88147

Visual Basic 6.0, Описание языка. Основные элементы управления

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Широкая популярность и успех Visual Basic связаны также с возможностью использования технологии визуального проектирования для создания компьютерных программ. В его визуальной среде разработки можно довольно быстро создать дизайн диалоговых окон пользовательского интерфейса.

Русский

2015-04-27

24.31 MB

46 чел.

Министерство образования Российской Федерации

Академия бюджета и казначейства

Министерства Финансов Российской Федерации

Ю.Н. Кондрашов, В.М. Лебедев, Н.А. Мещерякова

Авторское право (С)

Visual Basic 6.0

Описание языка

Основные элементы управления

Учебное  пособие

Омск


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 6

. Теория программирования 8

1.1. Основы программирования 8

.2. Базовые понятия объектно-ориентированного программирования 9

.3. Возможности VB 10

2. Описание языка 11

2.1. Синтаксис 11

.2. Типы данных 12

.3. Имена 13

.4. Описание данных 13

.5. Массивы 15

.6. Выражения 16

2.6.1. Арифметические выражения 17

.6.2. Выражения отношения 17

.6.3. Логические выражения 18

.6.4. Строки и символьные выражения 18

2.7. Операторы 19

2.7.1. Оператор присваивания 19

.7.2. Конструкции управления 20

2.7.2.1. Оператор перехода 20

.7.2.2. Условный оператор 21

.7.2.3. Оператор варианта Select Case 22

.7.2.4. Оператор цикла с параметром For…Next 23

.7.2.5. Цикл Do…Loop 24

2.8. Процедуры и функции 25

2.8.1. Пользовательские процедуры 26

.8.2. Пользовательские функции 28

.8.3. Стандартные функции 29

3. Среда разработки VB 33

3.1. Элементы среды разработки 33

.2. Проект в VB 35

.3. Создание приложений в VB 35

.4. Разработка пользовательского интерфейса приложения 36

4. Основные элементы управления Visual Basic 37

4.1. Свойства, методы и процедуры обработки событий 37

.2. Общие свойства 39

.3. Форма 40

.4. Метка 42

.5. Текстовое окно 43

.6. Командная кнопка 43

.7. Флажок 44

.8. Переключатель 45

.9. Рамка 45

4.10. Список 46

.11. Комбинированный список 47

.12. Встроенные окна диалога 48

5. Примеры программ с использованием элементов управления 51

5.1. Программа пересчета валюты 51

5.1.1. Описание задачи 51

.1.2. Этапы создания и отладки программы 51

5.1.2.1. Разработка пользовательского интерфейса приложения 51

.1.2.2. Разработка кода программы 53

.1.2.3. Запуск программы на выполнение, ее отладка и тестирование 55

5.2. Пример программы с элементами управления для принятия решений 58

5.2.1. Постановка задачи 58

.2.2. Реализация задачи средствами Visual Basic 58

5.3. Пример программы с использованием пользовательских функций и элемента комбинированный список 63

5.3.1. Постановка задачи 63

.3.2. Программная реализация задачи 64

.3.3. Дополнение к задаче для самостоятельной реализации 

Варианты заданий для самостоятельного выполнения 67

Контрольные вопросы по теме 69

Литература 70


Введение

Microsoft Visual Basic 6.0 (VB6) —сегодня одна из популярных в мире систем проектирования программ (приложений) для Windows [1,2,4,5]. Среда Visual Basic может с успехом использоваться начинающими пользователями для познания секретов программирования и для создания несложных (поначалу) приложений и, в то же время, предоставляет мощные инструменты разработки опытным программистам. В нее включен собственно компилятор языка, а также набор полезных программ-утилит, помогающих в написании и отладке программ.

Широкая популярность и успех Visual Basic связаны также с возможностью использования технологии визуального проектирования для создания компьютерных программ. В его визуальной среде разработки можно довольно быстро создать дизайн диалоговых окон пользовательского интерфейса.

В первом разделе пособия описываются базовые понятия классического и объектно-ориентированного программирования, возможности VB6.

Во втором разделе приведено подробное описание основ программирования на языке VB6. Изложение материала сопровождается различными примерами.

Третий раздел посвящен изложению среды разработки VB6. Описываются элементы среды разработки, состав проекта, этапы создания приложения и пользовательского интерфейса.

В четвертом разделе освещены основные элементы управления VB6. Здесь излагаются встроенные окна диалога, а также свойства, методы и события таких элементов управления, как форма, метка, текствое поле, командная кнопка, флажок, переключатель, рамка, обычный и комбинированный список.

В пятом разделе приводятся типовые экономические задачи [3,4] с последовательностью разработки программ для их решения.

Для изложения синтаксиса конструкций языка программирования Visual Basic в учебном пособии используется следующий формальный способ описания [2]:

  1.  курсивом (курсивом) выделяются определяемые разработчиком элементы;
  2.  элементы, набранные прямым полужирным шрифтом, соответствуют ключевым словам или символам;
  3.  элементы в квадратных скобках ([ ]) необязательны;
  4.  список в фигурных скобках ({ }), разделенный вертикальными чертами (|), требует обязательного выбора одного из элементов списка;
  5.  многоточие (...), следующее за парой квадратных скобок, означает, что последовательность элементов в квадратных скобках может неоднократно повторяться.

Пример: правило записи целого числа можно описать следующим образом:

[{[+]|-}] {0|1|2|3|4|5|6|7|8|9}[{0|1|2|3|4|5|6|7|8|9}]...

Данное учебное пособие рассчитано на изучение и практическое освоение основ программирования в среде Visual Basic 6.0 с целью создания несложных программ для решения экономических эадач на персональном компьютере. Оно предназначено, главным образом, для студентов очной и заочной формы обучения всех специальностей экономических вузов. Пособие может быть также рекомендовано преподавателям для проведения практических занятий по курсу информатики.

При подготовке пособия авторы не ставили цель полностью описать все возможности VB6, а исходили только из требований учебных программ по информатике Академии бюджета и казначейства Министерства Финансов РФ.

Желаем Вам удачи в освоении VB!

  1.  
    Теория программирования
  2.  Основы программирования

Чтобы решить какую-либо задачу с помощью компьютера, в него следует ввести четко сформулированные инструкции или команды. Составление такой последовательности команд, которая необходима для решения поставленной задачи, и является целью программирования [1,2].

Практически в любой задаче имеются исходные данные, по которым нужно получить результат. Они перерабатываются компьютером по определенным правиламалгоритму обработки.

Алгоритм - это описание последовательности действий, выполнение которых необходимо для решения задачи. Иначе говоря, алгоритм  описывает последовательность действий, ведущих от исходных данных к искомому результату.

Разработка алгоритма решения задачи осуществляется путем ее разбиения на шаги (или этапы), которые выполняются последовательно. При разработке алгоритма необходимо указать содержание всех шагов, а также порядок их выполнения.

Программаэто алгоритм, по которому компьютер обрабатывает информацию. Она представляет собой набор команд или инструкций, которые должен выполнить процессор для решения конкретной задачи.

Современные компьютеры пока не приспособлены к выполнению команд, составленных на разговорном языке, например, на русском или английском. Поэтому при составлении программ используются специальные языки программирования, называемые алгоритмическими. Команда на выполнение в алгоритмических языках носит название оператора. Составляя программу на алгоритмическом языке, необходимо тщательно придерживаться его правил. Никакие ошибки или описки в программе недопустимы, каждая языковая конструкция интерпретируется однозначно и разночтения здесь исключены.

В настоящий момент существуют много языков программирования и их реализаций. Приведем классификацию языков программирования по их уровню.

Как известно, ядром любой вычислительной системы является центральный процессор (в персональном компьютеремикропроцессор), который оперирует исключительно двоичными данными [1]. Чтобы процессор смог выполнить любую команду, она должна быть представлена в виде двоичного числа. Процессор может выполнять только самые элементарные с точки зрения человека команды: сдвиг двоичного числа на несколько разрядов вправо или влево, обмен данными между внутренним регистром и памятью. Набор двоичных кодов, которые может выполнять процессор, называют машинным кодом. Машинный кодэто базовый язык процессора.

Программирование в машинных кодах называют программированием на языке нижнего уровня. Такое программированиеочень сложная задача. Более того, машинный код у разных процессоров разный. Это означает, что программа, написанная в машинном коде для компьютеров типа IBM PC, не будет работать на компьютерах Macintosh и наоборот. Но сейчас программистами машинный код практически не используется, а применяются языки высокого уровня. Разработанные с их помощью программы представляют собой набор команд, написанных на ограниченном естественном языке.

Развитие языков программирования, да и всего программирования в целом, характеризуется общей тенденцией повышения их уровня. В таблице 1.1 приведена характеристика языков программирования по их уровню. При этом машинные языки, ассемблеры, макроассемблеры относятся к языкам нижнего уровня. К языкам высокого уровня относятся такие наиболее распространенные процедурные языки, как Visual Basic, Delphi (Pascal), C++.

Таблица 1.1.



Машинные языки

Машинно-зависимые, быстрые, сложные для освоения, требуют хорошего знания архитектуры ЭВМ

Ассемблеры, макроассемблеры

Более удобные для использования, быстрые, машинно-зависимые

Языки высокого уровня

Мобильные, человекоориентированные, проще в освоении, более медленные

Программу, написанную на алгоритмическом языке программирования, компьютер не может выполнить непосредственно. Поэтому нужен "посредник" для перевода ее на машинный язык (код) конкретной ЭВМ. Таким "посредником" является специальная программа, которая называется транслятором.

Существует два вида трансляторов: компилятор и интерпретатор.

Компилятор –переводит всю исходную программу на языке программирования в программу на машинном коде и программа выполняется.

Интерпретаторпереводит исходную программу на языке программирования пооператорно (покомандно) и каждый переведенный оператор выполняется.

Полученную программу на машинном коде обычно называют исполняемый код программы или исполняемый файл.

При написании компьютерной программы очень важно придерживаться структурированного подхода. Это означает, что действия по созданию программы должны быть выполнены в определенном порядке, то есть:

  1.  создать общую структурную схему программы (до мельчайших подробностей продумать, что программа должна делать, составить описание основных функций программы, разработать алгоритм).
  2.  разработать схему пользовательского интерфейса.
  3.  написать программный код.
  4.  выполнить отладку и тестирование программы.
  5.  написать документацию к программе и создать исполняемый код программы.

Если предстоит реализовать крупный проект, то надо разбить его на небольшие, функционально законченные части (модули).

  1.  Базовые понятия объектно-ориентированного программирования

С использованием языков высокого уровня программисты могут создавать программы длиной до нескольких тысяч строк. Однако исходный текст программы, легко понимаемый в простых приложениях, когда дело касалось больших программ, становился нечитаемым (и мало управляемым). Сначала для решения этой проблемы был предложен структурный метод программирования (сверху вниз), а затемобъектно-ориентированный [6].

Окружающий мир удобнее всего рассматривать как совокупность объектов. Поэтому объектная идеология позволяет построить процесс разработки программ в соответствии с естественным человеческим восприятием. В объектно-ориентированном программировании (ООП) базовыми единицами программ и данных являются объекты [1,6]. Объекты имеют такие сущности как: имена, свойства (характеристики, атрибуты), методы (действия, которые могут выполнять объекты) и события.

Свойствахарактеристики, атрибуты объекта, значения которых определяют внешний вид и поведение объекта. 

Методыпредопределенные действия, которые могут выполнять объекты.

Главное преимущество работы с объектами в том, что объекты обеспечивают стандартный программный код, который не требуется писать разработчику. Ему только надо, при необходимости, установить свойства объекта и вызвать его методы, чтобы побудить объект выполнить требуемые функции. Некоторые свойства можно отредактировать только в период выполнения программы (RunTime).

Еще одной очень важной характеристикой современных языков ООП является событийно-управляемое программирование, которое определяется принципами функционирования программ под управлением современных операционных систем, таких например, как семейство MS Windows. С помощью данной технологии вместо скрупулезного описания каждого шага программы программист указывает, как реагировать на различные события (действия пользователя): выбор команды, щелчок мыши в окне, перемещение курсора и др. При этом программа строится из набора взаимодействующих процедур (блоков), управляемых пользователем. Для реализации данной технологии в состав объектов включены события.

  1.  Возможности VB

Visual Basic является мощным программным средством, с помощью которого можно реализовать широкий спектр практических задач [1,4,5].

В названии этого языка слово Basic произошло от первых букв следующих слов: Beginners All-Purpose Symbolic Instruction Code (Универсальный символьный программный код для начинающих). Поначалу это был очень простой язык, разработанный специально для обучения навыкам программирования.

Слово же Visual в названии означает способ визуального создания графического пользовательского интерфейса (GUI).

Основные возможности языка Visual Basic :

  •  поддержка технологии объектно-ориентированного программирования;
  •  создание гибкого и удобного пользовательского интерфейса с использованием средств визуального проектирования;
  •  создание разнообразных многоуровневых меню;
  •  поддержка графических изображений и геометрических фигур;
  •  использование стандартных диалогов (например, цвет, параметры принтера, обработка файлов);
  •  использование встроенных средств отладки и тестирования приложений в среде разработки;
  •  доступ к базам данных;
  •  поддержка сети Internet.

Этот язык сочетает расширенные возможности Бейсика (несколько сотен операторов, функций, ключевых слов) со средствами визуального проектирования. 

В качестве объектов при разработке пользовательского интерфейса в VB используются встроенные элементы управления. Необходимо отметить, что элементы управления VB имеют свойства, методы и события. 

  1.  Описание языка
  2.  Синтаксис

Программа на языке VB состоит из одного или нескольких операторов, которые при интерпретации или компиляции преобразуются в команды, понятные компьютеру.

Чтобы VB понимал исходный код, надо придерживаться определенных правил написания программы.

Алфавит языка. В VB при создании программ могут использоваться следующие символы: 

  •  прописные и строчные буквы латинского и русского алфавита;
  •  арабские цифры от 0 до 9;
  •  26 специальных символов: ! # $ % & ^ * ( ) + - / \ < > = ? @ _ | ; ' . , "  пробел.

Разделители строк. Для удобства размещения длинных строк по ширине экрана в VB один оператор можно разбить на несколько физических строк. Для этого в месте разбиения ставится пробел, а за нимсимвол подчеркивания, например:

Form1.Print _

“Привет!”

Строка программы VB может содержать максимум 1023 символа и не более 10 разделителей.

Комментарии. При разработке программы могут использоваться комментарии, предназначенные для пояснения отдельных фрагментов программы. Они игнорируются VB при выполнении программы. Есть два способа ввода комментария. Первый заключается в применении апострофа (‘). Его можно указывать в любом месте строки, в том числе и в ее начале. При этом все символы, начиная с апострофа и заканчивая последним символом строки, будут рассматриваться как комментарий. Вторая возможностьначать строку с оператора REM.

Представление чисел. Числа в VB представляют собой последовательность цифр со знаком + или - (знак + обычно не употребляется), например, +7, -18.32. Если в числе имеется дробная часть, то она отделяется от целой части точкой (.). Если целая часть равна нулю, то ее можно опустить. Примеры, 0.5, -5.68, -.12. Описанная форма записи чисел носит название основной. 

Кроме основной, возможна также запись чисел в экспоненциальной форме (в форме с порядком). Например, десятичное число 0,0095 или его эквивалент 9,5-3 в VB может быть записано в следующем виде 9.5Е-3. Латинская буква Е и находящееся за ней число в данной форме записи называется порядком, перед которым обязательно должно быть записано число в основной форме.

  1.  Типы данных

Это одна из фундаментальных характеристик любого языка программирования. Для разработки программы на некотором языке, необходимо знать, какие типы данных он поддерживает и как они в нем определены.

Тип  данных определяет множество значений, обладающих общими свойствами, и, как следствие, множество операций, допустимых для данного типа данных. 

Когда говорится о предназначенных для обработки на ЭВМ данных в рамках определенного языка программирования, то необходимо знать:

  •  как записывается константа данного типа;

- диапазон возможных значений;

  •  способ размещения данных в оперативной памяти ЭВМ.

В таблице 2.1. приведены поддерживаемые в VB типы данных.

Таблица 2.1.

Основные типы данных

Тип

Описание

Диапазон

Занимаемая память

Константа

Byte

Целое без знака

-- 255

байт

, 120, 255

Boolean

Логический

байта

True, False

Date

Дата и время

January 1, 100 - December 31, 9999

8 байтов

# January 1, 1998# или

# January 1, 98# 

Integer

Целое 

-32768 -- 32 767

байта

-11,

Long

Длинное целое

-2147483648 --

+2147483647

байта

-100000000

Single

Вещественные числа

±1.4*10 - 45 --

±3.4*10 + 38

байта

-1.23

-0.123E+01

Double

Вещественные числа с двойной точностью

±4.94*10 - 324 --

±1.79*10 + 308

байт

-1.23

-0.12E+100

Currency

Число с фиксированной точкой

-922337203 685477,58 --+922337203685477

байт

.23

String

Символьный

-- 2000000000

байт на один символ

"Строка символов"

Object

Объект

байта

Variant

Произвольный тип

Любой из типов

Определяется значением

  1.  Имена

Имена используются для обозначения объектов в программе (имя программы, имя процедуры, имя константы, имя переменной).

Правила образования имен:

  •  имя должно начинаться только с латинской буквы;
  •  имя может включать только латинские буквы, цифры и "_" (знак подчеркивания);
  •  длина имени <= 40символов;
  •  необходимо соблюдать уникальность имен;
  •  зарезервированные слова не могут использоваться в качестве имен (например, Integer, Sub, Long и т.п.);
  •  прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.

  1.  Описание данных

Для хранения данных в программе используются константы и переменные. Перед употреблением в программе их необходимо описать (объявить) с помощью соответствующих операторов описания. При объявлении константы или переменной указывается ее имя и тип. При этом им выделяется область оперативной памяти (область памяти - это несколько подряд расположенных ячеек). Имя связывает эту область с соответствующей переменной или константой, позволяет различать их в программе.

Константа - это величина, которая однозначно определяется на этапе разработки программы и не изменяется в процессе ее выполнения.

Константы применяются в тех случаях, когда требуется несколько раз использовать в программе одно и то же значение. Кроме того, константы делают текст программы более «прозрачным» и легким для понимания. В VB есть большое количество предопределенных констант, все они имеют префикс vb.

Примеры: 145 "Иванов" 6.02Е-2 (0.0602) vbWhite (белый цвет)

Оператор описания констант:

[Private| Public] Const имя [As тип]= выражение,

где 

Const - ключевое слово объявления константы;

As - ключевое слово для обозначения типа данных для объявляемой константы;

имя - имя описываемой константы;

тип - тип данных для объявляемой константы;

выражение - присваиваемое константе значение.

В языках программирования ключевыми (служебными) словами называются такие слова, которые являются зарезервированными. Они используются только для описания каких-либо операторов и не могут быть использованы ни в каких других целях.

Тип константы можно также указывать специальными символами (префиксами) в операторе объявления констант, которые добавляются в конец имени описываемой константы. При этом элемент тип указывать не надо. Перечень всех префиксов и соответствующих им типов приведен в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Список префиксов для определения типов констант и переменных

Символ объявления типа

Тип данных

%

Integer

&

Long

!

Single

#

Double

@

Currency

$

String

Тип констант можно не объявлять. Он устанавливается на основе значения константы (по умолчанию назначается тип, занимающий наименьший объем памяти).

Примеры:

Const PI = 3.14 'тип Single

Const My_Name$ = "Ирина" 'тип String.

Const PI! = 3.14 'тип Single

Const PI# = 3.14 'тип Double

Переменная - это объект, предназначенный для хранения данных. В различные моменты времени выполнения программы переменные могут хранить разные значения. Они сохраняют свое значение до тех пор, пока им не будет присвоены новые значения. В переменных можно запоминать какие-либо значения и извлекать их из них.

Оператор описания (объявления) переменных:

{Dim | Private | Public | Static } имя [As тип] [, имя  [As тип] ] …

Dim - ключевое слово объявления переменной;

As - ключевое слово для обозначения типа данных для объявляемой переменной;

имя - имя описываемой переменной;

тип - тип данных для объявляемой переменной (при задании префикса тип указывать не обязательно).

В одном операторе можно одновременно описывать несколько переменных, указывая каждую последующую через запятую. Тип переменной можно указывать префиксом в операторе ее объявления, который добавляется в конец имени описываемой переменной. Перечень всех префиксов и соответствующих им типов приведен в табл. 2.2.

Пример. Dim  Name, YourName As String,  N As Integer, Money As Currency.

Visual Basic позволяет не объявлять переменные заранее. Однако такая практика замедляет выполнение программы и, кроме того, является источником разных ошибок. Поэтому ее следует всячески избегать и объявлять перемнные с помощью соответствующих операторов описания. Чтобы VB расценивал необъявленную переменную как ошибочную, в разделе General должен присутствовать оператор Option Explicit. VB может помещать туда этот оператор автоматическиесли задать из меню «Tools» команду «Options», нажать вкладку «Editor» и включить параметр «Require Variable Declaration». 

В операторах описания констант и переменных могут применяться также ключевые слова VB: Public, Private, Static которые влияют на область видимости (действия) объявлений (область программы, в которой возможно их использование). В частности, константа или переменная может использоваться только в конкретной процедуре, во всех процедурах какого-либо определенного модуля (формы) или в любой процедуре данной программы. При этом правила задания области видимости переменной (для константы - аналогично) можно определить следующим образом:

  •  если переменная объявлена оператором Dim или Static в процедуре формы, то она будет доступна только внутри данной процедуры. Такие переменные называются локальными (закрытыми). Отличие Static от Dim заключается в том, что в этом случае (Static) после очередного выполнения данной процедуры значение такой переменной не будет потеряно.
  •  если переменная объявлена операторами Dim или Private в разделе General формы, то она будет доступна для всех процедур этой формы. Для других форм такая переменная будет невидима.
  •  если переменная объявлена оператором Public в разделе General какой-либо формы, то к ней возможен доступ из любых модулей (форм) приложения. Такие переменные называются глобальными (открытыми).

  1.  Массивы

Массивом называется упорядоченная последовательность элементов одного типа, объединенных одним именем и доступных через это имя и индекс (порядковый номер элемента).

Все элементы массива относятся к одному и тому же типу и обладают одной и той же областью видимости. Объем памяти, который требуется для массива, равен произведению байтов, выделяемых для одной переменной соответствующего типа, на количество его элементов. Количество элементов массива ограничено диапазоном, используемым для типа Long.

У каждого массива определены нижняя и верхняя границы, в пределах которых может изменяться значение индекса. Элементы массива обладают непрерывной нумерацией. Номера первого и последнего элементов массива можно задавать при объявлении. По умолчанию нумерация начинается с нуля.

Существует две разновидности массивов: статические и динамические.

Статические массивы. Значения нижней и верхней границ такого массива опреляются при его описании и не могут быть изменены в программе.

Синтаксис объявления статического массива следующий:

{Dim | Private | Public } имя_массива ([номер_первого_элемента To] номер_последнего_элемента) [As тип]

Dim - ключевое слово объявления массива;

As - ключевое слово для обозначения типа данных для объявляемого массива;

имя_массива - имя описываемого массива;

тип - тип данных для объявляемого массива;

номер_первого_элемента, номер_последнего_элемента - значения соответственно нижней и верхней границ размерности объявляемого массива.

Пример:

Dim arrA(1 To 10) As Byte 'объявлен массив, состоящий из 10 элементов, каждый длиной в один байт

Dim str1(10) As String*20  'объявлен массив, состоящий из 11 строк, каждая длиной 20 символов

Динамические массивы. Используются в том случае, когда количество элементов массива заранее неизвестно и будет определяться в процессе выполнения программы. Как следствие, в программе после окончания работы с таким массивом можно освободить память, которую он занимает.

Описание динамических массивов осуществляется в два этапа:

  1.  Объявляется массив без указания его размерности

{Dim | Private | Public } имя_массива ( ) [As тип]

  1.  В нужном месте программы при помощи оператора ReDim описывается данный массив с требуемым значением размерности

ReDim имя_массива ([номер_первого_элемента To] номер_последнего_элемента)

Пример:

Dim arrA() As Byte 'описание типа массива

ReDim arrA(5) 'указание размерности массива, состоящего из 6 элементов

В VB существует возможность определения значений нижней и верхней границы массива с помощью функций LBound и UBound, соответственно. Освободить занимаемую динамическим массивом память можно с помощью оператора Erase.

Ключевые слова Public и Private в операторах описания массива влияют на область видимости его объявления (см. раздел 2.4).

  1.  Выражения 

Выражение - это набор операндов, объединенных между собой знаками операций.

Операнд - это объект, над которым выполняется операция. Операндом может быть константа, переменная, выражение, вызов функции, обращение к элементу массива.

Набор допустимых операций определяется типом операндов.

Выражения делятся на арифметические, логические, выражения отношения и символьные.

  1.  Арифметические выражения

Для осуществления в программе каких-либо арифметических вычислений в VB используются арифметические выражения, представление которых схожи с математическим. Выражения могут содержать числа, константы, переменные, функции, которые соединены между собой знаками арифметических операций.

Допустимые арифметические операции: сложение (+); вычитание (-); умножение (*); деление (/); возведение в степень  (^); деление нацело (\, например, 5\2 = 2); остаток от деления (Mod, например, 7 Mod 2 = 1).

При наличии в выражении нескольких арифметических операций, порядок их выполнения определяется правилами приоритета. Приоритет операций в порядке убывания следующий:

  1.  ^
  2.  *,/
  3.  \
  4.   Mod
  5.  + ,-.

Операции с одинаковым приоритетом выполняются в соответствии с порядком их записи в выражении слева направо. Если в выражении какие-либо операции заключены в скобки, то независимо от приоритета, они выполняются в первую очередь.

Допустимые типы операндов: Integer, Long, Currency, Double, Single, Variant. 

  1.  Выражения отношения

Выражения, в которых в качестве операций используются операции отношения, являются выражениями отношения. Выражения могут содержать операнды любого типа. Однако, в одной операции отношения могут участвовать операнды совместимого типа. Результат этих выражений логический и может принимать одно из двух значений: True (истина) или False (ложь).

Допустимые операции отношения: больше (>), не меньше (>=), меньше (<), не больше (<=), равно (=), не равно (<>).

Пример.

"Кот"  < "Котик" 'результат True

>4   'результат False

Двойные неравенства записываются с помощью логических операций.

Пример. A > 5 And A < 10  '5 < A < 10.

  1.  Логические выражения

Помимо рассмотренных выражений, в VB можно также использовать логические выражения. Такие выражения имеют тип Boolean и могут принимать одно из двух значений: True (истина) или False (ложь).

Переменным логического типа можно присваивать результат любого выражения, значение которого принадлежит этому типу. Например:

Dim x, y As Integer, blnA As Boolean

x =5 

y = 2 

blnA = x > y 'результат True

blnA = x < y 'результат False

В логических выражениях также могут использоваться логические операции одного или двух операндов, которые возвращают True или False в зависимости от значений этих операндов. Операнды логических операций должны иметь тип Boolean. Допустимые логические операции: Not - логическое отрицание (НЕ); And - логическое умножение (И); Or - логическое сложение (ИЛИ); Xor - логическое исключающее ИЛИ; Eqv - логическая эквивалентность; Imp - логическая импликация. В табл.2.3 приведены результаты логических операций.

При наличии в выражении нескольких логических операций, порядок их выполнения определяется правилами приоритета. Приоритет операций в порядке убывания следующий: Not, And, Or, Xor, Eqv, Imp.

Пример.

          2      1             3

True And Not False Or False = True

Таблица 2.3.

Значения логических операций и их операндов

Значения   операндов

Результат операций

A

B

Not A

A AND B

A OR B

A XOR B

A EQV B

A IMP B

True

True

False

True

True

False

True

True

False

True

True

False

True

True

False

True

True

False

False

True

True

False

False

False

False

False

False

False

True

True

  1.  Строки и символьные выражения

Строками называются такие переменные, которые предназначены для работы с текстом или с какой-либо символьной информацией. Символьные строки в тексте программы заключаются в двойные кавычки ("). Для описания строковых переменных используется тип String.

Существует две разновидности строк:

Строки переменной длины. Данный тип используется по умолчанию, при этом длина объявляемой строки может изменяться в процессе выполнения программы, т.е. строка не занимает фиксированный объем памяти.

Пример. Dim strA As String

Строки постоянной длины. Используется в том случае, когда требуется заранее определить длину объявляемой переменной. Причем ее длина не может изменяться в процессе выполнения программы, т.е. строка занимает фиксированный объем памяти. При объявлении такой строки после служебного слова String указывается символ * и количество символов (т.е. байт), которые она будет занимать.

Пример. Dim strA As String * 20

Основной операцией для строк является операция объединения (конкатенация), которая реализуется с помощью оператора "&" или "+".

Пример.

Dim Name, SurName As String

Name = "Иван"

SurName = "Иванов"

Name = Name + " " & SurName  'результат: Name = "Иван Иванов"

  1.  Операторы

Оператор - это синтаксически полное описание конкретной команды, которая выражает одно действие или определение.

Операторы выполняются последовательно один за другим, если операторы управления, перехода и вызова подпрограммы не нарушают последовательное выполнение.

Оператору соответствует одна строка программы. Однако в одной строке можно записывать несколько операторов, которые должны разделяться символом двоеточия (:).

Строки программы могут быть помечены метками или номерами.

Метка начинается с латинской буквы, может включать до 40 символов и заканчивается символом двоеточия (:). Номер не заканчивается символом двоеточия (:).

Примеры:

L1: N = N/10 'метка

  1.  N = N/10 'номер

Выше были рассмотрены операторы описания констант и объявления переменной. Далее рассмотрим некоторые исполняемые операторы.

  1.  Оператор присваивания

Присвоение (или присваивание) является одним из важнейших действий в программировании. Синтаксис оператора присваивания следующий:

[Let]{переменная | элемент массива} = выражение.

Переменной или элементу массива присваивается вычисленное значение выражения (т.е. в область памяти, выделенной для переменной, записывается значение выражения).

При использовании оператора присваивания должны соблюдаться следующие правила:

  •  тип переменной должен соответствовать типу выражения (например, если переменная типа String, то и выражение должно быть типа String);
  •  если в правой и левой частях оператора используются  числовые типы данных, то тип правой части преобразуется к типу левой части (например, для переменной с именем I типа Integer результатом оператора I=2.5 будет 2, т.е. в области памяти, выделенной под I, будет хранится значение 2).

  1.  Конструкции управления

Зачастую в определенном месте программы необходимо выполнять те или иные операторы, в зависимости от некоторых условий. Эта возможность в VB реализуется при помощи так называемых управляющих конструкций (или структур), которые в свою очередь состоят из структур передачи управления, структур принятия решений и циклов.

В алгоритмических языках программирования существуют следующие базовые управляющие конструкции: ветвление, обход, выбор, цикл с параметром, цикл с предусловием и цикл с постусловием. К структурам принятия решений можно отнести ветвление и  выбор, к циклам - цикл с параметром, цикл с предусловием и цикл с постусловием, к структурам передачи управления - обход.

Ветвление - это структура, в которой в зависимости от некоторого условия выполняется одна или другая часть программы (реализуется оператором If ).

Обход - это структура, в которой в зависимости от некоторого условия выполняется некоторая часть программы или не выполняется (реализуется оператором If и GoTo).

Выбор - это структура, позволяющая "разветвить" программу на несколько частей, в зависимости от значения некоторого выражения (реализуется операторами If или Select Case).

Цикл с параметром - это структура, позволяющая повторить некоторую часть программы определенное, заранее известное, количество раз (реализуется оператором ForNext).

Цикл с предусловием, цикл с постусловием - это структура, позволяющая повторять некоторую часть программы пока соблюдается некоторое условие (реализуется оператором DoLoop).

Далее рассмотрим управляющие структуры. При этом под последовательностью и блоком операторов будем понимать последовательность операторов, выполняющихся один за другим.

  1.  Оператор перехода

Для изменения последовательности выполнения операторов программы может использоваться оператор безусловного перехода. Синтаксис его следующий:

GoTo {метка | номер строки}.

Вызывает переход к оператору, помеченному указанной меткой или номером.

Заметим, что для соблюдения хорошего стиля программирования следует избегать применения оператора GoTo, так как в этом случае ухудшается читаемость и понимание программы.

  1.  Условный оператор

Существует несколько разновидностей условного оператора. Рассмотрим две основные из них.

При необходимости выполнения того или иного оператора (или блока операторов) в зависимости от результата проверки определенного условия, следует использовать следующую конструкцию: 

IF логическое_выражение THEN 

then_последовательность

[ELSE 

else_последовательность]

END IF

Если результатом проверки логическое_выражение является значение True, то будет выполнен блок then_последовательность, находящийся после ключевого слова Then. С другой стороны, если проверка логического выражения дала результат False, то будет выполнен блок else_последовательность, расположенный после ключевого слова Else.

В том случае, когда определенное действие (или набор действий) нужно выполнить после проверки не одного, а нескольких условий, следует использовать следующую конструкцию: 

IF логическое_выражение_1 THEN

[блок_операторов_1]

[ELSEIF логическое_выражение_2 THEN

блок_операторов_2]

[ELSE

блок_операторов_n]

END IF

Блок_операторов - это один оператор или последовательность операторов.

Если результатом проверки логического_выражения_1, находящегося после ключевого слова If, является значение True, то будут выполнены операторы из блока_операторов_1, находящегося после ключевого слова Then. Если же оно ложно (False), то проверяется логическое_выражение_2, находящегося после ключевого слова ElseIf. В случае его истинности выполняются операторы из блока_операторов_2 и т. д. Если ни один из этих условий не является истинным, то есть результатом всех проверок является значение False, то выполняются операторы из блока_операторов_n, расположенные после ключевого слова Else.

Примеры:

If A > 10 Then A = A+1 : B = B + A : GoTo Vstavka 'обход

If Name = "Иван" Then GoTo 555 'обход

'Вариант с вложенными конструк-  Вариант с конструкцией IfElseIf

'циями IfThen 

If Answer = 5 Then 'ветвление   If Answer = 5 Then 'ветвление

Ball = "Отлично"     Ball = "Отлично"

Else       ElseIf Answer = 4 Then 

If Answer = 4     Ball = "Хорошо"

   Ball = "Хорошо"     ElseIf Answer = 3 Then 

Else       Ball = "Удовлетворительно"

 If Answer = 3     Else

      Ball = "Удовлетворительно"  Ball = "Неудовлетворительно"

 Else       End if

 Ball = "Неудовлетворительно"

 End if

End if

End if

  1.  Оператор варианта Select Case

Когда надо сделать выбор из нескольких альтернативных вариантов в зависимости от значения условного выражения, запись IfThen может оказаться достаточно громоздкой. Поэтому в подобных случаях следует использовать структуру Select Case, которая улучшает читаемость программы. Ее синтаксис выглядит следующим образом:

Select Case выражение

Case список_выражений_1

блок_операторов_1

Case список_выражений_2

блок_операторов_2

Case список_выражений_n

блок_операторов_n

[Case Else

блок_операторов_n+1]

End Select

Здесь,

выражение - выражение арифметического или символьного типа.

список выражений может иметь одну из следующих форм:

  •  выражение;
  •  выражение To;
  •  выражение Is операция отношения выражение.

Если значение выражения содержится в список_выражений_1, находящегося после первого по порядку служебного слова Case, то выполняется блок_операторов_1. Если значение выражения содержится в список_выражений_2, то выполняется блок_операторов_2 и т.д. Когда значение выражения не содержится ни в одном из приведенных списков, то выполняется блок_операторов_n+1, находящийся после служебного словосочетания Case Else, которе является необязательным в рассматриваемой конструкции.

Пример:

Dim x, y As Single

Select Case X  'выбор

Case 1, 3                             'X = 1 или X = 3

 Y= X^2

 Case 5 To 10                      '5 < = X <= 10

 Y= X^2/3

Case 12 Is >= 15                'X = 12 или X >= 15

 Y= X+3

Case Else                           'в противном случае

 Y= X

End Select

  1.  Оператор цикла с параметром For…Next

Используется в том случае, когда количество повторов заданного блока операторов известно заранее. Данная конструкция выглядит следующим образом:

For счетчик_цикла  = начальное_значение To конечное_значение [Step шаг]

блок_операторов_1

[Exit For]

[блок_операторов_2]

Next [счетчик_цикла]

Пара ForNext определяет начало и конец цикла.

Блок_операторов_1 и блок_операторов_2 между For и Next составляют тело цикла.

Счетчик_цикла - это числовая переменная, не может быть элементом массива или элементом пользовательского типа данных.

Начальное_значение и шаг - это арифметические выражения (в частном случае - это константа или переменная). Они определяют значение счетчик_цикла перед очередным выполнением тела цикла. Перед первым выполнением тела цикла счетчик_цикла равен начальному_значению. Перед вторым выполнением тела цикла счетчик_цикла увеличивается на 1 (если шаг не задан) или на шаг (если шаг задан) и т.д.

Конечное_значение - это арифметическое выражение (в частном случае - это константа или переменная). Определяет окончание работы цикла. Цикл выполняется до тех пор, пока значение счетчик_цикла не выйдет за границу конечного_значения.

Exit For может находится в любом месте между For и Next, используется для досрочного прекращения выполнения цикла (управление передается оператору, следующему за Next). Применяется обычно в условном операторе, проверяющего условие выхода из цикла, например, в случае ошибки. Причем, если осуществляется досрочное прекращение цикла, то блок_операторов_1 выполняется очередной раз, а блок_операторов_2 - нет.

После завершения цикла управление передается оператору, следующему за Next.

Дополнительные достаточные условия для выполнения цикла:

  •  шаг >=0 и начальное значение <=  конечное значение;

или

  •  шаг <=0 и начальное значение >=  конечное значение.

Примеры.

'Заполнение массива символами таблицы ASCII

Dim I As Integer

Dim C(255) As String

For I = 0 To 255

C(I) = Chr(I) 'стандартная функция Chr возвращает 

'символ для указанного кода

Next I

'Досрочное прерывание цикла

Dim j As Integer

Dim Sum As Single

Sum=2

For j = 1 To 10

Sum = Sum + j

If Sum > 6 Then 

 Exit For 'выход из цикла, если значение Sum больше 6

End If

Next

  1.  Цикл DoLoop

Применяется в том случае, когда число повторений заданного блока операторов (тело цикла) заранее неизвестно. Существует четыре разновидности данной конструкции.

При использовании первых двух цикл либо выполнится много раз, либо не выполнится вообще (если проверяемое условие не выполняется). Эти конструкции выглядят следующим образом:

Do [{While | Until} логическое_выражение]

блок_операторов_1

[Exit Do]

[блок_операторов_2]

Loop

При использовании последних двух конструкций цикл будет выполнен хотя бы один раз. Эти конструкции выглядят следующим образом:

Do 

блок_операторов_1

[Exit Do]

[блок_операторов_2]

Loop [{While | Until} логическое_выражение]

В данных конструкциях :

Блок_операторов_1 и блок_операторов_2 между Do и Loop составляют тело цикла.

Логическое_выражение - условие, значение которого проверяется на каждом шаге цикла и влияет на окончание выполнения тела цикла.

While определяет выполнение операторов, входящих в цикл, пока значение логическое_выражение равноTrue.

Until определяет выполнение операторов, входящих в цикл, пока значение логического_выражения равно значению False.

Exit Do используется для досрочного прекращения выполнения цикла (см. Exit For в разделе 2.7.2.4).

Положение "{While | Until} логическое_выражение" в конструкции DoLoop определяет, когда производится проверка условия - в начале цикла или в конце цикла. В первых двух конструкциях, проверка условия производится в начале выполнения цикла, а в последних двух конструкциях - в конце выполнения цикла.

В цикле DoLoop должен содержаться хотя бы один оператор, влияющий на изменение значения логическое_выражение, в противном случае произойдет "зацикливание" программы.

Пример. В результате выполнения кода в обеих вариантах значение переменной Sum будет равно 8.

'Вариант реализации с помощью цикла с предусловием

Dim j As Integer

Dim Sum As Single

Sum=2 : j=1

Do While Sum < 7

Sum = Sum + j

j=j+1

Loop 'конец цикла

'Вариант реализации с помощью цикла с постусловием

Dim j As Integer

Dim Sum As Single

Sum=2 : j=1

Do 

Sum = Sum + j

j=j+1

Loop Until Sum > 7 'конец цикла

  1.  Процедуры и функции

Решение сложных задач можно облегчить, разделив их на более простые части (подзадачи). При программировании подзадач можно использовать процедуры или функции.

Под процедурой или функцией понимается последовательность операций, которую нужно многократно выполнить в различных местах приложения. При этом требуемый блок команд записывается в коде программы один раз, после чего к нему можно обращаться из любой части программы.

Существует несколько разновидностей описанных элементов программирования.

Процедуры обработки событий вызываются в случае наступления какого-либо события. Например, нажатие клавиши на клавиатуре или щелчок мыши по какому-нибудь элементу на экранной форме. При этом существенным является как имя элемента, так и вид события, который с ним произошел. Созданием таких процедур занимается разработчик.

Встроенные (стандартные) функции - определенные в VB наборы команд. Предназначены для вычисления тех или иных значений на основании исходных данных. Встроенными являются, в частности, математические, строковые и т.д. функции (например, Abs, Sin, Val и другие).

Пользовательские процедуры и функции - группы операторов, создаваемые разработчиком для выполнения определенных задач, и не зависящие от текущего состояния приложения или произошедших в какой-либо момент событий. Однако между процедурами и функциями существует ряд различий, которые описаны ниже.

В данном разделе будут рассмотрены стандартные функции, а также пользовательские процедуры и функции. Можно, конечно, программировать и без них. Но именно с их помощью программу удобно представлять в виде отдельных блоков –«кирпичиков», которые делают процесс программирования более точным, четким и понятным.

Пользовательские процедуры и функции начинают работать после их явного вызова из какого-то места программы. После их выполнения происходит автоматический возврат в то место программы, откуда они были вызваны. Каждой вызываемой процедуре или функции присваивается уникальное названиеимя.

В VB для создания тела процедуры или функции можно использовать команду Add procedure из пункта меню Tools. При этом, после выбора этой команды, надо включить переключатель Sub (для процедуры) или Function (для функции) и указать ее имя (текстовое окно Name). После щелка по кнопке ОК заготовка процедуры, соответственно функции появится в разделе General.

  1.  Пользовательские процедуры

Пользовательская процедураэто подпрограмма. Она начинается с оператора Sub и заканчивается оператором End Sub, между которыми и помещается программный код.

Синтаксис объявления процедуры:

[Public | Private] Sub имя_процедуры (список_параметров)

блок_операторов_1

[Exit Sub]

[блок_операторов_2]

End Sub

Здесь:

Блок_операторов_1 и блок_операторов_2 - это тело (программный код) процедуры.

Имя процедуры - имя объявляемой процедуры.

Список_параметровэто переменные, которые играют роль входных и выходных параметров процедуры.

Exit Sub используется для досрочного прекращения выполнения процедуры (см. Exit For в разделе 2.7.2.4).

Ключевые слова Public или Private, так же, как и для переменной, определяют область видимости процедуры. Они устанавливают, к какому классу принадлежит процедурак классу глобальных (Public) или к классу локальных (Private) процедур. Локальная процедура доступна только внутри данного модуля, глобальная процедура может быть вызвана из других модулей. Если область видимости явно не указана, то по умолчанию процедура будет отнесена к классу Public.

Для процедуры четко устанавливается перечень входных и выходных данных, то есть входных и выходных параметров.

Входной параметрэто переменная, значение которой должно быть установлено до начала работы процедуры и которая участвует в работе процедуры.

Выходной параметрэто переменная, которая получает свое значение в результате работы процедуры.

Вызов процедуры осуществляется с помощью оператора Call. Его синтаксис:

 Call имя процедуры (список параметров)

или

имя процедуры список параметров

Если при вызове процедуры используется ключевое слово Call, то список ее параметров должен быть указан в скобках. Если же процедура вызывается без использования Call, то ее параметры перечисляютс без скобок.

В том случае, когда в программе выполняется вызов процедуры, то в качестве параметров необходимо указать имена тех переменных программы, значения которых надо в данный момент обработать.

Здесь должны соблюдаться следующие правила:

  1.  Количество значений параметров при вызове равно количеству параметров при объявлении процедуры.
  2.  Соответствие значений параметров при вызове и параметров в объявлении процедуры определяется их последовательностью в списке.
  3.  Тип значений параметров при вызове процедуры должен совпадать с типом параметров при ее объявлении.

Необходимо отметить, что процедура может не иметь параметров. В этом случае, если при вызове процедуры использовалось ключевое слово Call, то после имени процедуры следует ставит пустые скобки.

Параметры могут передаваться в процедуру при ее вызове двумя способами:

. Передача параметров по ссылке. Такие параметры еще называют параметрами-переменными. Данный режим в VB используется по умолчанию. При этом вызываемая процедура может изменить значения тех переменных, которые ей передаются в качестве параметров. Заметим, что в качестве таких параметров могут быть использованы как входные, так и выходные параметры.

. Передача параметров по значению. Эти параметры носят также название параметров-значений. Для указания такого типа параметра нужно при описании процедуры перед ним использовать ключевое слово ByVal. В таком режиме, для указанных параметров вызываемая процедура не меняет значения переменных, которые передаются ей при вызове. Однако, соответствующие параметры, указанные в объявлении процедуры, будут подвержены изменениям. В качестве параметров-значений могут быть использованы только входные параметры.

Пример.

Private Sub Calc()

Dim x As Single

Dim y

X=3  :  Y=5

Call ByReference (x, y)   'результат выполнения: X=4, Y=6

X=3  :  Y=5

ByValue x,y  'результат выполнения: X=4, Y=5

End Sub

'процедура передачи параметров по ссылке

Sub ByReference (a As Single, b)

a=a+1

b=b+1

End Sub

'процедура передачи параметров по значению

Sub ByValue (a As Single, ByVal b)

a=a+1

b=b+1

End Sub

Процедура Main. Если в проекте создать общую процедуру с именем Main, то именно с нее начнется выполнение приложения без отображения какой бы то ни было формы. Такие процедуры часто бывают нужными для выполнения некоторых действий по инициализации программы перед загрузкой формы.

  1.  Пользовательские функции

Пользовательская функцияэто подпрограмма. Она начинается с оператора Function и заканчивается оператором End Function, между которыми помещается программный код.

Синтаксис объявления функции:

[Public | Private] Function имя_функции (список_параметров) As тип 

блок_операторов_1

[Exit Function]

[блок_операторов_2]

End Function

Здесь:

тип - тип объявляемой функции.

Exit Function используется для досрочного прекращения выполнения функции (см. Exit For в разделе 2.7.2.4).

Заметим, что остальные элементы в объявлении функции имеют то же назначение, что и в объявлении процедуры (см. раздел 2.8.1.). Кроме того, способы передачи и правила согласования параметров одинаковы как при вызове функции, так при вызове процедуры.

Основные отличия функции от процедуры следующие:

1. У функции нет выходных параметров, а все ее входные параметры называются аргументами.

. Функция имеет тип (аналогично переменной) и может возвращать в программу значение, которое присваивается функции в ее программном коде при помощи следующего оператора:

имя функции = значение

3. Функция не вызывается, подобно процедуре, а включается в состав выражения посредством указания ее имени и аргументов.

Это справедливо как для пользовательских, так и для встроенных функций.

Пример.

'Процерура расчета зарплаты

Private Sub Zarplata()

Dim zarpl, dohod As Single

dohod =2000

zarpl= dohod- ndfl(dohod) 'результат выполнения: zarpl =1760

dohod =60000

zarpl= dohod- ndfl(dohod) 'результат выполнения: zarpl =48000

End Sub

'Функция вычисления подоходного налога

Public Function ndfl(a As Single) As Single

If a > 50000 Then

ndfl = a * 0.2

Else

ndfl = a * 0.12

End If

End Function

  1.  Стандартные функции

В Visual Basic существует набор встроенных (стандартных) функций, облегчающих написание программ. Имеются математические функции, функции для обработки строк, для работы с датами и временем, для финансовых расчетов.

Обычно функция - это подпрограмма, возвращающая одно единственное значение определенного типа через свое имя. Функция вызывается как операнд выражения, например, Y = A*Sin(X) + B. Тип выражения должен быть совместим с типом возвращаемого функцией значения.

В таблицах 2.4 - 2.10 приведен перечень и назначение наиболее распространных типовых встроенных функций Visual Basic.

Таблица 2.4.

Стандартные математические функции

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

Abs (Числовое_Выражение)

Абсолютное значение числа

Atn (Числовое_Выражение)

Арктангенс от значения, заданного в радианах

Cos (Числовое_Выражение)

Косинус от значения, заданного в радианах

Exp (Числовое_Выражение)

Е^x, хзаданное Числовое_Выражение

Fix (Числовое_Выражение)

Целая часть числа

Int (Числовое_Выражение)

Округленное до целой части число. В случае отрицательного параметра возвращает ближайшее меньшее отрицательное число

Log (Числовое_Выражение)

Натуральный логарифм числа

Rnd 

Случайное число в интервале от 0 до 1

Round(Числовое_Выражение, Число)

Округленное Числовое_Выражение с точностью до Число десятичных знаков

Sgn (Числовое_Выражение)

+1если параметр положителен, 

––если параметр отрицателен,

если параметр равен 0

Sin (Числовое_Выражение)

Синус от значения, заданного в радианах

Sqr (Числовое_Выражение)

Квадратный корень

Tan(Числовое_Выражение)

Тангенс от значения, заданного в радианах

Таблица 2.5.

Строковые функции

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

Asc (Строковое_Выражение)

ASCII код первого символа в выражении

Chr (asciiКодСимвола)

Символ, соответствующий указанному коду

Instr (НачальнаяПозиция, Строковое_Выражение1, Строковое_Выражение2)

Номер позиции первого обнаружения Строки2 в Строке1. НачальнаяПозицияпозиция, с которой начинается поиск

Lcase (Строковое_Выражение)

Преобразованная строка в нижний регистр

Left (Строковое_Выражение, Количество_Символов)

Левая часть строки длиной Количество_Символов

Len (Строковое_Выражение | ИмяПеременной)

Длина строки

LTrim (Строковое_Выражение)

Удаляет начальные пробелы из строки

Mid (Строковое_Выражение, НачальноеЗначение [,Длина])

Часть строки начиная от символа с позиции НачальноеЗначение с количеством символов, равным значению Длина

Right (Строковое_Выражение, Количество_Символов)

Правая часть строки длиной Количество_Символов

RTrim (Строковое_Выражение)

Удаляет конечные пробелы из строки

Space (Длина)

Строка пробелов указанной длины

Trim (Строковое_Выражение)

Удаляет начальные и конечные пробелы

Ucase (Строковое_Выражение)

Преобразованная строка в верхний регистр 

Таблица 2.6.

Функции преобразования типов

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

Cbyte (Выражение)

Преобразованное в байт числовое выражение

Cint (Выражение)

Преобразованное в целое числовое выражение

CSng(CDbl) (Выражение)

Преобразованное числовое выражение в число типа Single (Double)

СStr (Выражение)

Строковое представление числа

Val (Строковое_Выражение)

Числовое представление строки цифровых символов

Таблица 2.7.

Финансово-математические функции

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

DDB (Стоимость, Остаточная_ _Стоимость, ВремяЭксплуата-

Ции, Период, Кратность)

Амортизация фондов в течение заданного интервала времени

FV (Ставка, Кпер, Плата [, Нз [, Тип ]])

Накопленная стоимость при известном размере регулярного взноса и постоянной процентной ставке

IPmt (Ставка, Период, Кпер, Нз [, Бз [, Тип]])

Сумма выплат при известном размере регулярного взноса и постоянной процентной ставке

IRR (Величина () [, guess]))

Внутренняя норма доходности при известной последовательности выплат и поступлений

MIRR (Величина (), Ставка_фи-нанс, Ставка_реинвест)

Модифицированная внутренняя норма доходности

NPer (Ставка, Платеж, Нз, Бз, Тип)

Количество периодов времени, необходимых для достижения заданной фактической стоимости при постоянном размере выплат и постоянной процентной ставке

NPV (Ставка, Величина ())

Чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта при известном размере выплат и поступлений и при постоянной дисконтной ставке

PPMT (Ставка, Период, Кпер, Нз, Бз, Тип)

Величина постоянного взноса для достижения определенной суммы при постоянной процентной ставке

Pmt (Ставка, Кпер, Нз[,Бз[,Тип]])

Величина постоянного взноса для достижения определенной суммы при постоянной процентной ставке в зависимости от того, когда производятся выплаты (в начале или в конце периода)

PV (Ставка, Кпер, Плата [, Бз [, Тип]])

Приведенная стоимость при известном и постоянном размере выплаты, периоде и постоянной процентной ставке

Rate (Кпер, Плата, Нз [, Бз [, Тип]])

Процентная ставка, необходимая для достижения заданной стоимости при известном периоде выплат

SLN (Стоимость, Ликвидная_ _Стоимость, Жизнь)

Величина амортизации фондов линейным методом

SYD (Стоимость, Ликвидная_ _Стоимость, Жизнь, Период)

Величина годовой амортизации фондов за определенный период

Таблица 2.8.

Функции обработки дат и времени

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

Date 

Текущая дата

Day (Дата)

День месяца в указанной дате в диапазоне от 1 до 31

Month (Дата)

Номер месяца в указанной дате в диапазоне от 1 до 12

Time 

Текущее время

Weekday (Дата)

Номер дня недели в указанной дате

Year (Дата)

Число, соответствующее году в указанной дате

Таблица 2.9.

Функции статуса

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

IsError (Выражение)

Trueесли значение параметра является ошибочным

IsNumeric (Выражение)

Trueесли параметр является числом

IsNull (Выражение)

Trueесли выражение содержит недействительные (пустые) данные

IsDate (Выражение)

Trueесли значение параметра является датой

Таблица 2.10.

Функции для работы с файлами

Имя функции, параметры

Возвращаемое значение

EOF (НомерФайла)

Trueесли достигнут конец открытого файла,

Falseв противном случае

LQF (НомерФайла)

Длина файла в байтах

  1.  Среда разработки VB
  2.  Элементы среды разработки

Для создания компьютерных программ в Visual Basic используется ее среда разработки (сокращенно IDE) [1]. Для запуска VB6 необходимо выполнить следующую последовательность действий: 

  1.  Нажать кнопку Пуск на панели задач Windows.
  2.  Выбрать пункт Программы.
  3.  Выбрать из списка программ раздел Microsoft Visual Studio 6.0.
  4.  Выбрать команду Microsoft Visual Basic 6.0.

После выполнения этих действий на экране появится окно, в котором необходимо выбрать тип проекта. Для стандартного проекта надо указать тип "Standart EXE" и нажать ОК. После этого на экране откроется окно среды разработки VB (IDE). Внешний вид IDE приведен на рис. 3.1.

Среда разработки является интегрированной, так как в ней можно выполнять различные действия при разработке программного продукта, такие как создание пользовательского интерфейса, проектирование и описание составных частей приложения, создание и редактирование программного кода, компиляцию приложения, выполнение отладки и тестирования программы.

Основными элементами IDE являются:

Меню. В состав этого элемента входят все команды, которые используются при создании приложений в среде разработки VB. Среди пунктов меню есть как стандартные, присущие большинству окон Windows (File, Edit, View, Window, Help), так и пункты, при помощи которых разработчик может создавать, запускать или отлаживать свое приложение (Project, Run, Debug). Меню расположено в верхней части IDE под заголовком окна (см. рис. 3.1).

Основные пункты меню следующие:

  •  файл (File). Содержит команды открытия (Open), сохранения(Save), печати (Print) и компиляции (Make exe) файла.
  •  правка (Edit) . Содержит команды редактирования.
  •  вид (Veiw) . Содержит команды изменения внешнего вида экрана Visual Basic.
  •  вставка (Insert). Содержит команды для добавления в проект новых форм и модулей.
  •  выполнить (Run). Содержит команды выполнения и компиляции проекта.
  •  средства (Tools). Содержит команды для конфигурирования среды программирования Visual Basic.
  •  дополнения (Add-In). Содержит дополнительные средства для расширения возможностей Visual Basic.
  •  ? (Help) –помощь.

ToolBox (панель элементов управления). При помощи данного элемента среды разработки программист может размещать на форме те или иные элементы управления, которые нужны для создания приложения.

Панель Standart или стандартная панель инструментов является основной в среде разработки. С ее помощью можно выполнять широкий спектр действий, которые реализованы в пунктах меню File (Файл), Project (Проект), Run (Запуск), Debug (Отладка). Стандартная панель обычно расположена под строкой Меню (см. рис. 3.1).

.

Рис.3.1. Среда разработки VB

 Form Designer (дизайнер форм). Представляет собой окно, которое служит для редактирования форм, то есть добавления и удаления из них различных элементов управления. Каждая открытая форма имеет свой дизайнер форм, который в среде разработки обычно расположен в центре (см. рис. 3.1).

 Properties (окно свойств). Используется для изменения свойств выделенного объекта, в частности, элемента управления. В среде разработки окно свойств, как правило, расположено в правой части (см. рис. 3.1).

 Project Explorer (окно проводника проектов). Используется в случае необходимости работы с несколькими проектами одновременно. Содержимое этого окна отображает иерархические структуры, в которых вершинами всех иерархий являются открытые в данный момент проекты, а исходящие от них ветви - являются их составными частями (например, формы).

 Code (окно редактирования кода). Предназначено для создания или редактирования кода программы. Это окно реализует возможности простейшего текстового редактора. Оно не отображается сразу после запуска VB. Переход в него осуществляется либо по команде «Code» из пункта меню «View», либо при двойном щелчке по тому элементу, для которого надо написать процедуру обработки события, либо при нажатии клавиши F7. В верхней части этого окна располагаются два поля со списками. Левое из этих полей позволяет выбрать объект формы, для которого пишется процедура, а правоесобытие для выбранного элемента. В списке перечня объектов в качестве первой строки всегда указаноGeneral” –раздел глобальных объявлений формы.

VB использует специальную технологию для перевода кодапосле ввода каждой строки и нажатия клавиши Enter эта строка преобразуется в промежуточный код (Threaded-p-Codeшитый код). Это еще не машинный код, но после его образования быстрее работает интерпретатор. Кроме того, сразу проверяется синтаксис и при обнаружении ошибки выдается сообщение. Также в VB при вводе многих свойств, методов, функций и процедур отображается синтаксическая подсказка.

  1.  Проект в VB

В Visual Basic все разрабатываемые приложения называются проектами. Проект содержит несколько групп компонентов: формы, модули, классы и ресурсы. В состав проекта входят следующие файлы: 

  •  единственный файл проекта с расширением .VBP. Этот файл по сути представляет просто список всех файлов и объектов, связанных с проектом, а также включает информацию об установленной среде. Эта информация обновляется при каждом сохранении объекта.
  •  по одному файлу для каждой формы с расширением .FRM. Содержит текстовое описание самой формы, значения ее свойств, процедуры, а также декларации переменных и констант.
  •  по одному файлу для каждой формы с расширением .FRX. Файл содержит двоичные данные с характеристиками формы. Генерируется только для форм, содержащих графические объекты (рисунки, образы).
  •  файлы модулей классов с расширением .CLS (по одному файлу для каждого класса объектов). Генерируются, если в приложении создаются собственные объекты.
  •  стандартные модули (расширение .BAS) для хранения внешних процедур и деклараций данных. Программные коды, содержащиеся в таком модуле, могут использоваться не в одной, а в нескольких формах или даже в нескольких проектах.
  •  один файл ресурсов (расширение .RES) для хранения данных, которые можно менять, не корректируя код. Такие ресурсные файлы используются, например, для адаптации приложения на язык другой страны.

В простейших случаях программа включает три первых типа файлов.

  1.  Создание приложений в VB

Процесс создания приложения на языке Visual Basic состоит из ряда этапов:

  1.  Постановка задачисоставление по возможности точного и понятного словесного описания того, как должно работать будущее приложение. Это описание должно объяснять и то, как будет выглядеть экранная форма, в каком виде будут представлены исходные данные и результаты.
  2.  Разработка интерфейсасоздание экранной формы (окна приложения) со всеми объектами и свойствами этих объектов.
  3.  Собственно программирование –определение того, какие события будут происходить в процессе работы приложения, составление алгоритмов процедур для этих событий и написание программы (программных кодов этих процедур).
  4.  Отладка программы –устранение логических ошибок в процедурах и достижение того, чтобы приложение удовлетворительно работало в среде проектирования.
  5.  Сохранение проекта и компиляция –превращение объекта в исполняемое приложение, способное работать самостоятельно (за пределами среды проектирования).

  1.  Разработка пользовательского интерфейса приложения

Пользовательский интерфейсэто внешняя часть приложения, то есть то, что пользователь увидит после запуска программы, и с чем в дальнейшем будет работать.

Разработка интерфейса состоит из таких шагов:

  •  создание эскиза (чертежа) экранной формы;
  •  вход в среду проектирования Visual Basic;
  •  создание экранной формы и установка значений свойств этой формы;
  •  создание на форме объектов управления и установка значений свойств этих объектов.

Выполним запуск Visual Basic, войдем в режим создания нового проекта и выберем тип Standard Exe. Обратим внимание, что в строке заголовка диалогового окна Visual Basic появится слово Design. Это означает, что программа перешла в режим разработки приложения.

Стандартный проект Visual Basic состоит из одной формы, или диалогового окна, которое, как правило, и составляет основное окно интерфейса разрабатываемой программы. В окне проводника проекта (Project Explorer) представлен список элементов, составляющих данный проект. В данном случае, новый проект с именем по умолчанию Project1 содержит только одну форму Form1, расположенную в папке Forms.

При разработке интерфейса программы должны быть предусмотрены средства для ввода исходных данных, инициирования вычислений, а также для вывода полученных результатов на экран. Для выполнения этих функций служат элементы управления. Для того чтобы поместить на форму элемент управления, необходимо проделать следующее: нажать мышкой на нужный элемент на панели ToolBox, например, на кнопку Command Button. После этого кнопка окажется вдавленной. Теперь надо поместить курсор мыши на форму. В результате этих манипуляций на форме появится кнопка, имеющая размеры прямоугольника. Если необходимо изменить размеры кнопки (элемента), то для этого надо выделить этот элемент нажатием левой кнопки мыши и растянуть его за маркеры, расположенные на вершинах элемента. Переместить элемент в другое место можно обычным перетаскиванием (Drag&Drop). Необходимо отметить, что не все элементы управления имеют размеры, например, элемент Timer. Такие элементы не видны в процессе работы приложения, но выполняют определённые функции.

Добавить элемент в форму можно также с помощью двойного щелчка мыши по нему на панели элементов ToolBox. В результате VB поместит элемент в центр формы и назначит ему стандартные размеры. Затем можно будет изменить его положение и размеры.

Чтобы изменить значение свойства элемента управления необходимо выделить его и изменить нужное свойство в окне Properties. Например, для изменения заголовка формы надо щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте формы и найти в окне Properties свойство Caption. Изменяя его значение, например, на "Это моя первая форма", заголовок будет меняться по мере ввода текста.

Для запуска программы надо нажать на кнопку            (Start), расположенную на панели инструментов Standart, или выбрать команду Start в пункте меню Run. После окончания компиляции, на экране появится окно программы!

Теперь для завершения работы программы надо нажать на крестик в правом верхнем углу формы или кнопку         (End) на панели инструментов Standart. После закрытия программы пользователь возвращается в среду разработки VB.

Для сохранения проекта надо нажать на кнопку стандартной панели  (Save Project) или выбрать команду Save Project в пункте меню File. При этом последовательно активизируются окна для указания каталога и имени файла сохранения для формы1 (Form1.frm), затем - для файла проекта (Project1.vbp). Задавая пути для сохранения файлов и нажимая на кнопку "Ок" в данных окнах, весь проект будет сохранён. Здесь необходимо дать важный совет - надо почаще сохранять проект, так как либо Windows зависнет, либо свет выключат... 

В дальнейшем проект можно открыть кнопкой Open Project на стандартной панели или по команде Open Project в пункте меню File.  Открывать нужно файл с расширением vbp.

  1.  Основные элементы управления Visual Basic
  2.  Свойства, методы и процедуры обработки событий

Форма и элементы управления имеют набор свойств, значения которых определяют их внешний вид и функционирование. Свойстваэто своего рода описатели объекта. Ряд свойств являются общими для разных элементов управления (т.е. имеют одно и то же название и назначение). Некоторые свойства относятся только к конкретным элементам управления (определяют специфические функции отдельных элементов управления). 

Значения некоторых свойств формы или элементов управления могут задаваться (изменяться) только на этапе разработки программы (их значения могут только использоваться в момент выполнения программы). Значения отдельные свойств того или иного объекта можно изменять как в процессе выполнения приложения, так и на этапе его разработки. Кроме того, ряд свойств некоторых объектов доступен для определения и изменения только при выполнении приложения.

Выбор того или иного элемента управления или формы на этапе разработки приложения активизирует список свойств выбранного объекта в окне Properties (Свойства), значения которых определены по умолчанию. Если они устраивают разработчика приложения, то их можно не менять.

Ряд свойств элементов управления может принимать любые значения (возможно, в некотором диапазоне). Другие свойства имеют фиксированный набор значений (например, набор возможных цветов). В последнем случае для таких свойств поле параметров имеет раскрывающийся список, в котором содержатся все возможные альтернативные значения, из которых может быть выбрано необходимое значение.

Для задания или изменения значений свойства программным путем в процессе выполнения приложения используется оператор следующего формата:

{[имя_формы.] | [имя_формы.]имя_элемента_управления.}свойство = значение

Примеры.

Form5.Text1.Width = 1215  свойству Width (ширина) текстового окна (имя Text1), находящегося на форме Form5, присваивается значение 1215;

Label3.FontItalic = True  свойству FontItalic (курсив) метки Label3 присваивается значение True (текст метки выводится курсивом).

В языках программирования, поддерживающих объектно-ориентированное программирование, введены так называемые методы. Несмотря на то, что Visual Basic нельзя считать настоящим объектно-ориентированным языком, для него включены методы для форм и элементов управления. Методы обеспечивают выполнение по стандартному алгоритму тех или иных действий по изменению данных или свойств конкретного объекта.

Для того, чтобы вызвать метод, указывается имя объекта и через точку имя метода

{[имя_формы.] | [имя_формы.]имя_элемента_управления.}имя_метода

Например, Debug.Print обеспечивает вывод (печать) текста в  специальном отладочном окне (Debug  имя окна, Print  имя метода).

Кроме выполнения основных функций с помощью методов, объекты программы могут реагировать на некоторые события, возникающие в результате каких-либо действий пользователя или генерируемых операционной системой. Реакция на события определяется программистом, который должен написать специальные процедуры для их обработки.

Примерами действий пользователя, вызывающих в программе соответствующие события, являются щелчок по кнопке формы, выбор элемента в списке, изменение содержимого текстового поля и др. Событие также возникает в момент, когда пользователь переключается из одной формы в другую. В момент возникновения события запускается написанная программистом процедура его обработки.

Каждому диалоговому элементу (форме и элементам управления) в Visual Basic поставлен в соответствие определенный набор событий, происходящих в период выполнения программы. Например, событие Load (загрузка) происходит при загрузке формы, событие Clik (щелчок) вызывается щелчком кнопки мыши, событие DblClick (двойной щелчок) вызывается двойным щелчком кнопки мыши и т.д.

Каждому возможному событию может быть поставлен в соответствие обработчик события или процедура обработки события (procedure)  в языках программирования набор операторов, выполняемых при вызове процедуры. Событие может вызывать (при наличии в приложении процедуры обработки данного события) программируемое изменение данных. Visual Basic содержит автоматически формируемые заготовки для таких процедур (первый  и последний операторы процедур). Шаблон процедуры обработки события начинается словами Private Sub и заканчивается словами End Sub. После слов Private Sub записано имя процедуры. Имя процедуры формируется автоматически и состоит из двух разделенных подчеркиванием частей: имени выделенного диалогового элемента и имени выделенного события.

Рассмотрим более подробно использование свойств, процедур обработки событий и методов для форм и элементов управления при создании графического интерфейса приложений.

  1.  Общие свойства

Некоторые свойства являются общими для большинства объектов (элементы управления, форма). Такими свойствами являются : Name, Caption, Font, Index, Left, Top, Height, Width, Enabled, Visible.

Name (имя)  имя объекта (формы). Используется при написании текста программы, изменяться в ходе ее выполнения не может.

Fontустанавливает тип шрифта на объекте.

Свойства, влияющие на размер объектов. Размеры объектов определяются значениями свойств Height (высота) и Width (ширина). Они автоматически изменяются при изменении размера объекта перетаскиванием его маркеров. Единицей измерения свойств размера является твип (twip). 1 твип равен 1/1440 дюйма или 0,0018 см.

Свойства, влияющие на положение объекта. Положение объекта определяется значениями свойств Left (левая координата) и Top (верхняя координата). Они определяют расстояние соответственно от левого (верхнего) края объекта до левой (верхней) стороны объекта-контейнера (формы). Положение формы задается этими же свойствами относительно левого верхнего угла экрана. Единицей измерения свойств положения является твип.

Использование свойств управления интерфейсом пользователя. При создании больших проектов, содержащих несколько форм и множество элементов управления, возникает потребность ограничить доступ пользователя к некоторым из них в заданный момент времени. Предположим, что надо написать программу, помогающую пользователю составлять финансовые отчеты. Пока отчет не будет составлен, команда печати должна быть недоступна. Для решения подобной проблемы существуют два свойства: Visible и Enabled.

Свойство Visible (видимость) определяет, будет ли объект виден на экране, а от значения свойства Enabled (доступ) зависит, сможет ли пользователь работать с данным элементом. Эти свойства могут иметь одно из двух логических значений: True или False.

Если значение Enabled равно True, то объект доступен (по умолчанию), если False, то объект недоступен (блокирован от воздействия любых событий, связанных с мышью или клавиатурой).

Если значение Visible равно True (по умолчанию), то объект видим, если False, то   невидим.

  1.  Форма

Форма (Form) –это основной элемент пользовательского интерфейса. Форму пользователи видят на экране после запуска программы. С ее помощью осушествляется управление выполнением программы.

Формаэто контейнер, содержащий другие элементы управления, такие как надписи, текстовые поля и рисунки. Часто в программах используется не одна, а несколько форм.

Пустая форма включает стандартные элементы окна Windows: строку заголовка, кнопку открытия системного меню, кнопки минимизации, максимизации и закрытия окна. 

Сетка появляется только в режиме разработки приложения. Она состоит из точек (или узлов), по которым могут выравниваться элементы управления при их размещении в форме. Параметры сетки (ее отображение, шаг, режим выравнивания) можно изменять с помощью вкладки General команды Options. По умолчанию сетка видна на экране и активизирован режим выравнивания элементов по ее узлам. 

Во время сохранения формы Visual Basic создает текстовый файл с расширением .FRM. В этом файле хранится информация о форме, значения ее свойств, описание объектов формы и их свойства, а также программный код, написанный программистом.

Каждая форма в период выполнения соответствует отдельному окну. Внешний вид и поведение формы на экране определяется значением ее свойств. Эти свойства определяются в окне свойств на этапе разработки формы или операторами программы в процессе выполнения приложения. Кроме перечисленых в разделе 4.2 наиболее часто используются следующие ее свойства:

BorderStyle (тип границ) - определяет вид и поведение формы в процессе выполнения приложения (но не влияют на вид формы при разработке). Это свойство принимает одно из следующих четырех стандартных значений, изменение которых допускается только  на этапе разработки формы:

 0 - None  границы окна отсутствуют;

 1 - Fixed Single  окно постоянного размера, определяемого на этапе разработки, с одинарной линией границы;

 2-Sizeable  окно изменяемого размера с двойной линией границы;

 3-Fixed Double  окно постоянного размера, определяемого на этапе разработки, с двойной линией границы.

Caption (название) заголовок окна.

StartUpPositionenпозиционирование окна на экране .

ControlBox (кнопка системного меню) принимает одно из двух стандартных значений, изменения которых допускается только  на этапе разработки формы: True  кнопка системного меню в левом верхнем углу окна;  False   кнопка отсутствует.

FontName (имя), FontSise (размер), FontBold (полужирный), FontItalic (курсив), FontStrikethru (зачеркнутый), FontUnderline (подчеркнутый) определяют параметры шрифта текста, выводимого на форму.

Размер шрифта определяется в пунктах (point) стандартная типографская единица измерения (1 пт равен 1/72 дюйма или 0,035 см).

BackColor (цвет фона) и ForeColor (основной цвет)  определяют цвет фона формы и выводимого на форму текста или изображения. 

MaxButton (кнопка развернуть), MinButton (кнопка свернуть) определяют наличие на форме соответствующих кнопок.

WindowsState (состояние окна) определяет способ отображения формы на экране (0  нормальное , 1  свернутое в значок, 2  развернутое).

Наиболее часто используются следующие события:

Click (щелчок) или DblClick (двойной щелчок) - щелчок/двойной щелчок мышью в любом месте формы вызывает процедуру обработки события имя_формы_Click или имя_формы_DblClick.

KeyPress (нажатие клавиши)  вызывает процедуру обработки события Form_KeyPress, на вход которой подается значение ASCII-кода нажатой клавиши.

Load (загрузка) событие происходит при загрузке формы (например, при запуске приложения) и удобно для инициализации свойств и переменных при запуске программы.

Activate (активизация) событие происходит при активизации формы (например, при использовании метода Show) и удобно для инициализации свойств и переменных формы.

Deactivate (деактивизация) событие происходит, когда форма перестает быть активной (например, при использовании методов Hide или Unload) и удобно для освобождения занятых ресурсов формы.

Из методов формы рассмотрим:

Cls очищает форму от всех изображений и текста. Синтаксис: [имя_формы.]Cls;

Print выводит текст на форму и очень удобен для вывода на форму простой информации. Синтаксис:  [имя формы.]Print [[выражение][{;|!|,}]]...

Если после выражения стоит “;”, то за последним символом предыдущего выражения сразу выводится следующее. Если стоит