88164

Развитие экономики США после завоевания независимости

Реферат

Мировая экономика и международное право

Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира и удерживавшая лидерство в мировой экономике последние 100 лет. Своими корнями современная американская экономика восходит к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII веках.

Русский

2015-04-26

137.5 KB

1 чел.

     Уфимский государственный авиационный

Технический университет

Кафедра истории Отечества и культурологи

Развитие экономики США

после завоевания независимости

Студент ФИРТ

Группа

Научный руководитель

Д-р ист. Наук, проф.

Уфа 2014

План работы :

    Введение

  •  Актуальность темы
  •  Литература по теме
  •  Задачи автора

1. Война за независимость

1.2 Декларация независимости США и последствия ее принятия

2. Экономика США 19-ого века

2.1 Джефферсоновская экономика

2.2 Экономика при Джексоне

Заключение

Введение.

  •  Актуальность темы.

Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира и удерживавшая лидерство в мировой экономике последние 100 лет. Своими корнями современная американская экономика восходит к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального хозяйства в небольшое независимое фермерское хозяйство и в конце концов сложнейшую промышленную экономику. В течение этой эволюции Соединенные штаты создавали все более сложные институты, которые бы соответствовали росту страны. При неизменном участии государства в экономических делах степень этого участия в большинстве случаев росла. В последней трети 19 в. экономика США, в отличие от других стран "первого эшелона" модернизации, росла бурными темпами.

  •  Обзор литературы по теме.

Работая над этой темой, мое внимание привлекла различная  литература , но в особенности книга под названием «Нерассказанная история США»/Стоун, Кузник/2014г/1400 с. Подробная история США с интересными фактами, которые не везде освещались. А так же в написании данной работы очень помогала библиотечная литература: энциклопедии. словари, справочники и многое другое.

  •  Задачи автора.

Рассмотреть путь развития экономики США до конца 19 века. Выявить последовательность преобразований  в экономики Соединенных Щтатов Америки. Разобраться в экономических проблемах того времени.

1. Война за независимость и образование США

Война за независимость в Северной Америке была первой буржуазной революцией на Американском континенте. Причиной войны за независимость  послужили различные "поборы"(новые налоги) такие как:
1)
Акт о гербовом сборе, который облагал налогом все документы.
2)
Введение налога на газеты.
3)Обложение таможенными пошлинами ввозимых товаров в американские колонии.
Дальнейшее напряжение во взаимоотношении колоний и Англии вылились в столкновения с жертвами и в итоге к революции
.

В ходе войны были осуществлены демократические преобразования. Война за независимость США стала причиной возникновения нового суверенного государства. Юридические и политические положения, провозглашенные в Декларации, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-экономических и политических преобразований в американских колониях. Впервые в основу формирующейся государственной системы был положен принцип народного суверенитета. Так же впервые на весь мир было провозглашено право народа на революцию, то есть идея о том, что если правительство не отвечает ожиданиям народа, неспособно защитить его естественные права, народ  может, упразднить такую власть и создать новые гарантии обеспечения своей безопасности и благоденствия.

10 мая 1775 года возобновляет работу Континентальный конгресс. Он принимает на себя функции центрального правительства колоний и обладал как законодательной так и исполнительной властью. По его решению была организована первая регулярная армия США и избрание главнокомандующим Джорджа  Вашингтона. 17 июня 1775 года Американская армия наносит первый чувствительный удар Англии при Банкер-Хилле. Военные действия 1775 -1776 году были неоднозначны. 17 июня 1775 года Вашингтон возглавил осаду Бостона, окончившуюся успехом. 13 ноября 1775 года американцы вторгаются в Канаду и захватывают Монреаль, но захват Квебека не удается и в 1776 г. экспедиция терпит провал. Генерал У. Хао , командующий английскими войсками решает использовать стратегическое положение Нью-Йорка и при поддержке эскадры кораблей высаживает в Лонг-Айленде более 17 тыс. солдат и берет город, нанеся американцам тяжелое поражение при Бруклине. 1776-1777 года ознаменовались для американцев неудачами, Вашингтон терпит ряд поражений, но берет реванш при Трентоне и Принстоне.
В 1777 году британское командование планирует нанести удар по Новой Англии. Армия генерала Бургойна, выступив в середине июня из Канады, захватываю форт Тайкондерога, важный в стратегическом отношении и нанеся удар по американским войскам у Хаббартона, принудили их к отступлению. 13 августа  Американцы наносят поражение противникам при Беннингтоне. В августе флот доставляет отряды генерала Хау в Часепецкий залив и высадил вблизи от Американской столицы.

1.2Декларация независимости США и последствия ее принятия
Декларация независимости США – один из основополагающих документов конституционной истории США. В разработке этого документа, конгресс опирался на идейно-политическую поддержку, которая оказывалась как общественностью, так и представительными органами всех колоний. Основным автором текста Декларации явился Т. Джефферсон. На всю работу им было затрачено 17 дней. В редактировании документа участвовали Дж.
 

Адамс и Б. Франклин. День принятия Декларации независимости, 4 июня 1776 года, положил юридическое начало существованию нового государства- Соединенных Штатов Америки и стал для американцев самым главным из всех национальных праздников. Документ был подписан 56 делегатами конгресса, в том числе теми, кто изначально являлись противниками разрыва с Англией. Текст Декларации можно разделить на две части . Первая посвящена теоретическому обоснованию права населения колоний на независимое и самостоятельное существование и основан на теории естественного права. В самом начале говорится о том, что все люди сотворены Создателем равными и наделены некоторыми неотчуждаемыми правами, среди них жизнь, свобода и стремление к счастью. С целью обеспечения этих прав люди создают свои правительства, которые черпают свою справедливую власть из согласия управляемых. Однако, если данное общественно-политическое руководство оказывается не спасительной, а гибельной для народа, то народ вправе изменить или упразднить эту форму и выбрать новое правительство, способное обеспечить безопасность и благоденствие народа. Аргументация состоятельности первого раздела Декларации опирается на теории общественного договора и естественного права, авторами которых являлись великие просветители 17- 18 веков. Права и свободы человека считались прирожденными, вытекающими из самой природы. Это позволяло утверждать, что государство не только не может нарушать эти права, но и должно их защищать. В противном случае под сомнение может быть поставлено не наличие этих прав, а существование той власти, что ограничивает и урезает эти права. Позиция Джефферсона отличалась от пизиции Дж. Локка и взглядов французских просветителей. Основными неотъемлемыми правами были признаны права на жизнь, свободу и стремление к счастью, которое по Локку описано не было и было заменено правом на имущество, которое в Декларации рассматривалось как право , возникающее в ходе исторической эволюции человеческого общества.
Формулировка, предложенная  Джефферсоном увеличивала потенциал Декларации независимости, так как предполагала наличие равных прав у всех людей, независимо от их имущественного положения. Теория о том, что правительство должно осуществлять власть с согласия народа, то здесь прослеживается явное воздействие на составителей теории договорного происхождения государственной власти. Предложенной мыслителями (Г. Гроций,  Т. Гоббс, Б. Спиноза). Суть документа в определенной степени перекликалась с идеями Ковенанта, разработанного «отцами-пилигримами» еще на начальном этапе  американской истории.

    Во второй части документа был изложен подробный перечень всех несправедливостей, допускаемых английским королем в отношении американского народа. Этот раздел является обоснованием законности действий колонистов как вставших на путь войны с метрополией. В заключительной части говорилось, что бывшие английские колонии «суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты. С этого времени они освобождаются от всякого подданства британской короне, и всякая политическая связь между ними и великобританским государством совершенно порывается. В качестве свободных и независимых штатов они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все то, что имеет всякое независимое государство».
Декларация независимости явилась важным эпохальным документом для всей мировой историей. Впервые в основу вновь формирующейся государственной системы был положен принцип народного суверенитета и провозглашено право народа на независимость.
Однако, декларация носила и ограничивающий характер. В ней не определялась форма будущего государственного устройства, а принцип естественного права всех людей относилась только к потомкам белых людей и не относился к индейцам. Так же при окончательном редактировании из нее был исключен пункт в отмену рабства и работорговли – это изъятие было сделано в интересах плантаторов Ю. Так же в угоду Южной Каролине и Джорджии был изъят пункт, осуждающий порабощение жителей Африки. Декларация произвела огромное впечатление в Европе. Она была манифестом народного восстания против «законного» правительства. Она содержала в себе тот круг идей, которое французское Просвещение сделало оружием в борьбе против феодализма.
Когда ход событий приводит  к  тому,  что  один  из  народов вынужден  расторгнуть политические узы,  связывающие его с другим народом,  и занять самостоятельное и равное  место  среди  держав мира,  на  которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к  мнению  человечества  требует  от  него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными  и  наделены  их  Творцом  определенными  неотчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.   Для   обеспечения   этих   прав  людьми   учреждаются правительства,  черпающие  свои  законные полномочия  из согласия управляемых.  В  случае,  если  какая-либо  форма   правительства становится  губительной  для самих этих целей,  народ имеет право изменить  или  упразднить  ее  и учредить  новое  правительство, основанное  на  таких  принципах  и  формах  организации  власти, которые,  как ему  представляется, наилучшим  образом  обеспечат людям безопасность и счастье.  Разумеется,  благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор,  не менялись бы под   влиянием   несущественных   и  быстротечных  обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор,  пока их можно терпеть,  нежели использовать  свое  право  упразднять  правительственные   формы, ставшие для них привычными.  Но когда длинный ряд злоупотреблений и  насилий,  неизменно  подчиненных  одной   и   той   же   цели, свидетельствует  о  коварном  замысле  вынудить народ смириться с неограниченным  деспотизмом,  свержение  такого  правительства  и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа.  Эти колонии  длительное  время  проявляли терпение,  и  только  необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля  Великобритании – это набор бесчисленных несправедливостей и насилий,  непосредственной целью которых является  установление неограниченного деспотизма.  Для  подтверждения  сказанного выше представляем на беспристрастный суд всего человечества  следующие факты. Он отказывался давать свое согласие на принятие законов,  в высшей степени полезных и необходимых для общего блага. Он запрещал своим  губернаторам  проводить   неотложные   и чрезвычайно   важные   законы,   если   только   их  действие  не откладывалось до получения королевского согласия,  но  когда  они таким  способом приостанавливались,  он демонстративно оставлял их без всякого внимания. Он разрешил  проводить  другие  законы,  важные  для   жизни населения обширных округов, только при условии, что оно откажется от права  на  представительство  в легислатуре, то есть от права, бесценного для него и опасного только для тиранов. Он созывал   законодательные   органы  в  непривычных  и  в неудобных  местах,  находящихся  на  большом  удалении  от  места хранения их официальных документов,  с единственной целью измором заставить их согласиться с предлагаемой им политикой. Он неоднократно распускал палаты представителей, мужественно и твердо противостоявшие его посягательствам на права народа. Он  в течение   длительного  срока  после  такого  роспуска отказывал  в  выборах  других  депутатов,   в   результате   чего законодательные полномочия,  которые по своей сути не уничтожаемы, возвращались для  их  осуществления  народу  в  целом;  штат  тем временем  подвергался  всем  опасностям,  проистекавшим  как  от внешнего вторжения, так и от внутренних беспорядков. Он пытался помешать заселению этих штатов, игнорируя по этой причине законы о натурализации иностранцев,  отказывая в принятии других законов, направленных на поощрение  иммиграции,  а  также затрудняя выделение новых земельных участков. Он создавал   препятствия   для  осуществления  правосудия, отказываясь давать согласие на принятие  законов  об  организации судебной власти. Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков  их  пребывания  в  должности,  а  также размера и выплат им жалования. Он создавал  множество  новых  должностей  и  присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию. Он в  мирное  время  содержал  у  нас  постоянную  армию без согласия наших легислатур. Он стремился превратить военную власть в независимую и более высокую по отношению к гражданской власти. Он  объединялся  с  другими лицами,   чтобы  подчинить  нас юрисдикции,  чуждой нашей конституции и  не  признаваемой  нашими законами,     утверждал   их    акты,    претендовавшие    стать законодательством и служившие:

– для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил;

– для    освобождения   посредством   судебных   процессов, являющихся таковыми только по видимости,  от  наказаний  военных, совершивших убийства жителей этих штатов;

– для прекращения нашей торговли со всеми частями света;

– для обложения нас налогами без нашего согласия;

– для  лишения  нас  по  многим  судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;

– для отправки жителей колоний за моря с целью предания  их там суду за приписываемые им преступления;

– для   отмены   свободной  системы  английских  законов  в соседней  провинции  путем   установления  в  ней  деспотического правления и расширения ее границ таким образом, чтобы она служила одновременно примером и готовым инструментом для введения  такого же абсолютистского правления в наших колониях;

– для  отзыва  предоставленных  нам  хартий,  отмены  наших наиболее полезных  законов  и  коренного  изменения  форм  нашего правительства;

– для   приостановления  деятельности  наших  легислатур  и присвоения себе  полномочий  законодательствовать  вместо  нас  в самых различных случаях.

Он отказался от управления колониями,  объявив о лишении нас его защиты и начав против нас войну. Он грабил нас на море, опустошал наши берега,  сжигал  наши города и лишал наших людей жизни. Он  в  настоящий   момент   посылает  к  нам  большую армию иностранных наемников с тем,  чтобы окончательно  посеять  у  нас смерть,  разорение  и установить тиранию,  которые уже нашли свое выражение в фактах жестокости и вероломства,  какие едва ли имели место даже в самые варварские времена, и абсолютно недостойны для главы цивилизованной нации. Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, воевать против своей страны,  убивать своих друзей и братьев либо самим погибать от их рук. Он подстрекал   нас   к   внутренним   мятежам  и   пытался натравливать  на  жителей  наших  пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению  людей,  независимо  от  возраста,  пола  и семейного положения.
В ответ на эти притеснения мы каждый раз  подавали  петиции, составленные в самом сдержанном тоне, с просьбой о восстановлении наших прав:  в ответ на наши  повторные  петиции  следовали  лишь новые несправедливости.  Государь, характеру которого присущи все черты,  свойственные тирану,  не может быть правителем свободного народа.
В  равной степени  не  оставляли  мы  без  внимания  и наших британских братьев.  Время от времени  мы  предостерегали  их  от попыток   парламента   незаконным  образом  подчинить  нас  своей юрисдикции.  Мы напоминали им  о  причинах,  в  силу  которых мы эмигрировали  и  поселились здесь.  Мы взывали к их прирожденному чувству справедливости и великодушию и заклинали их, ради  наших общих   кровных   уз,   осудить   эти   притеснения,   которые  с неизбежностью должны были  привести  к  разрыву наших  связей  и общения.  Они  также оставались глухими к голосу справедливости и общей крови.  Поэтому мы вынуждены признать неотвратимость нашего разделения  и рассматривать их,  как мы рассматриваем и остальную часть человечества,  в качестве врагов во время войны,  друзей  в мирное время.
Поэтому  мы,  представители   соединенных   Штатов  Америки, собравшись на общий  Конгресс,  призывая  Всевышнего подтвердить честность  наших  намерений,  от  имени  и по уполномочию доброго народа этих колоний,  торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные  колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по  отношению  к  британской  короне и что все политические связи между  ними  и Британским  государством  должны  быть  полностью разорваны,  что  в  качестве  свободных  и независимых штатов они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы,  вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на  что  имеет  право  независимое  государство.  И   с   твердой уверенностью   в   покровительстве  Божественного Провидения  мы клянемся  друг  другу  поддерживать  настоящую  Декларацию  своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.

 Завершив весь вопрос,  я пришла к выводу ,что провозгласить независимость Соединенных Штатов вовсе не означало обеспечить ее на деле. Для этого надо было еще пройти через тяжелую, длительную, шедшую с переменным успехом войну с Англией.Однако она стоила того, что бы Соединенные Штаты Америки признали как государство.

 Таким образом, характер войны за независимость показал насколько сильно было стремление жителей колоний  стать гражданами независимого суверенного госуд-ва
Декларация независимости США стала не только "свидетельством о рождении" нового государства, но и признанным памятником американской литературы.Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, "справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, "право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности"

2.. Экономика США 19-ого века

Приход к власти Джефферсона открыл новый этап в общественно-политическом и экономическом развитии страны, который получил название Джефферсоновская демократия. Она охватывает период 2 президентских срока правления Джефферсона, с 1801 по 1809 год и до 1825 года. Джефферсоновская демократия-это постепенный углубляющийся курс на либерализацию и демократизацию общественно-политической и экономической жизни США. Суть этого курса заключается в том, что Джефферсоновские демократы пошли на упрочение демократических завоеваний Американской революции. Дело в том, что когда федералисты поняли, что они теряют власть в стране, в 1791 году они приняли антидемократическое законодательство, которое заключалось в том, что оппозицию поддерживало очень много недавних эмигрантов. Значит, нужно было по этим эмигрантам ударить.Были принятые законы.

Спикер палаты представителей, нижней палаты Конгресса США Клей предложил Американскую систему. Суть ее заключалась в двух аспектах: внешний аспект предусматривал отказ американской экономики от ориентации на Европу, и обратить пристальное внимание на западное полушарие. В это время в Латинской Америке вели борьбу за свою независимость с испанцами и португальцами. В этих условиях Америка как старший брат выступала патроном этого западного полушария, была центром и финансовым и торгово-экономическим. Внутренний аспект – надо было защитить американскую экономику от конкурентного влияния со стороны Европы. Каким образом? Путем принятие протекционистских пошлин на внешнюю торговлю, поднять пошлины так, чтобы американская промышленность развивалась, обеспечить «зонтик», тепличные условия к европейской конкуренции, чтобы европейские дешевые товары не душили американские.

Была предпринята новая социально-экономическая политика. При федералистах государственный долг рос, а при республиканцах Джефферсона за 10 лет на 2/3 его погасили, при этом отменили многие, введенные федералистами одиозные налоги, которые вызывали недовольство и восстания, типа акцизов. Вы сами покупаете бутылки со спиртным, и там акцизные марки наклеены; или налоги на окна. Например, построил дом, там 3 окна, вот и будешь платить налог за 3 окна, за дневной свет. Вот такие нелепые законы они отменили.

Самое главное, они пошли по пути удевшевления государственного аппарата, были сокращены государственные расходы на управление.

И самое главное – Америка не собиралась ни с кем воевать, и были сокращены дорогостоящие вооруженные силы. Например, флот практически весь распродали, и сократили армию до 2,5 тысяч вместо 25 тысяч. Гигантская экономия средств, несмотря на то, что налоги были снижены, тем не менее в карманах американцев стали оставаться значительные средства, которые они пустили на 2 вещи: не на выпивку и женщин, а на повышение своего благосостояния и вклады, дополнительные инвестиции в развитие рыночной экономики, совместная покупка земли, организация семейных ферм, в трактиры, городское хозяйство.

В итоге Джефферсоновская демократия способствовала дальнейшему быстрому росту американской экономики и либерализации, демократизации государства.

В 1819 году в Европе начался сильный экономический кризис, который перекинулся в США, поскольку экономика была очень связана. Практически вся американская экономика работала на экспорт. В Европе вплоть до 1815 года шли Наполеоновские войны, и американские товары шли на ура по повышенным ценам.

2.1 Джефферсоновская экономика

Много лет спустя, после того как Джефферсон уже покинул президентский пост, он характеризовал свою победу на выборах как «революцию 1800 года… настоящую революцию в принципах, на которых зиждется наше правительство; тогда как в 1776 году мы имели революцию формы». Изначально Джефферсон придерживался доктрины централизованного правительства с ограниченными полномочиями, которое регулировало бы отношения штатов между собой и с другими государствами, а во всех прочих вопросах полагалось на их решения. Однако с течением времени партия Джефферсона все больше становилась похожей на оппонентов из лагеря федералистов. Теперь республиканцы более терпимо относились к расширению полномочий федерального правительства и многое сделали для создания современной рыночной экономики.

Однако президент Джефферсон оставался верен своим принципам. Благодаря планомерно проводимой политике ему удавалось сдерживать власть национального правительства. Внутри страны республиканцы уменьшили государственный долг, урезали военные расходы, отменили внутренние налоги (оставив лишь таможенные пошлины) и благополучно отправили в небытие национальный банк, равно как и законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. В качестве сфер деятельности федеральному правительству остались почта, управление общественными землями и взаимоотношения с индейскими племенами. На внешнеполитической ниве сторонники Джефферсона намеревались поддерживать свободу, противостоять деспотизму и строить изначально мирное республиканское общество, основанное не на силе, а на методах «мирного сдерживания».

Далее следует перейти к концепции социально-экономического развития США, которая, по замыслу Джефферсона, должна была стать гарантом демократического режима в США. В «Общем обзоре прав Британской Америки»36 1774 г. Джефферсон впервые преподнёс на рассмотрение тему демократической реорганизации в Северной Америке. В центральном для исторических судеб территорий вопросе – аграрном, он встал на сторону неимущих и малоимущих. Джефферсон видел в Американской революции возможность реализации своей мечты, поэтому уже в преддверие её выдвинул готовую программу коренных аграрных преобразований. Однако сам Джефферсон не считал эти преобразования слишком радикальными, так как, по его убеждению, они были предначертаны Америке самой природой, которая наделила её обширными и свободными плодородными землями. С целью разделения этих земель между неимущими и утвердить демократическую фермерскую республику, нужно было, по мнению Джефферсона, только предоставить каждому американцу возможность занимать и обрабатывать их37. Вследствие этого, в июне 1776 г. он выносит на рассмотрение виргинской ассамблее проект конституции штата, согласно ней все незанятые земли становятся общественным достоянием и используются исключительно для безвозмездного наделения каждого неимущего участком в 50 акров38. Также Джефферсон выдвигал предложения об ограничении собственности крупных частных землевладельцев – латифундистов. Более того, Джефферсон вносил на рассмотрение закон об отмене майората, мотивируя это тем, что старшие обладают равными возможностями и потребностями со своими братьями и сёстрами, таким образом, на долю старшего должна приходиться равная часть наследства. Введение прогрессивного налогообложения земельной собственности39 – также входит в список его предложений. Однако эти предложения существенно ущемляли интересы рабовладельцев40. Здесь возникает вопрос – что заставило Джефферсона пренебречь интересами своего класса и создать программу будущего фермерской Америки. Ответ можно найти в его мировоззрении, котором отразились и воплотились противоречивая американская реальность и та эпоха, в которой он жил – эпоха Просвещения.

Американская реальность XVIII в. – это сочетание резких контрастов. С одной стороны узкая полоска освоенных приатлантических районов, где укреплялось социальное расслоение: разделение на богатых землевладельцев и плантаторов-рабовладельцев и неимущих чёрных рабов и законтрактованных слуг. С другой стороны, немного западнее этих территорий властвовали законы американской границы, где каждый белый поселенец был сам себе хозяин, где царили грубые, но демократические обычаи и нравы. По этой причине, происходил постоянный отток белых американцев на запад, с частым незаконным присвоением незанятых земель, при этом поселенцы отказывались платить налоги. В то же время, у «восточных властей»» не было реальных возможностей подчинить запад своим законам. В связи с этим, Северная Америка представлялась в глазах иммигрантов как земля обетованная, где даже самый последний бедняк мог утвердить своё достоинство и добиться процветания, где есть возможность установить «царство разума», избавленного от социальных контрастов и политического неравенства. Это и была завораживающая в то время многие умы так называемая «американская мечта»41. К таким умам и принадлежал Томас Джефферсон.

В то время в образованных американских семьях воспитывались в условиях, когда интерес к деятелям Просвещения, к таким как Локк, Монтескье и Вольтер, достиг апогея. К тому же идеи просветителей отвечали потребностям буржуазного развития провинций. В условиях мощного общего подъёма свободолюбивых настроений в Северной Америке и острой критики колониального гнёта формировалось мировоззрение плантаторов, к которым и принадлежал Джефферсон.

Развивая демократические идеалы, Джефферсон тем не менее шёл и на всяческие компромиссы с плантаторами, что, свою очередь, обусловило противоречивость его политического поведения. Например, он предлагал развитие неосвоенных западных земель как республики мелких фермеров, свободной от рабства сосуществующей вместе с юго-восточными рабовладельческими штатами. Однако и эта компромиссная идея не нашла поддержки у плантаторов42. Более того, давление плантаторских кругов, которые выступали за распродажу западных земель крупными участками, заставило Джефферсона отказаться от идеи наделения всех неимущих небольшими бесплатными участками. Однако, по мнению В. В. Согрина, нельзя оценивать эволюцию аграрной программы Джефферсона без учёта того, что уступки в данном вопросе вовсе не означали отказа от его демократических идеалов. Кроме того, в будущем, в том числе и в годы президентства, он приложил большие усилия для облегчения доступности западных земель американскому фермерству43, поскольку и в революционный, и в послереволюционный период Джефферсон видел Америку как, прежде всего, аграрную страну, населённую по преимуществу мелкими независимыми фермерами.

По утверждению Джефферсона, аграрный путь развития исключает возможность массовой нищеты, в отличие от промышленных стран, аграрные защищены от политической коррупции и разложения нравов и моральных устоев44. Главным преимуществом фермеров Джефферсон считал их политическую стабильность, т.к. «каждый благодаря собственности, которой он владеет, или в силу своего удовлетворительного положения заинтересован в поддержании законов и порядка»45. Также Джефферсон видел в аграрном пути, кроме морально-политической целесообразности, ещё и нерушимую экономическую основу46.

Однако при соотнесении идей Джефферсона с американской действительностью, были выявлены очевидные уязвимости. Главное из них состоит в том, что верховное положение в сельском хозяйстве США занимали плантаторы-рабовладельцы, а не фермеры. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при реализации Джефферсоном своей аграрной политики были бы неизбежны противоречия плантаторов и фермеров, что бы привело, в свою очередь, к распаду их союза, при котором руководящая роль досталась бы плантаторам. По этой причине именно плантаторы стали основой в созданной под руководством Джефферсона республиканской партии.

Довольно часто при изучении данного вопроса используют противопоставление Гамильтона и Джефферсона как противопоставление реалиста и идеалиста. Гамильтон ратовал за развитие США по промышленному пути. Однако аграрный путь развития США, с её огромными земельными площадями, являлся более реалистичным и рациональным. В то время США оставались глубоко сельскохозяйственной страной, а наличие обширных неосвоенных земель являлось, с точки зрения просветителя, залогом дальнейшего развития ферм и сельских округов, а не мануфактур и городов.

Суммируя вышеизложенное можно сделать вывод, что Джефферсон разработал программу развития страны на основе тех реалий, которые существовали на тот момент и его аграрная концепция социально-экономического развития страны отвечала больше, чем промышленный её аналог, тем требованиям и условиям, которые имели США. Таким образом, рассмотрев данную концепцию, мы пришли к выводу, что идеалом Джефферсона была республика, опорой которой должны были стать обеспеченные, самодостаточные, богобоязненные фермеры. Именно в фермерстве как социальной основе демократического и политического режима он видел значимость и ценность аграрного пути в развитии экономики.

Выиграв выборы 1800 г., Джефферсон стал третьим президентом США. Он пробыл на этом посту два срока, соответственно с 1801 по 1809 гг. Это был первый случай перехода политической власти от одной партии – федералистской к другой – республиканской, провозгласившей это событие «революцией 1800 г.», не уступающей по важности революции 1776 г.47.

Однако в публичных выступлениях президентского периода Джефферсон не обращался к теме развития в США принципов прямого народовластия, которые занимали одно из важных мест, как в его воззрениях, так и в идеологии республиканской партии в предшествующий период48.

Самым острым вопросом внутренней политики республиканцев являлся вопрос о рабстве, подход к которому наиболее полно отражает противоречивость и ограниченность демократии Джефферсона, которая включала в себя требования распространения буржуазно-демократических прав и свобод на широкие слои белого населения, но не выдвинувшей никаких действенных мер по уничтожению рабства, надеясь только на постепенные способы борьбы с ними. Среди идей Президента Джефферсона, с которой он выступил ещё в период войны за Независимость, и которой он придерживался и далее, была идея о репатриации негров из США49. Являясь президентом, Джефферсон, в отличие от периода Революции, воздерживался от публичной критики рабства, высказывая своё мнение о ней только в частной переписке. В 1807 г. Конгресс принял законопроект, согласно которому был введён запрет на ввоз в США с 1 января 1808 г. рабов из Африки. Взамен ввоза новых рабов плантаторы покупали их в специализировавшихся на их «разведении» штатах50.

Демократическую окраску имела военная доктрина республиканцев и администрации Джефферсона, которая не изменил распространённому в идеологии Просвещения принципу, по которому создание и содержание регулярной армии и флота в мирное время не совместимо с основами демократического правления. Джефферсон утверждал, что в мирное время штаты должны полагаться только на милицейские формирования, в которые Президент предлагал брать американцев от 18 до 26 лет. Регулярную армию Джефферсон постепенно сокращал, намереваясь ликвидировать её совсем. В письме к Хамфрису 1789 г.51 Джефферсон писал: «Существуют также инструменты настолько опасные для прав народа, ставящие эти права в зависимость от милости тех, кто управляет…. Таким инструментом является постоянная армия, сохраняющаяся под ружьем в мирное время»52.

Подводя итог, действия Джефферсона в общественно-политической сфере носят противоречивый характер. Ввоз рабов в США был запрещён, хотя в целом вопрос о рабстве так и не был решён. Демократическая военная доктрина Джефферсона, которая изначально принесла положительный эффект, далее потерпела крах. Однако партия джефферсоновских республиканцев сумела реализовать в стране развёрнутый альтернативный вариант развития взамен скомпрометировавшего себя политическому и экономическому курсу федералистов, тем самым значительно улучшив обстановку в стране. Что касается склонности Джефферсона к компромиссам, то это свидетельствует скорее не о двуличности Президента, а о большом таланте адаптироваться к новым условиям и, исходя из них, реализовывать свою программу с учётом изменений внешнего мира.

Тем не менее, при администрации Джефферсона также были сделаны шаги и для установления в США аграрного общества, опору которого по замыслу Джефферсона составляли мелкие независимые фермеры. Например, 26 марта 1804 г. Конгрессом был издан указ, согласно которому снижалась, по сравнению с актом 1800 г., минимальная цена за акр продаваемой земли с 2 до 1,64 долларов, а минимальный размер поступающего в продажу участка с 320 до 160 акров. Таким образом, был сделан ещё один шаг к утверждению фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве США53.

Однако Джефферсону в некоторых случаях приходилось идти на уступки доктринам федералистов под давлением объективных требований развития американской экономики. Уже в начале президентства ему пришлось отказаться от основополагающей доктрины республиканской партии – развития страны по «чистому» аграрному пути54. Джефферсону пришлось отказаться от идиллических надежд на создание республики «избранного богом народа» и обратится за поддержкой к торгово-промышленной буржуазии. В первом же ежегодном послании Конгрессу он заявил, что наряду с благополучием фермерства, благосостояние страны опирается на мануфактуру, торговлю и судоходство, подчеркнув тем самым свою заинтересованность в их успехах55. Президент вёл своё дело к постепенному превращению своей партии из преимущественно аграрной в аграрно-торгово-промышленную56. Из этого можно сделать вывод, что Джефферсон являлся большим мастером в искусстве объединения разнородных политических и экономических интересов под эгидой одной партии. При Джефферсоне роль сельского хозяства в экономике значительно усилилась и возросла.

2.2 Экономика при Джексоне

После того, как Илай Уитни изобрел хлопкоочистительную машину в 1793 г., развитое ранее в небольших масштабах на юге хлопководство пережило настоящий бум. Колонисты Юга покупали земли у мелких фермеров, которые зачастую уезжали дальше на запад. Вскоре существовавшие за счет рабского труда большие плантации сделали отдельные семейства очень богатыми.

Однако не только южане двигались на запад. Иногда целые деревни на востоке снимались с насиженных мест и основывали новые поселения на более плодородных землях Среднего Запада. И хотя западных поселенцев часто представляют крайне независимыми противниками какого-либо правительственного контроля или вмешательства, они в действительности прямо или косвенно получали большую государственную поддержку. Построенные правительством национальные дороги и водные пути такие, как Камберлендская платная дорога (1818 г.) и канал Эри (1825 г.), помогали новым переселенцам мигрировать на запад, а позже поставлять на рынок сельскохозяйственную продукцию Запада.

Многие американцы как бедные, так и богатые идеализировали ставшего президентом в 1829 г. Эндрю Джексона потому, что он начал жизнь в бревенчатой хижине на Фронтире. Президент Джексон (1829 -1837 гг.) был против гамильтоновского преемника Национального банка, который по его мнению отдавал предпочтение коренным интересам Востока в ущерб Запада. Когда он был избран на второй срок, Джексон выступил против продления лицензии (хартии) банка и нашел поддержку в Конгрессе. Их действия подорвали доверие к американской финансовой системе и вызвали панику среди предпринимателей в 1834 и 1837 гг.

Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. Пароход сделал речной транспорт быстрее и дешевле, однако еще больший эффект имело строительство железных дорог, открывших для развития огромные пространства новых территорий. В первые годы своего развития железные дороги получали большую государственную поддержку в виде земельных грантов, как это было с каналами и дорогами. Однако в отличие от других видов транспорта железные дороги также привлекали значительный местный и европейский частный капитал.

В эти бурные дни не было недостатка в планах как быстро разбогатеть. Финансовые воротилы мгновенно сколачивали огромные состояния в то время, как многие теряли свои сбережения. И все же прозорливость, иностранные капиталовложения, открытие золота и большая приверженность американского общества и частного капитала позволили создать разветвленную железнодорожную систему и заложить основу индустриализации страны.

Завершив 2-ой вопрос, я пришла к выводу, что в последней трети 19 в. экономика США, в отличие от других стран "первого эшелона" модернизации, росла бурными темпами. В стране к 1880 г. стоимость промышленной продукции в ВВП уже более чем в 2 раза была выше сельскохозяйственной. Если в 1860 г. США производили 17 % мировой промышленной продукции, занимая второе место после Великобритании (32 %), то в 1880 г. удельный вес американской и английской промышленности в мировом производстве уже сравнялся - по 28 %. В 1890 г. США обеспечивали уже 31 % мирового промышленного производства, обогнав "мастерскую мира" Англию, а в 1913 г. - 36 %.

  •  Заключение.

Экономическое развитие США шло быстрыми темпами. Доля США в мировом промышленном производстве возросла с бы в 1820г. до 15% в 1860 г. К началу Гражданской войны США занимали 4-е место в мире по объему промышленного производстве! Но в первой половине XIX века США представляли собой аграрную страну: в 1800 г. 96% населения проживало в сельской местности и было занято сельским хозяйством. Подавляющее большинство сельского населения составляли фермеры. После войны за независимость в США сложились два крупных экономических района: Север и Юг. На Севере происходил промышленный переворот, на Юге укреплялось плантационное рабовладельческое хозяйство. В осваиваемых районах Дикого Запада развивалось фермерство. Различие в путях экономического развития Севера и Юга оказало огромное влияние на весь ход последующей истории страны.

Мы можем придти к выводу, что Бурное развитие экономики, начавшееся после окончания Гражданской войны (1861-1865), превратило США к концу XIX в. в лидера мировой экономики по объему национального производства и производительности труда. Динамичный экономический рост США определялся научно-техническим прогрессом. В стране началась электрификация промышленности, транспорта, быта. В ходе индустриализации широко применялись новейший научно-технический опыт европейских стран, достижения американской инженерной мысли.
Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика способствовала повышению цен внутри страны и росту прибыли предприятий. Для притока иностранных инвестиций не существовало никаких преград. Американский экспорт в 60-90-х годах почти утроился вследствие повышения конкурентоспособности американских товаров. В последней трети XIX в. темпы роста тяжелой промышленности превышали аналогичные показатели легкой промышленности. По выплавке чугуна, стали и добыче угля США уже в середине 90-х годов обогнали Англию. В начале XX в. железные дороги связали между собой все штаты. Были построены четыре трансконтинентальные магистрали. Необходимость повышения квалификации рабочей силы дала толчок возникновению и расширению сети общеобразовательных и профессиональных школ. Значительно возросли производительность и интенсивность труда в сельском хозяйстве. Этому способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. Высокие темпы роста сельскохозяйственного производства позволили США в короткий срок стать одним из основных поставщиков хлеба и мяса на мировой рынок.
Общественность США посчитала монополизацию целых отраслей промышленности недопустимым и настояла на принятии в 1890 г. антитрестовского законодательства. Однако формулировки закона первоначально были нечеткими, тресты легко обходили все запреты. Для этой цели, в частности, был изобретен новый финансовый тип объединения - холдинг

Литература.1. Малая энциклопедия стран. - М.:Торсинг, 2001.

2.  Новая история стран Европы и Америки. Первый период. - М.:Высш. школа, 1997. - 415с.

3. Шпотов Б.М. Промышленный переворот в США: В 2 ч. М., 1991

4. Ефимов А.В. Пути развития капитализма: Доимпериалистический период.. М., 1969

5. Деменьтьев И.П. Американская историография гражданской войны в США (1861-1865) М., 1963

6. Бурин С.Н. На полях сражений гражданской войны в США М., 1988

7. Новая история стран Европы и Америки: первый период, под ред. Юровской Е.Е. и Кривогуза И.М., М., 1998

8. США. История. Колониальная Эра/Энциклопедия Кольера

9.Экономика США. Под ред. В.Б Супяна/2003 г/Питер/656 с.

10.Мировая Экономика. Ломакин В.Н :2002 г/735 с

11.Экономикс. Экспресс-курс/Бернанке Б.С, Фрэнк Р/2012 г/713 с.

12. Международная экономика/Миклашевская Н.А, Холопов А.В/2004г/320 с.

13. Нерассказанная история США/Стоун, Кузник/2014г/1400 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16158. Мировая сделка, использование в коммерческом обороте. Учебное пособие 2.71 MB
  Мировая сделка: использование в коммерческом обороте Введение Из всех способов прекращения споров порождаемых между людьми теми разнообразными до бесконечности отношениями в которые они становятся друг к другу самым счастливым по своим последствиям являет
16159. Теория и практика полемики. Учебное пособие 282.5 KB
  В. Б. Родос Теория и практика полемики Раздел первый Введение Многолетняя богатая блестящими идеями переписка между А. Эйнштейном и Н. Бором – быть может самый хорошо изученный пример научной полемики. Лучший но далеко не единственный пример продуктивного и
16160. Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Учебное пособие 1.44 MB
  Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности Вступительная статья Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется комплексом законодательства представляющим различные отрасли права основ
16161. Незаконный оборот оружия. Учебное пособие 324.5 KB
  В работе излагаются вопросы регламентации оборота оружия в международных правовых актах, комментируются концепции регулирования международной торговли оружием на примере законодательств США и Германии. Основное внимание уделено уголовно-правовой характеристике незаконного оборота оружия по Уголовному кодексу Российской Федерации
16162. Квалификация контрабанды. Учебное пособие 565 KB
  Основная часть работы посвящена уголовно-правовому анализу состава контрабанды. Дается характеристика квалифицированных видов контрабанды, затрагиваются некоторые вопросы разграничения контрабанды и смежных составов преступлений
16163. Синтетические наркотики, вопросы расследования преступлений. Учебное пособие 3.36 MB
  Сергей Александрович Розанов Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений Серия Закон и практика В. Усманов Г. Михайлова В. Земских А. Михайлов Н. Биржаков Е. Трофимова Н. Солнцева С. Шевякова Главный редактор Заведующий редакцией Выпуска...
16164. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. Учебное пособие 346.5 KB
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ в зарубежных странах Москва Юридическая литература 1994 67 080 Работа подготовлена коллективом сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: п...
16165. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Учебное пособие 134.5 KB
  В пособии в форме тематической лекции, прочитанной в УрЮИ МВД России, рассматриваются понятие, цели, условия, основания, мотивы и процессуальный порядок производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также основания освобождения лица от подозрения. Проводится разграничение фактического, административного, уголовно-процессуального задержания и заключения под стражу
16166. Криминалистика, тактика, организация и методика расследования преступлений. Учебное пособие 884.5 KB
  Учебник предназначен для слушателей факультета заочного обучения. В нем рассмотрены темы курса криминалистики по тактике, организации и методике расследования преступлений в соответствии с рабочей программой по криминалистике для Волгоградского юридического института России