88151

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В ХVII ВЕКЕ

Лекция

Литература и библиотековедение

Художники барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХVII в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

Русский

2015-04-26

42.5 KB

1 чел.

                      ОСОБЕННОСТИ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ПРОЦЕССА  В  ХVII в.

       На характере развития  литературного процесса в ХУ11 столетии сказались исторические, политические, социально-экономические, научные факторы. Характерное для ХУ11 в. резкое обострение философской, политической борьбы получило отражение в формировании и противостоянии двух господствующих   в искусстве эстетических систем – ими стали классицизм и барокко. Обычно акцентируют внимание на их различиях. Несходство их бесспорно, но несомненно также, что этим двум системам присущи и некоторые типологически общие черты, на которые указывает ученый  З.И.Плавскин, автор учебника по истории зарубеж. л-ры ХУ11 в.

                  Общие черты:

1. Эти системы возникают как как осознание кризиса ренессансных идеалов, поэтому и барокко и классицизм должны рассматриваться как идейные и культурные движения, приходящие на смену Ренессансу, возникающие как своеобразная реакция на гуманизм Возрождения, как осмысле6ние итогов идейной и художественной революции, осуществленной Ренессансом.

2. Художники барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХУ11 в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

 

3.  Вместе с тем л-ра ХУ11 в. продолжает культивировать гуманистические идеалы и ценности, однако их гуманизм исходит не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей как это было в ренессансном гуманизме, из их противопоставления. Это гуманизм, который на первый план выдвигает интеллект, разум. Рассматривая вслед за деятелями Ренессанса личность как автономную, однако ХУ11 век  не приемлет идеи добродетельности человеческой природы, стремится исследовать личность в ее связях с окружающей средой, обществом.

4. Осуществление гуманистического идеала художники эпохи ставят в зависимость не только от воли и энергии самого ч-ка, но и от его положения в обществе, от того, насколько способствует реализации этого идеала окружающая среда, способен ли сам ч-к отстоять свои идеалы.

5. Деятели иск-ва  ХУ11 в. осознавали его роль как средства воспитания читателя, зрителя. С этим связано усиление «публицистичности»  л-ры – большинство пр-ий содавались как как прямой отклик на политические события эпохи .

    Т.О. в иск-ве ХУ111 ст. четко сформировались две худ. Системы – классицизм и барокко. Однако не все было так однозначно. В сложном  литер. процессе эпохи есть художники (Шекспир, Серванес, Лопе де Вега) тв-во кот.продолжает традиции Ренессанса; есть и такие (Корнель, Мильтон), чьи искания целиком не сводятся   к единственному знаменателю.  Живой литер. Процесс богат и многосложен. Это процесс многообразного взаимодействия, ориентированного на предшествующие традиции (Ренессанс, Античность ) Примером тому может служить тв-во П.Корнеля, Л.Гонгоры.

           

 

КЛАССИЦИЗМ:  ЭСТЕТИКА  И  ПОЭТИКА

Значение термина (от лат образец, образцовый).

 

Причины появления, условия формирования.

Истоки классицизма следует искать:  

1. в деятельности итальянского  (П.Бембо), испанской академ.школ, в д-сти  франц. «Плеяды», обратившейся к античному искусству, пытаясь найти в нем новую опору для испытвших глубокий кризис идей гуманизма;

2. в становлении абсолютной монархии – переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. Здесь особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом (Французская Академия, первый министр Ришелье).

    История развития классицизма.

  Кл-м – явление неоднородное, в его рамках шла борьба между различными тенденциями и школами. Одни классицисты были последователями ф-фии Декарта (Буало, Расин); другие – последователями материалиста Гассенди (Мольер, Лафонтен).

Философская основа.   Рационализм Р.Декарта – опора на разум как высший критерий истинности как науки, так и иск-ва, ибо только с помощью разума ч-к открывает вечные и неизменные законы мирозданья и искусства. Рационализм утверждал двойственность челов. Природы, совмещавшей в себе высокое духовное начало (заложено богом)  и низкое, материальное начало  (чувственные страсти). Им. эта двойственность рационализма стала одним из канонов кл-ма, выраженном в конфликте текста – борьба между разумом и страстью, долгом и чувством. Т. о., рационализм Декарта стал основой художественного познания в классицизме.

.

Концепция мира и человека. Объектом исследования классицизма выступает человек, его духовная жизнь, поведение, развитие. Личность рассматривается с учетом ее взаимодействия с обществом, средой.

  Предметом художественного воплощения должно быть только всеобщее, объективное, необходимое., а не частное, субъективное, случайное.

    Цель искусства классицисты в познании истины, выступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики – разум, образец, вкус. Рассматривая все сквозь призму разума, они сближают художественную деятельность с научной.

   Культ разума потребовал коренной перестройки содержания, формы пр-ий, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре  пр-ий кл-ма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

Характер

Новый тип конфликта

Новый тип героя

Теория жанров

Принцип трех единств

Особенности стиля

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Комедия Мольера «Тартюф» в контексте открытий классицизма.

Вопросы:

1. Классицизм: условия формирования, эстетика.

2.  Общечеловеческий характер проблематики комедии. Смысловые связи между «Тартюфом»  и другими произведениями автора.

3. Система образов-персонажей:

– характер Тартюфа, его позиция;

– положительные герои, выражающие позицию автора. Как Мольеру удается смягчить дидактизм пьесы?

4.Жанровое своеобразие «Тартюфа», способы создания комического эффекта.

Задания:

1. Вспомнить теоретиков и практиков французского классицизма ХVII в., какое место занимает среди них Мольер?

2. Повторить требования классицистской доктрины к жанру комедии.

3. Выяснить, какими жанровыми разновидностями комедии пользовался Мольер; в чём специфика высокой комедии?

Сообщение:

Творческий портрет Ж.Б.Мольера.

Итог: 

Является ли «Тартюф» типично классицистской комедией?

Литература:

Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).

Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965-1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).

Ж.Бордонов. Мольер. – М.,1983.

Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. – М.; Л., 1966.

Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.

Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М.1967.

Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс и барокко. Образ Дон жуана у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л., 1965.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66394. Клінічний перебіг гострого калькульозного пієлонефриту у хворих на цукровий діабет та удосконалення його комплексного лікування з урахуванням стану вегетативної нервової системи (клініко-експериментальне дослідження) 990.5 KB
  Однією з найбільш важливих, складних проблем в урології та медицині в цілому є інфекційно-запальні ускладнення, значення яких з відомих причин медичного, соціального, економічного характеру з часом зростає. Частота їх розвитку стає загрозливою, що знаходить відображення...
66395. ФІНАНСОВА СТРАТЕГІЯ ТОРГОВЕЛЬНИХ ПІДПРИЄМСТВ В УМОВАХ НЕСТАБІЛЬНОГО ЕКОНОМІЧНОГО СЕРЕДОВИЩА 315.5 KB
  Розвитку фінансової діяльності торговельних підприємств на сучасному етапі притаманний ряд недоліків. Ці недоліки фінансової діяльності суттєво знижують рівень її ефективності внаслідок чого протягом останніх років більш ніж третина торговельних підприємств є збитковими.
66396. ВНУТРІШНЬОАРТЕРІАЛЬНА ПОЛІХІМІОТЕРАПІЯ РАКУ МОЛОЧНОЇ ЗАЛОЗИ. УСКЛАДНЕННЯ, ЇХ ПРОФІЛАКТИКА ТА ЛІКУВАННЯ 272 KB
  Місцеворозповсюджені форми раку молочної залози вважаються прогностично несприятливими і лише впровадження сучасних схем хіміогормонотерапії в клінічну практику зокрема внутрішньоартеріальних інфузій хіміопрепаратів дозволило декілька покращити результати лікування хворих.
66397. Забезпечення продуктивності багатономенклатурних механообробних виробництв на основі синтезу структур технологічних систем 611 KB
  Існуючий стан машинобудування в Україні не достатньо забезпечує необхідні показники конкурентоспроможності продуктивності та якості техніки. Одним із напрямків підвищення ефективності таких виробництв є створення механообробних технологічних систем ТС що сполучають в собі суперечливі властивості високої продуктивності та гнучкості.
66398. ОСОБЛИВОСТІ МОРФОГЕНЕЗУ НАДНИРКОВИХ ЗАЛОЗ ПІД ВПЛИВОМ НА ОРГАНІЗМ ТОЛУОЛУ 232.5 KB
  У зв'язку з цим актуальним компонентом нашої роботи став пошук препаратів здатних нормалізувати структуру надниркових залоз щурів які перенесли вплив толуолу. Встановити особливості будови надниркових залоз статевозрілих щурівсамців...
66399. ГЕНДЕРНА СПЕЦИФІКА СТАНОВЛЕННЯ ПРОФЕСІЙНОГО ІНТЕЛЕКТУ У СТУДЕНТІВ ВИЩОГО ТЕХНІЧНОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ 183 KB
  Сучасному молодому фахівцю інженерної галузі необхідно вміти продуктивно та творчо розв’язувати завдання й вирішувати виробничі проблеми виявляти здатність професійно інтелектуально розвиватися....
66400. РОЗВИТОК ТЕХНІЧНОГО МИСЛЕННЯ У МАЙБУТНІХ ВЧИТЕЛІВ ТЕХНОЛОГІЙ В ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ СПЕЦІАЛЬНИХ ДИСЦИПЛІН 252.5 KB
  Характер технічної оснащеності і наявних технологій у їх сукупності відображають рівень інтелектуального, духовного потенціалу суспільства, можливості самореалізації кожної людини. Безперечно, що підростаючому поколінню потрібно оволодівати знаннями про сутність технологічних перетворень навколишньої дійсності.
66401. КОНЦЕПТ ПРИРОДИ В ПОЕЗІЇ ВІЛЬЯМА БЛЕЙКА ТА ФЕДОРА ТЮТЧЕВА 157 KB
  Якщо йдеться про порівняння художніх світів англійця Блейка вільного митця й принципового нонконформіста та російського аристократа-царедворця Тютчева який намагався щиро сповідувати офіційну ідеологічну доктрину царату більше того порівняння письменників...
66402. СОЦІАЛЬНО-ПЕДАГОГІЧНА ПІДТРИМКА ОБДАРОВАНИХ ДІТЕЙ У ШКОЛАХ США 163 KB
  Проблема навчання й виховання обдарованих дітей набула особливого значення на порозі ХХІ століття. Навчання й виховання обдарованих дітей є надзвичайно важливими для створення підґрунтя розвитку інтелектуальних та творчих ресурсів суспільства будьякої держави зокрема України.