88167

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ИТ-УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Системы управления учебным заведением должны решать задачи учета планирования контроля обмена информацией документооборота. Применение автоматизированной информационной системы для образовательных учреждений должно насытить информационную среду учебного процесса следующими возможностями: автоматизация...

Русский

2015-04-26

41 KB

1 чел.

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА

ИТ-УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Картузов А.В., Чебоксары

Для выбора способов и средств управления учебным процессом автором было проведено комплексное исследование на примере высшего учебного заведения [1].

Системы управления учебным заведением должны решать задачи учета, планирования, контроля, обмена информацией, документооборота. Ключевым фактором построения АИС является единая техническая политика, стандартизация, унификация и интеграция компонентов с обязательными исследованиями в области построения инфологических моделей системы образования. Кроме того, система должна быть адаптируемой к изменениям в Российском образовании и применению в различных учебных заведениях: средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

Применение автоматизированной информационной системы для образовательных учреждений должно насытить информационную среду учебного процесса следующими возможностями:

  •  автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости аудиторий, формирование учебных планов);
  •  поддержка электронной формы документооборота, доступность всех нормативных документов;
  •  доступность и открытость результатов учебного процесса (электронные журналы и рейтинги учащихся и учителей);
  •  мониторинг качества образования (анализ и формирование отчетов по результатам обучения);
  •  хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;
  •  наличие достаточного объема цифровых образовательных ресурсов;
  •  обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса,  доступность всех информационных ресурсов внутри учебного заведений.

Создание информационной среды позволит учителю реализовать следующие возможности:

  •  доступность и большой объем информационных ресурсов как внутри школы, так и дома;
  •  наличие электронных инструментов подготовки и проведения уроков разного типа (демонстрация, тренинг, контроль);
  •  автоматизация в выведении четвертных и годовых оценок;
  •  активизация к использованию разных педагогических технологий (программное обучение, проектный метод, развивающее обучение и др.);
  •  более тесное сотрудничество с родителями;
  •  возможность обмена методическими разработками с педагогами своей школы и коллегами из других школ, выполненных в едином формате;
  •  привлечение к учебному процессу специалистов разного уровня;
  •  реализация дифференцированного обучения;
  •  построение индивидуальной траектории обучения для отдельных групп учащихся (одаренные дети, дети-инвалиды и др.).

В результате проведенных работ достигнута одна из главных целей информатизации сферы управления учебным заведением - эффективное обеспечение высшего руководства института и руководителей подразделений достоверной стратегической и оперативной информацией, поддержка принятия решений административно-управленческим персоналом.

Информатизация учебного заведения позволила осуществить решение целого ряда сложных научных, производственно-технических и социальных задач:

  1.  Информатизацию органов управления,  обеспечивающую реализацию новых функций и совершенствование качества и эффективности методов управления;
  2.  Информатизацию учебного процесса,  обеспечивающую  различные формы компьютерного образования и значительно расширяющую возможности и повышающую  качество  образовательного  процесса;
  3.  Информатизацию  научной  деятельности,  обеспечивающую доступ к  различным  банкам  научной информации и электронным библиотечным фондам и активное участие сотрудников и студентов  в  российских и международных научных программах.
  4.  Внедрение существующих, а также разработка, развитие и применение новых информационных технологий,  создание технологической базы информатизации;
  5.  Подготовка кадрового состава и повышение «информационной» культуры пользователей.

Разработка и внедрение АИС еще раз доказала, что задача повышения эффективности управления вузом может быть решена и даст необходимый социальный и экономический эффект только при переходе от локальных подсистем управления вузом к интегрированной информационно-аналитической системе. Наша информационная система позволила охватить различные стороны учебного процесса, автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление финансами, позволила оперативно реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию, обеспечила информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза.

На примере АИС готовится комплект программ повышения квалификации директоров средних общеобразовательных школ, руководителей отделов информатизации вузов и ссузов, методические рекомендации с перечнем практических и лабораторных работ по внедрению данных методов управления учебными заведениями. По итогам анкетирования участников будут подведены итоги педагогического эксперимента по реализации задачам профессиональной подготовки специалиста педагогического профиля для управления учебным заведением в области ИТ.

Литература:

  1.  Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. Монография.- Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007.– 292 с.
  2.  Картузов А.В. Информационные технологии в совершенствовании управления учреждением образования // Информатизация образования – 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.- Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, 2007.- С. 215-220
  3.  Картузов А.В. Новые информационные технологии для автоматизации учебного и управленческого процессов / А.В. Картузов, С.О. Терентьев // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 4.- Чебоксары: Руссика, 2005.- С. 361-366
  4.  Картузов А.В. Роль информатизации в учебном процессе вуза / А.В. Картузов, Ю.П. Леванов // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект».- Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006.- С. 145–146


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3299. Внеклассное мероприятие Знай и люби свой край 34.5 KB
  Внеклассное мероприятие Знай и люби свой край Конкурс 1. Лекарственные растения. 1.Перечислите правила сбора лекарственных растений (нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные ...
3300. Внеклассное мероприятие. Семья, как много в этом слове 37 KB
  Семья, как много в этом слове Цели внеклассного мероприятия: сформировать уважение к членам семьи, сформировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Задачи внеклассного мероприятия: сформировать представлен...
3301. Внеклассное мероприятие на тему: 30 KB
  Формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, людям другой национальности Задачи: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”. Учить находить ком...
3302. Подумай, оглянись вокруг, реши – что важно в жизни для твоей души 34.12 KB
  Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни среди подростков "Подумай, оглянись вокруг, реши – что важно в жизни для твоей души…" 10–11-й классы Оборудование: тематические плакаты, выставочный стенд художественной литерату...
3303. Законність та відповідальність у державному управлінні 24.29 KB
  Досягненню зазначених цілей служать такі основні принципи здійснення юридичної відповідальності: відповідальність лише за поведінку, а не за думки; відповідальність тільки за протиправні діяння і тільки при наявності вини (презумпція невинності); законність, справедливість, доцільність і невідворотність.
3304. Внеклассное мероприятие. Суд над ядерной энергией 33.96 KB
  Внеклассное мероприятие по предмету «Физика». Тема:  «Суд над ядерной энергией». Тип мероприятия: ролевая игра Цели и задачи: • Обобщить теоретический материал по применению ядерной энергии • Показать грандиозные успехи в использовании ядерной ...
3305. Методы получения 3-амино-4-(5-R-1,3,4-оксадиазол-2-ил) фуразанов и их физико–химические свойства 197.5 KB
  Исследования в области поиска эффективных методов получения гетероциклических веществ для изучения связи «структура-свойство». 1,3,4-оксадиазольные основания вошли в практику терапии ряда патологических заболеваний вследствие их способности к образованию одного из универсальных регуляторов клеточного метаболизма – оксида азота...
3306. Внеклассное мероприятие по технологии В гостях у Золушки 30.5 KB
  Внеклассное мероприятие по технологии «В гостях у Золушки!»? 5 класс Внеклассное мероприятие по технологии «В гостях у Золушки!» среди учащихся 5-х классов. 02.03.2012г. Подготовила и провела учитель технологии Максимова Ирина Ивановна.Ведущий: Не за...
3307. Игра – соревнование бригад Скорой помощи 26.72 KB
  Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 8 классов. Форма проведения: Игра – соревнование бригад «Скорой помощи». Цель: Мотивировать детей к более тщательному изучению предмета, наглядно продемонстрировать значение знаний о строении и ф...