88159

Учет и анализ исполнения бюджетной сметы на примере Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края

Отчет о прохождении практики

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Предмет преддипломной практики механизм и особенности исполнения бюджетной сметы Администрации Маякского сельсовета. Цель практики -– теоретическое и практическое рассмотрение особенностей учета и анализа исполнения бюджетной сметы на примере Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края.

Русский

2015-04-26

306.64 KB

63 чел.

Введение

Прохождение преддипломной практики на предприятии, является неотъемлемым процессом обучения студента, благодаря которому он может применить полученные знания на практике. Кроме того, получить опыт работы по специальности, который поможет ему в его будущей трудовой деятельности. 

С 10 ноября по 7 декабря 2014 года я проходила преддипломную практику в Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края.

Местное самоуправление – один из важнейших институтов демократического общества. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области экономики и управления. Местное самоуправление в России находится в процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены. Но особенно нуждается местная власть в квалифицированных кадрах, которые способны эффективно управлять в рыночной среде муниципальной собственностью, включая землю и другие природные ресурсы, муниципальными финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городской инфраструктуры и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать муниципальные программы развития, а также привлекать к этой работе все слои населения, общественные объединения граждан. 

Объектом преддипломной практики является Администрация Маякского сельсовета. Организационно-правовая форма – муниципальное казенное учреждение, образуемое для осуществления управленческих функций, и подлежащее государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством. Юридический адрес: Россия, Алтайский край, Чарышский район, с. Маяк, ул. Советская, д. 5.

Предмет преддипломной практики - механизм и особенности исполнения бюджетной сметы Администрации Маякского сельсовета.

Цель практики – теоретическое и практическое рассмотрение особенностей учета и анализа исполнения бюджетной сметы на примере Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края.

Исходя, из поставленной цели были определены следующие задачи производственной практики:

- изучить структуру, цели, задачи, основные функции администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края;

- рассмотреть учет доходов и расходов учреждения, как составляющие бюджетной сметы;

- провести анализ сметы доходов и расходов Администрации Маякского сельсовета;

- выявить проблемы в исполнении бюджетной сметы и выработать рекомендации  по эффективному использованию бюджетных средств.

Данная преддипломная работа состоит из 4 глав, введения и заключения. В первой главе будут раскрыты такие вопросы как структура, цели, задачи, основные функции администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края. Вторая глава будет посвящена особенности  учета доходов и расходов учреждения, как составляющие бюджетной сметы.  В третьей главе будет проводится анализ сметы доходов и расходов Администрации Маякского сельсовета. В четвертой главе будут  раскрыты проблемы в исполнении бюджетной сметы, и приводятся рекомендации  по эффективному использованию бюджетных средств.

1 Характеристика  объекта исследования (Администрация Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края)

 Муниципальное образование Администрация Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края наделено статусом сельского поселения законом Алтайского края от 01 февраля 2007 года № 8-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно - территориальных образований Чарышского района Алтайского края». Статус МО Администрация Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края определяется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция от 30.01.2014) и Уставом [Пиложение1]. 

В границах поселения находятся сельские населенные пункты: село Красные Орлы, село Маяк, село Первомайское, село Сосновка, село Чайное. Административным центром поселения является село Маяк, административное здание расположено по адресу: 685173 Алтайский край Чарышский район с. Маяк ул. Советская, д. 5

Администрация по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством. Администрация Маякского сельсовета имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, а также лицевой счет для учета бюджетных средств и средств от иной приносящей доход деятельности.

Муниципальными правовыми актами являются:

-Устав муниципaльнoгo oбрaзoвaния Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края; решения, принятые на местном референдуме [Приложение 1];

-  решения Советов депутатов; постановления и распоряжения главы муниципального образования;

- постановления и распоряжения председателя Совета депутатов;

- решения избирательной комиссии.

К компетенции администрации относится решение ключевых социально-экономических задач местного значения:

- разработка проекта местного бюджета и его исполнение;

- разработка программ социально-экономического развития и их исполнение;

- управление и распоряжение муниципальной собственностью;

-контроль за землепользованием, состоянием застройки и благоустройства;

- устанавливает тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

-осуществляет поддержку научно-производственного комплекса села, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров;

- обращается в суды или в арбитражные суды Российской Федерации в защиту общественных интересов – прав и законных интересов муниципального образования, населения муниципального образования, администрации села;

- реализует отдельные государственные полномочия, переданные федеральным законом или законом Алтайского края;

- принимает решения и осуществляет действия во исполнение федеральных законов, законов Алтайского края, правовых актов главы района;

- осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами к компетенции органов местного самоуправления, а также полномочия в соответствии с Уставом [Приложение 1].

Основными контрагентами являются организации по поставке услуг и работ: ООО "Алтайэнергосбыт", ОАО "Кузбассразрезуголь", ОАО "Ростелеком", ООО "Чарышское МЖКП", ГУП ДХ АК "Чарышское ДСУ- 11".

Финансовое  обеспечение деятельности Администрации Маякского сельсовета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных  бюджетной росписью. Администрация Маякского сельсовета от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Источниками финансового обеспечения деятельности Администрации являются:

- бюджетные ассигнования федерального, областного и местного бюджета;

- безвозмездные поступления, добровольные пожертвования, дары, целевые взносы, полученные от российских и иностранных юридических и физических лиц;

- средства, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в рамках реализации региональных и муниципальных программ;

- средства в виде грантов, полученных из внебюджетных источников;

- иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельностью администрации руководит – глава администрации. Главой администрации сельсовета является глава сельсовета. Администрация подотчетна Совету депутатов. Сельский Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета. Структура администрации утверждается Советом депутатов по представлению Главы сельсовета. В структуру администрации входят структурные подразделения администрации (управление, отделы). Работники администрации, замещающие в соответствии со штатным расписанием, утвержденным главой администрации поселения должности муниципальной службы, составляют аппарат администрации.

Общая численность работников Администрации Маякского сельсовета составляет 20 человек.

Глава Администрации

Заместитель Главы Администрации

Главный

бухгалтер

Методист по спорту и делам с молодежью

Инспектор

ВУС

Водитель

Кассир

Библиотекарь

Заведующая библиотекой

Художественный руководитель

Директор СДК

 

Техничка

Кочегары

 

Рисунок 1.1 - Организационная структура Администрации Маякского сельсовета

Организационная структура имеет функциональный характер, все работники подчиняются и выполняют свои функции исходя из указаний главы администрации.

Согласно учетной политики [Приложение 2] Администрация Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края ведет бухгалтерский учет в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, приказами Минфина России,  от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкции к Единому плану счетов № 157н), от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 174н), от 21 декабря 2012 г. № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – приказ № 171н), от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – приказ № 173н), в части исполнения полномочий получателя бюджетных средств – в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. №162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 162н) и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные учредителем и Инструкцией о порядке составления, представления годовой квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Инвентаризация имущества и обязательств, проводится раз в год перед составлением годовой отчетности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и график проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств.

Ответственным за организацию бухгалтерского учета в Учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является Глава Администрации.

Бухгалтерский учет в Учреждении ведется автоматизировано с использование рабочего Плана счетов, главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Основная задача бухгалтерского учета – обеспечить контроль за тем, как расходуется смета, как соблюдается финансовая дисциплина, за состоянием расчетов школы  с другими организациями, за сохранностью денежных средств, оборудования, инвентаря и всех материальных ценностей учреждения. [Приложение 2]

2 Учет доходов и расходов учреждения как составляющие бюджетной сметы

Администрация Маякского сельсовета относятся к организациям, основная деятельность которых полностью финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов. Обязательным условием является открытие финансирования по смете ведения БУ и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Главное управление федерального казначейства организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства, разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности исполнения смет расходов Администрации Маякского сельсовета. К специфическим особенностям бюджетного учета можно отнести:

  1. контроль исполнения сметы расходов;
  2. выведение в учете кассовых и фактических расходов;
  3. организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
  4. строгое соответствие учета и отчетности требованиям нормативных документов;
  5. отраслевую специфику учета.

Администрации Маякского сельсовета по сути своей являются некоммерческими организациями, поэтому основным источником дохода для нее является не выручка, а средства целевого финансирования, которые могут быть использованы только на установленные цели. Получаемые государством доходы, как правило, ограничены, а рост общественных потребностей увеличивает расходы. В связи с этим возникает необходимость систематизации, учета и контроля доходов и расходов государства. То есть возникает необходимость применения законодательно утвержденного финансового плана государства. Таким финансовым планом является государственный бюджет.

Бюджет является основой финансового хозяйства государства (примечание: кроме бюджета в России важными элементами финансового хозяйства государства являются государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд занятости населения РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ).

Доходы и расходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с данным учреждением в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей Администрации Маякского сельсовета в государственный бюджет.

Сущность бюджетных доходов заключается, с одной стороны, в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта, с другой, в том, что они служат объектом дальнейшего распределения сконцентрированных в руках государства ресурсов.

К доходам бюджета Администрации Маяксого сельсовета относятся:               1.Неналоговые доходы:  

-доходы, получаемые в виде арендной платы  за  земельные участки,  государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;  

-доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления поселений и созданных ими учреждений ( за исключением имущества муниципальных автономных учреждений;

-доходы от продажи земельных участков расположенных в границах поселений;

-прочие доходы от оказания платных услуг в бюджеты поселения;

-прочие доходы от компенсации затрат бюджетов поселений;

-поступления из районного бюджета;

-поступление из бюджета муниципального района на реализацию переданных по соглашению отдельных  полномочий  органов  местного  самоуправления;

-субвенции на функционирование административных комиссий;

-субвенции бюджетам поселений на осуществление полномочий по первичному  воинскому учету на территории где отсутствуют военные комиссариаты; 

- прочие безвозмездные поступления в бюджеты поселений [Приложение11].

2.Налоговые доходы:

- Налог на доходы физических лиц;

- НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ, за иск. доходов, полученных физ. лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов;

-налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений;

-налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений;

- транспортный налог с организаций;

- транспортный налог с физических лиц;

- земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты поселений;

- земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты поселений;

-единый сельскохозяйственный налог;

- госпошлина за совершение нотариальных действий.

Доходы Администрации Маякского сельсовета учитываются на счете 040110000 "Доходы текущего финансового года". Формируются следующие бухгалтерские записи: начисление доходов от сдачи имущества в аренду (на основании договора, Счета, Справки (ф. 0504833))отражается по кредиту счета 040110120 "Доходы от собственности" и дебету счета 020520660 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности"; начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания отражается (на основании Справки(ф. 0504833) (Отчета по субсидиям)) по кредиту счета 440110180 "Прочие доходы" и дебету счета 420580560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"; операция при заключении счетов текущего финансового года учреждений отражаются на основании Справки (ф. 0504833): по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040110100 "Доходы хозяйствующего субъекта" (в части кредитового остатка); по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040110100 "Доходы хозяйствующего субъекта" и кредиту счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (в части дебетового остатка).

К расходам Администрации Маякского сельсовета относятся:

- Оплата труда и начисления на оплату труда;

- Заработная плата;

- Прочие выплаты;

- Начисления на оплату труда;

- Приобретение услуг;

- Услуги связи;

- Транспортные услуги;

- Коммунальные услуги;

-Услуги по содержанию имущества;

- Прочие услуги;

- Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;

- Перечисления другим бюджетам бюджетной РФ;

- Прочие расходы;

- Поступления нефинансовых активов;

- Увеличение стоимости материальных запасов.

Расходы, осуществляемые за счет бюджетных средств или за счет целевых внебюджетных средств, прямо отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего года».

Основной целью использования Администрацией Маякского сельсовета  полученных им средств целевого бюджетного финансирования является не получение прибыли, а обеспечение строгого соответствия расходов этих средств утвержденной вышестоящим распорядителем смете расходов. Поступление средств целевого бюджетного финансирования не признается доходами казенного учреждения и даже не отражается в его бухгалтерском учете. Поэтому необходимость сопоставления объемов поступлений и расходов средств целевого бюджетного финансирования для формирования финансового результата хозяйственной деятельности отсутствует.

В бухгалтерском учете Администрации Маякского сельсовета отражаются только взаиморасчеты с финансовым органом по использованию средств целевого бюджетного финансирования для оплаты приобретаемых данными учреждениями для государственных нужд товаров, работ и услуг.

Операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений отражаются на основании Справки (ф. 0504833): заключение счетов текущего финансового года отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта" и кредиту счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Администрации Маякского сельсовета, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Учреждение вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

  1. оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  2. перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  3. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
  4. оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  5. оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается.

Сущность доходов и расходов заключается, с одной стороны, в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта, с другой, в том, что они служат объектом дальнейшего распределения сконцентрированных в руках государства ресурсов.

Расходы - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения.

 Механизм зачисления доходов в Федеральный бюджет (статья 40 БК РФ).

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства. Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации.

Доходы и расходы Администрации Маякского сельсовета определяются сметой на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в смете доходов и расходов отражаются все доходы учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов [Приложение 3].

Смета доходов и расходов - это документ, который закладывает основу всей хозяйственной деятельности Администрации Маякского сельсовета, поскольку финансовое обеспечение деятельности ведется на ее основе.

Смета доходов и расходов стала называться бюджетной сметой с 2008 года в связи с изменениями, внесенными в понятийный аппарат БК РФ Федеральным законом N 63-ФЗ. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ). В свою очередь, лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Если далее расшифровать понятие бюджетного обязательства (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году), то понятие бюджетной сметы будет следующим.

Бюджетная смета - это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов на соответствующий финансовый год в целях выполнения функций учреждения.

Общий порядок составления и ведения бюджетных смет устанавливает Минфин РФ (ст. 165, 221 БК РФ). Так, с 1 января 2008 года действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Приказ N 112н)

Бюджетная смета, является главным распорядителем бюджетных средств, утверждается главой администрации [Приложение5].
Составляет и исполняет бюджетную смету финансист  [Приложение4].

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главой администрации.

Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению. Для проведения операций на лицевом счете получателя бюджетных средств по разделу учета операций по приносящей доход деятельности учреждение дополнительно к Разрешению представляет в ОФК по месту обслуживания:

- смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год;

Смета доходов и расходов представляется на бумажном носителе, Сведения о смете - на машинном носителе, а та же электронного документооборота между получателем и органом Федерального казначейства - в электронном виде.

При утверждении изменений, вносимых в смету, получатель представляет в ОФК:

- на бумажном носителе - изменения в Смету доходов и расходов, утвержденные в порядке, установленном главным распорядителем;

- на машинном носителе либо при наличии электронного документооборота между получателем и органом Федерального казначейства - в электронном виде - Сведения о смете, содержащие показатели с учетом утвержденных изменений. В случаях, когда порядком составления Сметы доходов и расходов, утвержденным главным распорядителем, предусмотрено формирование в ней отдельных разделов в разрезе видов приносящей доход деятельности, получатель представляет в ОФК Сведения о смете, содержащие сводные (группировочные) данные по всем разделам Сметы доходов и расходов. Обособленное подразделение дополнительно к Разрешению, оформленному в соответствии с Приказом N 88н, представляет в ОФК по месту обслуживания внебюджетную смету и Сведения о смете в указанном выше порядке.

3 Анализ сметы доходов и расходов

Для анализа исполнения сметы расходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края прежде всего рассмотрим состав и структуру расходов за период 2011-2013гг. В процессе анализа структуры расходов определим удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и произведем сравнение с показателями сметы предыдущие годы.

Таблица 3.1 - Состав и структура сметы расходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края  за 2011 год

Подстатьи расходов

По смете

Фактически

Отклонение (+/-)

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Заработная плата

1036,14

48,73

1036,07

48,81

0,07

-0,08

Начисления на выплаты по оплате труда

420,51

19,78

416,97

19,64

3,54

0,14

Транспортные услуги

38,53

1,81

38,53

1,82

-

-0,01

Услуги связи

19,18

0,90

19,18

0,90

-

-

Коммунальные услуги

157,95

7,43

157,95

7,44

-

-0,01

Работы, услуги по содержанию имущества

4,10

0,19

4,10

0,19

-

-

Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале

18,00

0,85

18.00

0.85

-

-

Прочие расходы

74.55

3.51

74.47

3.51

0.08

-

Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ

11.90

0.56

11.90

0.56

-

-

Увеличение стоимости материальных запасов

213.86

10.06

213.86

10.08

-

-0,02

Прочие работы, услуги

131.5

6,18

131.50

6,20

-

-0,02

Всего расходов  

2126,23

100,00

2122,53

100,00

3,70

-

Примечание. Источник: собственная разработка.

По данным таблицы 3.1, в анализируемом периоде был допущен недорасход назначений на общую сумму 3,70 тыс. руб. Средства по смете освоены всего на 99,83 % (2122,53/ 2126,23х 100). [ПРИЛОЖЕНИЯ 11,12]

Таблица 3.2 - Состав и структура сметы расходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края  за 2012 год

Подстатьи

расходов

По смете

Фактически

Отклонение (+/-)

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Заработная плата

1129,00

53,14

1105,35

53,43

23,65

-0,29

Начисления на выплаты по оплате труда

332,02

15,63

315,64

15,26

16,38

0,37

Транспортные услуги

92,81

4,37

92,81

4,49

-

-0,12

Услуги связи

40,69

1,92

37,71

1,82

2,98

0,1

Коммунальные услуги

262.00

12,33

262,00

12,66

-

-0,33

Работы, услуги по содержанию имущества

7,45

0,35

7,45

0,36

-

-0,01

Прочие работы, услуги

23,37

1,11

10,58

0,51

12,79

0,6

Увеличение стоимости материальных запасов

164,10

7,72

164,10

7,93

-

-0,21

Увеличение стоимости основных средств

25,00

1,18

25,00

1,21

-

-0,03

Прочие расходы

36,80

1,73

36,80

1,78

-

-0,05

Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

11,40

0,54

11,40

0,55

-

-0,01

Всего расходов  

2124,64

100,00

2068,84

100,00

55,80

-

Примечание. Источник: собственная разработка. По данным таблицы 3.2, в анализируемом периоде был допущен недорасход назначений на общую сумму 55,80 тыс.руб. Средства по смете освоены всего на 97,37 % (2068,84/ 2124,64х 100). [ПРИЛОЖЕНИЯ 6,7]

Таким же способом проведем анализ 2013 года.

Таблица 3.3 - Состав и структура сметы расходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2013 год

Подстатьи

расходов

По смете

Фактически

Отклонение (+/-)

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Заработная плата

1164,54

48,26

1164,54

48,53

-

-0,27

Начисления на выплаты по оплате труда

326,06

13,51

315,61

13,15

10,45

0,36

Транспортные услуги

42, 74

1,77

42,74

1,78

-

-0,01

Услуги связи

38,40

1,59

38,40

1,60

-

-0,01

Коммунальные услуги

253,46

10,50

250,31

10,43

3,15

0,07

Работы, услуги по содержанию имущества

19,66

0,81

19,66

0,82

-

-0,01

Прочие работы, услуги

29,18

1,21

29,18

1,22

-

-0,01

Увеличение стоимости материальных запасов

473,41

19,62

473,41

19.73

-

-0,11

Прочие расходы

53,56

2,22

53,56

2,23

-

-0,01

Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

12,00

0,50

12,00

0,51

-

-0,01

Всего расходов  

2413,01

100,00

2399,41

100,00

13,60

-

Примечание. Источник: собственная разработка.

По данным таблицы 3.3, в анализируемом периоде был допущен недорасход назначений на общую сумму 13,60 тыс.руб. Средства по смете освоены всего на 99,44 % (2399,41/ 2413,01х 100).

Если сравнить данные за три года, то можно сказать, что по исполнению сметы наилучшим годом был 2011год (99,83%). За все три года наблюдается недорасход назначений, самый наименьший был в 2011году - 3,70%. Наибольший удельный вес за все три года составляет заработная плата 48,53% (2013г.), 53,43% (2012г.), 48,81%(2011г.). В 2012 году удельный вес заработной платы выше по сравнению с 2011г. на 4,62%, с 2013г. на 4,90%. Наименьший удельный вес за 2011(0,19%)-2012(0,36)гг. равен работам и услугам по содержанию имущества, но в 2013году перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации имеет наименьший удельный вес 0,50%.[ПРИЛОЖЕНИЯ 8,9]

Проведем анализ динамики расходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2011-2013 годы, чтобы выяснить увеличились в целом расходы учреждения либо снизились.

Рисунок 3.1  – Динамика расходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2011-2013гг.

Из диаграммы видно, что происходит рост фактических расходов: в 2013 году по сравнению с 2011г., увеличиваются на 276,88тыс. руб., по сравнению с 2012годом на 330,66тыс.руб. В основном это связано с увеличением материальных запасов на 309,40 тыс.руб. по сравнению с 2011годом, и на 259,55тыс.руб. с 2012годом.

Структуру доходов рассмотрим на примере бюджета Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за период 2011-2013гг.

Таблица 3.4  Доходы бюджета муниципального образования за 2011г.

Наименование групп, статей доходов

По смете

(тыс.руб.)

Фактически

(тыс. руб.)

Отклонение

(тыс.руб.)

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Единый сельскохозяйственный налог

Государственная пошлина

Налог на имущество физических лиц

Доходы, получаемые в виде арендой платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления поселений и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений

Прочие дотации местным бюджетам

Субвенции бюджетам поселений

Прочие безвозмездные поступления

ВСЕГО ДОХОДОВ

146,00

273,00

4,00

22,00

0,00

69,00

35,00

0,00

1483,30

89,80

4,13

2126,23

187,99

207,29

12,33

21,62

0,07

82,00

42,28

0,29

1483.30

89,80

4.90

2131,86

-41,99

65,71

-8,33

0,38

-0,07

-13,00

-7,28

-0,29

-

-

-0,77

-5,63

Рисунок 3.2 – Структура доходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2011год

Исходя из рисунка 3.2 видно, что основу доходов составляют дотации(69,58%), а наименьший удельный вес налог на имущество физ.лиц.(0,003%). [ПРИЛОЖЕНИЯ 11, 12]

Таблица 3.5  Доходы бюджета муниципального образования за 2012г.

Наименование групп, статей доходов

По смете

(тыс.руб.)

Фактически

(тыс. руб.)

Отклонение

(тыс.руб.)

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Единый сельскохозяйственный налог

Государственная пошлина

Налог на имущество физических лиц

Доходы, получаемые в виде арендой платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления поселений и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений

Прочие дотации местным бюджетам

Субвенции бюджетам поселений

Прочие безвозмездные поступления

ВСЕГО ДОХОДОВ

180,00

314,00

  11,00

 14,00

           16,00

         84,00

        37,00

       2,00

 

  1151,40

      92,00

223,24

2124,64

227.58

190,44

2.27

14,24

14,86

49,40

58,64

0,00

1151,40

92,00

245,47

2046,29

-47,58

123,56

8,73

-0,24

1,14

34,60

-21,64

2,00

-

-

-22,23

78,35

Рисунок 3.3 – Структура доходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2012год

Исходя из рисунка 3.3 видно, что основу доходов составляют дотации(56,27%), а наименьший удельный вес – единый сельскохозяйственный налог (0,11%).[ПРИЛОЖЕНИЯ 6,10]

Доходы бюджета Администрации Маякского сельсовета на 2013 год формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. На 2013 год утверждены нормативы отчислений от федеральных налогов неналоговых доходов.

Таблица 3.6  Доходы бюджета муниципального образования за 2013г.

Наименование групп, статей доходов

По смете

(тыс.руб.)

Фактически

(тыс. руб.)

Отклонение

(тыс.руб.)

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Единый сельскохозяйственный налог

Государственная пошлина

Доходы, получаемые в виде арендой платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления поселений и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений

Прочие дотации местным бюджетам

Субвенции бюджетам поселений

Прочие доходы

ВСЕГО ДОХОДОВ

172,00

20,00

569,00

9,00

18,00

87,00

24,00

1,00

1429,10

78,91

5,00

2413,01

256,08

14,64

219,06

9,17

14,40

170,89

11,67

0,30

1429,10

78,91

192,53

2396,75

-84,08

5,36

349,94

-0.17

3,6

-83,89

12,33

0,70

-

-

-187,53

16,26

Рисунок 3.4 – Структура доходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2013год

Исходя из рисунка 3.4 видно, что основу доходов составляют дотации(59,63%), а наименьший удельный вес – единый доходы от продажи земельных участков (0,01%).[ПРИЛОЖЕНИЕ 8]

Если говорить о структуре доходов в целом за период с 2011-2013гг. (рис. 3.2,3.3,3.4), то мы увидим, что наибольший удельный вес доходов принадлежит дотациям, так в 2011г. они составляют 69,58%, в 2012г. – 56,27%, в 2013г.-59,63% от общей суммы доходов за год, так как Администрация Маякского сельсовета является муниципальным казенным учреждением. Из таблиц 3.4,3.5,3.6 за период 2011-2013гг. видно, что фактические доходы отклоняются от сметных, так в 2011г. фактические доходы выше сметных на 5,63тыс.руб., в 2012г. фактические доходы ниже сметных на 78,35тыс.руб., в 2013г. фактические доходы ниже сметных на 16,26тыс.руб. В динамике доходы показаны на рис. 3.5 за 2011-2013гг.

Рисунок 3.5 – Динамика доходов Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края за 2011-2013гг.

По диаграмме мы видим, что доходы по сравнению с 2011 годом в 2013г. доходы увеличились на 264,89тыс.руб., по сравнению с 2012г. в 2013г. доходы увеличились на 350,46тыс.руб. в основном рост доходов связан с увеличением дотаций местным бюджетам.

4 Ревизия исполнения бюджетной сметы и рекомендации по эффективному использованию бюджетных средств

Проведем ревизию исполнения бюджетных смет за период 2011-2013гг.    

За 2011 год бюджет Администрации Маякского сельсовета по доходам исполнен в сумме 2131.86 тыс. рублей, или на 100,26 % ((2131,86/2126,23)*100) [табл.3.4] от годовых назначений, по расходам в сумме 2122,53 тыс. рублей, или на 99,83 % ((2122,53/2126,23)*100)   [табл.3.1] от годовых назначений. Бюджет сельсовета в 2011 году исполнен с профицитом в размере 9,33 тыс. рублей. За 2012 год бюджет Администрации Маякского сельсовета по доходам исполнен в сумме 2046,29 тыс. рублей, или на 96,31 % ((2046,29/2124,64)*100) [табл.3.5] от годовых назначений, по расходам в сумме 2068,84 тыс. рублей, или на 97,37 % ((2068,84 /2124,64)*100)   [табл.3.2] от годовых назначений. Бюджет сельсовета в 2012 году исполнен с дефицитом в размере 22,55 тыс. рублей. За 2013 год бюджет Администрации Маякского сельсовета по доходам исполнен в сумме 2396,75 тыс. рублей, или на 99,33 % ((2396,75/2413,01)*100) [табл.3.6] от годовых назначений, по расходам в сумме 2399,41 тыс. рублей, или на 99,44 % ((2399,41 /2413,01)*100)   [табл.3.3] от годовых назначений. Бюджет сельсовета в 2013 году исполнен с дефицитом в размере 2,66 тыс. рублей.

При проверке соблюдения бюджетного законодательства в период с 2011-2013  гг. в Администрации Маякского сельсовета установлено нарушение БК РФ. В нарушении статьи 184.2 БК РФ [ПРИЛОЖЕНИЕ 13]депутатам ССНД в период с 2010-2012 гг. не предоставляются документы и материалы, подлежащие представлению одновременно с проектом бюджета. Таким образом, депутатам поселения и не предоставляется объективная информация по внесенному проекту бюджета поселения и депутаты сельсовета не в состоянии в полном объеме дать оценку работы Администрации поселения в рамках принимаемого бюджета на очередной финансовый год.

Основными направлениями повышения эффективности в области формирования доходов бюджета муниципального образования являются:

- повышение качества и эффективности управления муниципальным имуществом Администрации  Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края;

-взаимодействие с налоговыми органами и иными территориальными подразделениями органов государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет поселения, с целью увеличения собираемости доходов;

-совершенствование методик расчёта арендной платы за пользование муниципальным имуществом с учётом эффективности его использования;

-увеличение налогооблагаемой базы путем мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для инвесторов на территории поселения.

Основными рекомендациями по эффективному использованию расходов:

-формирование расходов бюджета  поселения  на основе нормативов финансовых затрат на оказание бюджетных услуг и потребности в их предоставлении;

-взвешенный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств. Принятие решений по увеличению действующих и (или) установлению новых расходных обязательств должно производиться только в пределах, имеющихся для их реализации финансовых ресурсов;

-формирование современной информационной системы прогнозирования социально-экономического развития Администрации  Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края;

-недопущение образования необоснованной  кредиторской задолженности;

-исполнение местного  бюджета должно осуществляться в рамках действующего законодательства Российской  Федерации и в соответствии с Положением о бюджетном процессе Администрации  Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края,  свободной бюджетной росписью, кассовым планом исполнения.

Приоритетные направления распределения бюджета можно произвести в следующей последовательности:

Распределение бюджета принимаемых обязательств Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края на 2013-2015 годы производится в следующей последовательности:

-развитие отраслей социальной сферы: массовая физическая  культура и спорт, пропаганда здорового образа жизни, молодёжная политика, расширение возможностей для духовного развития личности, социальная поддержка жителей  села в рамках расходных обязательств  бюджета поселения;

-текущий ремонт муниципальных учреждений культуры;

-обеспечение безопасности жизнедеятельности  на территории поселения;

-развитие объектов инфраструктуры, отнесённых к полномочиям муниципального образования;

-благоустройство территорий, территорий индивидуальной жилой застройки.

 

Заключение

Анализ деятельности муниципального образования в рамках преддипломной практики показал, что в целом деятельность Администрации Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края ведется со строгим соблюдением соответствующих нормативных актов и положений.

В период прохождения практики в первую очередь было проведено ознакомление с деятельность Администрации Маякского сельсовета. В ходе практики были изучены основные направления деятельности, взаимодействие с сельским Советом депутатов, задачи, решаемые в процессе этого взаимодействия, роль и место администрации в системе местного самоуправления.

Миссия Администрации  – стать учреждением, которое будет пользоваться доверием у населения и удовлетворять потребности местного сообщества в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Общая цель – увеличение собственных доходов, средств бюджета и материальной помощи инвесторов для развития социальной инфраструктуры в с. Маяк, а также повышение качества жизни населения.

Очевидно, что от эффективности анализа расходов и доходов государственных учреждений целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации.

Основная задача анализа расходов и доходов сводится к выявлению отклонений фактических расходов и доходов бюджетных средств от сметных.

В первой главе данной работы рассматривалась характеристика Администрации Маякского сельсовета. В ходе, которой, мы увидели, что  Администрацией Маякского сельсовета руководит Глава Администрации и все работники подчиняются и выполняют свои функции исходя из его указаний; Администрация выполняет управленческие функции, а так же множество задач, из которых самая главная - это разработка проекта местного бюджета и его исполнение.

Вторая глава  была  посвящена особенности  учета доходов и расходов учреждения, как составляющие бюджетной сметы. Где  доходы и расходы Администрации Маякского сельсовета определяются сметой на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в смете доходов и расходов отражаются все доходы учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов.

В третьей главе  был проведен анализ сметы доходов и расходов Администрации Маякского сельсовета. В ходе работы был проведен анализ состава, структуры и динамики расходов, в результате которого выяснено, что наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на по текущему содержанию учреждения около 99%, наибольшую долю в которых занимают расходы по оплате труда и расходы около 48,53% и на приобретение расходных материалов около 19.73%. Из проделанной работы видно, что учреждение не превышает фактических расходов над расходами, утвержденными по смете.

Расходы в динамике различаются на 330,66, притом в 2012(2068,75тыс.руб) меньше, чем в 2013(2399,41тыс.руб). На это могли повлиять такие факторы как увеличение бюджетного финансирования. Сделать окончательные выводы, можно только проанализировав доходы учреждения. В целом это негативное явление.

Доходы Администрации Маякского сельсовета в 2013 (2413,01 тыс. руб.) году увеличились  на 288,37тыс. руб. по сравнению с 2012 годом(2124,64 тыс.руб.). Это связано в основном с тем, что выросла статья доходов земельного налога на 255 тыс.руб., а так же дотации поселению на 277,70 тыс. руб..

Четвертая глава была посвящена разработки рекомендаций по эффективному использованию бюджетных средств, а так же раскрытию проблем в исполнение бюджетной сметы.

В заключение можно отметить следующее. Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы: конкретность, системность, оперативность, объективность.

Список используемой литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 28.12.2010 № 402-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998.-№31.-Ст.3823.
2. Алешин С.М., Нефедоров В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. - М., 2010. – 654 с.
        3. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие. / Под общей редакцией Панкова Д.А., Головковой Е.А. - М.: Новое знание, 2008. - 409 с.

4. Анисимов С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики. - М, 2010. – 217 с.

5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2013.

6. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: Учебник. – 3-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 848 с.

7. Воронина Л.И. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / Л.И. Воронина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с. – (Высшее экономическое образование).

8. Ковалев А. П. Основы стоимостного анализа: Учеб. пособие / А. П. Ковалев, В. В. Рыжова. – М.: Финансы и статистика. 2009. – 208 с.

9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 360с.

10. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720 с.

11. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда:  Учеб.  пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. – 272 с.

12. Кукушкин С.Н. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2007. – 192 с.

13. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Н.П. Любушина. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 471 с.  

14. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Гражданин и право. №4. 2002.

15. Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. - М.,1999.

16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. - М., 2008.

17. Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова И. Уп равленческий учет. - М.: Инфра-М, 2009г.

18. Юрьев С., Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. - М.: ЗАО «Бином», 1999. - 248 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62776. Причастный оборот 26.97 KB
  Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.
62777. Перенос слов 15.6 KB
  Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова 3. Развитие умения слышать и видеть в словах опасные места орфограмму. Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова Мягкий знак твердый знак ы.
62778. Правила переноса слов 14.71 KB
  Актуализация изученного Прочитайте слова на доске Сосна ванна майка объявил Объясните орфограммы объясняют О ком эта загадка читает загадку о собаке Это о собаке Напишу слово собака на строке продолжает запись.
62779. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения 23.58 KB
  Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...
62780. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее 16.34 KB
  Целеполагание. Определяют учащиеся, опираясь на тему урока. Работа со словарным словом: рябина. Устная проверка домашнего задания. Прочесть вслух 2–3 сочинения-описания архитектурного памятника по желанию учащихся.
62781. Правописание разделительного Ь в словах 25.01 KB
  Я буду задавать вам трудные вопросы и хочу услышать от вас умные четкие ответы.Я раздаю вам тесты вы отвечаете на них выбрав из предложенных правильный ответ. Отмечаются верные ответы.
62782. Состав слова. Обобщающий урок 16.84 KB
  Чтобы дать командам названия ответьте на вопросы: Какие части слова знаете Что такое приставка Что такое корень Что такое суффикс Что такое окончание Итак название 1 команды корень 2 суффикс 3 окончание. 1 команда: лечить лечение лекарство лекарь.
62783. Наблюдаем за изменениями слов 18.28 KB
  Задачи: Образовательная: познакомить с изменением названий предметов по числам; Развивающая: развивать умение громко рассуждать и доказывать; Воспитывающая: воспитывать интерес любовь и уважение к родному языку.