятельностью монополий, противоречащей интересам общества.

Итак, практические действия в области антимонопольной политики в России начались вместе с экономической реформой 1992г. Хотя Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур РФ (более 80 региональных управлений, имеющих федеральное подчинение) был образован в 1990г. и Закон О конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках был принят в 1991г., активных и масштабных мероприятий по развитию конкуренции на начальном этапе не проводилось. Это в значительной мере объяснялось отсутствием квалифицированного персонала в антимонопольных органах как на центральном, так и на региональном уровнях и отсутствием опыта проведения антимонопольной политики в переходных экономиках.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.  

26 октября 2012 года в Москве прошла IV ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России», организованная  Некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции» и газетой «Ведомости» при поддержке ФАС России. В ходе конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения эффективного  функционирования различных товарных рынков, недопущения  монополистической деятельности и недобросовестной  конкуренции.  

Отдельные сессии были посвящены развитию конкуренции на рынках  финансовых  услуг,  нефти  и  нефтепродуктов, телекоммуникаций,  автомобилей,  а  также  развитию судебной практики. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев рассказал  о  работе  над  созданием  дорожной  карты  по развитию  конкуренции,  легализации  параллельного  импорта,  отмечал  необходимость  передачи рассмотрения  жалоб  физических  лиц  Роспотребнадзору  с  целью  сосредоточить  внимание  ФАС России  на  рассмотрении  вопросов  конкуренции. Игорь  Артемьев  также  говорил  о  планах  по  созданию  Антимонопольного  кодекса  и  распространении действия антимонопольного законодательства на сферу интеллектуальной собственности.

В своем основном докладе Игорь Артемьев указывал на необходимость совершенствования подходов к ценообразованию. Практика ценообразования,  по  его  мнению,  должна  быть  основана  на тенденциях  развития рыночной конъюнктуры и характеристиках  конкретного  товарного  рынка. Руководитель антимонопольного ведомства считает одной из ключевых задач службы – использование лучших мировых практик рыночного ценообразования, уход от нерыночного  механизма формирования цен. Руководитель антимонопольной практики ART DE LEX Ярослав  Кулик,  выступая  на  пленарной сессии,  посвященной  основным  событиям  2012 года  и  их  влиянию  на  антимонопольное  регулирование,  говорил  о  необходимости  осуществления перехода к устойчивой практике применения частных  исков  лиц,  пострадавших  от  нарушения антимонопольного     законодательства.     Анализ судебной  практики  за  2012  год  показывает  стабильный рост количества дел, основанных на нарушении  антимонопольного  законодательства,  и рост числа вынесенных в пользу истцов по таким делам судебных постановлений.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Именно по причине важности этого вопроса для современной экономики я выбрала его темой своей курсовой работы.

В своей работе я постаралась рассмотреть понятие антимонопольной политики, цели и методы демонополизации экономики, её особенности в условиях рыночной экономики, а также осветить процесс становления антимонопольной политики в России,  действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Во время работы над этой курсовой я научилась лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получила новые знания по проблеме антимонопольной политики.

  1.  Демонополизация, её цели, способы и механизмы

Понятие антимонопольной политики

Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, как результат, к снижению эффективности рыночной системы.

Эффективность функционирования общества достигается за счет результативности отдельных отраслей и уровня правительственной политики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны, мы же уделим наибольшее внимание государственной антимонопольной (конкурентной) политике, призванной обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика - более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).

Основные цели антимонопольной политики

Можно выделить следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы:

  1.  Рациональное использование ресурсов для выпуска продукции и ее соответствия количественным и качественным требованиям потребителей.
  2.  Деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, должна быть прогрессивной и оптимальной, должна использовать преимущества науки и техники.
  3.  Распределение доходов должно быть справедливым и не должно превышать уровня, необходимого для возмещения затрат.
  4.  Достижение социальной и экономической стабильности в обществе.

В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис. 1).

Достижение этих целей предполагает:

  1.  проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
  2.  обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  3.  снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  4.  активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  5.  упорядочение оказания государственной помощи;
  6.  организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  7.  пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

Рисунок 1 – Экономические цели антимонопольной политики

Направления антимонопольной политики

Практика антимонопольной деятельности осуществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:

  1.  ограничение монополизации рынка;
  2.  запрещение слияния конкурирующих компаний;
  3.  запрещение установления монопольных цен;
  4.  сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм совершенной и несовершенной конкуренции:

  1.  Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. Она позволяет учитывать как особенности различных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эффективная форма сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.
  2.  Достаточно эффективной формой сочетания совершенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие автомобильные гиганты США - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой - ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникальные, порой произведенные в единственном экземпляре товары высокого качества по высоким рыночным ценам.

При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического nревосходства, высокого качества, надёжности изделий.

Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощаются крупным бизнесом, или могут сотрудничать с ним в качестве вспомогательных структур.

Важным аспектом антимонопольного законодательства является запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодействуют не только открытым, но и "тайным" объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство явилось основной причиной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным "джентльменским" соглашениям, что также противоречит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики - цены. Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировавший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, корректируется антимонопольным законодательством.

С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную "антидемпинговую" политику, направленную против устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур.

Методы и тенденции антимонопольной политики

В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное – не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключения их из производственного процесса.

По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения.

Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные метода ценообразования в этой сфере:

  1.  метод предельных издержек - отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой - такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет;
  2.  метод средних издержек предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением "нормальной", изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;
  3.  метод установления потолка цен - важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции.

С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтительные, отвечающие специфике страны методы ценообразования (рис.2).

Рисунок 2 – Методы ценообразования

Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных монополий, как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не получат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.

Современные подходы к установлению эффективного "уровня" цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей интересам национальной экономики политики, проводимой на следующем этапе: "снижение затрат" - "снижение цен". Такая диалектика и такой принцип - необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.

Современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях требует государственного участия.

Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:

  1.  среди немонополизированных предприятий;
  2.  внутри монополий - между входящими в них предприятиями;
  3.  между монополиями.

Тенденции конкуренции и монополии на современном этапе:

  1.  проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют мощи национальных государств;
  2.  усиливается значимость и позитивные проявления внутримонополистической конкуренции;
  3.  незначительна роль в конкуренции мелких, разрозненных самостоятельных собственников, которым не под силу использование достижений научно-технической революции и которые по отношению к крупному капиталу выполняют в основном вспомогательную роль.

Наряду с ориентацией на национальные механизмы в условиях интернационализации экономики проявилась необходимость формирования подходов, сориентированных на новый уровень отношений, в том числе межнационального законодательства по антимонопольной политике, поскольку интернационализация экономических связей и производства требует правового урегулирования.

Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой - упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции, как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании рыночных механизмов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях

1.5 Приоритетные задачи антимонопольной политики

Последовательное проведение государством антимонопольной политики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач антимонопольной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

  1.  антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
  2.  модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
  3.  контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
  4.  содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
  5.  защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
  6.  расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  7.  интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
  8.  разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;
  9.  усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, от инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальная цель государственной антимонопольной политики заключается в создании для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.


2.  Демонополизация российской экономики

2.1 Антимонопольное законодательство РФ

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, а также из механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил.

То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение установленных правил, определяет процесс становления конкурентных отношений и качественные характеристики конкуренции на товарных и финансовых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную на рис. 3.

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948- I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Рисунок 3 – Антимонопольное законодательство РФ

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948- I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

При разработке данного Закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния экономики Российской Федерации. При разработке методов борьбы с монополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи.

Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции».

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее - Реестр).

Целевое назначение Реестра - подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от экономических условий.

Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, как инструмент предупреждения и пресечения монополистической деятельности с 1992 до 1995 г, носил жестко принудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России и основывался на одновременном наличии двух признаков - доминирующего положения на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5-6% выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15-20% - на региональном (рис.4).

Рисунок 4 - Процент регулирования выпускаемой продукции

По мере либерализации внешней торговли при разработке Реестра потребовалась совершенно новая парадигма его формирования: из инструмента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования, он превратился в перечень крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изменения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции...» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого документа на название «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов» указывает на его информационно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не только название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и его снижение. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 - в федеральный раздел.

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конкуренции...», включающая изменения и дополнения действующих положений антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкам не в должной мере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разработка принципиально нового Закона «О защите конкуренции», который был принят в июле 2006 г.

Новый Закон «О защите конкуренции» разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Претерпела изменения и структура Закона. Особенностью является включение непосредственно в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений. Появились два новых раздела, включающих антимонопольные требования к торгам и организации государственной и муниципальной помощи.

Кроме того, правила рассмотрения дел также установлены непосредственно в законе.

Одной из основных задач при формировании данного Закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

Закон «О защите конкуренции» предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Уточняется понятие товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе. Включаются определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также понятие согласованных действий.

В законе существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта:

  1.  Снижено пороговое значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке с 65 до 50%, начиная с которого положение такого хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается доминирующим (если такой хозяйствующий субъект не докажет обратное).
  2.  Введено понятие коллективного (множественного) доминирования.
  3.  Предусмотрена возможность установления федеральными законами доминирования компании с долей менее 35%.
  4.  Введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения финансовой организации

В отношении злоупотребления доминирующим положением, соглашениями и согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, установлен перечень допустимости нарушений, т.е. тех, в отношении которых не требуется доказательства их негативного влияния на конкуренцию. Искомые критерии допустимости распространяются на соглашения, согласованные действия, сделки, злоупотребление доминирующим положением и предполагают выполнение следующих условий:

  1.  отдельные лица не получают возможности полностью устранить конкуренцию;
  2.  они не налагают на участников ограничений, избыточных для достижения целей соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением;
  3.  способствуют совершенствованию производства, реализации товаров или стимулированию технического, экономического прогресса либо повышению конкурентоспособности товаров российского производства на мировом рынке;
  4.  предполагают получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), которые получают участники соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением.

Одной из существенных новелл закона является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом.

Особое внимание уделено антимонопольным требованиям к торгам и особенностям отбора финансовых организаций. В решении этих задач антимонопольные органы имеют незначительную по времени практику правоприменения - четыре года. В то же время контроль за проведением конкурсных процедур в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок в настоящее время также возложен на антимонопольный орган.

Избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам органами государственной власти и местного самоуправления является одной из основных угроз конкуренции. Запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и органов местного самоуправления распространены также на акты и действия государственных внебюджетных фондов. Закон содержит принципиально новый подход к контролю предоставления органами государственной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. В него включено понятие государственной помощи, которое устраняет существовавшую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государственной помощи и мер государственной поддержки.

Серьезной проблемой является эффективность государственного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках. В качестве критериев контроля экономической концентрации закон вводит новые пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов - участников сделки, подлежащей контролю. В целях повышения действенности антимонопольного контроля в законе конкретизированы нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодо-приобретателях (бенефициариях) и об участвующих в сделках оффшорных компаниях.

Действующий в настоящее время подход к определению размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не обеспечивает соблюдения законности в этой сфере. Следовательно, неотъемлемой частью реформирования антимонопольного законодательства должно стать принципиальное изменение подхода к определению размера штрафа за нарушение в данной сфере и порядка его исчисления. Новый порядок должен исходить из концепции определения размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимонопольные требования или не исполнившей решения и предписания антимонопольных органов.

Политика антимонопольного регулирования России осуществлялась не только за счет совершенствования базового Закона, применяемого для товарных рынков, но и других законодательных актов, достаточно самостоятельных по своей сущности.

Важное место в антимонопольной практике занимает контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» распространялся только на деятельность субъектов естественных монополий, регулируемых федеральным законодательством

Круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей. Важно отметить, что в Закон «О защите конкуренции» включен ряд положений, непосредственно регулирующих поведение субъектов естественных монополий.

По мере развития конкуренции на отдельных рынках все большую роль начинала играть реклама. Специфика рекламной деятельности, выражающаяся в обслуживании коммерческого оборота, с целью стимулирования сбыта товаров, уже в начале 1990-х гг. показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм, направленных против недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.

Одиннадцатилетняя практика действия данного закона продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны его применения при становлении и функционировании цивилизованного рынка рекламы в России. Однако маркетинговые стратегии компаний, направленные на активизацию продаж и продвижение товаров на рынках, все активнее включают в свою практику новые технологии и инструменты, не подпадающие под действие регулятивных механизмов существующего рекламного законодательства. Общественное мнение стало настойчиво выступать за ужесточение государственного регулирования рекламной деятельности, что оказало существенное влияние на разработку и принятие нового Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», разработанный МАП России, вступил в силу только 1 января 2000 г.  Просуществовав на рынке почти шесть лет, Закон существенно повлиял на деятельность финансовых организаций наравне с Центральным банком России, ФКЦБ России, Минфином России. Вместе с тем ряд положений этого Закона практически полностью дублировали действующий Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не совершенствуя, а наоборот, усложняя практику его правоприменения. В связи с этим было принято концептуальное решение о создании единых правовых основ для развития и защиты конкуренции как на товарных, так и финансовых рынках. С 26 октября2006 г. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» признается утратившим свою силу.

В заключение необходимо отметить, что за последние годы в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности, создан профессиональный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

2.2 Несовершенство законодательства РФ в сфере антимонопольного регулирования

Немало проблем при проведении современной антимонопольной политики в России возникает в связи с недостаточной проработанностью широкого круга законодательных материалов и других официальных нормативных актов, связанных с монополиями и монополизмом. При этом в условиях современной России большую роль при проведении антимонопольной политики играют содержание и направленность нормативно-правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления и приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы страны[2, с.241].

Фактически до сих пор в законодательстве России нет достаточно развёрнутого и действенного закона о системе мер государственной поддержки малых предприятий, системе гарантий достаточно полной реализации намеченных государством мероприятий по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В общем, в современных законодательных материалах не выделено даже достаточно чётко само явление “малый бизнес” и не отражено его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого выделения. Имеется в виду Постановление Совета Министров РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР” [10].

Что касается льгот, предоставляемых современным российским законодательством малому бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых вопросов, связанных с выплатами налогов, прежде всего на прибыль. Очевидно, российским законодателям представлялось, что данный объём льгот является достаточным для успешного развития малого бизнеса. Между тем в других странах государства оказывают поддержку малым предприятиям в гораздо больших размерах.

Определенные проблемы при проведении антимонопольной политики в России порождает и непосредственно современное антимонопольное законодательство [11].

Поскольку антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые, причём, в условиях не только отсутствия надлежащего опыта и знаний у разработчиков, но и при наличии явного и сильного противодействия со стороны целого ряда инстанций и дисциплин, они пока не являются совершенными и нуждаются в доработках и уточнениях.

Антимонопольные законы РФ слабее пока антитрестовских законов США, хотя бы потому, что не содержат чётких мер, направленных против сложившихся монополий, и предполагают весьма слабые, неэффективные формы ответственности нарушителей законов. Наряду с недостаточной жестокостью наших антимонопольных законов по одним вопросам в них присутствует одновременно чрезмерная жёсткость, а также негибкость, по другим вопросам.[12]

Можно говорить о несовершенстве закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, где нет никаких указаний о критериях и методах определения границ монопольных рынков, а антимонопольные управления на местах и (главное) сами предприятия не имеют необходимых разъяснительных документов или инструкций. В результате для антимонопольных органов сохраняется возможность неоправданно широко толковать понятие “доминирующее положение на рынке”, а для многих предприятий возможность защиты от обвинений в монополизме выглядит как умышленно затруднённая.

Не совсем удачными представляются и некоторые приведенные в законах формулировки, например, формулировка в законе о конкуренции понятия “монополистическая деятельность”. Эта деятельность определяется здесь как “противоречащие настоящему закону действия... хозяйствующих субъектов..., направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям”. То есть при сохранении нынешней формулировки понятия “монополистическая деятельность”, под антимонопольные статьи можно, в принципе, подвести любые предприятия[13].

Анализируя пробелы антимонопольного законодательства, автор данной курсовой работы, считает, целесообразным выявить пути преодоления несовершенств.

Так Государственная Дума и Правительство РФ дают следующие рекомендации[11]:

1. Активизировать работу по развитию антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе и естественных монополиях, биржевого законодательства и законодательства, обеспечивающего поддержку предпринимательства.

2. Принять меры по совершенствованию нормативно-методического, информационного и правового обеспечения:

а) практики антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

б) развития конкуренции и предпринимательства;

в) госрегулирования деятельности естественных монополий на транспорте, в области связи;

г) работы госорганов по защите прав потребителей[12].

3.Создать необходимые правовые условии для:

а) предотвращения монополизации экономики и развития конкуренции на монополизированных товарных рынках;

6) снижения барьеров входа на рынки новых хозяйствующих субъектов и обеспечения равных возможностей хозяйствования для всех участников рынка;

в) развития малых и средних предприятий[11].

4. Разработать предложения по оптимизации налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства и упрощению соответствующих звеньев налоговой системы.

5. Разработать и принять законодательный акт о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующий конкретные формы и механизмы государственного регулирования цен, и устанавливающий ответственность за ценовую дискриминацию потребителей, фальсификацию качества товаров и за другие формы недобросовестной ценовой конкуренции. Ускорить принятие законов, усиливающих ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение регулируемых цен и законодательно установленных норм ценообразования.

6. Ускорить разработку проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

7. Ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», а также «О биржах и биржевой деятельности».

8. В целях совершенствования законодательства в области антимонопольного регулирования внести изменения в Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» по вопросам[11]:

а) привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства глав органов местного самоуправления (в статью 7);

б) установления правовых норм определения монопольно высокой цены, а также расширения ответственности хозяйствующих субъектов за действия по ограничению конкуренции (в статью 5);

в) ужесточения ответственности за повторное неисполнение в срок руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и должностными лицами органе исполнительной власти субъектов Федерации предписаний антимонопольного органа, а так же за воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольных органов возложенных на них обязательств (в статью 24), включающее непредставление затребованных антимонопольными органами документов и информации;

г) дополнения перечня лиц, заявления которых должны рассматриваться федеральными и территориальными органами, гражданами и индивидуальными предпринимателями (в статью 27).

Изучив вопросы несовершенства законодательства, можем сделать вывод, что разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.

2.3 Специфика антимонопольного регулирования экономики в Российской Федерации

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели, которую автор рассмотрел ранее. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в России в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики [14].

В целом же антимонопольное законодательство России состоит из Конституции Российской Федерации, закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

• понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

• виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

• перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

• определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

• меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства[15, с.117].

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране — само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие "доминирующее положение''[2, с.242]. Согласно Закону о конкуренции доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ па него другим хозяйствующим субъектам [13].

В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров. Но отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения [2, с.243].

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования — определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

  •  изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
  •  навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
  •  нарушение установленного порядка ценообразования;
  •  создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
  •  установление монопольно высоких (низких) цен;
  •  необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др. [15, с.118-119].

Автор курсовой работы, изучив учебные пособия по антимонопольной политики, считает, что непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования — совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), который создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

  •  содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
  •  предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  •  государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства[2, с.330].

Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства [15, с.119].

Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. И России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции не целесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых — обеспечение системы национальной безопасности страны[2, с.439]. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т. е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, — это так называемые естественные и государственные монополии[15, с.120].

Естественная монополия — такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Согласно Федеральному закону РФ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

  •  транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  •  транспортировка газа по трубопроводам;
  •  уедут по передаче электрической и тепловой энергии;
  •  железнодорожные перевозки;
  •  услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  •  услуги общедоступной электрической и почтовой связи[16].

Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Такими государственными монополиями могут выступать: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство, и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер. [14].

Таким образом, автор делает вывод, что антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование.

Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу[15, с.121].

2.4 Цели антимонопольных законов в России и других странах мира

Если говорить о российском законодательстве, то согласно ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" закон направлен "на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков". ФЗ устанавливает ограничения относительно различного рода слияниях, сговорах и недобросовестных приемах конкуренции, которые ведут к увеличению монопольной власти компании. Так запрещаются или ограничиваются:

- Вертикальная интеграция;    - Связывание товаров;

- Горизонтальная интеграция;   - Связывающие условия;

- Дискриминация;     - Сговор;

- Монопольные цены;     - Расширение фирмы;

- Ограничение предложения;     - Ценовая дискриминация.

- Хищническое ценообразования;

Цели антимонопольных законов других стран во многом напоминают цели российского закона. Прежде всего, значительное место во многих зарубежных законах имеет задача борьбы с монополизмом и защиты конкуренции. Однако эти цели необходимо рассматривать как средство достижения других задач.

Другой общей для многих законов целью является честная (или добросовестная) конкуренция. Об этой задаче упоминают, например, законы Армении, Белоруссии, Индонезии, Камбоджи, Тайваня, Кореи, Литвы, Японии. Ряд стран в явной форме ставят задачу обеспечения свободы торговли и конкуренции. Примером таких стран являются Индия, Литва, Хорватия, Япония и Перу.

Но не каждая страна имеет антимонопольное законодательство, что может объясняться различными факторами, например, тем, что такие страны не могут себе позволить реализовывать столь затратную социальную программу, какой является антимонопольная политика.

Таблица 1.

Страны, где отсутствует антимонопольное законодательство

Азия

Африка

Европа

Океания

Северная Америка

Южная Америка

Афганистан

Бангладеш

Бруней

Гонконг

Иран

Катар

Непал

Саудовская Аравия

 

 

Ангола

Ботсвана

Габон

Гвинея

Камерун

Конго

Лесото

Либерия

Ливия

Мавритания

Мадагаскар

Намибия

Нигерия

Свазиленд

Центрально-Африканская Республика

Эритрея

Эфиопия

Андорра

Фарерские острова

 

Папуа-Новая Гвинея

 

 

Антигуа и Барбуда

Багамские острова

Белиз

Бермудские острова

Гондурас

Гренландия

Доминика

Каймановы острова

Куба

Никарагуа

 

Гайана

Курасао

Парагвай

Суринам

 

2.5 Роль ФАС в регулировании структуры рынка нефтепродуктов в РФ

ФАС России подготовила проекты законов, регулирующих рынок нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. 8 октября 2012 года ФАС России опубликовала на своем официальном сайте проекты Федеральных законов «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации». Проект закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»  предусматривает запрет хозяйствующим субъектам, занимающим  доминирующее положение, совмещать оптовую и розничную реализацию топлива. Также устанавливается ограничение на совершение сделок в  отношении  имущества,  необходимого для осуществления розничной  торговли моторным топливом; необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов при осуществлении торговли нефтепродуктами. Проект  закона «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» направлен на формирование эффективной и стабильной системы ценообразования на рынках  нефти  и  нефтепродуктов,  взаимосвязанной с мерами по развитию конкуренции, стимулирование  развития  независимых  субъектов  в  сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Проектом закона устанавливаются три вида индексов рыночных цен, а именно: индексы цен сопоставимых зарубежных рынков, индексы цен внебиржевых сделок и индексы биржевых сделок, а также порядок их определения.

В  целях  развития  биржевой  торговли  нефтью  и нефтепродуктами,  а  также  содействия  развитию конкуренции  на  товарных  рынках  предлагается создать при уполномоченном Правительством РФ органе  исполнительной  власти  Биржевой  комитет, который будет состоять из трех палат: палаты представителей государства, палаты представителей  продавцов  биржевого  товара  и  представителей покупателей нефти и нефтепродуктов, не входящих в одну группу лиц с продавцами биржевого товара и (или) с представителями инфраструктурных организаций, а также палаты представителей инфраструктурных организаций.

14 сентября 2012 года на III Ежегодной всероссийской конференции «Российской рынок нефтепродуктов: регулирование, конкуренция, ценообразование» приняла участие Заместитель начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Ольга Смирнова.

В ходе заседания секции «Роль государства и законодательные механизмы регулирования рынка нефтепродуктов» в рамках выступления на тему «Действия ФАС России по законодательному совершенствованию конкурентной среды рынка нефтепродуктов» Ольга Смирнова рассказала о мерах по совершенствованию конкурентных отношений в современных условиях. Такие меры включают постоянный мониторинг ситуации на рынках нефтепродуктов и нефти на всех уровнях канала распределения продукции, выявление нарушений антимонопольного законодательства, как на федеральном, так и на региональных рынках, а также разработку нормативных актов, направленных на развитие конкуренции.

«Наиболее значимым аспектом создания конкурентной среды рынков нефтепродуктов является соразмерное растущему спросу расширение предложения, а также доступ к приобретению продукции и единые принципы ценообразования для всех контрагентов. Реализация положений законопроектов ФАС России «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов», а также исполнение нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений по реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей позволит сформировать рыночные механизмы оборота нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке», - отметила в своем выступлении зам. начальника управления. 

Заключение

Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

В процессе данной работы мне удалось определить то, что:

  1.  Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
  2.  Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары или за объемом их производства;
  3.  В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
  4.  Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
  5.  Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
  6.  Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  7.  Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь населения, в общем, непременно будет становиться лучше.

Список использованной литературы

  1.  Океанова З. К. Экономическая теория: Учебник. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и КО», 2003
  2.  Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности  «Нац. Экономика». - М.: Издательство «Омега – Л», 2007
  3.  Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2001.
  4.  Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 2001.
  5.  Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2009.- 472 с.
  6.  Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.:Питер, 2008. – 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).
  7.  Тарасевич, Л.С. Макроэкономика : учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - 6-е изд. - М. : Высшее образование, 2007.
  8.  Ивановский С.Н Макроэкономика М.: Дело, 2002.
  9.  Обзор экономической политики в России за 2000 год / Бюро экономического анализа.  - М.: ТЕИС, 2001.
  10.  Никифоров, А.А. Концепции антимонопольной политики и реформа / А.А. Никифоров // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. – 198 _№1.- с. 14-31
  11.  Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства: (рекомендации парламентских слушаний, проведенных комитетом ГД по экономической политики и предпринимательству) // РОС. Экон. Журнал. - 2000. - №3. – с. 28-33
  12.  Паламарчук, А. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы / А.Паламарчук, М.О. Сайтарлы Н.// Законность. – 2008. - №9. – с. 35-38
  13.  Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и защите монополистической деятельности на товарных рынках»
  14.  Проблемы управления и регулирования в экономике России // Проблемы теории и практики управления/ 2008. - №12. – с.53-60
  15.  Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособ./ Отв. ред. И.И. Столяров – 2-е изд. – М.: Дело, 2002. – 280 с.
  16.  Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. от 08.11.2007)
    «О естественных монополиях» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

PAGE  45


Экономические цели

антимонопольной политики

Корректировка экономических результатов

Воздействие на экономическое поведение субъектов: предупреждение и пресечение

Оптимизация экономической структуры  рынка

Поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды

Контроль  за процессами концентрации

Проведение политики демонополизации производства и обращения

Злоупотреблений доминирующим положением

Недобросовестной конкуренции

апрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти

Контроль за государственной и муниципальной помощью

Горизонтальных и вертикальных соглашений

Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров

Методы ценообразования

Метод средних издержек

Метод установления потолка цен

Метод предельных издержек

Антимонопольное законодательство РФ

Федеральный закон № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе»

Федеральный закон № 147-Ф3 «О естественных монополиях» и № 36-Ф3 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»

Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»

Федеральный закон № 94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон № 135-Ф3 «О защите прав конкуренции»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39242. Предварительный расчет радиовещательного приемника с магнитной антенной ДВ, СВ диапазонов 2.44 MB
  Выбор промежуточной частоты . Выбор транзисторов трактов радио – и промежуточной частоты стр. Выбор избирательной системы тракта радиочастоты . Выбор избирательной системы тракта промежуточной частоты .
39243. Типовое рабочее место монтажника радиоаппаратуры и устройств в критериях единичного мелкосерийного производства 206.5 KB
  Тема данной производственной практики актуальна на сегодняшний день, потому что для более эффективного функционирования предприятия необходимо знание, изучение структурных подразделений предприятия. Цель производственной практики - глубокий анализ предприятия и его подразделений. Главная задача данной работы - изучить, исследовать тот или иной тип структуры, более подробно рассмотреть механизм его функционирования на практике.