88128

Анализ состояния рынка растительного масла г. Красноярска

Курсовая

Маркетинг и реклама

Целью курсовой работы является сбор первичной и вторичной информации по исследуемому рынку, и проведение анализа о состоянии исследуемого рынка. Задачи: Определить товарную структуру рынка, т.е. выделить все товарные группы, из которых состоит данный рынок.

Русский

2015-04-26

1.1 MB

16 чел.

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «Маркетинг»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Анализ состояния рынка растительного масла  г. Красноярска

Руководитель                                __________                 О. В. Буйнова

Студенты   гр. УБ 10- 01               __________                А. В. Сирк

    

                                       

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

        Введение…………………………………………………………………….………..3

  1.  Анализ состояния рынка растительного масла………………………….4

2. Объемы производства……………………………………………………...6

2.1 Объемы производства растительного масла в России………………….6

2.2 Производство растительного масла в Красноярском крае…………….13  

3. Объемы экспорта и импорта……………………………………………...18

4. Объемы потребления……………………………………………………...22

4.1 Потребление на территории России……………………………………22

4.2 Потребление на территории Красноярского края……………………...25

5. Ценовая конъюнктура…………………………………………………….26

5.1 Конъюнктура Российского рынка………………………………………26

5.2 Конъюнктура на рынке Красноярского края…………………………...30

Заключение…………………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема была выбрана, поскольку растительное масло является одним из самых употребляемых продуктов в каждой семье и поэтому изменения на этом рынке, так или иначе, касаются каждого человека.

Целью курсовой работы является сбор первичной и вторичной информации по исследуемому рынку, и проведение анализа о состоянии исследуемого рынка.

Задачи:

  •  Определить товарную структуру рынка, т.е. выделить все товарные группы, из которых состоит данный рынок.
  •  Определить основные факторы, влияющие на состояние рынка с позиции факторов макро- и микросреды.
  •  Описать состояние рынка растительного масла и определить основные тенденции развития.

Проанализировать состояние рынка растительного масла в целом по Красноярскому краю.

1. Анализ состояния рынка растительного масла

Жиры широко используются в питании человека. Это высококалорийный продукт, имеющий большое физиологическое значение. Они употребляются для приготовления кулинарных блюд, выработки консервов, в пищевой промышленности, непосредственно в пищу.

Основной масличной культурой в нашей стране является подсолнечник. Лучшие сорта подсолнечника отличаются высокой урожайностью, масличностью. В высокомасличных семенах подсолнечника содержание масла может составлять 54-57% их массы.

В Россию подсолнечник попал при Петре I в начале XVIII в., разводили его как декоративное растение. Только в конце XIX в. крестьянин Даниил Бокарев впервые начал добывать масло из семян подсолнечника.

В царской России имелось около 10 тыс. мелких кустарных маслобоек и около 400 цензовых маслозаводов, оснащенных примитивным оборудованием. В 1913 году выработка растительного масла составляла 538 тыс. тонн.

За годы Советской власти производство растительных масел превратилось в одну из крупнейших отраслей пищевой индустрии, базирующейся на передовой технике и прочной сырьевой базе.

         В настоящее время в России и странах СНГ культивируют более 70 сортов и гибридов подсолнечника, которые делят на несколько типов в зависимости от состава триглицеридов масла. Наиболее распространенные виды растительных масел предсталены в товарной структуре рынка. Товарная структура рынка приведена в схеме 1.

                                       

Схема 1-   Товарная структура рынка


2. Объемы производства

2.1 Объемы производства растительного масла в России

Рынок подсолнечного масла в России начал активно развиваться с 2001 года, после того, как в 1999 - 2001 годах государством был предпринят комплекс мер таможенного регулирования по ограничению экспорта семян подсолнечника и импорта растительных масел.

Валовые сборы подсолнечника в РФ имеют положительную динамику. За 10 лет сбор семян подсолнечника вырос на 65%. Значительный скачок произошел в 2005-2006 гг., когда был собран рекордный урожай. Динамика валового сбора семян представлена в диаграмме 2.1.1

Диаграмма 2.1.1- Динамика валового сбора семян подсолнечника в России в 2000-2009 гг., тыс.тонн

После рекордного урожая в обозначенных годах посевные площади под подсолнечником были сокращены, урожайность в последующие годы также снизилась, что привело к снижению сборов семян подсолнечника, что в свою очередь вызвало резкий скачок цен на подсолнечное масло.

В 2009 году под подсолнечником посевная площадь увеличилась на 16,4% относительно уровня предшествующего года и составила 7171,1 тыс.га. Урожайность снизилась на 6,5%, составив 11,5 ц/га. Валовой сбор подсолнечника составил более 60 тыс. тонн.

Семян подсолнечника в 2010 году по состоянию на 1 октября намолочено 2,4 млн. тонн, что на 15% больше уровня 2009 года аналогичной даты.

Число предприятий, занимающихся переработкой семян подсолнечника в масло в РФ, растет из года в год. Если в 2005 году таких предприятий насчитывалось не более 20, то в 2009 году их стало 28. К крупнейшим производителям подсолнечного масла в России относятся Юг Руси, ЭФКО, Аткарский МЭЗ, МЖК Армавирский и другие.

Объемы производство подсолнечного масла в России колеблются из года в год. Динамика производства подсолнечного масла в России за период с 2005 по 2010 года представлена в диаграмме 2.1.2

Диаграмма 2.1.2- Динамика производства масла подсолнечного в России в 2005 – август 2010 гг., тонн

Объем рынка растительного масла в натуральном выражении в 2007 году составил 2900 тыс. тонн, или около 3150 млн. литров. Среднегодовые темпы роста рынка с 2000 года составляют 4,3%. Наиболее значительное увеличение объемов рынка наблюдалось в период с 2003 по 2007 годы.

Производство растительного масла в 2007 году составило около 2,7 млн. тонн. Из них более 90% пришлось на подсолнечное масло. Кроме того, в значительных объемах в России производится соевые и кукурузные масла. В первом квартале 2008 года было произведено 560,8 тыс. тонн растительных масел. Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составило 22,9%.

В 2009 году масла подсолнечного было произведено более 2,5 млн. тонн, что на 35% больше, чем в 2008 году. А в январе – августе 2010 года отмечено снижение объемов производства масла подсолнечного – на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

В 2011 году в России растительных масел было произведено около 3 млн. тонн, при этом показатель практически не изменился по сравнению с предыдущим годом. Порог в 3 млн. тонн был превышен в урожайном 2008 году, а последние два года отмечается незначительный спад, в большой степени связанный с погодными условиями.

Динамика производства подсолнечного и прочих растительных масел в России за период с 2006 по 2011 года представлена в диаграмме 2.1.3.

Диаграмма 2.1.3- Производство растительных масел в 2006-2011 гг., тонн 

При этом за первые полгода 2012 года производство растительных масел составило рекордные 2,2 млн. тонн, что отражает прирост выработки продукции на 90% к уровню января-июня 2011 года.

Производство растительных масел в России представлено в основном продуктом из подсолнечника, однако, стоит отметить, что за последние три года доля прочих видов масел возросла. Прежде всего, это произошло за счет увеличения выработки рапсового и соевого масел. Доля подсолнечного масла среди других видов составляет порядка 85%.

Производством растительных масел (кроме модифицированных) в РФ занимается порядка 50 областей. Основное производство растительных масел сконцентрировано в областях-источниках сырья для отрасли, в частности, в Южном федеральном округе. Крупнейшие мощности по производству растительных масел в России расположены в Краснодарском крае. В 2011 году в регионе было изготовлено более 566 тысяч тонн продукции.

В первом полугодии 2012 года во всех основных маслопроизводящих регионах наблюдается рост выработки продукции. Соответственно поставки на экспорт по итогам января-июня 2012 года значительно выросли, даже в сравнении с общим итогом за весь 2011 год.

Производство нерафинированного подсолнечного масла в 2013 году составило 3 199 тыс. тонн, что почти на 10% меньше, чем было произведено в 2012 году. Снижение объемов производства подсолнечного масла в 2013 году относительно 2012 года связано с падением валовых сборов подсолнечника в 2012 году. Высокие урожаи в 2013 году привели к существенному увеличению производства растительного масла в последнем квартале года. Так в октябре-декабре 2013 года было произведено 1150,6 тыс. тонн, за аналогичный период 2012 года показатели были на 18% ниже.

Динамика производства нерафинированного подсолнечного масла в России за 2010-2013 года представлена в диаграмме 2.1.4.

Диаграмма 2.1.4 - Динамика производства нерафинированного подсолнечного масла в России по месяцам по федеральным округам, тыс. тонн

 

Ожидается, что в 2014 году производство подсолнечного масла в России достигнет рекордных отметок.

Посевные площади. 

Посевные площади, занятые под выращивание подсолнечника в России в 2013 году составляли 7 266 тыс. га. Это на 11% больше, чем в 2012 году, но на 4,6% меньше, чем в 2011 году, когда площади подсолнечника были рекордными (7614 тыс. га). За последние 10 лет площади под подсолнечником выросли на 35,6%, по отношению к 1990 году – выросли 2,7 раза.

Динамика посевных площадей подсолнечника в России представлена в диаграмме 2.1.5.

В 2013 году на Приволжский ФО приходилось 42,5% всех посевных площадей подсолнечника в РФ. Второе место занимает Южный ФО – 23,1%, на третьем – Центральный (19,1%). Доля всех остальных округов в посевных площадях подсолнечника в РФ составляет чуть более 15%.

Диаграмма 2.1.5- Динамика посевных площадей подсолнечника в России в 1990-2013 гг., тыс. га

В ТОП-10 регионов с наибольшими посевными площадями подсолнечника в 2013 году вошли Саратовская область (1 112,7 тыс. га), Оренбургская область (721,1 тыс. га), Алтайский край (616,0 тыс. га), Волгоградская область (590,9 тыс. га), Ростовская область (558,6 тыс. га), Самарская область (554,1 тыс. га), Воронежская область (461,1 тыс. га), Краснодарский край (456,6 тыс. га), Тамбовская область (393,2 тыс. га) и Ставропольский край (268,5 тыс. га). На долю ТОП-10 регионов приходится около 79% всех посевных площадей подсолнечника.

Валовые сборы семян подсолнечника

В 2013 году валовые сборы семян подсолнечника достигли рекордных за всю историю России отметок – 10,2 млн тонн. За 5 лет они возросли на 58%, за 10 – в 2 раза, по отношению к 1990 году – почти в 3 раза. Средняя урожайность подсолнечника в России в 2013 году составила 15,6 ц/га убранной площади, что также является рекордным показателем. Впервые превышены отметки 1990 года (13,7 ц/га). Данные выше показатели представлены в диаграмме 2.1.6.

Диаграмма 2.1.6- Валовые сборы подсолнечника в России в 1990-2013 гг., млн. тонн

Прирост валовых сборов подсолнечника наблюдается во всех федеральных округах страны. Лидером является Приволжский ФО, где сборы достигли 3 492,7 тыс. тонн, что на 53,2% больше, чем в 2012 году. Доля ПФО в общем производстве семян подсолнечника по итогам года составила 34,2%. На втором месте – Центральный ФО с долей в общероссийском производстве семян подсолнечника на уровне 28,1%. Здесь сборы в 2013 году составили 2 867,7 тыс. тонн, что на 21,0% превышает показатели 2012 года. Третье место по валовым сборам подсолнечника занимает Южный ФО (28,0%) – 2 859,6 тыс. тонн. Прирост по отношению к 2012 году составил 13,3%. Четвертое место по валовым сборам подсолнечника среди федеральных округов страны занимает Северо-Кавказский ФО – 5,3% от общих показателей по стране – 535,8 тыс. тонн (прирост на 1,9%). Практически весь объем приходится на Ставропольский край. На пятом месте – Сибирский ФО (407,9 тыс. тонн), на шестом – Уральский ФО (40,7 тыс. тонн). В Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах подсолнечник практически не производится.

Валовые сборы подсолнечника по федеральным округам представлены в диаграмме 2.1.7.

Диаграмма 2.1.7- Сравнение валовых сборов подсолнечника по федеральным округам России в 2012-2013 гг., тыс. тонн

В ТОП 10 регионов с наибольшими валовыми сборами семян подсолнечника в 2013 году вошли Саратовская область (1250,2 тыс. тонн), Краснодарский край (1166,8 тыс. тонн), Воронежская область (1026,8 тыс. тонн), Волгоградская область (782,2 тыс. тонн), Ростовская область (7809 тыс. тонн), Самарская область (729,8 тыс. тонн), Оренбургская область (716,9 тыс. тонн), Тамбовская область (709,7 тыс. тонн), Ставропольский край (447,0 тыс. тонн) и Белгородская область (382,1 тыс. тонн). На долю ТОП-10 регионов в 2013 году пришлось 78% всех валовых сборов семян подсолнечника.

2.2 Производство растительного масла в Красноярском крае

Основные краевые производители растительного масла, расположены в некоторых районах Красноярского края.

Наиболее крупными производителями растительного масла являются личные хозяйства следующих районов:

  •  Емельяновский
  •  Курагинский

  •  Шушенский
  •  Минусинский

В Красноярском крае рассматривается вопрос о начале производства подсолнечного масла из собственного сырья. 

В Минусинском районе подсолнечником было засеяно 600 гектаров площадей. Был получен неплохой урожай - до семи центнеров с гектара. Это примерно 70% от показателей в южных регионах России. 
Подсолнечник - культура для Красноярского края как сырье для производства масла - новая. Однако на юге края намерены продолжить работу по выращиванию этой культуры. Нужно подобрать специальные технологии, отвечающие потребностям местного климата.

В Красноярском крае рапс начал производиться на Ужурской опытной станции как кормовая культура в незначительных количествах. Сейчас выращиванием рапса в крае занимаются некоторые малые предприятия. Используя статистические данные по предприятиям, занимающихся выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, составим сводную таблицу и выявим потенциальное количество производителей рапсовой культуры в Красноярском крае. Отбор предприятий осуществлялся по виду деятельности "Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур". Данные представлены в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1 – Количество малых предприятий в Красноярском крае, занимающихся выращиванием зерновых, технических и сельскохозяйственных культур,необходимых для производства растительного масла

Вид деятельности

Количество компаний

                   Центральная группа районов

Емельяновский

12

Березовский

11

Сухобузимский

20

Большемуртинский

12

Манский

15

Всего по группе районов

70

                   Восточная группа районов

Канский

15

Рыбинский

10

Партизанский

7

Уярский

19

Саянский

15

Абанский

41

Иланский

8

Нижнеингашский

10

Дзержинский

30

Ирбейский

25

Всего по группе районов

180

                     Западная группа районов

Ачинский

7

Козульский

5

Большеулуйский район

6

Назаровский

6

Ужурский

27

Новоселовский

6

Боготольский

7

Продолжение таблицы 2.2.1 - Количество малых предприятий в Красноярском крае, занимающихся выращиванием зерновых, технических и сельскохозяйственных культур,необходимых для производства растительного масла:

Вид деятельности

Количество компаний

Тюхтетский

10

Шарыповский

3

Бирилюсский

2

Балахтинский

29

Всего по группе районов

108

                    Южная группа районов

Минусинский

16

Краснотуранский

28

Идринский

9

Ермаковский

3

Каратузский

9

Курагинский

8

Шушенский

12

Всего по группе районов

85

                    Северная группа районов

Пировский

4

Казачинский

11

Енисейский

5

Всего по группе районов

20

              Северо-Восточная группа районов

Тасеевский

11

Богучанский

3

Кежемский

1

Мотыгинский

1

Всего по группе районов

16

Согласно статистическим данным, в Красноярском крае 479 предприятий имеют условия для выращивания рапсовой культуры. Большее число предприятий сосредоточено в Восточной группе районов Красноярского края и составляет 180 или 38% от общего числа предприятий в крае, занимающихся выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. Меньше всего в крае в данной отрасли развита Северо –Восточная группа районов – всего 16 предприятий или 3% от общего числа предприятий края на всей территории.

В ближайшей перспективе в Красноярском крае отсутствует возможность эффективной переработки рапсовых зерен в масло из-за отсутствия соответствующей  техники, поэтому на сегодняшний момент производство рапса может быть использовано для нужд животноводства. Сбалансированный по белку рацион позволяет существенно снизить потребность животноводства в зернофураже, себестоимость животноводческой продукции и, как следствие, повысить рентабельность отрасли, поскольку на корм животным используется не только зелёная масса и приготовленный из неё силос, но и семена, и отходы их переработки – жмых.


3. Объемы экспорта и импорта

По данным ФТС РФ, во внешнеторговом обороте России по товарной группе «растительное масло» экспорт, по итогам 2010 года, доминирует над импортом и в стоимостном, и в натуральном выражениях. Импорт в Россию по натуральному выражению в 2010 году составил 188 млн.т., по стоимостному – 266 млн.долларов. Экспортные поставки растительного масла из России в этом же году оцениваются в 530 млн. тонн или 488 млн.долларов. При этом в 2011 году за первые 7 месяцев структура внешнеторгового оборота меняется, и экспорт в натуральном выражении превышает импорт на 10,49%, что связано в т.ч. с ростом урожайности в 2011 году.

Внутренние потребности в подсолнечном масле на российском рынке практически полностью обеспечиваются отечественным производством. Доля импорта данного вида масла на рынке составляет всего 3%. Из них 99% было обеспечено поставками из Украины, оставшийся объем пришелся на продукцию из Литвы, Молдавии, Аргентины, Нидерландов, Польши и прочих стран. Если говорить об импортных закупках растительного масла в России, то их доля на рынке в 2011 году составила 23%. Россией было импортировано 875 тысяч тонн различных видов растительного масла, большую часть из которых составило пальмовое масло — 72%. Структура импорта растительных масел в 2011 представлена на рисунке 3.1

Рисунок 3.1- Структура импорта растительных масел по видам в 2011                                              году  

По 10% пришлось на подсолнечное и кокосовое масло, а на оливковое масло - не более 3%. Импорт кокосового масла был обеспечен поставками из Индонезии (45%), Малайзии (33%), Нидерландов, Украины и прочих стран. Более 60% объема импорта оливкового масла было обеспечено поставками из Испании, остальное пришлось на Италию, Грецию, Тунис и другие страны.

Импорт подсолнечного масла в Россию год от года сокращается. В 2013 году поставки подсолнечного масла в Россию находились на отметках в 17,6 тыс. тонн, для сравнения – 10 лет назад, в 2003 году, они составляли более 200 тыс. тонн. Практически весь объем импорта подсолнечного масла в Россию приходится на украинскую продукцию. Вышеперечисленные данные представлены в диаграмме 3.1

Диаграмма 3.1- Динамика импорта подсолнечного масла в Россию в 2001-2013 гг., тыс тонн

Объем российского экспорта растительного масла по итогам 2011 года в натуральном выражении вырос на 20%, составив почти 894 тысячи тонн; в стоимостном выражении экспорт вырос более чем наполовину, превысив 1 млрд долларов при этом 68% объема российского экспорта пришлось на подсолнечное масло. Данные представлены на рисунке 3.2

 

Рисунок 3.2-Структура Российского экспорта растительных масел по видам в 2011 году

Вторым по значимости партнером России по экспорту подсолнечного масла является Египет. По итогам 2011 года поставки в эту страну увеличились относительно уровня 2010 года более чем в 3 раза. В стоимостном выражении рост оказался еще более высоким – в 4,5 раза. Доля Египта в экспорте подсолнечного масла в натуральном выражении в 2011 году составила 18,5% и 17% - в стоимостном. Основными экспортерами являются компании «Юг Руси», «Астон», «Солнечные продукты», Bunge и Glencore (Международная зерновая компания).

 В конце 2013 года в условиях существенного прироста производства и высокого спроса на подсолнечное масло за рубежом, активизировался и его экспорт. Поставки подсолнечного масла из России в декабре 2013 года достигли 206,7 тыс. тонн, что в 2,1 раза больше, чем в декабре 2012 года. Однако в целом в 2013 году объемы экспорта подсолнечного масла из России были несколько ниже, чем в 2012 году. В 2012-2013 гг. Россия вышла на второе место в мире по экспорту подсолнечного масла. Первое место занимает Украина, на третьем месте – Аргентина. Динамика экспорта за 2012-2013 гг. показана в диаграмме 3.2

Диаграмма 3.2- Динамика экспорта подсолнечного масла из России в 2012-2013 гг. по месяцам тыс. тонн

Участники рынка считают, что возможности российских экспортеров растительного масла растут, и в будущем можно ожидать расширения поставок, по крайней мере для этого имеются все предпосылки. В основном это будет обусловлено ростом поставок в Турцию и Египет, а также страны СНГ. Стоит заметить, что основные покупатели российского масла – Турция и Египет - являются также и покупателями украинской продукции. К странам, с которыми мы делим рынок сбыта подсолнечного масла, также относятся Индия, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Киргизия, Туркменистан и Монголия. Объемы производства и экспорта подсолнечного масла Украины намного превышают российские. Так что российским производителям в данном случае остается добиваться высокого качества продукции и искать пути снижения цен.

В группе продовольственных товаров и сырья для их производства уменьшился в стоимостном выражении импорт масла растительного – на 21,3 процента. При этом ввоз растительного масла  возрос на 5,8 процента.

4. Объемы потребления растительного масла

4.1 Потребление на территории России

По данным ФСГС, реализация растительного масла, произведенного российским компаниями, на 63% осуществляется на внутреннем рынке, и в объеме 37% общего производства направляется за пределы РФ (преимущественно на экспорт и преимущественно подсолнечного масла).

Динамика объемов потребления растительного масла в России является обнадеживающей для производителей масложировой продукции, так как в 2002-2010гг. она выросла с 10 килограммов на душу населения до 13,4 кг на душу населения. Данные представлены в диаграмме 4.1

Диаграмма 4.1- Динамика объемов потребления растительного масла в России

В структуре потребления масложировой продукции в России наблюдается тенденция роста доли растительного масла в ежедневном рационе питания, а также незначительное снижение доли недорогого растительного масла в пользу более элитных видов.

Рейтинг крупнейших компаний по продажам растительного масла в натуральном выражении (первая половина 2010 года ) представлен а таблице 4.1

Таблица 4.1 - Рейтинг крупнейших компаний по продажам растительного масла

Расчет емкости рынка

Подсолнечное масло - это самый популярный у россиян продукт среди всех типов растительного масла. Подавляющее большинство россиян (85%) регулярно употребляют подсолнечное масло и еще 10% употребляют его время от времени. Другие типы растительного масла популярны среди наших соотечественников значительно меньше, а зачастую они вообще отсутствуют в рационе россиян. Так, арахисовое масло никогда не употребляется в семьях 91% россиян, рапсовое - 84%, смешанное (mix) - 82%, кукурузное - 70%, соевое и оливковое - в 66%.  

Нужно сказать, что россияне потребляют различные типы масла в соответствии со своими представлениями о том, насколько то или иное масло полезно для здоровья человека. Исключением является оливковое масло: 44% россиян убеждены, что самым полезным среди растительных масел является подсолнечное масло, 23% - оливковое, 7% - соевое, 5% - кукурузное. При этом самым часто употребляемым маслом является подсолнечное, тогда как оливковое масло практически никто не использует регулярно. 

Россияне отдают предпочтение рафинированному растительному маслу. Его употребляют регулярно 60% семей, в то время как нерафинированное - 30%. Рафинированное масло ценится за то, что не имеет вкуса и запаха, оно "нейтральное". Такое масло "не пригорает и не пенится при жарке". Его хорошо использовать, когда хочется сохранить собственный вкус приготовляемого продукта. Рафинированное масло используют для приготовления различных блюд. Динамика потребления различных видов растительного масла представлена на рисунке 4.1

Рисунок 4.1- Частота потребления различных типов растительного масла

Растительное масло нужно употреблять в умеренных количествах. Дело в том, что разныерастительные масла состоят из разных видов жиров: мононенасыщенных, насыщенных и полиненасыщенных. Каждый из видов жиров обладает специфическими свойствами. Если говорить о количестве растительного масла в день для одного человека, то оно должно составлять 10% от получаемых жиров в сутки. 

Ер- емкость рынка;

Н- норма потребления;

ч- численность населения. (2852810 человек- численность Красноярского края)

Ер= 13,4 * 2852810= 38227654 рублей в год

4.2 Потребление на территории Красноярского края

По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств Красноярского края в 2013 году доля ежемесячных расходов семьи Красноярского края на питание составила 23,7 процента от общей суммы потребительских расходов.

Среднемесячные расходы на питание одного члена семьи составили 3607,2 рубля (без учета расходов на питание вне дома и покупку алкогольных напитков) и увеличились по сравнению с 2012 годом на 6 процентов. Наибольший объем средств (57,4 процента от общих затрат на покупку продуктов для домашнего питания) направлялся семьями на приобретение мяса, молока и хлеба.

В 2013 году потребление масла растительного и других жиров составило 10,1 килограмма в среднем на члена домашнего хозяйства и увеличилось по сравнению с 2012 годом на 1 процент.

Трудоспособный житель Красноярского края, должен в год съедать 13,4 кг растительного масла и маргарина. 


5. Ценовая конъюнктура

5.1 Конъюнктура российского рынка

Потребительские цены значительно превышают цены производителей на растительное масло (на 91,80% по данным ФСГС на август 2011 года), что объясняется высокой долей концентрации на рынке и, зачастую, большим количеством посредников между производителями и потребителями. При этом более элитные виды растительных масел, в особенности поставляемые в Россию из-за рубежа, подвергаются меньшей наценке.Период Средние цены производителей на растительное масло Средние потребительские цены

на растительное масло представлены в таблице 5.1

Таблица 5.1-Средние потребительские цены на растительное масло

Период

Средние цены производителей на растительное масло

Средние потребительские цены на растительное масло

2010

30,19 руб

57,16 руб

2011

35,18 руб

62,96 руб

2012

38,65 руб

69,26 руб

2013

42,46 руб

76,09 руб

2014

46,65 руб

83,59 руб

По данным Росстата за восемь месяцев 2011 года, самые низкие потребительские цены наблюдаются на рафинированное растительное масло – в среднем по России их цена составляет 77,79 рублей за литр. Оливковое масло занимает более дорогой сегмент растительных масел. Его средняя цена по России за первые 8 месяцев 2011 года составляет 512,75 руб. за литр. Динамика  изменения цен на подсолнечное масло за первое полугодие 2011 г. представлена в таблице 5.2

Таблица 5.2- Средние потребительские цены на подсолнечное масло в России в 1 полугодии 2011 г., руб. / л.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Масло подсолнечное, л

76,47

77,84

78,34

78,2

78,19

77,99

77,84

77,41

Масло оливковое, л

509,86

511,99

512,97

512,64

512,61

513,25

513,94

514,76

По данным ФСГС РФ средние потребительские цены на подсолнечное масло в России в 1 полугодии 2011г. по областям, руб./л. составили.

По данным ФСГС РФ структура розничной цены на масло подсолнечное формируется следующим образом (в августе 2011г., в рубль/кг и %)(таблица 5.3):

Таблица 5.3- Структура розничной цены на масло подсолнечное                                                                                                                   

Рублей в расчете на кг

В % к розничной цене

Сырьё и основные материалы  за вычетом возвратных отходов, побочной и сопутствующей продукции

33,50

43,27

Стоимость основного вида сырья

36,92

47,69

Стоимость других видов сырья и основных материалов

0,46

0,6

Возвратные отходы, побочная и сопутствующая продукция (вычитаются)

-3,89

-5,02

Расходы на производство, включая коммерческие расходы

7,65

9,88

Вспомогательные материалы на технологические цели

0,67

0,86

Топливо и энергия, включая воду и пар на технологические цели

1,07

1,38

Расходы на подготовку и освоение производства

0,04

0,05

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1,85

2,39

Заработная плата с отчислениями на cоциальные нужды

0,96

1,24

Окончание таблицы 5.3- Структура розничной цены на масло подсолнечное  

Общехозяйственные (общезаводские) расходы

0,77

0,99

Общепроизводственные (цеховые) расходы

0,74

0,96

Прочие производственные расходы

0,88

1,14

Коммерческие расходы

0,67

0,87

Полная себестоимость единицы продукции

41,14

53,15

Фактическая прибыль, убыток (-)

0,87

1,12

Отпускная цена без НДС и других видов налогов

42,01

54,27

НДС

4,08

5,27

Другие виды налогов

0

0

Отпускная цена с НДС, акцизом и другими налогами

46,09

59,54

Плата за доставку продукции (товара) покупателям, осуществляемую перерабатывающим предприятием

0,02

0,03

Отпускная цена с НДС, акцизом и др.налогами, включая плату за доставку продукции (товара) покупателям, осуществляемую перерабатывающим предприятием

46,11

59,57

Оборот сферы обращения

31,30

40,43

Оборот посреднического звена

15,41

19,91

Торговая надбавка

12,31

15,9

Затраты по доставке и продаже товара

7,78

10,05

в том числе затраты организаций розничной торговли по доставке товара

0,74

0,95

Прибыль организаций розничной торговли

4,53

5,85

НДС, начисленный организациям розничной торговли

3,58

4,62

Розничная цена товара

77,41

100

Относительно ценовых ожиданий потребителей, эксперты определили, что в сегодняшних условиях предельно минимальная цена должна составлять около 30 руб. за литр фасованного рафинированного растительного масла, оптимальная цена варьироваться в пределах 31-32 руб. за литр, а условно предельная максимальная - на уровне 37-38 руб. за литр. При этом эксперты подчеркивают, что любая из определённых “точек” будет плавать (±10% как минимум) для различных типов торговых точек.

Касаемо эластичности спроса по цене, аналитики определили, что, при изменении цены на покупаемое масло на 1 рубль, спрос на него практически не изменится (снижение составит менее 2%). Но при росте цены на масло, примерно на 2 руб. (условно с 35 до 37 рублей за литр), спрос уменьшится на 16%, а рост цены на 4.5 рубля приведет к падению спроса более чем на 40% (при прочих неизменных условиях, т.е. когда есть возможность “переключения”). Таким образом, отмечается высокая степень зависимости объемов спроса от ценовой политики компаний.

Цены производства на масла практически не изменились. Продолжается незначительное снижение цен на отечественное масло подсолнечное фасованное и разливное на 1,9% (46 819 руб./т) и 0,4% (42 593 руб./т), соответственно.

В отчетном периоде 2012 г. наблюдается рост потребительских цен на отечественные растительные масла, а именно: на фасованное подсолнечное масло – 1,6% (67,75 руб./л), разливное подсолнечное масло – 0,5% (59,28 руб./л) и на соевое масло – 0,5% (73,40 руб./л). Динамика изменения цен представлена в диаграмме 5.1

Диаграмма 5.1- Потребительские цены на подсолнечное масло

                        

На рынке подсолнечного масла, по оценкам ФАС, во II квартале 2012 года по сравнению с I кварталом 2012 года произошел рост цен на сырье для производства подсолнечного масла. Вследствие этого отпускные цены на готовую продукцию также повысились в некоторых регионах. Несмотря на это, розничные цены на подсолнечное масло в отчетном периоде практически не изменились.

Незначительное увеличение розничных цен было зафиксировано в Алтайском крае, в Астраханской области, в Республике Башкортостан, в Республике Бурятия, в Кемеровской области, в Костромской области, в Липецкой области, в Республике Мордовия, в Новгородской области, в Новосибирской области, в Омской области, в Пензенской области, в Смоленской области, в Республике Татарстан, в Тульской области, в Хабаровском крае, в Челябинской области, где интегрированное среднее изменение минимальных розничных цен на подсолнечное масло составило менее 10%. В других регионах розничные цены на подсолнечное масло сократились или остались на прежнем уровне.

5.2 Конъюнктура на рынке Красноярского края

В Красноярском крае среднерыночная цена на растительные масла ниже на 16 %, чем в среднем по России (77,79 руб/л). Максимальные розничные цены (выше среднероссийского уровня) на растительные масла зафиксированы в г. Москве – 89,6 руб./кг. В остальных регионах – поставщиках розничные цены оказались не ниже среднероссийских и на 5 % выше, чем на рынке Красноярского края.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что поставленные задачи по исследованию рынка растительного масла были выполнены. В результате исследования получены следующие результаты:

1) Определена товарная структура рынка, т.е. выделены все товарные группы, из которых состоит данный рынок.

2) Определены основные факторы, влияющие на состояние рынка с позиции факторов макро- и микросреды.

3) Описано состояние рынка растительного масла и определены основные тенденции развития.

4) Выявлены крупнейшие производители растительного масла России.

5) Определены позиции региональных производителей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007;

2) Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований //Маркетинг, №3, 2007;

3) Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд//маркетинг, № 6, 2009;

4) Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2010;

5) Методические указания для написания курсовой работы по курсу «Маркетинг»;

6) http://id-marketing.ru/goods/rinok-podsolnechnogo-masla-2009-2010.htm;

7)http://idmarketing.ru/goods/rynok_rastitelnyh_masel_v_rossii_v_2009_1_pol_2012_gg_kratkij_obzor.htm#description-tab.

8)http://www.0zd.ru/marketing_reklama_i_torgovlya/analiz_assortimenta_i_ekspertiza_3.html ;

9)http://www.marketcenter.ru/content/document_r_F9B41403-ABA1-457D-B562-6BF0ABFD7A24.html ;

10)http://expert-rating.ru/marketing_research/index.php?ukey=product&productID=944

11) http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s015/s015-018.pdf

12)http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_153.html#tb2

PAGE 21


1. Подсолнечное

   - рафинированное

   - не рафинированное

   - гидратированное

   - дезодорированное

2. Оливковое

   - не рафинированное

3. Соевое

   - рафинированное

   - не рафинированное

   - гидратированное

   -дезодорированное

4. Рапсовое

   - рафинированное

5. Горчичное

   - не рафинированное

6. Кукурузное

   - рафинированное

7. Льняное

   - рафинированное

   - не рафинированное

   - гидратированное

   -дезодорированное

Рынок растительного масла


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76191. Радиофизические методы 31.31 KB
  Анализ физических свойств атмосферы определенного района измеряемых в метрологии имеет также большое значение для авиации сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Кроме глобальных измерений состояния атмосферы описанных выше радиофизические дистанционные...
76192. Космические технологии в земледелии 80 KB
  Земледелие - отрасли с.-х. производства, основанные на рациональном использовании земли с целью выращивания с.-х. культур. Полеводство, овощеводство, луговодство, лесоводство, винаградоводство и т.д. являются отраслями частного земледелия.
76193. Августин Блаженный 32.75 KB
  Августин жил на закате античности и является самым крупным раннехристианским мыслителем в трудах которого с предельной яркостью выразился переход от античного мировоззрения к средневековому.
76194. Дослідження космосу 24.52 KB
  Великий німецький філософ Іммануїл Кант зазначив одного разу, що є лише дві речі, гідні справжнього подиву і захоплення: зоряне небо з нас і моральний закон всередині нас. У давнину вважали: те й інше нерозривно пов’язані між собою.
76196. Transferuri de date si operatii oritmetice cu memorie 106.04 KB
  Forma Lagrange de interpolare polinomului arată caracterul liniar al polinomului de interpolare și unicitatea acestui polinom. De aceea, este de preferat în probe și argumente teoretice.
76198. Мінливий образ великого гетьмана: Б. Хмельницький у історіографічній спадщині 71.96 KB
  Керівник Хмельниччини — повстання проти панування шляхти в Україні, котре, переросло у загальну, очолену козацтвом, визвольну війну проти Речі Посполитої. Перший з козацьких ватажків, котрому офіційно було надано титул гетьмана.
76199. Історичні передумови виникнення християнства 135.5 KB
  Слово завіт означає договір союз Бога з обраним народом і всім людством. Відповідно ту частину в якій ідеться про союз Бога з іудейським народом називають Старим Завітом іудеї Танахом. У Новому Завіті йдеться про союз Бога з усім людством.