88123

Аудит наличных расчетов предприятия

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Цели и задачи аудита наличных расчетов Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых банковских и валютных операций. Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной...

Русский

2015-04-26

179 KB

1 чел.

PAGE  27

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему               «Аудит наличных расчетов предприятия»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..        3

  1.  Теоретические основы организации аудита наличных расчетов……..
    1.   Цели и задачи аудита наличных расчетов……………..…………..        5
    2.   Методика проведения аудита наличных расчетов………………..         7    
  2.  Аудит кассовых операций………………………………………………    
    1.   Проверка оформления первичных документов..………………….        10
    2.   Инвентаризация кассы…………………………………..……….…        13
    3.   Проверка правильности, своевременности и полноты

       оприходования наличных денежных средств…………………….        14

  1.   Проверка соблюдения лимита наличных средств в кассе..............        16

    2.5. Проверка расходования наличных денег из кассы………...……...        17

2.6. Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых

машин……………………………………………………………….       21           

  1.  Завершение аудиторской проверки наличных расчетов………...……..       25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...       27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...       30

                                           ВВЕДЕНИЕ

Понятие аудит появилось в нашей стране вместе с приходом рыночных отношений.

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового и иного законодательства; обучение и др.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на оказание такого рода услуг. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. Собственники, и, прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. 

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности. 

Денежные средства обеспечивают нормальное функционирование деятельности предприятия и влияют на платежеспособность (т.е. его возможность погашать в срок свои долговые обязательства) предприятия, так как влияют на величину оборотного капитала, его состав и структуру, скорость оборота. Поэтому данная тема является актуальной.
Правила проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определяются Центральным банком.
Для более рационального оборота наличных денег, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др.  

Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может храниться в кассе предприятия.

В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий. Денежные средства - это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности, и потому служат показателем их ликвидности.

Наиболее важным в деятельности предприятий является контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежной наличности и документов в кассе. Умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход.

  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
    1.  Цели и задачи аудита наличных расчетов

   Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций.

  Основная цель аудиторской проверки - установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете.

Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной наличности, ведения и учета операций с денежной наличностью.

Основная суть аудита - проверить два основных момента:

  1.  насколько ведение учета на предприятии соответствует нормативным актам по бухгалтерскому учету, принятым в РФ;
  2.  насколько ведение учета соответствует тому, что записано в учетной политике предприятия.

В практике большинства аудиторских фирм присутствует проверка кассовых операций и связанных с ними документов сплошным методом. Но вместе с этим следует отметить, что аудит кассовых операций не аналогичен ревизии кассы. Так, внезапные проверки касс являются прерогативой служб самого предприятия или ревизионных групп контролирующих органов, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии не предусмотрено договором с предприятием). Не является целью внешнего аудита и определение лиц, виновных в выявленных нарушениях, аудиторы устанавливают только факт самого нарушения.

Еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности предприятия, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. Вместе с тем, аудиторские фирмы, в соответствии с заключенными договорами, при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

В ходе проведения проверки аудитор руководствуется законодательством Российской Федерации и нормативными документами Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации.

Аудит кассовых операций имеет свои особенности. Неотъемлемой чертой аудиторской проверки операций по кассе является значительная трудоёмкость её проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых в ходе работы аудитора.

 В ходе аудита операций с денежными средствами в кассе решаются следующие задачи:

  •   ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе;
  •   изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;
  •   проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств, в том числе валютных, и др.);
  •   проверка состояния платежно-расчетной дисциплины по заключенным договорам.   

       При аудите кассовых операций последовательно проверяются:

  •  правильность документального оформления кассовых операций;
  •  сохранность наличных денежных средств в кассе;
  •  соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
  •  правильность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов с населением;
  •  полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Источниками информации для проверки операций с денежными средствами служат: кассовая книга, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и т.д.), чековые книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования, авизо и проч.), журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т.п., учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и т.д., Главная книга, Баланс, Отчет о движении денежных средств и др.

1.2. Методика проведения аудита наличных расчетов

   Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитору целесообразно получить по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Нередко денежные средства, как наличные, так и безналичные, являются объектом хищений и злоупотреблений со стороны кассира, бухгалтера и других должностных лиц.

Начальным этапом аудиторской проверки денежных средств является этап планирования.

   Цель планирования аудита - составление общего плана аудиторской проверки и разработка программы аудита.

   На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

  1. сколько касс в организации;

2. имеет ли организация структурные подразделения и как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п.;

3. ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

4. какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

5. сколько расчетных счетов у организации;

6. осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации.

 После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

  Правильно составленная программа проверки поможет аудитору в дальнейшем последовательно изучить различные участки учета операций с денежными средствами, избегая повторов и пропусков, целенаправленно осуществить сбор необходимых доказательств и их документирование.

  Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

1. инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

2. проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);

3. проверка правильности документального оформления операций;

4. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

5. аудиторская проверка правильности списания денег;

6. проверка соблюдения кассовой дисциплины;

7. проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

8. оформление результатов проверки.

  При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

  •   отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных инвентаризаций кассы;
  •   наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
  •   отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
  •   отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
  •   отсутствие договоров о полной материальной ответственности с кассиром;
  •   предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

     Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания на данном участке проверки.

 Предварительное знакомство с системой внутреннего контроля на предприятии позволяет аудитору оценить, как обеспечивается сохранность и целевое использование наличных денежных средств. При возникновении у него подозрений о возможных хищениях средств из кассы, других злоупотреблениях ему следует рекомендовать провести инвентаризацию кассовой наличности. По предварительной договоренности с руководством предприятия внезапная проверка кассы может быть проведена с участием аудитора сразу после начала аудиторской проверки.

 Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:

  •   проверка правильности документального оформления операций по кассе;
  •   оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  •   анализ правильности списания денежных средств в расход;
  •   проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  •   выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.

 2. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1.  Проверка оформления первичных документов

  Аудитор должен помнить следующие основные положения:

  •  порядок ведения кассовых операций. Кассовые операции организация фиксирует в кассовой книге по форме КО-4;
  •  подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются;
  •  сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего;
  •  контроль за правильным ведением кассовой книги возложен на главного бухгалтера;
  •  приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.

При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Документы должны быть четко и правильно оформлены: без исправлений, с наличием расписок получателей, погашенные штампом «Оплачено» с указанием даты. Проверяется законность и обоснованность произведенных из кассы выплат денежных средств. Аудитор может самостоятельно сопоставить подписи на кассовых документах с образцами подписей руководителей организации или запросить образцы подписей в порядке получения подтверждений. Кроме того, выявляются факты, когда расходные кассовые документы подписаны только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи этих чеков кассиру для самостоятельного заполнения при  получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете и особенно факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета и приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

Неправомерным признается, например, расходный кассовый ордер, не подтвержденный хотя бы одной из следующих подписей:

  •  получателя денег;
  •  главного бухгалтера или уполномоченного приказом руководителя предприятия должностного лица;
  •  руководителя предприятия или должностного лица, уполномоченного приказом руководителя предприятия.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером. Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, в особенности факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления наличной выручки от контрагентов.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой штатный работник по письменному заключению руководителя и при обязательном условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книги и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, опечатана с указанием количеств листов. При ручном варианте оформления кассовой книги нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги нумерация должна быть сплошной с начала года. Кроме того, необходимо проводить проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Следует отметить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривает согласие экономического субъекта на использование базы данных. Наличие системы компьютерной обработки данных не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни в целом и операции с кассовой наличностью в частности. Однако проведение аудитором процедур возможно и по копиям компьютерных файлов, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание, в том числе, и на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации.

2.2.  Инвентаризация кассы

Одним из наиболее ценных источников получения аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы, проведенной совместно или самостоятельно аудитором. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября.        

Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или не списанных в расход денег.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете выявленная при инвентаризации недостача имущества, по которому не утверждены нормы естественной убыли, относится на счет виновных лиц (если таковые установлены).

Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств – на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Результаты инвентаризации оформляют Актом инвентаризации наличных денежных средств (форма ИНВ-15), который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств и их соответствие предписанным нормам.

2.3.  Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

Денежные средства поступают в кассу предприятия из банков в виде наличной выручки от покупателей, от работников организации в оплату каких-либо услуг по заявлениям, как остатки неиспользованных подотчетных сумм и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются  надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции, товаров, работ. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами).

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями считаются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится одновременная проверка операций по кассе и по банку, а также встречные проверки контрагентов. Хотя аудитор не в состоянии проверить и получить доказательства от всех связанных сторон, он может косвенно проконтролировать расчеты, исходя из сопутствующих документов.

Сплошной просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволяет выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Данные факты отражаются в рабочей документации аудитора.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Недобросовестные действия аудируемого лица возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, для их выявления аудитор использует пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей. Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

  1.  Проверка соблюдения лимита наличных средств в кассе

Аудитор должен помнить следующие основные нормативно-регулирующие положения:

  •  согласно п.5-7 Порядка ведения кассовых операций наличные деньги могут храниться в кассе только в пределах лимита, установленного банком;
  •  денежная наличность, превышающая лимит, должна быть сдана в банк в порядке и сроки, согласованные с ним;
  •  для установления лимита остатка кассы предприятие представляет в банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме №0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных средств из выручки, поступающей в его кассу»;
  •  лимит остатка наличных денег в кассе ежегодно устанавливается обслуживающим банком по согласованию с руководителем организации;
  •  если лимит кассы не установлен, то все имеющие в ней на конец дня денежные средства считаются сверхнормативными (сверхлимитными);
  •  исключительными случаями являются хранение сверхлимитных денег для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий на срок, не превышающий трех рабочих дней (в том числе день получения денег в банке).

К началу аудиторской проверки должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных средств в кассе.

Для проведения соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе организации, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассы, выявить отклонение от лимита и оформить все выводы.

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи его превышения, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.1994 №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

2.5. Проверка расходования наличных денег из кассы

Расход средств из кассы производится:

  •  на выдачу средств под отчет;
  •  на выплату заработной платы;
  •  на выплату депонированной заработной платы;
  •  оплату контрагентам по договорам.

Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами. Аудитор проводит соответствующие процедуры, что выяснить, своевременно ли в организации закрываются подотчетные суммы.

Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств из кассы на предстоящие командировочные, представительские расходы, а также для оплаты хозяйственных (канцелярских, почтово-телеграфных) расходов, а также расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту и в розничной торговле, и других хозяйственных расходов. В бухгалтерском учете подотчетные суммы отражаются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Аудитор должен помнить следующие основные нормативно-регулирующие положения:

  •  организация выдает наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителем организации;
  •  лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п.11 Порядка ведения кассовых операций).

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, предусмотренных для этих целей. Получение денег подотчетным лицом возможно только при условии его полного отчета по ранее выданному авансу (п.11 разд.1 Порядка ведения кассовых операций). Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.

Документами для проведения проверки служат приходные кассовые ордера  и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-ордер №7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Если в кассовом ордере по строке «Основание» будет значиться «Остаток подотчетных сумм», в соответствии с которым производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Устанавливая, является ли дата составления авансового отчета рабочим днем для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета с номером приходного ордера, указанным в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, и с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом-ордером «Расчеты с подотчетными лицами».

При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели.

Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации) погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник (лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работник должен погашать свою задолженность. В случаях, когда в учете числится задолженность за уволившимся сотрудником, необходимо проверить эти факты методом устных опросов.

Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли в организации закрываются подотчетные суммы. Если проверкой будет выявлено, что подотчетные суммы числятся за получившим их работниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в совокупный облагаемый доход гражданина.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляется к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данной организации.

Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

При проверке сверяют табеля учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы с данными платежных ведомостей и карточек лицевых счетов. Особое внимание обращают на номер и наименование подразделения (цеха, отдела), а также на период, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.

Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно установить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях.

Все случаи неполного набора документов по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором, по ним подсчитывается итог и соизмеряется с кредитовым оборотом по счету 50 для определения уровня существенности ошибок. Проверяются: Главная книга, журналы-ордера (по кредиту счетов 70 и 50), журнал регистрации платежных ведомостей. Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 в корреспонденции со счетами 68 «расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.

Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей осуществляется с целью выявления таких злоупотреблений.

В соответствии с п.18 Порядка ведения кассовых операций по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и социально-трудовые льготы, кассир должен:

  1.  в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»;
  2.  составить реестр депонированных сумм;
  3.  в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.

2.6.  Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых

машин

   Проверки проводятся следующими методами:

  •  визуального наблюдения проверяющим за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам);
  •  приобретение проверяющим товаров в личное пользование;
  •  приобретение товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта;
  •  выявление нарушений Закона в ходе выездных налоговых проверок.

На начальном этапе проведения проверки по результатам наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг) клиентам, наличием ценников (прейскурантов), соблюдением порядка выдачи покупки (оформления услуги, работы) дается предварительная оценка состоянию соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте проверки (точке). Особое внимание обращается на выдачу вместе с покупкой (услугой) кассового чека или приравненного к нему документа строгой отчетности по форме, утвержденной в установленном порядке. С согласия покупателей просматриваются выданные им чеки (документы строгой отчетности) на предмет их четкости и наличия в них обязательных реквизитов. Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства.

С учетом оснований, полученных в результате визуального наблюдения, проверяющие приступают к проведению проверки. При необходимости, в установленном порядке производится контрольная (проверочная) закупка товаров сотрудниками органов, наделенных соответствующими полномочиями и участвующих в проведении проверки, которая оформляется соответствующим актом. После этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность) и приступают к более детальной проверке соблюдения законодательства о применении ККМ и документальному оформлению материалов проверки.

Проверяется весь комплекс документов, характеризующих статус организации и организационно-правовая форма, устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.), документов на право осуществления той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистрацию организации и постановку ее на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п.

В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1993г. №745. Эти организации при оказании услуг населению обязаны выдавать соответствующие бланки строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККТ несколько операционных. Для каждого ККТ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину. Фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно смотреть на записи показателей кассовых счетчиков не только действующих, но и бездействующих машин, а также находящихся в запасе. Пристальное внимание следует обратить на показатели счетчиков, с которыми ККМ поступили после ремонта.

При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) контрольно-кассовых машин, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Все контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. При этом для проверки полноты оприходования выручки через контрольно-кассовые машины аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Так же проверяются: соответствие применяемых моделей ККМ требованиям ГосРеестра, классификатора ККМ, установленным срокам использования моделей, исключенных из ГосРеестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККМ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККМ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККМ, пломб и т.д. После осмотра контрольно-кассовой машины рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККМ дата начала работы должны вводиться механически кассиром-операционистом ежедневно в начале смены, что не исключает возможности злоупотреблений при использовании ККМ. В то же время, на всех электронных ККМ с памятью, включенных в Государственный реестр, дата и время покупки, нумерация чеков осуществляются в автоматическом режиме, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты.

Проверяются нулевые чеки: их количество, время пробития, если их несколько в течение смены, то чем была вызвана эта необходимость.

Проверяется наличие прошитого и скрепленного печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста (при наличии его на проверяемом объекте), надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги). При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, организации), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати и др.), а также на размещение его в доступном для клиента месте.

Если в ходе проверки будет установлено, что машина выдает кассовый чек с нечеткой (нечитаемой) печатью, не полными реквизитами, или у машины неработоспособно печатающее устройство, неисправна работа дататора, нумератора, не обеспечивается выход чека, допущен и не устранен обрыв контрольной ленты, отсутствует текущая и результирующая информация на индикаторах кассира или покупателя, проверяющие отражают в акте неисправность ККМ и в доказательство этого к материалам проверки прилагают кассовый чек.

При выявлении ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе, необходимо убедиться в том, что эта машина не находится в скрытой эксплуатации. С этой целью рекомендуется проверить паспорт на эту машину, документы о ее приобретении, показания суммирующих счетчиков, а также журнал кассира-операциониста и контрольные ленты ККМ.

  1.  ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторам предстоит оценить полноту и качество выполнения всех пунктов программы аудита, а также уместность самой программы как средства выявления материальных ошибок и нарушений. В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы для того, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостовериться, что аудит удовлетворяет установленным стандартам аудита, и нейтрализовать возможное предвзятое отношение, которое может вырабатываться у аудитора в процессе проверки. Полезно представить рабочие документы для обзора лицу, не участвовавшему в проверке, чтобы выявить слабые места отчета, а также определить возможность защиты качества аудита перед клиентом.

Также аудиторы должны провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективную письменную информацию клиенту, дать аудиторское заключение.

Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др.

Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:

  1.  систематизацию результатов проверки;
  2.  анализ результатов проверки;
  3.  составление аудиторского заключения.

Систематизация результатов проверки состоит в приведение всех полученных результатов в определенную последовательность.

Анализ результатов проверки проводится по полученным данным и имеет несколько целей:  

- общий анализ учетной политики, принятый клиентом;

- правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;

- соблюдение налогового законодательства;

- анализ финансового состояния клиента.  

Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур. По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению.

Аудиторская проверка заканчивается выработкой мнения аудитора о состоянии проверяемого объекта и написании аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является независимым свидетельством достоверности и объективности финансовой отчетности предприятия.

В процессе аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки - формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

После формирования мнения о результатах проверки аудиторская организация пожеланию клиента проводит сопутствующие аудиту услуги:

  •  восстановление учета, если это необходимо;
  •  консультирование различного рода (по вопросам налогообложения, обучения персонала, методики ведения бухгалтерского учета и т. д.);
  •  выработка методов финансового оздоровления предприятия.

Поскольку основная функция аудита на предприятии - контроль, анализ и управление затратами и прибылью, аудитор должен иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.

Завершение аудиторской проверки довольно важная процедура, поскольку оттого насколько аудиторская фирма и проверяемая организация остаются удовлетворенными результатами проверки, зависит и профессионализм аудиторской организации и перспективы развития и эффективного функционирования фирмы-клиента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура курсовой работы и последовательность изложения материала в ней обусловлены ее темой - «Аудит наличных расчетов». Так, в первой части работы мы изучили методологию аудита кассовых операций - мы рассмотрели цель, информационную базу, а также общий порядок и правила проведения аудита кассовых операций. Заключительным этапом изучения теоретических и методологических основ аудита кассовых операций явилось рассмотрение аудиторских процедур и методики проведения аудита данного участка учета. Рассмотрели основные процедуры, которые необходимо выполнить аудитору в своей работе, уделив при этом внимание важности изучения им системы внутреннего контроля, поскольку она позволяет дать предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. В процессе изучения материала мы рассмотрели порядок проверки оформления первичных документов, правильность проведения инвентаризации кассы, соблюдения лимита остатка наличных денежных средств в кассе, правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств, правила соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин, а также расходования наличных денежных средств из кассы организации. А так же изучили порядок завершения аудиторской проверки наличных расчетов.

На основе выполненного исследования подтверждена актуальность избранной темы, ее роль и значение. В первую очередь это обусловлено тем, что оборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой собственности. А оборот денежных средств связан с кассовыми операциями. Современная экономика любой организации представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, взаимосвязь с другими организациями и другими агентами. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, т.е. денежный оборот, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Эффективное развитие экономики организации во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Деньги - это средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих всё время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений.

Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении - осуществляют непрерывный оборот, в ходе которого обслуживают многочисленные процессы реализации товаров и услуг; участвуют в накоплении капитала и формирования сбережений; а также используются при платежах по финансовым операциям (сделки с ценными бумагами, кредитные сделки) и нетоварных платежах (налоги, сборы, ренты, штрафы и др.).

Денежные активы призваны обеспечивать постоянную платежеспособность предприятия, поэтому их оборот должен осуществляться в соответствии со специально разрабатываемой финансовой политикой управления денежными активами, поэтому такое строгое регулирование денежного потока со стороны, как государства, так и со стороны руководства организаций.

Аудит кассовых операций помогает увидеть полную ситуацию, что происходит в организации. Мне кажется, что независимая оценка в первую очередь нужна самому руководству предприятия, чтобы принимать на основе этих данных важные управленческие решения. Аудит кассовых операций нужен, чтобы контролировать денежный оборот, чтобы не было оседания денег, или ж наоборот растрачивания. Так же независимая оценка нужна инвесторам, чтобы выгодно вложиться в развитие бизнеса и не разориться. Аудит кассовых операций помогает подготовиться и к налоговым проверкам, что-то исправить, подкорректировать и избежать штрафных санкций. Таким образом, аудит кассовых операций необходим в любом бизнесе, в любой организации, независимо от форм собственности.

Конечно, проблема аудита кассовых операций, как и аудита в целом, не до конца доработана. Большинство организаций не пользуются услугами аудиторских организаций. Многие путают аудиторскую проверку с налоговой проверкой, отсюда и боязнь аудита. Кто-то просто хочет сэкономить, и поэтому не пользуется услугами аудиторов. Но как показывает практика, воспользовавшись услугами аудитора, предприниматели и бизнесмены избегали многих проблем, они были готовы к проверкам со стороны налоговой инспекции и инвесторы с большим желанием вкладывали деньги в их организации. Следовательно, аудит занимает существенное место в жизнедеятельности организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. От 28.12.2010)
  2.  Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)..
  3.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями).
  4.  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. № 94н.
  5.  "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением " (утв. Письмом Минфина РФ от 30.08.1993 №104).
  6.  Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18.
  7.  Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П.
  8.  Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ от 24.12.2010г
  9.  Ерофеева, В.А. Аудит / В.А.Ерофеева, В.А.Пискунов, Т.А.Битюкова. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 638с.
  10.  Юдина, Г.А. Основы аудита / Г.А.Юдина, М.Н.Черных. - М.: КНОРУС, 2006. - 296с.
  11.  Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П.Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 592с.
  12.  Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Ю.А.Бабаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527с.
  13.  Каморджанова, Н.А. Бухгалтерский учет (Серия «Краткий курс») / Н.А.Каморджанова, И.В.Карташова. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
  14.  Санин, К.В. Бухгалтерский учет / К.В.Санин, М.К.Санин. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005. – 141с.
  15.  Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет / В.П.Астахов. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 955с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

841. Создание реляционной БД в СУБД МS Аccess 114 KB
  Microsoft Access применяется для разработки относительно небольших баз данных. БД Access хранятся в файлах с типом mdb. Создание и редактирование таблиц. Создание и использование запросов. Примеры записи выражений в условии отбора.
842. Объекты интеллектуальной собственности 202 KB
  Понятие и признаки объекта интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности. Способность к сохранению, накапливанию, интегрированию. Классификация средств индивидуализации. Произведения, не являющиеся объектами авторских прав. Правовая охрана результата интеллектуальной деятельности средствами различных институтов права интеллектуальной собственности.
843. Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию изобразительного искусства с точки зрения современности 176.5 KB
  История написания трактатов и их место в художественном образовании Германии XVI века. Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию Изобразительного искусства. Положительные стороны трактатов как методического пособия с точки зрения художественного образования. Восприятие трактатов Дюрера на практике в наше время.
844. Теория гражданского права 178.5 KB
  Имущественные и личные не имущественные правоотношения. Способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности. Имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
845. Сбор маркетинговой информации в целях проведения исследований 167 KB
  Порядок проведения маркетинговых исследований. Планирование и организация сбора первичной информации. Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований. Систематизация и анализ собранной информации.
846. Сортировочные станции Брянск-Льговской Московской железной дороги 128 KB
  Характеристика сортировочной станции Брянск-Льговской Московской железной дороги. Оперативное управление и планирование работы станции. Автоматизированная система организации управления перевозок. Сообщения об операциях с поездами, локомотивами и бригадами, получаемые в АСОУП.
847. Общая история 196.5 KB
  Достоверное воспроизведение исторического процесса. Противоречие между прогрессивными производительными силами и консервативным производственными отношениями. Широкое распространение отношений частной собственности. Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства.
848. Программирование математических задач с использованием классов и методов языка C# 960.5 KB
  Реализовать перевод чисел между десятичной, двоичной и восьмеричной системами счисления. Результаты машинного тестирования программы. Описание вычислительных методов. Ручной подсчёт отладочного варианта.
849. Билеты по обществознанию 9 класс 404.5 KB
  Государство, его основные признаки. Формы правления. Исходная форма активности индивида. Особенности межличностных отношений. Социальные группы и общности. Участие граждан в политической жизни. Всеобщая декларация прав человека.