88151

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В ХVII ВЕКЕ

Лекция

Литература и библиотековедение

Художники барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХVII в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

Русский

2015-04-26

42.5 KB

1 чел.

                      ОСОБЕННОСТИ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ПРОЦЕССА  В  ХVII в.

       На характере развития  литературного процесса в ХУ11 столетии сказались исторические, политические, социально-экономические, научные факторы. Характерное для ХУ11 в. резкое обострение философской, политической борьбы получило отражение в формировании и противостоянии двух господствующих   в искусстве эстетических систем – ими стали классицизм и барокко. Обычно акцентируют внимание на их различиях. Несходство их бесспорно, но несомненно также, что этим двум системам присущи и некоторые типологически общие черты, на которые указывает ученый  З.И.Плавскин, автор учебника по истории зарубеж. л-ры ХУ11 в.

                  Общие черты:

1. Эти системы возникают как как осознание кризиса ренессансных идеалов, поэтому и барокко и классицизм должны рассматриваться как идейные и культурные движения, приходящие на смену Ренессансу, возникающие как своеобразная реакция на гуманизм Возрождения, как осмысле6ние итогов идейной и художественной революции, осуществленной Ренессансом.

2. Художники барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХУ11 в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

 

3.  Вместе с тем л-ра ХУ11 в. продолжает культивировать гуманистические идеалы и ценности, однако их гуманизм исходит не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей как это было в ренессансном гуманизме, из их противопоставления. Это гуманизм, который на первый план выдвигает интеллект, разум. Рассматривая вслед за деятелями Ренессанса личность как автономную, однако ХУ11 век  не приемлет идеи добродетельности человеческой природы, стремится исследовать личность в ее связях с окружающей средой, обществом.

4. Осуществление гуманистического идеала художники эпохи ставят в зависимость не только от воли и энергии самого ч-ка, но и от его положения в обществе, от того, насколько способствует реализации этого идеала окружающая среда, способен ли сам ч-к отстоять свои идеалы.

5. Деятели иск-ва  ХУ11 в. осознавали его роль как средства воспитания читателя, зрителя. С этим связано усиление «публицистичности»  л-ры – большинство пр-ий содавались как как прямой отклик на политические события эпохи .

    Т.О. в иск-ве ХУ111 ст. четко сформировались две худ. Системы – классицизм и барокко. Однако не все было так однозначно. В сложном  литер. процессе эпохи есть художники (Шекспир, Серванес, Лопе де Вега) тв-во кот.продолжает традиции Ренессанса; есть и такие (Корнель, Мильтон), чьи искания целиком не сводятся   к единственному знаменателю.  Живой литер. Процесс богат и многосложен. Это процесс многообразного взаимодействия, ориентированного на предшествующие традиции (Ренессанс, Античность ) Примером тому может служить тв-во П.Корнеля, Л.Гонгоры.

           

 

КЛАССИЦИЗМ:  ЭСТЕТИКА  И  ПОЭТИКА

Значение термина (от лат образец, образцовый).

 

Причины появления, условия формирования.

Истоки классицизма следует искать:  

1. в деятельности итальянского  (П.Бембо), испанской академ.школ, в д-сти  франц. «Плеяды», обратившейся к античному искусству, пытаясь найти в нем новую опору для испытвших глубокий кризис идей гуманизма;

2. в становлении абсолютной монархии – переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. Здесь особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом (Французская Академия, первый министр Ришелье).

    История развития классицизма.

  Кл-м – явление неоднородное, в его рамках шла борьба между различными тенденциями и школами. Одни классицисты были последователями ф-фии Декарта (Буало, Расин); другие – последователями материалиста Гассенди (Мольер, Лафонтен).

Философская основа.   Рационализм Р.Декарта – опора на разум как высший критерий истинности как науки, так и иск-ва, ибо только с помощью разума ч-к открывает вечные и неизменные законы мирозданья и искусства. Рационализм утверждал двойственность челов. Природы, совмещавшей в себе высокое духовное начало (заложено богом)  и низкое, материальное начало  (чувственные страсти). Им. эта двойственность рационализма стала одним из канонов кл-ма, выраженном в конфликте текста – борьба между разумом и страстью, долгом и чувством. Т. о., рационализм Декарта стал основой художественного познания в классицизме.

.

Концепция мира и человека. Объектом исследования классицизма выступает человек, его духовная жизнь, поведение, развитие. Личность рассматривается с учетом ее взаимодействия с обществом, средой.

  Предметом художественного воплощения должно быть только всеобщее, объективное, необходимое., а не частное, субъективное, случайное.

    Цель искусства классицисты в познании истины, выступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики – разум, образец, вкус. Рассматривая все сквозь призму разума, они сближают художественную деятельность с научной.

   Культ разума потребовал коренной перестройки содержания, формы пр-ий, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре  пр-ий кл-ма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

Характер

Новый тип конфликта

Новый тип героя

Теория жанров

Принцип трех единств

Особенности стиля

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Комедия Мольера «Тартюф» в контексте открытий классицизма.

Вопросы:

1. Классицизм: условия формирования, эстетика.

2.  Общечеловеческий характер проблематики комедии. Смысловые связи между «Тартюфом»  и другими произведениями автора.

3. Система образов-персонажей:

– характер Тартюфа, его позиция;

– положительные герои, выражающие позицию автора. Как Мольеру удается смягчить дидактизм пьесы?

4.Жанровое своеобразие «Тартюфа», способы создания комического эффекта.

Задания:

1. Вспомнить теоретиков и практиков французского классицизма ХVII в., какое место занимает среди них Мольер?

2. Повторить требования классицистской доктрины к жанру комедии.

3. Выяснить, какими жанровыми разновидностями комедии пользовался Мольер; в чём специфика высокой комедии?

Сообщение:

Творческий портрет Ж.Б.Мольера.

Итог: 

Является ли «Тартюф» типично классицистской комедией?

Литература:

Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).

Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965-1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).

Ж.Бордонов. Мольер. – М.,1983.

Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. – М.; Л., 1966.

Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.

Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М.1967.

Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс и барокко. Образ Дон жуана у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л., 1965.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23123. Хвилі у пружньому середовищі. Хвильове рівняння. Звукові хвилі 59.5 KB
  Хвилі у пружньому середовищі. Звукові хвилі. Розрізняють хвилі повздовжні і поперечні в залежності від того чи рухаються частинки біля своїх положень рівноваги вздовж чи поперек напрямку розповсюдження хвилі. Розглянемо хвилі типу Позн.
23124. Рух ідеальної рідини. Рівняння Бернуллі 55.5 KB
  Нагадаємо що поле швидкостей характеризує не швидкiсть окремих частинок середовища а швидкiсть у данiй точцi в даний момент часу будьякої частинки рiдини або газу що знаходиться в цiй точцi в цей момент часу. Надалi будемо розглядати такi рiдини або гази для яких тензор пружних напругє iзотропним: pij = −pδij 14.10 для в’язкої рiдини газу набуде вигляду: Це є рiвняння Нав’єСтокса де η – коефiцiєнт зсувної в’язкостi – коефiцiєнт об’ємної в’язкостi. Для повного опису руху рiдини необхiдно додати ще рiвняння неперервностi та...
23125. Число Рейнольдса. Рух в’язкої рідини 44 KB
  В’язкою рідиною називають середовище в якому нарівні з нормальними напругами відмінні від нуля і дотичні напруги, що виникають внаслідок сил тертя. Коли швидкості не дуже великі, в’язка частина тензора напруг матиме такий вигляд...
23126. Основні закони термодинаміки. Формулювання другого закону термодинаміки через ентропію. Статистичне означення ентропії 88.5 KB
  Функція що зв’язує тиск об’єм і температуру фізично однорідної системи яка перебуває в термодинамічній рівновазі називається рівнянням стану. Другий закон ТД для нерівноважних процесів: Для адіабатичного процесу ентропія системи зростає. При маємо: тобто Третій закон ТД: по мірі наближення Т до 0 К ентропія будь якої рівноважної системи перестає залежати від будьяких ТД параметрів системи.
23127. Основні закони термодинаміки. Статистичне визначення ентропії 181.5 KB
  0Начало термодинаміки . 0Начало вводить скалярну величину T для характеристики рівноважн. 1Начало термодинаміки . 1Начало вимірюється в енергетичн.
23128. Розподіл Максвела і Больцмана та їх експериментальна перевірка 82.5 KB
  Розподіл Максвела і Больцмана та їх експериментальна перевірка. Розглянемо розподіл молекул по швидкостям. Розподіл Максвела – це розподіл по швидкостях не залежить від напряму швидкості то ж перейдемо до сферичної системи координат . Остаточно маємо: розподіл Максвела.
23129. Міжмолекулярна взаємодія та її прояви 92 KB
  Для газу Потенціал прямокутної ями. При стискуванні газу його густина збільшується і середня відстань між молекулами зменшується. Міжмолекулярна взаємодія неідеальність газу яскраво проявляється в процесі ДжоуляТомпсона в якому відбувається зміна температури при продавлюванні газу скрізь пористу перетинку. Для ідеального газу .
23130. Явища переносу в газах, рідинах і твердих тілах 77 KB
  Явища переносу в газах рідинах і твердих тілах. Явища переносу я. Всі явища переносу являються необоротними. 1 Процеси переносу в газах Загальне рівняння переносу G – характеризує деяку молекулярну властивість віднесену до однієї молукули.
23131. Фазові перетворення першого і другого роду 55 KB
  Фазові перетворення першого і другого роду. Перетворення при яких відбуваються стрибки перших похідних від хімічного потенціалу називаються фазовими переходами першого роду. При фазових переходах першого роду виділяється або поглинається тепло: прихована теплота. рівняння Клапейрона –Клаузіуса для фазових переходів першого роду.