88151

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В ХVII ВЕКЕ

Лекция

Литература и библиотековедение

Художники барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХVII в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

Русский

2015-04-26

42.5 KB

1 чел.

                      ОСОБЕННОСТИ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ПРОЦЕССА  В  ХVII в.

       На характере развития  литературного процесса в ХУ11 столетии сказались исторические, политические, социально-экономические, научные факторы. Характерное для ХУ11 в. резкое обострение философской, политической борьбы получило отражение в формировании и противостоянии двух господствующих   в искусстве эстетических систем – ими стали классицизм и барокко. Обычно акцентируют внимание на их различиях. Несходство их бесспорно, но несомненно также, что этим двум системам присущи и некоторые типологически общие черты, на которые указывает ученый  З.И.Плавскин, автор учебника по истории зарубеж. л-ры ХУ11 в.

                  Общие черты:

1. Эти системы возникают как как осознание кризиса ренессансных идеалов, поэтому и барокко и классицизм должны рассматриваться как идейные и культурные движения, приходящие на смену Ренессансу, возникающие как своеобразная реакция на гуманизм Возрождения, как осмысле6ние итогов идейной и художественной революции, осуществленной Ренессансом.

2. Художники барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХУ11 в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

 

3.  Вместе с тем л-ра ХУ11 в. продолжает культивировать гуманистические идеалы и ценности, однако их гуманизм исходит не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей как это было в ренессансном гуманизме, из их противопоставления. Это гуманизм, который на первый план выдвигает интеллект, разум. Рассматривая вслед за деятелями Ренессанса личность как автономную, однако ХУ11 век  не приемлет идеи добродетельности человеческой природы, стремится исследовать личность в ее связях с окружающей средой, обществом.

4. Осуществление гуманистического идеала художники эпохи ставят в зависимость не только от воли и энергии самого ч-ка, но и от его положения в обществе, от того, насколько способствует реализации этого идеала окружающая среда, способен ли сам ч-к отстоять свои идеалы.

5. Деятели иск-ва  ХУ11 в. осознавали его роль как средства воспитания читателя, зрителя. С этим связано усиление «публицистичности»  л-ры – большинство пр-ий содавались как как прямой отклик на политические события эпохи .

    Т.О. в иск-ве ХУ111 ст. четко сформировались две худ. Системы – классицизм и барокко. Однако не все было так однозначно. В сложном  литер. процессе эпохи есть художники (Шекспир, Серванес, Лопе де Вега) тв-во кот.продолжает традиции Ренессанса; есть и такие (Корнель, Мильтон), чьи искания целиком не сводятся   к единственному знаменателю.  Живой литер. Процесс богат и многосложен. Это процесс многообразного взаимодействия, ориентированного на предшествующие традиции (Ренессанс, Античность ) Примером тому может служить тв-во П.Корнеля, Л.Гонгоры.

           

 

КЛАССИЦИЗМ:  ЭСТЕТИКА  И  ПОЭТИКА

Значение термина (от лат образец, образцовый).

 

Причины появления, условия формирования.

Истоки классицизма следует искать:  

1. в деятельности итальянского  (П.Бембо), испанской академ.школ, в д-сти  франц. «Плеяды», обратившейся к античному искусству, пытаясь найти в нем новую опору для испытвших глубокий кризис идей гуманизма;

2. в становлении абсолютной монархии – переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. Здесь особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом (Французская Академия, первый министр Ришелье).

    История развития классицизма.

  Кл-м – явление неоднородное, в его рамках шла борьба между различными тенденциями и школами. Одни классицисты были последователями ф-фии Декарта (Буало, Расин); другие – последователями материалиста Гассенди (Мольер, Лафонтен).

Философская основа.   Рационализм Р.Декарта – опора на разум как высший критерий истинности как науки, так и иск-ва, ибо только с помощью разума ч-к открывает вечные и неизменные законы мирозданья и искусства. Рационализм утверждал двойственность челов. Природы, совмещавшей в себе высокое духовное начало (заложено богом)  и низкое, материальное начало  (чувственные страсти). Им. эта двойственность рационализма стала одним из канонов кл-ма, выраженном в конфликте текста – борьба между разумом и страстью, долгом и чувством. Т. о., рационализм Декарта стал основой художественного познания в классицизме.

.

Концепция мира и человека. Объектом исследования классицизма выступает человек, его духовная жизнь, поведение, развитие. Личность рассматривается с учетом ее взаимодействия с обществом, средой.

  Предметом художественного воплощения должно быть только всеобщее, объективное, необходимое., а не частное, субъективное, случайное.

    Цель искусства классицисты в познании истины, выступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики – разум, образец, вкус. Рассматривая все сквозь призму разума, они сближают художественную деятельность с научной.

   Культ разума потребовал коренной перестройки содержания, формы пр-ий, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре  пр-ий кл-ма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

Характер

Новый тип конфликта

Новый тип героя

Теория жанров

Принцип трех единств

Особенности стиля

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Комедия Мольера «Тартюф» в контексте открытий классицизма.

Вопросы:

1. Классицизм: условия формирования, эстетика.

2.  Общечеловеческий характер проблематики комедии. Смысловые связи между «Тартюфом»  и другими произведениями автора.

3. Система образов-персонажей:

– характер Тартюфа, его позиция;

– положительные герои, выражающие позицию автора. Как Мольеру удается смягчить дидактизм пьесы?

4.Жанровое своеобразие «Тартюфа», способы создания комического эффекта.

Задания:

1. Вспомнить теоретиков и практиков французского классицизма ХVII в., какое место занимает среди них Мольер?

2. Повторить требования классицистской доктрины к жанру комедии.

3. Выяснить, какими жанровыми разновидностями комедии пользовался Мольер; в чём специфика высокой комедии?

Сообщение:

Творческий портрет Ж.Б.Мольера.

Итог: 

Является ли «Тартюф» типично классицистской комедией?

Литература:

Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).

Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965-1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).

Ж.Бордонов. Мольер. – М.,1983.

Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. – М.; Л., 1966.

Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.

Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М.1967.

Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс и барокко. Образ Дон жуана у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л., 1965.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42202. Вивчення методів та засобів вимірювання електричної ємності та індуктивності 245 KB
  Ознайомлення з різними методами вимірювання електричної ємності і індуктивності та приладами що використовуються для цього. Ознайомлення з будовою мостів змінного струму і універсальних мостів з будовою і застосуванням резонансних вимірювачів індуктивності L і ємності С. Отримання навичок практичного виконання вимірювань ємності і індуктивності.
42203. Електронні автоматичні мости і їх повірка 109 KB
  За результатами повірки зробити висновки про придатність до експлуатації автоматичного моста.3 Основні теоретичні відомості Електронні автоматичні мости Як правило термометри опору працюють в комплекті зі зрівноваженими електронними автоматичними мостами постійного або змінного струму або з логометрами. В автоматичних мостах використовується вимірювальна система чотириплечового моста з реохордом що забезпечує високу точність вимірювання. Термометр опору який є чутливим елементом моста включається в одне з його плечей.
42204. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 751 KB
  Ознакомление с пакетом прикладных программ SIMULINK и основными приемами моделирования линейных динамических систем. К занятию допускаются студенты составившие схемы моделирования заданных динамических систем см.1 могут быть составлены схемы моделирования уравнений 1. Для составления схемы моделирования дифференциальных уравнений 1.
42205. КАНОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 181.26 KB
  Математическая модель одной и той же линейной динамической системы может быть представлена в различных формах: в форме скалярного дифференциального уравнения -го порядка (модель вход-выход) или в форме системы из дифференциальных уравнений 1-го порядка (модель вход-состояние-выход). Следовательно, между различными формами представления математических моделей существует определенная взаимосвязь, т.е. модель вход-состояние-выход может быть преобразована к модели вход-выход и наоборот.
42206. ПОСТРОЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 215.45 KB
  Теоретические сведения. В ряде задач анализа и синтеза систем управления требуется построить дифференциальное уравнение по известному частному решению, заданному в виде функции времени. Такая задача возникает, например, при построении динамических моделей внешних воздействий (так называемых, командных генераторов) — сигналов задания и возмущений. Особо отметим, что, в известном смысле, данная задача является обратной по отношению к задаче нахождения решения дифференциального уравнения (см. лабораторную работу № 1)
42207. ТИПОВЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ 512 KB
  Интегрирующее звено интегратор описывается дифференциальным уравнением: или где коэффициент усиления а его переходная функция . Интегрирующее звено с замедлением описывается дифференциальным уравнением: или где постоянная времени а его переходная функция . Изодромное звено описывается дифференциальным уравнением: или а его переходная функция . Реальное дифференцирующее звено описывается дифференциальным уравнением или а его переходная функция .
42208. СВОБОДНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ 1.3 MB
  Свободная составляющая описывает движение системы при отсутствии воздействия на систему со стороны окружающей среды автономной системы и обусловлено ее состоянием в начальный момент времени. Вынужденная составляющая представляет собой реакцию системы на входное воздействие и не зависит от ее начального состояния.1 где входное воздействие выход системы параметры системы. Переменные состояния рассматриваемой системы могут быть определены как .
42209. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НУЛЕЙ И ПОЛЮСОВ ПЕРЕДАТОЧНОЙ ФУНКЦИИ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 1.64 MB
  Изучить связь характера переходной характеристики динамических свойств системы с размещением на комплексной плоскости нулей и полюсов. Корни характеристического полинома системы полюса системы 6.2 где комплексная переменная определяют характер переходной функции системы с установившимся значением а следовательно и такие динамические показатели как время переходного процесса и перерегулирование . Полиномы Баттерворта для различного порядка системы n полином Баттерворта 1 2 3 4 5 6 6.
42210. АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 334.3 KB
  Теоретические сведения. Точность работы любой системы управления наиболее полно характеризуется мгновенным значением ошибки слежения, равной разности между требуемым и действительным значениями регулируемой переменной Однако в большинстве задач управления реальными объектами задающие и возмущающие воздействия заранее точно неизвестны и, следовательно, определить заранее величину для всех моментов времени не представляется возможным.