88167

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ИТ-УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Системы управления учебным заведением должны решать задачи учета планирования контроля обмена информацией документооборота. Применение автоматизированной информационной системы для образовательных учреждений должно насытить информационную среду учебного процесса следующими возможностями: автоматизация...

Русский

2015-04-26

41 KB

1 чел.

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА

ИТ-УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Картузов А.В., Чебоксары

Для выбора способов и средств управления учебным процессом автором было проведено комплексное исследование на примере высшего учебного заведения [1].

Системы управления учебным заведением должны решать задачи учета, планирования, контроля, обмена информацией, документооборота. Ключевым фактором построения АИС является единая техническая политика, стандартизация, унификация и интеграция компонентов с обязательными исследованиями в области построения инфологических моделей системы образования. Кроме того, система должна быть адаптируемой к изменениям в Российском образовании и применению в различных учебных заведениях: средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

Применение автоматизированной информационной системы для образовательных учреждений должно насытить информационную среду учебного процесса следующими возможностями:

  •  автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости аудиторий, формирование учебных планов);
  •  поддержка электронной формы документооборота, доступность всех нормативных документов;
  •  доступность и открытость результатов учебного процесса (электронные журналы и рейтинги учащихся и учителей);
  •  мониторинг качества образования (анализ и формирование отчетов по результатам обучения);
  •  хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;
  •  наличие достаточного объема цифровых образовательных ресурсов;
  •  обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса,  доступность всех информационных ресурсов внутри учебного заведений.

Создание информационной среды позволит учителю реализовать следующие возможности:

  •  доступность и большой объем информационных ресурсов как внутри школы, так и дома;
  •  наличие электронных инструментов подготовки и проведения уроков разного типа (демонстрация, тренинг, контроль);
  •  автоматизация в выведении четвертных и годовых оценок;
  •  активизация к использованию разных педагогических технологий (программное обучение, проектный метод, развивающее обучение и др.);
  •  более тесное сотрудничество с родителями;
  •  возможность обмена методическими разработками с педагогами своей школы и коллегами из других школ, выполненных в едином формате;
  •  привлечение к учебному процессу специалистов разного уровня;
  •  реализация дифференцированного обучения;
  •  построение индивидуальной траектории обучения для отдельных групп учащихся (одаренные дети, дети-инвалиды и др.).

В результате проведенных работ достигнута одна из главных целей информатизации сферы управления учебным заведением - эффективное обеспечение высшего руководства института и руководителей подразделений достоверной стратегической и оперативной информацией, поддержка принятия решений административно-управленческим персоналом.

Информатизация учебного заведения позволила осуществить решение целого ряда сложных научных, производственно-технических и социальных задач:

  1.  Информатизацию органов управления,  обеспечивающую реализацию новых функций и совершенствование качества и эффективности методов управления;
  2.  Информатизацию учебного процесса,  обеспечивающую  различные формы компьютерного образования и значительно расширяющую возможности и повышающую  качество  образовательного  процесса;
  3.  Информатизацию  научной  деятельности,  обеспечивающую доступ к  различным  банкам  научной информации и электронным библиотечным фондам и активное участие сотрудников и студентов  в  российских и международных научных программах.
  4.  Внедрение существующих, а также разработка, развитие и применение новых информационных технологий,  создание технологической базы информатизации;
  5.  Подготовка кадрового состава и повышение «информационной» культуры пользователей.

Разработка и внедрение АИС еще раз доказала, что задача повышения эффективности управления вузом может быть решена и даст необходимый социальный и экономический эффект только при переходе от локальных подсистем управления вузом к интегрированной информационно-аналитической системе. Наша информационная система позволила охватить различные стороны учебного процесса, автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление финансами, позволила оперативно реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию, обеспечила информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза.

На примере АИС готовится комплект программ повышения квалификации директоров средних общеобразовательных школ, руководителей отделов информатизации вузов и ссузов, методические рекомендации с перечнем практических и лабораторных работ по внедрению данных методов управления учебными заведениями. По итогам анкетирования участников будут подведены итоги педагогического эксперимента по реализации задачам профессиональной подготовки специалиста педагогического профиля для управления учебным заведением в области ИТ.

Литература:

  1.  Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. Монография.- Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007.– 292 с.
  2.  Картузов А.В. Информационные технологии в совершенствовании управления учреждением образования // Информатизация образования – 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.- Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, 2007.- С. 215-220
  3.  Картузов А.В. Новые информационные технологии для автоматизации учебного и управленческого процессов / А.В. Картузов, С.О. Терентьев // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 4.- Чебоксары: Руссика, 2005.- С. 361-366
  4.  Картузов А.В. Роль информатизации в учебном процессе вуза / А.В. Картузов, Ю.П. Леванов // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект».- Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006.- С. 145–146


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39710. Маркетинговая информация 15.37 KB
  Выделяют следующие типы информации: 1 по месту сбора: а внутренняя любая информация полученная из финансовохозяйственной отчетности и документации фирмы предприятия организации; 6 внешняя информация собираемая за пределами организации в том числе подготовленная статистическими агентствами государственными и общественными организациями; информация публикуемая в СМИ; информация рекламного и коммерческого характера.; б вторичная уже существующая информация собираемая для различных других целей но может быть использована для...
39713. Понятие маркетинга, цели, принципы и функции маркетинга 17.15 KB
  Производственная: организация производственных товаров организация материальнотехнического снабжения управление качеством и конкурентоспособностью продукции. Сбытовая: организация системы товародвижения организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж реклама товарная политика организация сервиса ценовая политика. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля планирование и информационное обеспечение маркетинга организация системы коммуникаций на предприятии управление рисками.
39714. Этапы развития маркетинга 17.05 KB
  Так в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар важную роль играет количество товара а не его качество. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка поэтому либо вмешивается государство антимонопольная политика либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность препятствуя падению покупательского спроса. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к...
39715. Стратегическое планирование 15.63 KB
  Не используя преимущества стратегического планирования организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса очертить глобальные тенденции рынка понять какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании чтобы она стала...
39716. Основные компоненты стратегического планирования 15.71 KB
  В нем также раскрываются потенциальные препятствия с которыми предстоит столкнуться компании и пути их преодоления. Каждый хороший стратегический план должен содержать заявление о миссии компании. Оно должно быть кратким лаконичным объяснять причину существования компании и того чего она пытается добиться. Цели организации представляют собой пути посредством которых вы планируете выполнить миссию компании.
39717. Процесс управления маркетингом: планирование, организация, мотивация и контроль 19.66 KB
  Разработка комплекса маркетинга разработка товаров; установление цен на товары; методы распространения товаров; стимулирование сбыта товаров 4. Стратегия маркетинга это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках. Она включает главные направления маркетинговой деятельности фирмы и инструментарий комплекса маркетинга маркетингмикс с помощью которого разрабатывают и осуществляют маркетинговые мероприятия для достижения поставленных целей. Стратегия маркетинга показывает с каким продуктом на какие рынки с каким...
39718. Маркетинговый план 16.39 KB
  Анализ достигнутого уровня: историческая справка; ситуационный анализ; анализ продаж; анализ привлекательности отрасли; плановые ожидания прогнозы. В анализе достигнутого уровня предприятия дается историческая справка о его состоянии и деятельности и приводятся основные показатели деятельности предприятия в динамике. Дается описание рынка относительно его размера основных сегментов и потребностей покупателей проводятся анализ факторов среды обзор основных товаров приводятся перечень конкурентов и их оценка показаны каналы...