88167

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ИТ-УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Системы управления учебным заведением должны решать задачи учета планирования контроля обмена информацией документооборота. Применение автоматизированной информационной системы для образовательных учреждений должно насытить информационную среду учебного процесса следующими возможностями: автоматизация...

Русский

2015-04-26

41 KB

1 чел.

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА

ИТ-УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Картузов А.В., Чебоксары

Для выбора способов и средств управления учебным процессом автором было проведено комплексное исследование на примере высшего учебного заведения [1].

Системы управления учебным заведением должны решать задачи учета, планирования, контроля, обмена информацией, документооборота. Ключевым фактором построения АИС является единая техническая политика, стандартизация, унификация и интеграция компонентов с обязательными исследованиями в области построения инфологических моделей системы образования. Кроме того, система должна быть адаптируемой к изменениям в Российском образовании и применению в различных учебных заведениях: средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

Применение автоматизированной информационной системы для образовательных учреждений должно насытить информационную среду учебного процесса следующими возможностями:

  •  автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости аудиторий, формирование учебных планов);
  •  поддержка электронной формы документооборота, доступность всех нормативных документов;
  •  доступность и открытость результатов учебного процесса (электронные журналы и рейтинги учащихся и учителей);
  •  мониторинг качества образования (анализ и формирование отчетов по результатам обучения);
  •  хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;
  •  наличие достаточного объема цифровых образовательных ресурсов;
  •  обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса,  доступность всех информационных ресурсов внутри учебного заведений.

Создание информационной среды позволит учителю реализовать следующие возможности:

  •  доступность и большой объем информационных ресурсов как внутри школы, так и дома;
  •  наличие электронных инструментов подготовки и проведения уроков разного типа (демонстрация, тренинг, контроль);
  •  автоматизация в выведении четвертных и годовых оценок;
  •  активизация к использованию разных педагогических технологий (программное обучение, проектный метод, развивающее обучение и др.);
  •  более тесное сотрудничество с родителями;
  •  возможность обмена методическими разработками с педагогами своей школы и коллегами из других школ, выполненных в едином формате;
  •  привлечение к учебному процессу специалистов разного уровня;
  •  реализация дифференцированного обучения;
  •  построение индивидуальной траектории обучения для отдельных групп учащихся (одаренные дети, дети-инвалиды и др.).

В результате проведенных работ достигнута одна из главных целей информатизации сферы управления учебным заведением - эффективное обеспечение высшего руководства института и руководителей подразделений достоверной стратегической и оперативной информацией, поддержка принятия решений административно-управленческим персоналом.

Информатизация учебного заведения позволила осуществить решение целого ряда сложных научных, производственно-технических и социальных задач:

  1.  Информатизацию органов управления,  обеспечивающую реализацию новых функций и совершенствование качества и эффективности методов управления;
  2.  Информатизацию учебного процесса,  обеспечивающую  различные формы компьютерного образования и значительно расширяющую возможности и повышающую  качество  образовательного  процесса;
  3.  Информатизацию  научной  деятельности,  обеспечивающую доступ к  различным  банкам  научной информации и электронным библиотечным фондам и активное участие сотрудников и студентов  в  российских и международных научных программах.
  4.  Внедрение существующих, а также разработка, развитие и применение новых информационных технологий,  создание технологической базы информатизации;
  5.  Подготовка кадрового состава и повышение «информационной» культуры пользователей.

Разработка и внедрение АИС еще раз доказала, что задача повышения эффективности управления вузом может быть решена и даст необходимый социальный и экономический эффект только при переходе от локальных подсистем управления вузом к интегрированной информационно-аналитической системе. Наша информационная система позволила охватить различные стороны учебного процесса, автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление финансами, позволила оперативно реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию, обеспечила информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза.

На примере АИС готовится комплект программ повышения квалификации директоров средних общеобразовательных школ, руководителей отделов информатизации вузов и ссузов, методические рекомендации с перечнем практических и лабораторных работ по внедрению данных методов управления учебными заведениями. По итогам анкетирования участников будут подведены итоги педагогического эксперимента по реализации задачам профессиональной подготовки специалиста педагогического профиля для управления учебным заведением в области ИТ.

Литература:

  1.  Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. Монография.- Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007.– 292 с.
  2.  Картузов А.В. Информационные технологии в совершенствовании управления учреждением образования // Информатизация образования – 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.- Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, 2007.- С. 215-220
  3.  Картузов А.В. Новые информационные технологии для автоматизации учебного и управленческого процессов / А.В. Картузов, С.О. Терентьев // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 4.- Чебоксары: Руссика, 2005.- С. 361-366
  4.  Картузов А.В. Роль информатизации в учебном процессе вуза / А.В. Картузов, Ю.П. Леванов // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект».- Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006.- С. 145–146


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1890. Задача синтеза 14.33 KB
  Задана система булевых функций. Задан или выбран по заданным критериям (быстродействие, надёжность, стоимость, условия эксплуатации) элементный базис проектирования – система логических элементов.
1891. Синтез комбинационных схем на ПЛМ 16.61 KB
  Процесс синтеза сводится к минимизации системы. Выбранные конъюнкции реализуем на очередной ПЛМ. Проектирование систем ПЛМ с учётом ограничений.
1892. Синтез комбинационных схем на мультиплексорах 23.54 KB
  Набор значений на адресных входах z1…zn определяет подключение к выходу одного из информационных входов, двоичный код номера которого совпадает с этим набором(z1-младшая переменная).
1893. Особенности синтеза многоуровневых схем. Методы вынесения за скобки и допустимых конфигураций 26.87 KB
  Многоуровневая реализация на основе скобочных форм. Особенности синтеза многоуровневых схем методом допустимых конфигураций (д.к.).
1894. Общая постановка задачи анализа схем. Универсальные и специальные методы анализа. Анализ схем в базисе И-НЕ 16.23 KB
  Проверка правильности схемы. Функциональный анализ. Алгоритм анализа схем на элементах И-НЕ методом построения эквивалентных схем.
1895. Логическое и временное моделирование схем. Методы параллельного и событийного моделирования. Понятие риска, классификация и методы его обнаружения 21.62 KB
  Моделирование КС заключается в том, что по функциональной схеме и входному набору (заданным значениям сигналов на всех входных полюсах схемы) вычисляются значения сигналов на выходах всех элементов схемы (внутренних и выходных).
1896. Неисправности в комбинационных схемах. Модель константных неисправностей. Особенности проявления неисправностей в схемах из элементов И-НЕ 24.47 KB
  Проверяющий и диагностирующий тесты. Процедура построения диагностирующего теста. Особенности проявления неисправностей в схемах из элементов И-НЕ. Процедура построения двухуровневого диагностирующего теста.
1897. МЭО и ВТО 748.34 KB
  Мировая торговля товарами и услугами. Международное движение капитала. Международные валютные расчеты. Система учета международных операций в форме платежного баланса. Национальная политика в области внешней торговли. ВТО в мировой экономической системе.
1898. Lessons In Electric Circuits, Volume V Reference 611.21 KB
  DC circuit equations and laws. Capacitor sizing equation. Series and parallel component equivalent values. Value of time constant in series RC and RL circuits. Calculating time at specied voltage or current.